Рубен Заргарян: «Прорыв в переговорах возможен исключительно после признания независимости Нагорно-Карабахской Республики».
06.11.2008
Рубен Заргарян: «Прорыв в переговорах
возможен исключительно после признания независимости Нагорно-Карабахской
Республики».
2 ноября 2008 года в Москве президентами
Азербайджана, Армении и России была подписана Декларация по Нагорному Карабаху.
На вопросы по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта отвечает в
интервью «Политком.ру» - Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник
министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
- Рубен Александрович, спасибо, что согласились
дать интервью. Как вы оцениваете Декларацию? Следует ли ожидать прорыва в
решении азербайджано-карабахского конфликта?
- Положительным фактором Декларации,
несомненно, необходимо назвать то, что в каждом ее пункте подчеркнута
необходимость урегулирования конфликта политическим мирным путем, продолжения
прямого диалога, необходимость оздоровления ситуации на Южном Кавказе.
Известно, что власти Азербайджана использовали Грузию и Южную Осетию как
экспериментальный полигон для отработки планов блицкрига. Признание Россией
независимости Южной Осетии и Абхазии положило начало стабилизации ситуации на
Южном Кавказе, но прочная стабилизация в регионе возможна лишь после скорейшего
окончательного признания независимости Нагорно-Карабахской Республики. Россия,
также как и другие сопредседатели Минской группы ОБСЕ – США и Франция,
выступает за исключение возможности силового решения азербайджано-карабахского
конфликта, о чем систематически говорят и к чему активно готовятся бакинские
власти, раскручивающие гонку вооружений.
В Декларации Азербайджан, Армения и Россия
согласились с тем, что достижение мирного урегулирования должно сопровождаться
юридически обязывающими международными гарантиями. В ходе
карабахско-азербайджанских переговоров необходимо на первом этапе добиться
подписания юридически обязывающего договора о неприменении военной силы против
Нагорного Карабаха, включающего международные гарантии. Нельзя забывать, что
НКР и Армения имеет дело с государством-агрессором Азербайджаном, которое
постоянно устраивает политические и военные провокации, раскручивает гонку
вооружений, способно в любой момент сорвать переговорный процесс и развязать
вероломную агрессию.
Декларация подчеркивает необходимость
урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в рамках Минской группы
ОБСЕ. Несмотря на существующие противоречия, Россия и Запад нуждаются в
сотрудничестве. Уникальность ситуации в урегулировании
азербайджано-карабахского конфликта, в отличие от других конфликтов, состоит в
том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все
три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное
окончательное признание ими независимости НКР способствовало бы снятию
возникшего напряжения между Россией и Западом. Нагорный Карабах, тем более
признанный, мог бы сыграть роль посредника в урегулировании региональных
проблем.
В Декларации нет набивших оскомину заклинаний
о территориальной целостности Азербайджана. Наоборот, говорится о необходимости
урегулирования на основе принципов и норм международного права. Независимость
НКР полностью соответствует международному праву. В соответствии с нормами
международного права, кратчайший путь к урегулированию
азербайджано-карабахского конфликта - это скорейшее окончательное юридическое признание
международным сообществом государственной независимости Нагорно-Карабахской
Республики и участие НКР в переговорах.
Важно отметить, что окончательное признание
независимости НКР не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не
угрожает его существованию. Принцип территориальной целостности не применим к
Азербайджану по многим международно-правовым основаниям, но главное – Нагорный
Карабах де-юре никогда не входил в состав Азербайджана.
Важно подчеркнуть, что в международном праве
нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие
метрополии, от которой оно отделяются. Наоборот, в Декларации о принципах
международного права (Резолюция № 2625 от 24 октября 1970 г.) отмечено, что
создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к
независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого
политического статуса свободно определенного народом, является формами
осуществления этим народом права на самоопределение. В Декларации подчеркивается,
что каждое государство обязано незамедлительно положить конец колониализму,
проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов,
а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и
эксплуатации является нарушением принципа самоопределения и основных прав
человека и противоречит Уставу ООН.
Прорыв в переговорах возможен исключительно
после признания независимости НКР, после чего будет намного легче решить
наиболее сложные вопросы: территории, беженцы, границы.
Я весьма положительно оцениваю и то, что в
Декларации подчеркивается необходимость мер доверия. Это чрезвычайно важно.
- Подписанная Декларация означает что-то
новое в проблеме урегулирования азербайджано-карабахского конфликта или это
возврат к прежним формам урегулирования?
- Необходимо приветствовать российскую
инициативу по встрече президентов Армении и Азербайджана и подписание
Декларации. Но не стоит и преувеличивать ее значение по двум причинам:
во-первых, данный документ не является юридически обязывающим соглашением, а
только декларация намерений, во-вторых, под ней не стоит подпись
Нагорно-Карабахской Республики. Декларация подписана Россией, Арменией и
Азербайджаном, поэтому она больше относится к этим государствам. А основными участниками
азербайджано-карабахского конфликта являются Нагорно-Карабахская Республика и
Азербайджанская Республика. Российский дипломат, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ
В.Казимиров подчеркивает: решать судьбу Нагорного Карабаха без его участия -
это уже не XXI, а XVIII или XIX век.
Нагорный Карабах в соответствии с нормами
международного права считает, что определение статуса - исключительное право
народа НКР. К сожалению, Декларация не решает основной вопрос конфликта –
обеспечение безопасности народа Нагорного Карабаха, важнейшей гарантией чего
является признание независимого государственного статуса НКР, а также не решает
проблему восстановления территориальной целостности Нагорного Карабаха.
Важно подчеркнуть, что формат переговоров, в
котором участвуют только Армения и Азербайджан, является нарушением принятых в
ОБСЕ официальных решений Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского
Резюме действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах
конфликта и совершенно не отражает суть конфликта, основными сторонами которого
являются Нагорно-Карабахская и Азербайджанская Республики. В ходе трехсторонних
переговоров Нагорный Карабах – Азербайджан – Армения в рамках МГ ОБСЕ в
1994-1997 гг. принципиальная позиция о трех сторонах конфликта неоднократно
провозглашалась сопредседателями МГ ОБСЕ. Наконец, все три проекта
урегулирования, предложенные МГ ОБСЕ в 1997-1998 гг. были адресованы трем
сторонам конфликта, а не двум, что отражено в самих текстах. Единственным
действующим соглашением является Бишкекское 1994 г., которое подписано тремя
сторонами, в том числе и Нагорно-Карабахской Республикой.
Я бы также не стал утверждать, что Декларация
- это первый документ после 1994 г. Стоит напомнить, что 6 февраля 1995 г.
официально вступило в силу соглашение между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и
Арменией об укреплении режима прекращения огня, подписанное также тремя
сторонами. В рамках российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному
Карабаху, проходящей с 2001 г. в трехстороннем формате Нагорный Карабах –
Азербайджан - Армения, в 2005 г. был согласован проект «Рамочного соглашения о
мирном процессе» - Дартмутское соглашение. Полноценное участие Нагорного
Карабаха привело к серьезному успеху в переговорном процессе и сделало
возможным достижение соглашения всеми тремя делегациями.
- Вы подчеркнули важность мер доверия, о
которых говорится в Декларации. А какими могли бы быть меры доверия между НКР и
Азербайджаном?
- Большое значение в цивилизованном
урегулировании сыграли бы меры доверия, такие как, укрепление режима
прекращения огня и прекращение Азербайджаном снайперского обстрела и провокаций
на границе, прекращение Азербайджаном антиармянской пропаганды в СМИ и системе
образования, формирование благоприятного общественного мнения.
Руководство Азербайджана забыло весьма
актуальное напоминание авторитетного британского историка А.Тойнби, что
милитаризм до сих пор был самой распространенной причиной распада цивилизаций в
течение последних четырех или пяти тысячелетий и приводил к самоубийству
цивилизаций.
Азербайджан и Нагорный Карабах должны навсегда
отказаться от враждебных действий и, прежде всего, от вооруженной интервенции,
блокады и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных на
уничтожение или ограничение суверенитета, изменение политических,
экономических, культурных основ Нагорного Карабаха и Азербайджана и права их
народов свободно избирать формы своего национального существования.
Азербайджанское руководство могло бы
выступить с недвусмысленным заявлением с подтверждением права Нагорного
Карабаха на сосуществование в мире и безопасности, признать концепцию мирного
сосуществования двух суверенных государств НКР и Азербайджана. Все официальные
азербайджанские институты обязаны прекратить подстрекательство к насилию по
отношению к Нагорному Карабаху.
В ходе процесса урегулирования
азербайджано-карабахского конфликта именно Азербайджану, как несущему всю
ответственность за разжигание конфликта, широкомасштабную агрессию, политику
геноцида, этнических чисток и международного терроризма, необходимо принять
меры по созданию атмосферы доверия в карабахском обществе по отношению к
Азербайджану.
Среди мер доверия необходимо также назвать
такие как, взаимное признание сторон, отказ Азербайджана от территориальных
претензий на Нагорный Карабах и Армению, покаяние руководства Азербайджана за
геноцид и этнические чистки. В интересах Азербайджана найти в себе мужество и
совершить акт покаяния за геноцид и этнические чистки в отношении армян
Нагорного Карабаха и Азербайджана. В аналогичной ситуации руководство Германии
проявило такое мужество. В 1970 г. канцлер ФРГ Вилли Брандт у памятника жертвам
Варшавского гетто покаялся за преступления нацистов, а в 2004 г. Герхард Шредер
принял участие в церемонии, посвященной годовщине Варшавского восстания.
