ФОТО: Вести.ru |
В пятницу, 14 января, в Госдуме состоялось второе чтение законопроекта о
ратификации Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению
стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), который в апреле
прошлого года подписали президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама.
Ранее сегодня депутаты единогласно проголосовали за
поправки в документ, подготовленные международным комитетом ГД. Одна из
них предусматривает возможность выхода России из соглашения в случае
обстоятельств, "ставящих под угрозу ее высшие интересы".
В принятой поправке одно из таких обстоятельств -
возможное существенное нарушение Вашингтоном условий договора,
приводящее к возникновению угрозы российской нацбезопасности. Отдельно
упоминается и вероятность развертывания США, другой страной или группой
государств (здесь речь, скорее всего, идет о НАТО) системы
противоракетной обороны (ПРО), способной существенно снизить
эффективность стратегических ядерных сил России.
Кроме того, РФ выйдет из договора в случае наращивания
США, другим государством или группой стран стратегических наступательных
вооружений либо принятия ими решений в области военного строительства, а
также "возникновения иных обстоятельств, которые могут создать угрозу
национальной безопасности" нашей страны.
Аналогичная мера предусмотрена в случае развертывания
США, другими государствами или группой государств вооружений,
"препятствующих функционированию российской системы предупреждения о
ракетном нападении".
В поправке прописано, что при возникновении перечисленных
обстоятельств президент России может попытаться принять "политические,
дипломатические и иные меры по их устранению или нейтрализации их
последствий". Глава государства должен будет провести незамедлительные
консультации с парламентом и с учетом их результатов принять решение о
перспективах дальнейшего участия России в договоре по СНВ. И сама
Госдума может выступить инициатором таких консультаций или высказать
президенту свои рекомендации.
В другой поправке к Договору о СНВ закрепляется
обязанность президента РФ после вступления соглашения в силу принять
программу развития стратегических ядерных сил страны, а также
обязанность правительства ежегодно представлять в Госдуму доклад о ходе
реализации договора, где будет отражено текущее состояние и перспективы
развития стратегического ядерного комплекса России.
Правительство также должно сообщать парламенту о
развертывании другими государствами систем ПРО, их влиянии на потенциал
стратегических ядерных сил РФ и возможных угрозах нацбезопасности России
в случае появления новых видов СНВ, а также размещения оружия в
космосе.
Комментируя документ, глава думского комитета по обороне
Виктор Заварзин заявил, что он на 100% отвечает интересам России.
"Параметры Договора о СНВ реально отражают сегодняшние возможности нашей
страны осуществить гарантированное сдерживание любой агрессии, откуда
бы она ни исходила. Более того, ни одно из прежних соглашений с США в
этой области не предоставляло нам такого пространства для маневра по
совершенствованию российской стратегической триады в соответствии с
реальными угрозами и нашими экономическими возможностями", - указал
депутат.
В свою очередь, глава Минобороны РФ Анатолий Сердюков
подчеркнул, что после ратификации соглашения Россия не ликвидирует ни
одного боезаряда. "Мы по всем параметрам, даже по пусковым установкам,
выйдем только к 2028 году на тот уровень, который заложен в договоре.
Что касается боезарядов, то выйдем к 2018 году на уровень 1,55 тысячи
единиц, (который прописан в Договоре о СНВ)", - пояснил Сердюков.
Новый договор о сокращении стратегических наступательных
вооружений пришел на смену прежнему договору - от 1991 г., срок действия
которого истек еще 5 декабря 2009 года. После долгих переговоров
стороны договорились о сокращении суммарного количества ядерных зарядов
на треть. Согласно условиям СНВ-2, окончательно согласованным 26 марта
2010 г., через семь лет у каждой из стран останется по 1550 боеголовок.
Также Россия и США смогут развернуть только по 700 межконтинентальных
баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых
бомбардировщиков.
Напомним, в конце прошлого года американский Сенат ратифицировал СНВ-2.
Этому предшествовали несколько месяцев напряженных дискуссий между
сторонниками и противниками договора. Последние, в частности,
утверждали, что налагаемые документом ограничения помешают США развивать
собственную систему противоракетной обороны. В свою очередь, Госдума
должна принять СНВ-2 уже до конца текущего месяца.
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2011/01/14/949132.shtml