Желание Леонида Черновецкого сэкономить на уборке фактически лишило город чистых источников воды: новогодний снег, растаяв, унес под землю хлориды, нефтепродукты, тяжелые металлы и другие «радости» таблицы Менделеева. Хотя по закону снежные массы должны вывозиться на специальные полигоны и проходить обработку — слишком опасны для человека и окружающей среды как оседающие на снегу выхлопы машин, так и сами реагенты. Но как мэр мог отказаться от возможности на «шару» заработать: ведь если в Москве 1 см снега стоит 70 миллионов рублей, то в Киеве эта цифра не менее привлекательна, хоть и в гривнах…
У вас еще нет аллергии? Не переживайте — она уже идет к вам! Именно период таяния, когда влага, перемешанная с «химией» начинает испаряться, по мнению врача-аллерголога Инны Тищенко, является наиболее опасным для человека. И возникшее в это время недомогание, головная боль и кашель могут быть вызваны отнюдь не вирусом гриппа — а парами реагента. Не даром же в Европе тротуары посыпают исключительно мраморной или гранитной крошкой: она не несет опасности, а главное — весной крошку собирают, моют, высушивают и используют ее на следующий год! В Украине же в целом и в Киеве в частности применяют как техническую соль (которая имеет особенность заодно со снегом «разъедать» кузова, колеса автомобилей, обувь прохожих, а также вставки электропроводов), так и жидкий реагент — 28% раствор хлористого кальция модифицированного (ХКМ). Одним из главных минусов ХКМ является короткий срок действия реагента — 3 часа, из-за чего дороги в течение суток необходимо обрабатывать несколько раз. Но главное — хлористый кальций вызывает аллергию у людей, разъедает металл автомобилей и вызывает ожоги у животных. При попадании на кожу такой «химии» больше всего страдают лапы животного, а если реагент через даже небольшую ранку проникает в организм и непосредственно в кровь — это, хоть и в крайних случаях, но может вызвать смерть.
С другой стороны, в столичные ветлечебницы собаки с ожогами от реагентов в очереди не стояли. Более того: снега и льда было столько, что народ все новогодние каникулы по городу мог нормально передвигаться разве что в «кошках» — спецснаряжении для альпинистов. Только в Больницу скорой медицинской помощи каждые два дня обращаются 80 человек — вдвое больше обычного. Взахлеб работают всю зиму и травмопункт на Красном хуторе, и другие медучреждения столицы: последние «поступления» на больничные койки случились аккурат на построждественский уик-энд. И если сегодня по пути на работу вы не сломали себе одну из конечностей или, в лучшем случае, не набили синяков — значит, вы либо все еще не вышли из-за новогоднего застолья, либо-таки старик Дарвин не ошибся и вы являетесь прямым потомком обезьян. Поскольку, несмотря на то, что каждый киевлянин ежемесячно из своих доходов платит в казну (в том числе и на чистку улиц), травмопункты не успевают принимать ломающих конечности на столичных улицах. Гипс, естественно, накладывают за счет упавших — о бесплатной медицине в столице помнит разве что медсестра при Киевраде. Хотя как и на снег, так и на здоровье киевлян миллионы гривен бюджетом выделены. Вот только кем оприходованы?
А ведь Украинский Гидрометцентр заранее предупредил о потеплении и мокром снеге — дабы мэрия успела подготовится к гололедице, а главное — наконец-то озаботилась сосульками на домах, от падения которых даже шахтерские каски не спасают. Говорили и о возможном повторении недавнего «древопада» — когда под тяжестью мокрого снега в столице ломались деревья. Как выяснилось, не только непогода виновата в том, что ветки обрывали электропровода и останавливали электрички. По мнению экологов, «экономисты» из Киевской горадминистрации так почистили ряды «Киевзеленстроя», что теперь просто некому проверять «здоровье» деревьев в наших дворах и вовремя убирать засохшие, больные ветки. Не удивительно, что на центральных улицах города деревья сползали со склона во дворе и завалили припаркованные машины. Как это произошло на улице Саксаганского, где поломанные деревья до сих пор не убраны, а жильцы готовят коллективную «телегу» — приложение к искам от страховиков. Юристы настроены серьезно «пощипать» мэрию — ведь помимо сокращенных специалистов, наблюдается еще одна интересная тенденция: практически все тендеры на так называемый «капитальный ремонт уличных насаждений»(!) в 2009 году выигрывала компания АТЗТ «Укрмашпром», у которой нежные связи с замом мэра Денисом Басом. Примечательно, что «реконструкция» большей частью коснулась улиц и парковых зон на Левом берегу столицы, где большей частью недавно падали и ломались деревья.
«ЛЕТУЧИЕ ГОЛАНДЦЫ» НА ЗАЧИСТКЕ
Как получить компенсацию от Черновецкого и его команды стоит подумать и тем, кто разбил ноги и руки из-за нерадивости мэрии — ведь и пробитые сосульками головы тоже бесплатно лечить никто не будет. Хотя должны. А раз водители исправно платят транспортный сбор, а рядовые киевляне — налоги, то вполне могут обращаться в суд в связи с невыполнением обязанностей "Киевавтодором” — и требовать компенсации.
Ничего не мешает и Генпрокуратуре проконтролировать, чтобы иски эти по дороге в суд не потерялись, да спросить у Черновецкого и его «соколят», куда делись бюджетные деньги, направленные на подготовку дорог к зиме, и почему „Киевавтодор” за этот год не закупил ни одной единицы снегоуборочной техники. Куда исчезли реагенты, о которых мы говорили выше — тоже вопрос, на который могла бы ответить прокуратура.
Впрочем, в мэрии сейчас и спрашивать-то некого: главный городской чиновник еще 25 декабря укатил во внеочередной отпуск — оплачиваемый, как обычно, киевлянами. Последний раз Леонид Михайлович отдыхал с 19 по 24 октября, а до этого и летом гулял, и полвесны, да и прошлой зимой все его в южные края тянуло — то под израильское солнышко, то на европейские курорты. И что, интересно, сваливает мэр из города аккурат во время очередной проблемы: когда Киевэнерго отключает поставщиков, или столичная канализация грозит очередным катаклизмом, или снегопад зимой разгребать надо. Сильно нервируют подобные авралы Черновецкого — раз он постоянно вверенное ему хозяйство на помощников оставляет. На сей раз взвалил он ношу не на первого зама, более опытного Анатолия Голубченко, а на юного «пионера» Дениса Басса, который после очередного снегопада отрапортовал: все нормально, панове, все 298 единиц снегоочистительной техники трудятся в полном объеме.
То, что горожане результатов этого труда не заметили — видимо, побочный результат того, что живут в «неправильных» местах: районе Леси Украинки, например, или на Позняках, или на Оболони. Кто ж вам доктор, граждане, что вы не построили домик в Конче-Заспе? Здесь трасса расчищена постоянно — снежинки не успевают на асфальт сесть, как их заботливо «слизывает» снегоуборочная машинка. А вот фразу Басса о том, что техника не только трудилась в полном объеме, но еще и справлялась с заносами, киевлянам стоит не просто запомнить — желательно заверить видеозапись у нотариуса. Поскольку это юридически зафиксированное заявление киевской мэрии приводит к единственному выводу: РАЗ ВСЯ ТЕХНИКА РАБОТАЛА — ЗНАЧИТ ДЕНЬГИ ИЗ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА НА ЭТУ РАБОТУ ВЫДЕЛЯЛИСЬ ИСПРАВНО. И это не только заправка 298 единиц техники — снегоочистителей, солеразбрасывателей, погрузчиков посыпных материалов, снегопогрузчиков, тракторов с очистительным оборудованием — но и закупка недешевых реагентов, соли и прочих снегоочистильных штучек. Да много ли еще мэрская бухгалтерия может насчитать расходов на одну снегоуборочную техническую единицу — речь явно не о миллионе гривен идет! При этом под громкой фразой «чистка улицы» в сводке по Дарницкому району наверняка значилась работа этого трактора (на фото), который накануне Нового года расчищал «карманы» на остановках и входы на тротуар. То, что сам тротуар при этом оказался полностью засыпан как снегом, так и залит льдом — это бригаду коммунальщиков не интересовало.
ЦЕНА СНЕГА: МИЛЛИОНЫ ЗА САНТИМЕТР!
Самое удивительное, что пока киевские власти зарабатывают на неубранном снеге, в России за него идет настоящая война — частные компании годами бьются за право участвовать в тендерах. Ведь только в Москве, например, 1 см снега обходится в среднем 70 миллионов рублей! Дело в том, что по данным синоптиков, в среднем за зиму в Москве выпадает около 130 сантиметров снега — и на его уборку городские власти ежегодно выделяют до 10 миллиардов рублей. На эти деньги коммунальщики должны закупить реагенты и новый инвентарь, выплатить зарплату дворникам, оплатить ремонт городской спецтехники и нанять частные компании. Ведь за невыполнение установленного законом порядка уборки снега ответственным за это лицам светит штраф: от $200 до $1000. А за сброс снега в Москву-реку Юрий Лужков пообещал уволить любого чиновника, несмотря ни на какие заслуги. Выговор уже заработал первый заместитель премьера правительства Москвы Борис Никольский, а начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Николай Павлов публично извинялся перед москвичами за то, что его подчиненные не воспользовались одной из 13 снеготаялок (где снег проходит очистку и только после этого попадает в канализацию), не нанося вреда экологии, а сбросили в Яузу грязный, с вредными примесями и реагентами снег. В итоге мало кто идет на подобный риск: ведь за сезонную работу только на одном небольшом участке победившая компания может получить около 60 миллионов рублей. Естественно, что к уборке магистралей допускаются в основном крупные компании, а в московских дворах работы хватает малым предприятиям.
Теперь, надеюсь, никого не удивляет новости о том, что со снежными завалами в Москве справляются 10 тысяч единиц техники — и ходить там спокойно можно не только возле Кремлевской стены, но и в удаленных районах города. Что касается наших 298 снегоуборочных машин, то они вполне справляются с отведенной для них столичной мэрией ролью призрачных «летучих голландцев» — ведь, заметьте, никто из команды Черновецкого не заявил о том, что городу не хватает техники. Хотя ждать, что столь малое количество техники способно справиться со снегопадами в 5-миллионом городе, по меньшей мере наивно. Ну не блондинка же Леонид Михайлович легковерная!
Иное дело, что из-за желания Черновецкого подзаработать Киев оказался на грани повторения Куреневской трагедии 1961 года, когда прорвало дамбу в районе Бабьего Яра и грязевой вал высотой 14 метров (с 4-х этажный дом) понесся по улицам района Куреневка, снося здания, людей, трупы и остатки гробов с близлежащих кладбищ. Были разбиты 34 одноэтажных деревянных дома, 5 двухэтажек и 2 общежития барачного типа, разрушено трамвайное депо имени Красина, снесена часть стадиона «Спартак», а 25 гектаров оказались покрыты трехметровым слоем твердеющей пульпы. Потоп продолжался всего полтора часа, но его последствия были катастрофическими — по разным оценкам погибло от полутора до двух тысяч человек. Тела погибших извлекали на протяжении месяца — самолеты «Аэрофлота», говорят, даже меняли курс, чтобы пассажиры не смогли увидеть истинный размах бедствия.
Потом уже следствие выявило, что «виноват» проект гидронамыва, в котором не только недооценили водоносность пород оврага, но и не учли вероятности снежной зимы. Нашли шесть «стрелочников», но почему-то не в горисполкоме, в котором никто даже и не думал реагировать на тревожные сигналы. Здесь не рыпнулись даже тогда, когда киевляне увидели ручейки, текущие по дамбе. Но и после этого у председатель горисполкома Алексей Давыдов продолжал закрывать глаза на ситуацию. Как писал о нем председатель Госплана УССР А.Барановский, «Давыдов на заседаниях исполкома не считается с мнением в адрес исполкома, грубо обрывает несогласных с его точкой зрения и не терпит критики в свой адрес», а также «не вникая глубоко в работу промышленности, коммунальных предприятий и социально-культурных учреждений города, председатель и члены Горисполкома руководят городским хозяйством формально, без знания дела, отставая от требований города». Ну чем не портрет нынешнего Киевсовета и мэра Черновецкого?!
Правда, поговаривают, Давыдов в конце концов застрелился — совесть замучила. А вот Черновецкого в случае чего, даже под суд отдать некому: Ющенко на днях вообще снял с себя всю ответственность — мол, в выборе мэра виноваты сами киевляне, пусть теперь и отдуваются. Ей Богу, Виктор Андреевич, неужто вы думаете, что от прорвавшейся канализации вы спасетесь в Конче-Заспе? Аккурат туда дерьмо и поплывет — ручейки уже дорожку пробивают: встречайте!
Александр ЕРМОЛЕНКО, «ОРД»