Главная » 2009»Февраль»22 » Признание Абхазии и Южной Осетии показало - процесс, запущенный в Косово, остановить невозможно: интервью Мирослава Йовановича
Признание Абхазии и Южной Осетии показало - процесс, запущенный в Косово, остановить невозможно: интервью Мирослава Йовановича
16:47
Признание Абхазии и Южной Осетии показало - процесс, запущенный в Косово, остановить невозможно: интервью Мирослава Йовановича
Год назад, 17 февраля 2008 года, входящий в состав Сербии край
Косово и Метохия в одностороннем порядке провозгласил свою
независимость, которая в нарушение всех резолюций Совбеза ООН
была поддержана ведущими западными державами. Ситуацию в Косово и
Сербии, сложившуюся на сегодняшний день, а также последствия
"косовского прецедента" для мирового сообщества анализирует в интервью
корреспонденту ИА REGNUM сербский эксперт, профессор Белградского университета Мирослав Йованович.
ИА REGNUM: Что,
на ваш взгляд, изменилось за год после признания Косово США и
большинством стран ЕС как для Косово, так и для Сербии? Добился ли
Запад своих целей, признав самопровозглашенную сербскую провинцию? Не
стало ли Косово заложником своей независимости, учитывая резкое падение
уровня жизни в крае за последний год? Что реально потеряла Сербия
вместе с Косово?
Сложный вопрос. Если рассуждать формально,
можно сказать, что кое-что и изменилось. Допустим, ряд стран
(самостоятельно, или под прямым или косвенным натиском США) пошли на
признание самопровозглашенной независимости сербского края Косово. В то
же время Сербия (заручившаяся немалой поддержкой России), вопреки
этому, одержала крупную дипломатическую победу в ООН, добившись решения
о передаче иска о провозглашении независимости Косово на рассмотрение
международного суда в Гааге. С другой стороны, по существу, практически
ничего не изменилось. Косово контролируют международные силы - оно на
практике является протекторатом США и ЕС. Все политические субъекты
края находятся под прямым или косвенным контролем преступных
группировок. Основу экономики края составляет деятельность этих
преступных группировок: контрабанда наркотиков, табака, автомашин,
торговля людьми и т.д. Нет даже видимости самостоятельной и независимой
судебной системы. Если же рассматривать проблему в глобальном масштабе,
изменилось очень и очень многое. Нормы международного права, которые
существовали до провозглашения независимости Косово, на практике больше
не существуют, и восстановить их никому не под силу. Это уже
невозможно. Одним словом, процесс пошел, и кто, как, когда и где его
остановит, непонятно. Это наглядно и четко показало признание Абхазии и
Южной Осетии. Поэтому говорить, что Запад добился своих целей (или
вообще чего-то добился), можно, только не учитывая (или даже отрицая)
реалии международной политики, сложившиеся после провозглашения
независимости края Косово и его признания рядом западных стран.
Наконец, на ваш вопрос о том, что реально потеряла Сербия вместе с
Косово, можно ответить по-разному. Но если говорить принципиально,
учитывая точку зрения сербского государства и политической элиты, -
Сербия Косово не потеряла. Это официальная точка зрения практически
всех, за исключением одной, политических партий в Сербии, это твердая
позиция президента страны, правительства, МИД, парламента, включая и
оппозицию. Совсем другой вопрос, насколько эта позиция является
реалистичной, и насколько последовательно Сербия сможет сохранять и
отстаивать ее в будущем. Точно так же сербская политическая и
интеллектуальная элиты пока не представляют себе ответа на другой
гипотетический вопрос: как завтра, после "возвращения" Косово в Сербию,
и албанцев в политическую жизнь страны, будет функционировать
политическая и общественная жизнь Сербии?
ИА REGNUM: Насколько
реально осуществление проекта "Великая Албания"? Понимает ли, на ваш
взгляд, Европа те угрозы, которые представляет, в первую очередь, для
ее безопасности реализация этого проекта? Будет ли ЕС и дальше
поддерживать политику США в этом вопросе или есть предпосылки для
переоценки и пересмотра европейской политики?
Проект "Великой
Албании" - это та мета-идея, к которой тяготели и тяготеют поколения
албанской политической и интеллектуальной элиты. Косово - лишь первый
этап на пути ее окончательной реализации. Это можно проследить на всех
уровнях, от идеологии до быта. Уже сейчас строится магистральная
автодорога Приштина - Тирана (т.е. Косово - Албания). Так что в этом
вопросе не видно каких-либо изменений. Вообще, для того чтобы албанские
элиты отказались от идеи "Великой Албании", что-то должно радикально
измениться или в мире, или внутри албанского народа, чтобы сама идея
стала неосуществимой. А ни того, ни другого в обозримом будущем не
наблюдается. С другой стороны, когда речь заходит об отношении Европы к
Косово, то надо учитывать, что Европа не является одним целым в
политическом смысле. Она представляет собой хрупкий баланс между
"старой" и "новой" Европой, и их более или менее скоординированной
политикой по отношению к США и в последнее время особенно по отношению
к России. Поэтому, когда говорится о политике Европы по отношению к
Косово, надо учитывать, что о единой политике таких стран как,
допустим, Латвия и Греция, и речи быть не может. Они совсем по-разному
воспринимают проблему Косово. Даже невзирая на позицию США.
ИА REGNUM: Европарламент
5 февраля принял резолюцию, призывающую 5 стран ЕС - Испанию, Грецию,
Кипр, Румынию и Словакию - признать независимость Косова. Эти страны в
очередной раз отказались сделать это и подтвердили неизменность своих
позиций по данному вопросу. Как вы считаете, чем это вызвано? Наличием
собственного "Косово" в случае Кипра, и потенциальных "Косово" у
Румынии, Испании и Словакии? Солидарностью с Кипром в случае Греции?
Или мотивация этих стран гораздо шире собственных интересов?
Нет
там никакой "широты" и идеализма, или даже намека на них. В принципе,
все они соблюдают сугубо практические собственные интересы. Им самим
достаточно "своих" сепаратистских анклавов (в Греции, кстати, заметное
число албанского населения, которое старается регулярно ставить на
повестку дня вопрос о территориальной автономии именно тех территорий
на северо-западе страны, которые "входят" в проект "Великой Албании").
Все эти страны рассматривают "прецедент Косово" как возможную реальную
угрозу своей целостности в обозримом будущем. А после признания Абхазии
и Южной Осетии - в особенности.
ИА REGNUM: В
августе 2008 года России признала Абхазию и Южную Осетию. Кроме
Никарагуа, все остальные государства мира и, в первую очередь,
признавшие Косово, категорически воспротивились этому решению и
вспомнили о принципе территориальной целостности, вновь заговорили об
"уникальности" и "беспрецедентности" косовской ситуации. Насколько, на
ваш взгляд, обоснованны эти утверждения? Действительно ли случай Косово
уникален, и в чем тогда его отличие от ситуаций в Абхазии, Южной
Осетии, Карабахе, Приднестровье, Турецкой Республики Северного Кипра,
признанной только Турцией?
Ровно год назад, США и ряд ведущих
стран Запада, вопреки предупреждениям с различных сторон, сделали из
Косово прецедент в международном праве. С этого момента, несмотря на
возмутительную риторику и пропаганду США и Запада, о какой бы то ни
было "уникальности" и "беспрецедентности" косовской ситуации невозможно
даже и думать. Прецедент - это просто факт, четко проявивший себя в
августе 2008 года - спустя полгода после провозглашения независимости
Косово. Нравится это кому-то или нет - другой вопрос. А к чему этот
прецедент может привести в будущем, можно только догадываться. В Европе
уже существуют такие организации как, например, European Free Alliance
(представляющая собой нечто среднее между НПО и политической партией),
которая даже имеет представителей в Европарламенте. Эта организация
поставила своей целью раздробление Европы (за исключением Германии) на
ряд мелких стран. На карте Европы, составленной этой организацией, на
территории Англии можно наблюдать четыре государства, Франции - 6-7,
Испании - 7, Бельгия и Австрия больше не существуют и т.д. Я не хочу
сказать, что речь идет о реальной политической силе и реальной
политической угрозе. Но, к этому с трудом можно отнестись, как к
чему-то вроде научной фантастики или политического фэнтези. Это одна из
реалий политической жизни современной Европы. Попытки обособления
территориального, культурного или национального самосознания и
самоидентификации того или иного края всегда существовали. Такие
тенденции всегда сдерживались принципом территориальной целостности,
который отменен именно в случае Косово. В отличие от развала
социалистических федераций в начале 1990 гг. (СССР, ЧССР и СФРЮ), когда
развал шел до уровня республик, вопрос Косово, в этом смысле, на
ступеньку ниже, поскольку речь идет о крае, который являлся
неотъемлемой частью Сербии с 1913 года. Если в этом ракурсе смотреть на
прецедент Косово, тогда он выглядит совсем по-другому.
ИА REGNUM: Возможно
ли в ближайшем будущем продолжение этого "парада суверенитетов" в
случае с упомянутыми Приднестровьем и Карабахом, Республикой
Подкарпатская Русь, объявившей о "восстановлении своей
государственности" и намерении выйти из состава Украины почти сразу
после самопровозглашения Косово? Другими, сложными с
территориально-этнической точки зрения, регионами мира?
Думаю - да! Частично я уже ответил на этот вопрос. И добавлю только,
что процессы в истории никому не под силу остановить. Политика
"контролируемого хаоса", проводимая США, имеет свои, довольно
серьезные, ограничения. Так, по мере ослабления США (а оно на фоне
сложившегося финансового и экономического кризиса может только
усугубиться), процесс будет только усиливаться. А если учесть, что
границы в Европе кажутся еще довольно прочными по сравнению с границами
в Африке, где они воссоздавались линейкой, то можно представить себе
возможные масштабы прецедента Косово.