Вокруг Юлии Тимошенко разгораются международные страсти. Фото Sergei Supinski/AFP |
Выдержав информационную паузу в полгода, Россия снова включилась в международный политический процесс, связанный с Юлией Тимошенко. В обнародованном во вторник вечером специальном комментарии МИД РФ сказано, что в Москве с озабоченностью восприняли сообщения СМИ об ухудшении состояния здоровья Тимошенко, которая нуждается в срочной медицинской помощи.
«Рассчитываем, что властями Украины будут приняты все необходимые меры по полному соблюдению законных прав Ю.В.Тимошенко, проявлена гуманность и найдены пути адекватного, не осложняющего внутриполитическую обстановку в стране разрешения создавшейся ситуации», – говорится в комментарии МИД РФ.
В последний раз российская позиция в отношении дела Тимошенко была озвучена в октябре, когда Печерский суд приговорил ее к семи годам тюремного заключения. Премьер-министр РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос журналистов, сказал, что не понимает, за что осудили украинского экс-премьера, ведь она ничего не подписывала, а газовые соглашения заключались на уровне хозяйствующих субъектов и в полном соответствии с законами Украины, России и с международными законодательными нормами. «Ставить под сомнение весь этот комплекс договоренностей – опасно и контрпродуктивно», – предупредил он. В то же время глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что у России вызывает беспокойство очевидная политизированность процесса над Тимошенко: «Суть обвинений свидетельствует, что они имеют отношение к России».
Как и полгода тому назад, сейчас официальная российская позиция полностью совпадает с мнением Запада. В день обнародования нового комментария МИД РФ со своими заявлениями выступили также США и Евросоюз. Они потребовали от украинской власти немедленно объяснить, что происходит с Тимошенко в тюрьме, разрешить дипломатам встречу с ней и обеспечить условия для оказания осужденной надлежащей медицинской помощи.
Поводом к атаке на Киев послужила странная ситуация с попыткой принудительного лечения экс-премьера. Как писала «НГ», 20 апреля вечером Тимошенко тайно перевезли в харьковскую больницу, а 22 апреля вернули обратно в колонию. Замминистра здравоохранения Раиса Моисеенко пояснила, что заключенная отказалась от обследования и лечения. Адвокаты предполагали, что Тимошенко, которая не доверяет назначенным властью врачам, попытались лечить насильно. Но в выходные доступ защитников к заключенной запрещен, а в понедельник в колонии был объявлен санитарный день.
Ситуация прояснилась во вторник: Юлии Тимошенко удалось передать в СМИ письмо, в котором она рассказала, что 20 апреля вопрос о госпитализации официально был отложен до следующей недели. Но к вечеру ее сокамерницу заблаговременно куда-то увели, затем в камеру вошли трое мужчин, которые без объяснений велели ей собираться. Тимошенко утверждает, что испугалась, что ее убьют, и стала звать на помощь: «От боли и отчаяния я, как могла, начала защищаться и получила через простыню сильный удар кулаком в живот. Мне скрутили руки и ноги, подняли и потянули в простыне на улицу. От невыносимой боли в спине и страха я начала кричать и звать на помощь, но никакой помощи не получила. В какой-то момент от страшной боли я просто отключилась и пришла в сознание уже в больничной палате».
Врачи больницы, принимавшие Тимошенко, утверждают, что по прибытии она была в сознании, об осмотре не просила, синяки под одеждой не показывала. Прокурор Харьковской области Геннадий Тюрин во вторник на пресс-конференции подтвердил применение силы для доставки заключенной в больницу, но опроверг факт избиения. Он пояснил: «Человек собрался, оделся, а потом лег на кровать и говорит: «Я никуда не поеду». В соответствии с законом пенитенциарная служба имеет право применить физическое воздействие: взяли на руки, отнесли в машину и доставили в больницу». Прокуратура на данный момент не выявила нарушений в действиях сотрудников колонии. Но адвокат Сергей Власенко и уполномоченный по правам человека Нина Карпачева утверждают, что телесные повреждения есть и что этот факт по требованию заключенной зафиксирован медработниками колонии.
Сама Тимошенко объявила в знак протеста голодовку. Ее соратники со вторника заблокировали Верховную Раду, требуя отчета от генпрокурора Виктора Пшонки. Вчера группа депутатов от оппозиции вместе с медиками и дочерью Тимошенко прибыли в Харьков и потребовали от руководства колонии организовать им встречу с заключенной. Накануне муж экс-премьера, Александр Тимошенко, сбежавший из Украины, обратился к мировым лидерам и международным организациям с просьбой о помощи в спасении жены от возможного убийства.
И если реакция Запада стала для Киева предсказуемой, то прозвучавшего в унисон с заявлениями США и Евросоюза комментария МИД РФ никто не ожидал. Тем более что российская позиция была обнародована накануне ранее анонсированной Виктором Януковичем встречи с новым президентом РФ Владимиром Путиным, дата которой, кстати, так и не была официально назначена.
Руководитель украинского Института публичной политики Виктор Чумак сказал «НГ», что считает заявление российского МИДа серьезным сигналом: «Вряд ли все можно свести к формальной заботе о несчастной больной женщине, получившей уголовный срок за политическое решение. В России не забыли, что решение украинского суда бросило тень на второго участника газовых переговоров 2009 года – Владимира Путина. По большому счету нынешняя реакция на ситуацию вокруг Тимошенко – это сигнал Киеву, что российское руководство недовольно действиями украинской власти в публичной и непубличной сфере, что общий язык не найден. Это предупреждение о том, чтобы в Киеве, готовя встречу Януковича с Путиным, хорошо подумали, с чем приедет в Москву украинский лидер, могут ли эти предложения заинтересовать или хотя бы устроить российскую сторону. Москва продемонстрировала, что ее позиция будет жесткой». Эксперт считает, что на сегодня обе стороны руководствуются каждая своими интересами, а это делает невозможным поиск компромиссных вариантов решения по всем болевым точкам украинско-российских отношений, начиная от газовых соглашений и заканчивая блоком вопросов об условиях базирования Черноморского флота в Крыму.
Киев