Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Понедельник, 20.05.2024, 07:03
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Политика

    Политолог или «говорящая голова»?

    Политолог или «говорящая голова»?


    image

    История украинского сообщества международников Украины не- продолжительна – она насчитывает всего лишь семнадцать лет. Исторически вполне закономерно, что в независимом государстве  специальность эксперта всегда  востребована, поскольку она непосредственно связана с процессом так называемого «производства политики». 

    Профессиональная экспертиза международников способна подготовить действующих политиков к принятию правильных решений по ключевым вопросам международной жизни, а следовательно – содействовать обеспечению   национальной безопасности государства в соответствующем ее сегменте. Между тем, главным препятствием на пути реализации многоступенчатой системы принятия политических решений является отсутствие должного взаимопонимания между политиками и политологами – экспертами.

    Политики традиционно обвиняют экспертов в чрезмерном теоретизировании и отдаленности их советов от часто завуалированной реальности. Эксперты ставят в вину политикам, их склонность принимать решения без осознания глубины  процессов и явлений, происходящих в области внешней политики, то есть не опираясь на научно выверенные тенденции развития этих процессов и явлений.

    Такая ситуация присуща не только Украине. Она вполне может быть названа универсальной, поскольку характерна для всего мирового сообщества государств. В этой ситуации наиболее важным представляется нахождение путей оптимизации механизма взаимодействия между политиками и экспертами. Главным, очевидно, должно быть стремление всего экспертного сообщества международников к повышению уровня своего профессионализма, а следовательно, своей репутации и доверия к себе со стороны общества и политической элиты страны.

    Основным инструментом профессионализации экспертов является, по нашему мнению, формирование системы их специальной подготовки. Мировая практика уже знает подобный опыт, так в США традиционно происходит пополнение экспертного сообщества выходцами из академических и научных кругов, которые обеспечивают  усиление научного компонента политической экспертизы.

    Однако эту систему трудно считать идеальной, поскольку деятели науки далеко не всегда готовы в сжатой и доступной для политика форме изложить варианты политического поведения страны в той или иной международной ситуации. Нам представляется, что квалифицированного эксперта нужно изначально готовить к научной, прикладной и экспертной работе. Решение такой задачи бесспорно не под силу частным экспертным центрам или микро-институтам, штат которых составляют 3-10 сотрудников. В полном объеме такая подготовка возможна только на базе крупных институтов, которые успешно сочетают работу над продвижением фундаментальной и прикладной науки, выполняя одновременно функции ведущих государственных экспертных центров при высших органах власти.

    В Украине таким уникальным центром является Национальный институт проблем международной безопасности (далее НИПМБ) при СНБОУ. В течение последних 10 лет институт готовит высококвалифицированных специалистов в сфере национальной безопасности. Создан мощный коллектив ученых – экспертов, в специализированном совете института открыты эксклюзивные в Украине специальности: «основы национальной безопасности», «гуманитарная и политическая безопасность», «региональная безопасность», «геополитика». При этом только за последние 5 лет здесь было защищено более 30 кандидатских и докторских диссертаций.

    Характерно, что касательные к указанным специальностям исследования Института политических и этнонациональных исследований им. И. Кураса, а также Института экономики и международных отношений НАН Украины не выходят непосредственно на проблематику безопасности и не готовят специалистов соответствующего профиля. Важно подчеркнуть, что характер научной и прикладной деятельности Института целиком соответствует основным положениям Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» (2003), а также «Европейской политики безопасности и обороны» (2003). Последняя предусматривает, в частности: «…проведение научных исследований, направленных на создание и реализацию новой методологии кризисного менеджмента в сфере международной безопасности».

    Казалось бы, государство, которое продекларировало и реализует курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, стремясь при этом решить сложнейшую задачу сохранения полноформатных и добрососедских отношений с Россией, обязана всячески поддерживать новые перспективные ростки в сфере научного обеспечения внешнеполитической деятельности. Однако, в реальной жизни произошло обратное – НИПМБ, будучи институтом с национальным статусом, по сути расформировывается с перспективой присоединения его «идейных осколков» к Институту национальной безопасности. При этом часть экспертов, в том числе В. Карасев, взяли на себя сомнительную смелость одобрения таких решений.

    В данном случае мы наблюдаем не только политическое легкомыслие высокопоставленных чиновников, которые решили подменить лозунг «сокращения бюрократического аппарата», лозунгом «сокращения числа ученых-экспертов, находящихся на государственной службе». В действительности государственная бюрократия воспользовалась отсутствием институциональной организации экспертного сообщества, его способности обеспечивать сопровождение «произведенных» политических идей к непосредственному их реализатору, т.е к власти.

    Сегодня, как никогда ранее, Украина ощущает потребность в институциональном оформлении организаций политических экспертов, которые бы объединили государственные и негосударственные экспертные сообщества. Представляется, что их должна объединять общая корпоративная этика, вытекающая из интересов национальной безопасности государства, интеграции общества на основе общих цивилизационных ценностей. В ее основе должна быть взаимная поддержка и уважение «political scientists» и стремление быть глашатаями «Vox Populi». 


    Источник:  http://www.politsovet.info/print/23719.html

    Категория: Политика | Добавил: newroz (13.11.2008)
    Просмотров: 414
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz