Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Среда, 08.05.2024, 22:01
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Политика

    ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРРИКАД
    ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ БАРРИКАД

    АНАЛИТИКИ СЧИТАЮТ ВОЗМОЖНОЙ СИЛОВУЮ КОНФРОНТАЦИЮ МЕЖДУ СБУ И УКРАИНСКОЙ АРМИЕЙ


    Президент Виктор Ющенко распустил Верховную Раду. Украине предстоят новые парламентские выборы, а значит - очередная полоса политической нестабильности. Читая электронные и печатные СМИ Украины, поневоле ловишь себя на мысли, что украинское общество целенаправленно готовят к возможности различных "силовых" вариантов разрешения очередного политического кризиса. Причем граждан страны усиленно "пичкают" разнообразием различных "внешних угроз": начиная от повторения сценария Южной Осетии и заканчивая критической дестабилизацией ситуации в Крыму. И страшно то, что сознание массового читателя психологически становится готовым к такому развитию событий.

    Виктор Ющенко
    Фото ИТАР-ТАСС
    Не будем пытаться прогнозировать ближайшие действия украинских политиков, искренне уверовавших, что все более-менее значимые должности в стране ими уже приватизированы. Закрытость нынешних бизнес-политических элит, боязнь появления малейшей "свежей струи" в политикуме и желание сохранить возможности контроля над страной объективно привели к их готовности на все, в том числе и на различные провокации и силовые сценарии. И при этом можно утверждать, что никто из них не собирается следовать букве закона, а будет руководствоваться лишь принципом политической целесообразности. Как и то, что их моральные убеждения таковы, что никакие возможные человеческие жертвы от применения силы не играют решающей роли.

    Как ни странно, в этой связи одним из определяющих факторов развития событий является готовность или неготовность населения страны и личного состава силовых структур "таскать каштаны из огня" украинских внутриполитических реалий. Но очевидно, что никакие "пожары" сами по себе не возникают. Поэтому становится логичным создание "информационного повода" и в этой связи наиболее беспроигрышным вариантом выглядят спекуляции на тему Крыма и восточных областей Украины. Различные опросы и исследования, независимо от их заказчиков и степени объективности, традиционно объединяет одно: население этих регионов демонстрирует стабильно высокий уровень недоверия действующей власти и не менее высокий уровень симпатий к вопросу развития и углубления российско-украинских отношений, причем на фоне анти-натовских настроений. Увы, власть и политикум сами виноваты в таком результате, постоянно подливая масло в огонь и строя свою риторику не на необходимости углубления диалога и взаимопонимания между различными регионами нашей страны, а периодически играя на теме раскола и противопоставления общества в ходе непрерывных избирательных кампаний.

    Но возникает вполне закономерный вопрос. Допустим, беспринципность властей победила все доводы здравого смысла. И ими принимается решение о подготовке и осуществлении серии провокаций для дестабилизации ситуации в упомянутых регионах, способных потребовать введения чрезвычайного положения, применения силы и прочих игр мускулами. Оставим за рамками статьи поиск причин, возможных плюсов и минусов этого, а попытаемся понять степень готовности украинских граждан и, что самое главное, личного состава силовых структур оказаться "пешками" в этих "играх".

    Собственно говоря, сами провокации осуществить не проблема. Найти незначительное число "отморозков", понимающих, что такое насилие, и готовых на него в обмен на деньги, сложностью не является, было бы чем платить у заказчиков. Не ошибусь, если скажу, что в течение последних 4-5 лет во всех основных партийных штабах Украины прорабатывались варианты действий партий по силовым сценариям. Типичный пример - Майдан 2004 года, когда силу были готовы применить все стороны конфликта, создавшие к этому времени различные полувоенные формирования во главе с "полевыми командирами" (на память приходят аналогии с "полевыми командирами" в Афганистане, Чечне и прочих "горячих точках" мира).

    Итак, не дай Бог, упомянутые провокации осуществлены. Следующий этап - создать видимость народного негодования и вывести тысячи "сторонников" партий на улицы. Увы, это тоже вполне осуществимо. Начиная с 2004 года на Украине фактически появилась новая профессия - революционер. Ведь желающих регулярно получать заметную для их запросов сумму и при этом не стоять у станка или работать в поле, можно найти в большом количестве. Но, к счастью, это вполне применимо лишь для мелких внутриполитических "разборок" по примеру блокирования Конституционного суда. И в таких случаях рука сотрудника правоохранительных органов не дрогнет навести порядок.


    Контролируемые Ющенко силовики готовы заткнуть рот протестующему украинскому народу полицейскими дубинками.
    Фото ИТАР-ТАСС
    Но случаи бывают различные. И вопрос о том, насколько готовы "силовики" применять насилие, интересует многих политиков. Нежелание личного состава силовых структур страны участвовать в проектах сомнительного содержания видно на двух характерных примерах. Прежде всего, когда в прошлом году волюнтаристским решением президента подразделения Внутренних войск МВД из регионов были направлены в Киев, их остановили на подступах фактически их коллеги из подразделений Госавтоинспекции этого же министерства. Всем было ясно, что у военнослужащих Внутренних войск не было желания становиться заложниками чужих игр. Ибо по определению не может нормальную роту или батальон остановить просто так на дороге всего лишь наряд дорожно-патрульной службы. А другим примером является недоверие самой власти к милиции. Ведь по странному совпадению обстоятельств вопрос безопасности упомянутого здания Конституционного суда доверяли прикомандированным подразделениям милиции из регионов, видимо, сомневаясь в благонадежности "местных" сотрудников.

    Отдельное место в этой связи занимает украинская армия. Вопрос возможности ее вовлечения во внутренний конфликт обсуждался неоднократно. Но мало кто из подлинных и мнимых экспертов задумывался над ее реальными возможностями влиять на ситуацию. Причем речь не идет о правовом поле применения подразделений военного ведомства в таких случаях. Его для мирного времени практически не существует, если не считать возможности участия украинских военных в ликвидации последствий стихийных бедствий или в прикрытии государственной границы в случае проблем в сопредельных странах. Речь о другом: военные структуры создаются, оснащаются и обучаются для выполнения совсем других задач. И самый хорошо подготовленный для этого солдат-контрактник из аэромобильного подразделения не является автоматически готовым участвовать в "психозах" под стенами парламента или секретариата президента. Можно, конечно, вспомнить десантников с саперными лопатками на улицах Тбилиси в недавней истории Советского Союза. Но это исключение из правил. А ввод в Москву нескольких дивизий в дни августовского путча 1991 года не смог повлиять на ситуацию, ибо несколько дней общения солдат с местными жителями охладили все их волевые порывы. За годы независимости у украинских военных не появилось объективных причин быть благодарными властям и готовыми "подставляться" тогда, когда политики делят кресла лишь для себя. Армия тоже многому научилась за эти годы. И угрозы ее применения являются не более чем политическим блефом, рассчитанным на манипулирование несведущими гражданами.

    Можно вспомнить еще о существовании в стране Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, военных железнодорожников Минтранса, оперативно-боевых подразделений СБУ и т.п. Но их численность просто смешна для масштабов Украины, а вопрос неготовности участвовать в возможных "силовых" событиях аналогичен упомянутой проблеме военного ведомства. Все это происходит на фоне падения авторитета тех, кто может отдавать армии и другим силовым структурам приказы.


    Справка "ВПК"

    По результатам недавнего социологического опроса, который провело "Украинское демократическое коло" по заказу Института политики, украинцы меньше всего из политиков доверяют своему президенту Виктору Ющенко. Сейчас президенту доверяют лишь 13,6% граждан, не доверяют 70,5%. В. Ющенко имеет и наихудший баланс доверия - недоверия, который равняется 56,9%. Премьер-министру доверяют 33,7% украинцев, не доверяют 49,7%. Следующим в рейтинге доверия следует лидер блока своего имени Владимир Литвин. Ему выразили доверие 30% респондентов (не доверяют 41,1%). 28,9% граждан доверяют (не доверяют 53,7%) лидеру Партии регионов Виктору Януковичу. Председателю Верховной Рады Арсению Яценюку доверяют 28,3% украинцев и не доверяют 37,1%. Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко имеют наибольшую поддержку избирателей. Так, если бы выборы в Верховную Раду происходили в начале октября, то среди всех опрошенных за Партию регионов готовы проголосовать 25,3%, а за Блок Юлии Тимошенко - 23,2%. В опросе участвовали 1209 респондентов. Погрешность выборки не превышает 3%. (источник: http://news.mail.ru/politics/2078421/).



    Данная тема получила особую актуальность после недавнего возвращения Виктора Ющенко из Вашингтона, где он, как полагают, обсуждал с Джорджем Бушем сценарии введения прямого президентского правления на Украине, роспуска Верховной Рады и последующей "зачистки" политического поля страны, включая варианты "силового" развития событий на Украине. В этой связи СМИ даже прогнозировали возможность очередного витка борьбы между Ющенко и Тимошенко, конфликт между силовыми структурами Украины, где по одну сторону баррикад может оказаться, например, СБУ, а по другую - армия. Хотя и здесь нужно определиться с понятиями. Ведь конфликт силовых структур с участием политиков высшего эшелона - это начало гражданской войны. Но гражданской войны на Украине не будет. Силовые ведомства, в том числе армия, - это не только министры и генералы, зависящие от воли вождей. Это тысячи офицеров и солдат, дававших присягу защищать свой народ, а не обслуживать чьи-то политические амбиции. Они никогда не выполнят антиконституционные и антигосударственные приказы. Да и лидеры неспособны на такой поступок. Согласен, что накануне президентских выборов схватка за "главный приз" перейдет некий Рубикон и войдет в режим жесткого и тотального противоборства на "всех фронтах": идеологическом, экономическом, публичном и политическом. Безусловно, будет разыгран внешний фактор, в том числе и "грузинская карта", однако до силового сценария прихода к власти не дойдет. Революционный синдром и революционный запал на исходе. Более того, силовые сценарии без участия миллионов людей бесперспективны и изначально обречены. А народ Украины настолько устал от революций и потрясений, что наступать на эти грабли более не намерен. Кроме того, "фактор Саакашвили" и полное его фиаско остудят горячие головы украинских политиков, которые "мускулами", конечно, поиграют, но не более того.

    Поэтому неслучайно мы можем говорить об уникальной ситуации, когда слабость силовых структур Украины в вопросах реагирования на внутригосударственные проблемы фактически становится сдерживающим фактором.

    Игорь ВЛАСОВ
    Киев


    Источник:  http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2008.257.articles.cis_01
    Категория: Политика | Добавил: newroz (15.10.2008)
    Просмотров: 501
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz