Аховая для нынешнего президента
политическая ситуация наверняка заставила его вашингтонских «кураторов»
всерьез задуматься о смене ставок, поиске нового проводника их
интересов в нашей державе.
Чтобы проанализировать возможные американские действия на украинской
внутриполитической арене, необходимо прежде всего рассмотреть «общие
принципы», по которым в Вашингтоне выбирают фаворитов в интересующих
США государствах.
Очевидно, что интерес Штатов к Украине определяется исключительно
близостью России и проходящими по территории нашей страны газо- и
нефтепроводами, связывающими Россию с европейскими потребителями. Дабы
ослабить РФ, сделать так, чтобы у ее руководства возникли
дополнительные проблемы, США стремятся создать по периметру российской
границы цепочку максимально недружелюбных по отношению к Москве
режимов. Подчеркну: Америке недостаточно того, что новые государства
проводят независимую от России, прагматичную, ориентированную на
собственные интересы политику. (А подлинные национальные интересы у
всех стран одинаковы: безопасность и благополучие собственных граждан,
дружественные отношения с соседними державами.)
Соединенным Штатам нужны режимы, строящие отношения с Москвой по
принципу: сожгу свой дом, чтобы у соседа (России) сарай задымился, —
совсем недавно мы видели, как, выполняя команду из Вашингтона, поджег
свой «дом» (Грузию) тбилисский кум и соратник нашего президента.
Соответственно во главе таких режимов должны быть люди, для которых
интересы США ближе и роднее, чем интересы «своих» государств («своих» в
данном контексте можно смело взять в кавычки).
Конечно, в любой стране немало продажных политиканов, но «агент
влияния» в президентском кресле — не простой шпион, работающий за
«деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин».
Став президентом, такой человек может за короткий срок «заработать»
куда больше, чем самый профессиональный шпион, но главное — придя к
власти, он, как правило, начинает мыслить категориями интересов своего
государства и стремится избавиться от излишней опеки со стороны
спонсоров. На протяжении всей истории политики для получения власти
часто использовали поддержку из-за рубежа, в том числе и военную,
обещая благодетелям золотые горы, однако достигнув желаемого,
элементарно их (благодетелей) «кидали».
В качестве показательного примера можно привести большевиков: факт
получения ими финансовой и не только поддержки от Германии сегодня
никем не отрицается. Однако придя к власти и заключив Брестский мир,
Ленин и большевики начали проводить политику в своих, а не в германских
интересах, не забывая финансировать подготовку пролетарской революции в
самой Германии (возможно, из неизрасходованных кайзеровских денег).
Даже в современном Ираке «туземную» администрацию возглавляют не те
люди, которых американцы хотели бы там видеть. В рамках своих
возможностей они проявляют «своеволие», ориентируются на личные
интересы и часто создают американцам проблемы.
Но американцам в соседних с РФ государствах мало «меньшего из зол».
Поэтому сразу после распада СССР (как видим, возрождение России
американские аналитики предвидели еще тогда) начала реализовываться
следующая тактика: «десантирование» на «историческую родину» граждан
США, выходцев или потомков выходцев из соответствующих стран с
оказанием всемерной поддержки их политической карьере на новом месте.
Такие люди, родившиеся либо прожившие всю сознательную жизнь в США,
именно Америку воспринимают как «свою страну», ее интересы им наиболее
близки.
Вернувшись на «историческую родину», они не порывают со «своей
страной»: сохраняют бизнес-интересы в США, недвижимость, личные и
родственные связи. Это служит дополнительной гарантией их максимальной
лояльности к «пожеланиям» американского правительства. Немаловажно и
то, что эмигранты из бывших советских республик, как правило,
отличаются крайней русофобией. Это также способствовало выполнению
поставленной перед ними задачи.
Достаточно вспомнить, что до недавнего времени во всех трех бывших
советских республиках Прибалтики президентами были бывшие граждане США
и Канады. (Ушедшая в связи с истечением срока полномочий президент
Латвии Вайра Вике-Фрейберга являлась гражданкой Канады — одного из
самых близких союзников США.)
Биографии трех лидеров похожи, как у близнецов: бегство с родины с
семьей вместе с отступающими немецкими войсками, переезд в скором
времени на Североамериканский континент, проживание там всю
сознательную жизнь, активная работа в националистических антисоветских
организациях, возвращение на историческую родину после обретения
независимости, отказ от американского гражданства (этот момент мы
подробнее рассмотрим ниже) и головокружительная политическая карьера.
Неужели это — простое совпадение?! Заметим: любые местные политические
элиты, без поддержки которых президентом стать невозможно, очень не
любят «варягов» — своих желающих хватает.
Вычислить такого «засланца» в украинском политикуме совсем несложно:
Роман Зварич, экс-министр юстиции. Официальная биография позволяет
смело назвать его клоном балтийских лидеров: родился в США, после
распада СССР сломя голову ринулся на историческую родину, уже в 1993 г.
отказавшись от американского гражданства... На мой взгляд, этот нюанс
чрезвычайно интересен: не так просто отказаться от гражданства страны,
где родился и прожил многие годы, где живут твои многочисленные друзья
и родственники и к которой продолжаешь питать самые теплые чувства.
Паспорт США дает много преимуществ своему владельцу — «...Не
переставая кланяться, берут, как будто берут чаевые, паспорт
американца...» Чтобы трудиться на благо родины предков, совсем не
обязательно отказываться от прежнего гражданства: оно ничуть не мешает
добиться успеха в бизнесе. Наоборот, иностранным инвесторам
предоставляются значительные льготы, также можно реализовать себя,
работая в общественных, неправительственных организациях.
Иностранный паспорт мешает только в одном случае — если его
обладатель рассчитывает на высокие государственные посты. Мог ли Зварич
в 1993 г., не имея в активе сколь нибудь заметных успехов на родине
фактической, без очень серьезных покровителей и спонсоров рассчитывать на успешную политическую карьеру в Украине, где его тогда никто не знал и где он мало кого знал из властной элиты?
Однако уже к середине 90-х стало ясно: не «доросла» Украина (будем
надеяться, никогда и не дорастет) до президента-американца! Пришлось
Зваричу довольствоваться вторыми ролями, а его хозяевам искать более
проходную кандидатуру. Подробно раскрывать эту тему нет нужды, тем
более что мы не настаиваем на бесспорности всего сказанного выше. Это
все лишь один из возможных политических сценариев.
Обратим внимание лишь на то, что женский фактор в
вербовочно-агентурной работе используется еще с библейских времен и
часто даже более эффективен, чем финансовый.
Почему-то я вспомнил недавнюю телепередачу на Первом
российском под интригующим названием: «Как выйти замуж за
миллиардера?», посвященную трудовым будням охотниц за богатыми
женихами. Среди прочего там рассказывалось, что идеальная ситуация для
успешной «атаки» — оказаться с объектом вожделения в салоне
бизнес-класса трансатлантического авиалайнера. Длительный (порядка 10
часов) перелет, замкнутое пространство, делать нечего, красивая,
эффектная женщина — «объект» обречен!
Тимошенко «не светит»
Исходя из вышесказанного, можно со всей очевидностью сказать:
Тимошенко в роли «своего человека» в Киеве Соединенные Штаты никогда не
устроит. Слишком она непредсказуема и трудноуправляема, «глубинного»
пиетета перед заокеанской державой явно не испытывает, в политике
руководствуется исключительно своими интересами. В лучшем для США
случае, став президентом, Тимошенко будет «вторым Кучмой».
Последний маневрировал между Вашингтоном и Москвой. Это настолько не
устраивало американцев, что для устранения Кучмы было организовано
«дело Гонгадзе».
Тем более за прошедшие со времен этого «дела» годы ситуация в мире
заметно изменилась, и отнюдь не в пользу США. Реальных рычагов влияния
на руководство Украины у Вашингтона осталось не так много —
экономические связи между Украиной и Россией с Евросоюзом гораздо шире,
чем с Соединенными Штатами. Действия Тимошенко в последнее время ясно
показывают, что она отлично понимает жизненную важность нормальных,
добрососедских отношений с Москвой для нашей страны, а значит, и для
себя лично как лидера государства.
Поэтому весьма сомнительно, чтобы в «вашингтонском обкоме» дали
добро на досрочную «смену караула» на Банковой. Не хотелось бы
ошибиться, но столь же маловероятно, чтобы Дик Чейни во время недавнего
визита согласился с силовым сценарием сохранения Ющенко при власти.
Слишком такой сценарий рискован (а точнее — практически не имеет шансов
на успех), чреват непредсказуемыми последствиями, причем не только для
Украины.
Большой вопрос, и как отреагирует Европа на установление
«классической» диктатуры с разгоном всех представительных органов
власти, арестом неугодных режиму политических деятелей, закрытием СМИ и
силовым подавлением неизбежных акций протеста в центре континента — тем
более что для «старой Европы», особенно Германии, Тимошенко как минимум
ничем не хуже Ющенко.
Скорее всего, США постараются помочь Виктору Андреевичу сохранить
свой пост до истечения конституционного срока его полномочий. В
соответствующем «примирительном» разрезе и шли, видимо, переговоры
Чейни с Ющенко и Тимошенко. Причем последней в обмен на «хорошее
поведение» сегодня наверняка было обещано всяческое благорасположение
со стороны Соединенных Штатов и во время предвыборной кампании, и после
нее (когда она станет президентом).
Очевидно, если между бывшими вождями Майдана удастся восстановить
хрупкое перемирие в нынешней конфигурации власти (Тимошенко — премьер,
Ющенко — президент), Виктор Андреевич сохранит ощутимое, если не
решающее влияние на внешнюю политику Украины, что и требуется
Вашингтону.
При таком сценарии время, остающееся до выборов, американские
«друзья» постараются использовать для проработки различных вариантов,
прежде всего — поиска устраивающего США в полной мере «наследника»,
которого можно было бы раскрутить при помощи созданной за многие годы в
Украине разветвленной «грантоедской» сети.
Первая кандидатура
И, похоже, первая кандидатура в «сменщики» Ющенко уже определена. На
свои президентские амбиции экс-министр обороны Анатолий Гриценко
намекнул еще в марте, а недавно на ряде сайтов появились статьи, весьма
благожелательно оценивающие его кандидатуру (к примеру,
http://novapolitika.com/index.phtml? action=view&art_id=796).
Баннеры с ссылками на этот материал также широко представлены на
отечественных сайтах. А на интернет-форумах как-то сразу появились
посты, авторы которых предлагают обратить внимание на Анатолия
Гриценко. Одним словом, раскрутка началась.
Действительно, исходя из вышеизложенных критериев отбора,
кандидатура Анатолия Степановича выглядит наиболее подходящей в
современном украинском политикуме (Зварич ввиду полной
бесперспективности не в счет). Стремительный карьерный рост ничем не
примечательного советского офицера, преподавателя Киевского высшего
военного авиационного инженерного училища, начался аккурат с обретением
Украиной независимости.
Уже в 1992 г. он начальник проблемно-аналитического управления
Научно-исследовательского центра Генштаба ВС Украины. Практически сразу
же отправляется «повышать квалификацию» в США(!). В 1993 г. заканчивает
Институт иностранных языков минобороны США, в 1994 г. —
оперативно-стратегический факультет Университета Военно-воздушных сил
США. По возвращении на родину руководил Аналитической службой аппарата
СНБО. С декабря 1999 г. — президент Украинского центра экономических и
политических исследований им. А. Разумкова, одной из самых известных
«грантоедских» организаций, проводивших приснопамятные опросы и
экзит-полы во время президентских выборов-2004. После «помаранчевой»
революции — министр обороны: понятно, что именно американская выучка
стала основным фактором, обусловившим высокое назначение.
Весьма любопытен эпизод с участием Анатолия Гриценко в совещании
«группы товарищей» под Пущей-Водицей после первой отставки Тимошенко в
сентябре 2005 г., на котором обсуждались возможности отстранения от
власти Ющенко.
Как поступил бы с таким министром обороны, тем более — имевшим на
тот момент приставку «и. о.», любой уважающий себя президент? Но Виктор
Андреевич, обычно столь чувствительный к любым проявлениям
нелояльности, вновь назначил Гриценко министром обороны в правительстве
Еханурова, а затем и Януковича. Очевидно, кто-то, кого президент
независимой Украины никак не мог ослушаться, настоятельно рекомендовал
в отношении Гриценко «забыть о личном».
И сегодня этот кто-то, видимо, решил, что пора Анатолию Степановичу
выходить на первые роли — поднять, так сказать, выпадающее из рук
нынешнего гаранта американских интересов знамя! Кстати, это также
прямое свидетельство того, что второй гипотетический срок президенства
Ющенко эти «кто-то» уже перечеркнули жирным крестом.
Время покажет, насколько верны эти прогнозы, но то, что подобные
перспективы манипуляции Украиной не делают чести ее политикуму,
очевидно.