Необходимо историческое примирение народов
Нагорного Карабаха, Азербайджана и Армении, которое возможно на основе покаяния
Азербайджана, аналогичного покаянию Германии за преступления нацистов в годы
Второй мировой войны. Для Азербайджана это был бы поистине смелый и достойный
шаг.
- В Декларации говорится о дальнейшей
разработки основных принципов политического урегулирования. Рубен
Александрович, какими вы видите эти принципы?
- Цивилизованное и прочное урегулирование
азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих пяти принципах:
во-первых, определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного
Карабаха; во-вторых, взаимное признание независимости Нагорно-Карабахской
Республики и Азербайджанской Республики и окончательное признание международным
сообществом государственной независимости НКР; в-третьих, восстановление
территориальной целостности Нагорного Карабаха и исключение его анклавности;
в-четвертых, международные и собственные гарантии безопасности народа Нагорного
Карабаха; в-пятых, решение проблемы территорий и беженцев может и должно
осуществляться только на взаимной основе, в рамках мирного договора между НКР и
Азербайджаном.
- Россия активизировала свою внешнюю
политику в отношении карабахского урегулирования. А другие страны помогают НКР
с признанием? США, например?
- В мире растет понимание того, что от
затяжки окончательного признания НКР никто в мире не выигрывает, наоборот
проигрывают многие, в том числе и Азербайджан. Азербайджано-карабахский
конфликт слишком затянулся. Очевидно, что независимый государственный статус
НКР не подлежит обсуждению, а должен быть незамедлительно признан и подписан
мирный договор между НКР и Азербайджаном, в рамках которого оформляется
взаимное признание НКР и Азербайджана и решается вопрос территорий и беженцев
на взаимной основе.
Азербайджан стремится нарушить баланс сил,
предъявляя территориальные претензии к НКР и требуя от международных
посредников надавить на Армению и НКР с целью получения исторических районов
Нагорного Карабаха для превращения их в удобные плацдармы для новой агрессии.
При этом Азербайджан отказывается решать основной вопрос конфликта –
обеспечение безопасности карабахского народа, механизмом и важнейшей гарантией
чего является признание независимости НКР, а также решать проблемы
оккупированных Азербайджаном земель Нагорного Карабаха, Армении и армянских
беженцев. Мировое сообщество, ставшее заложником авантюрной политики
руководства Азербайджана, должно, наконец, осознать свою ответственность за
последствия ничем не оправданного затягивания решения этого вопроса и проявить
политическую волю в деле неизбежного окончательного признания независимости
НКР.
Тем не менее, Нагорный Карабах успешно
развивается и без признания. Признание – это только констатация факта давно
состоявшегося государства Нагорно-Карабахской Республики. Наполеон как-то
сказал, что Франция не нуждается в признании, не признавать существования
Франции – это все равно, что не признавать сияние солнца в яркий солнечный
день.
- Как вы думаете, можно ли ожидать новых
подходов к отношениям с Арменией, НКР и Азербайджаном со стороны новой
американской администрации?
- Нагорный Карабах имеет все основания
рассчитывать на окончательное признание своей независимости. В сентябре 2005 г.
59 конгрессменов США призвали президента страны поддержать право народа
Нагорного Карабаха на самоопределение. В послании президенту США
подчеркивается: «Своим демократически избранным правительством, боеспособными
вооруженными силами и независимой внешней политикой Нагорно-Карабахская
Республика полностью соответствует международным критериям государственности.
За 14 лет своей независимости Нагорный Карабах доказал, что может быть надежным
партнером международного сообщества. Нагорный Карабах значительно способствовал
сохранению мира и стабильности на стратегически важном Южном Кавказе, ту же
цель преследуют и США». 23 сентября 2008 г. уже более 100 американских
конгрессменов выступили в поддержку независимости Нагорного Карабаха. Вновь
избранный президент США Барак Обама накануне выборов в феврале 2008 г. прямо
заявил: «Если я стану президентом, то американская помощь в борьбе против
терроризма и экстремистов нашему верному партнеру Армении будет продолжена. Для
укрепления безопасности Армении я сам буду следить за поиском путей устранения
турецко-азербайджанской блокады и постараюсь найти приемлемое для всех сторон
разрешение в Нагорном Карабахе, которое будет основываться на принципах
демократии и самоопределения, которые были приняты американским народом с
первых же дней создания США».
Автором правильно отмечено, что Карабах не должен ни у кого спрашивать разрешения, как ему жить, свободно или под колониальным ярмом. Также необходимо создать международную систему коллективной безопасности против турецко-азербайджанской агрессии. Украина могла бы иницировать этот процесс.