Фото VOA. Стивен Коэн, Дмитрий Саймс и Селест Уолландер
В обсуждении перспектив «перезагрузки», состоявшейся в нью-йоркском
Совете по международным отношениям, приняли участие Селест Уолландер –
заместитель помощника министра обороны США по вопросам отношений с
Россией, Украиной и Евразией – и двое видных американских кремленологов
– профессор Нью-Йоркского университета Стивен Коэн и президент
Никсоновского центра Дмитрий Саймс.
Тон дискуссии задал профессор Коэн, заявивший, что «перезагрузка» может
обернуться провалом, так как США и Россия расходятся в оценках причин
ухудшения двусторонних отношений, кульминацией которого стала
«опосредованная война в Грузии» в августе прошлого года. По словам
Стивена Коэна, в Вашингтоне преобладает мнение, согласно которому
отношения между США и Россией ухудшились девять лет назад, когда к
власти в Кремле пришел Владимир Путин. В Москве ситуацию оценивают
иначе: здесь принято считать, что после распада СССР Соединенные Штаты
игнорировали интересы Москвы и не выполняли своих обещаний. Более того,
даже после объявления «перезагрузки» стороны связывают с этим процессом
разные ожидания, считает профессор Коэн. Недавно вернувшийся из Москвы
политолог констатировал, что многие в российской столице разочаровались
в «перезагрузке», ибо не видят реальных изменений в американской
внешней политике.
С выводами профессора Коэна в целом согласился и Дмитрий Саймс.
«Тональность отношений значительно улучшилась, однако о реальном
прогрессе в вопросах, вызывающих противоречия, говорить не приходится,
– отметил президент Никсоновского центра, в начале октября побывавший в
Москве одновременно с госсекретарем США Хиллари Клинтон. – Американская
администрация хочет обсуждать Иран, соглашение о стратегических
вооружениях и возможности экономического сотрудничества. Москва прежде
всего хотела бы обсудить положение на постсоветском пространстве. Там
хотели услышать, что подход к этому вопросу со стороны администрации
Обамы будет фундаментально отличаться от подхода его предшественника.
Однако ничего подобного они не услышали».
Оба политолога отметили, что администрация Обамы посылает России
невнятные, а зачастую и противоречивые сигналы. Защищать политику
американской администрации пришлось сотруднице Пентагона Селест
Уолландер. «Перезагрузку» она охарактеризовала как «попытку положить
конец колкостям и брани, отравившим американо-российские отношения в
последнее время».
«Президент Обама был намерен «перезагрузить» атмосферу с тем, чтобы
попытаться наладить сотрудничество по тем направлениям, где это
возможно, и обсудить наши разногласия», – продолжила Селест Уолландер.
По ее словам, последние 8 месяцев были «необыкновенно продуктивными» с
точки зрения американо-российских отношений. Вот лишь некоторые
достижения: соглашение о транзите американских военных грузов в
Афганистан через российское воздушное пространство, достигнутое во
время июльского саммита в Москве соглашение о военном сотрудничестве,
предусматривающее проведение по меньшей мере 20 мероприятий с участием
американских и российских военных, возобновление переговоров о
сокращении стратегических наступательных вооружений, сотрудничество по
проблемам, связанным с иранской ядерной программой, а также «обсуждение
вопросов евразийской безопасности, не всегда привлекающие внимание
СМИ».
Селест Уолландер признала, что именно с последними связаны наибольшие
трудности, ибо речь идет, в частности, о ситуации на постсоветском
пространстве, которое президент Медведев объявил зоной
привилегированных интересов России. Во время недавнего турне по
Восточной Европе вице-президент Джозеф Байден заявил, что США «не
потерпят этого и не будут в этом участвовать». Он подчеркнул также, что
ни у кого не должно быть «права вето, ограничивающего право любого
государства – как в Европе, так и в любой части света – самостоятельно
принимать решения о том, в каких союзах или организациях ему состоять».
По словам Селест Уолландер, вопрос в том, сумеет ли Россия отказаться
от иллюзий и признать, что «советская эра прошла и «холодная война»
закончилась». «Россия – полноправный член международного сообщества, –
сказала она, – и она может рассчитывать на уважение своей
независимости, суверенитета и территориальной целостности. Но те же
самые принципы применимы и к соседям России. Соединенные Штаты ожидают
от России соблюдения тех же правил, которые международное сообщество
соблюдает по отношению к ней».
Однако Стивен Коэн не согласился с этим, отметив, что Соединенные Штаты
и сами не всегда играют по правилам. Он напомнил, что в течение
последних 20 лет США всячески способствовали продвижению НАТО на
восток, что воспринимается Россией как угроза ее безопасности.
«Представьте себе реакцию президента Обамы, если бы в один прекрасный
день российские военные базы обнаружились в Канаде, в Мексике, на Кубе
и в Венесуэле, – заявил профессор Коэн. – Президенту пришлось бы жестко
отреагировать, иначе ему грозил бы импичмент».
По мнению политолога, решить проблему можно, прекратив расширение НАТО.
Лишь после этого Москва и Вашингтон смогут найти возможность
гарантировать суверенитет Грузии и Украины, считает Стивен Коэн. В этой
связи он положительно отозвался о модели «финляндизации», которую
американские политологи обычно отвергают. «Как бы мы ни смеялись над
«финляндизацией», финский народ процветает, – подчеркнул он, – тогда
как грузинский и украинский народы ничего не выиграли в результате
безрассудной политики, проводимой с обеих сторон».
В ответ на это Селест Уолландер отметила, что сегодня Россия активно
взаимодействует с НАТО. «Несмотря на выражаемое Россией беспокойство в
связи с расширением НАТО, к чему мы относимся со всей серьезностью,
российское правительство заинтересовано в обсуждении в рамках НАТО
проблем европейской безопасности», – подчеркнула она.
В дискуссии приняли участие и другие эксперты. Директор нью-йоркского
отделения российского Института демократии и сотрудничества Андраник
Мигранян указал на противоречивые заявления со стороны представителей
администрации США – и в частности, на выступления вице-президента
Байдена в Грузии, а также в Украине и иных странах Восточной Европы.
Кто в действительности определяет американскую внешнюю политику? – так
сформулировал проблему российский аналитик. В ответ Селест Уолландер
недвусмысленно заявила, что внешнюю политику США формирует президент
Обама, исходя из национальных интересов США, включающих соблюдение
суверенитета и независимости соседей России.
Однако, по мнению Дмитрия Саймса и Стивена Коэна, администрации США
необходимо учесть реальное положение дел и определить, откуда исходит
подлинная угроза национальной безопасности страны. По мнению обоих
политологов, их источником является не Россия, но Афганистан и Иран. По
словам профессора Коэна, и в Москве, и в Вашингтоне идет борьба за
внешнеполитический курс.
В интервью Русской службе «Голоса Америки» Андраник Мигранян заявил,
что «для всех здравомыслящих людей очевидно, что угрозы и вызовы
американским интересам не исходят от России». «Российская сторона
хотела бы получить от Вашингтона более ясные сигналы о том, что США
готовы признать и учитывать российские интересы и озабоченности на
постсоветском пространстве, – подчеркнул политолог. – Для России это
жизненные интересы, а не факультативные. Относительно того, что
Уолландер говорила о принципах уважения территориальной целостности и
независимости: никто не ставит под сомнение ни территориальную
целостность, ни суверенитет этих государств. У России было немало
возможностей вмешаться во внутренние дела своих соседей, но Россия
никогда этим не занималась. А что касается Южной Осетии и Абхазии, то
эти проблемы возникли еще до распада Советского Союза. Они не были
созданы новой Россией, и грузины должны винить в первую очередь самих
себя».
Еще один участник дискуссии – директор Центра изучения стран с
переходной экономикой при Колумбийском университете Падма Десаи –
сказала в беседе с корреспондентом «Голоса Америки», что российскому
руководству следует более четко определить свои интересы на
постсоветском пространстве. «Если бы они открыто сказали, что они не
возражают против того, чтобы Украина и Грузия стали государствами с
открытой рыночной экономикой и либеральной политической системой, то
это способствовало бы стабилизации и экономическому развитию, –
отметила профессор Десаи. – То, что российское руководство не хочет
превращения этих стран в военные форпосты НАТО, вполне понятно. Но я
думаю, что вопрос об их вступлении в НАТО отложен навсегда».
В целом профессор Десаи относится к перспективам «перезагрузки» более
оптимистично, чем ее коллеги, предупреждая, однако, что слишком быстрых
результатов ожидать не следует. «Холодная война» длилась 50 лет, –
отметила Падма Десаи, – и преодоление ее последствий – долгий и сложный
процесс».
Источник: