2009-11-24 / Татьяна Ивженко
Россия обещает в декабре перечислить КБ им. Антонова 150 миллионов рублей на испытания новой модели самолета. Фото Reuters
|
Правительственные рабочие группы Украины и РФ сейчас готовят к
подписанию до нового года пакет документов об углублении экономического
сотрудничества. Глава украинского правительства Юлия Тимошенко сообщила
по итогам переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным в
пятницу, что основные проекты сосредоточены в авиастроении,
машиностроении и ядерной отрасли. Экономисты отмечают, что документы о
кооперации в перечисленных сферах готовятся с весны 2008 года, однако
до украинских президентских выборов могут быть подписаны только в виде
деклараций о намерениях.
О том, что Владимир Путин фактически поддерживает претендующую на
пост президента Украины Юлию Тимошенко, и украинские, и российские
эксперты говорят давно и почти в один голос.
В доказательство приводят и покладистость «Газпрома» в том, что
касается ненаказуемого уменьшения объемов газа, потребляемого Украиной,
и заявленные премьерами двух стран двусторонние соглашения,
направленные на углубление кооперации в авиастроении и ядерной отрасли.
Однако при этом политологи и политики уверяют: реальные документы будут
подписаны только после выборов, то, что сегодня обещают Путин и
Тимошенко, – всего лишь предвыборный аванс Владимира Владимировича Юлии
Владимировне.
Между тем сама Тимошенко заявила, что профильные министерства уже
практически завершили работу над проектом стратегического контракта о
сотрудничестве в сфере ядерной энергетики до 2020 года. Члены
украинской делегации уточнили, что этот документ включает и
долгосрочный договор о поставках в Украину российского ядерного
топлива, который планировалось подписать еще в июле сего года; и
участие украинской стороны в работе центра по обогащению урана; и самое
главное – участие России в достройке энергоблоков на украинских атомных
станциях, а также в строительстве по российской технологии в Украине
завода по производству ядерного топлива для АЭС.
Эксперт украинского Агентства атомных новостей Илона Заец отметила,
что ничего нового в этих проектах нет – документы обсуждаются весь год.
«Думаю, меморандум о намерениях будет подписан накануне президентских
выборов в Украине. Но реализация договоренностей останется под
вопросом, даже если Юлия Тимошенко станет президентом. Ведь все
вопросы, связанные с атомной энергетикой, по украинскому
законодательству должны решаться Верховной Радой. А ведь есть еще ряд
технологических вопросов, начиная от разработки и утверждения
технико-экономического обоснования проектов и заканчивая выбором
площадок и общественными слушаниями», – отмечает эксперт.
Юлия Тимошенко сообщила еще о двух масштабных направлениях
сотрудничества с РФ – в машино- и самолетостроении. Украинские
ведомства не раскрывают содержание готовящихся документов. На сама
Тимошенко коротко пояснила их суть: до конца года правительства
планируют подписать протокол о кооперации предприятий на 2010 год. Она
сказала, что в первую очередь речь идет о машиностроителях, которые
приобрели успешный опыт сотрудничества в текущем году и будут развивать
его в дальнейшем.
Источник, близкий к правительству, напомнил «НГ», что кооперация
украинских и российских предприятий – не изобретение Юлии Тимошенко:
«Такие протоколы подписывались начиная с 1998 года. Периодически в
программу кооперации включалось до тысячи предприятий, для которых
решением правительства упрощалась процедура поставки комплектующих и
узлов. Эту схему использовали производители авиационной и медицинской
техники, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной и строительной
техники и др.».
Вместе с тем собеседник «НГ» обратил внимание на слова Владимира
Путина, который в Ялте назвал показатели товарооборота между Украиной и
Россией. «С Украиной у нас спад большой в торговом обороте: Украина
пропустила вперед Белоруссию, которая заняла первое место как
торгово-экономический партнер РФ», – сказал российский премьер. По его
словам, на сегодня украинско-российский товарооборот не дотягивает до
15 млрд. долл. в год, хотя до кризиса составлял около 25 млрд. долл., а
эксперты два года тому назад прогнозировали рост до 40 млрд. долл.
«Поэтому проект кооперации в сложившихся условиях – это программа не
развития, а выживания», – считает собеседник «НГ».
Экономический аналитик Игорь Луценко согласен с этим мнением. Он
отметил, что в условиях кризиса главной проблемой украинских и
российских производителей стало не наращивание объемов производства, а
поиск рынков сбыта. «Российская сторона всегда доминировала в этом
вопросе – у россиян есть отлаженная система, технологии работы и
опытные специалисты. Захотят ли они «поделиться» с украинскими
предприятиями – вопрос», – отметил он. По словам эксперта, ранее на
уровне предприятий всегда был запрос на сотрудничество, однако его
реализация тормозилась политическими причинами. «Украина была и
остается субъектом в этой системе отношений, а Россия является
объектом. Поэтому о развитии экономического сотрудничества можно будет
говорить только после выборов в зависимости от оценки российской
стороной их победителя», – пояснил Луценко.
Исключением из этого правила могло бы стать авиастроение, в котором
существует объективная необходимость украинско-российской кооперации.
Юлия Тимошенко предложила Владимиру Путину на уровне правительств
обменяться миноритарными пакетами акций государственных авиационных
предприятий. Она пояснила, что это позволит возродить проект
производства самолета Ан-70, а также продолжить работу над проектами
Ан-140, Ан-148 и Ан-124-100. Ожидается, что ответ на предложение
Тимошенко прозвучит ближе к новому году. Эксперты, отмечая, что кризис
является благоприятным временем для концентрации усилий в этой
высокотехнологичной сфере и для выхода в будущем на внешние рынки,
одновременно обращают внимание на тот факт, что ни у России, ни тем
более у Украины сейчас нет свободных средств для инвестирования столь
масштабных проектов.
Руководитель экономических программ Центра им. Разумкова Василий
Юрчишин сказал «НГ»: «Между Украиной и Россией подписано множество
прекрасных документов, позволяющих развивать экономическое
сотрудничество. Но большинство из них не реализуется. Кроме того,
подготовка масштабных межгосударственных проектов часто происходит в
непубличной плоскости – никто точно не знает условий соглашений».
Эксперт уверен, что и на сей раз Юлия Тимошенко поторопилась заявлять о
прорыве в украинско-российских экономических отношениях, поскольку до
президентских выборов никаких радикальных перемен в этой сфере не
произойдет.
Киев
Источник: