Спасение Украины-Руси ("Газета 2000", Украина)
Нужна объединительная идея
Олег Качмарский, 17 ноября 2008
Абсурдность нынешней политической
ситуации в Украине становится все более очевидной. А как еще можно
воспринимать практику ежегодных парламентских выборов с попутными
разборками на фоне усугубляющегося экономического кризиса, грозящего
вот-вот обернуться катастрофой?
И все больше украинских
граждан воочию убеждается, что первопричина такого положения дел - в
природе нынешней власти. В ее врожденной деструктивности, то есть
неспособности принимать конструктивные решения, направленные на
всестороннее укрепление государства.
Все знают о навязчивых
идеях нынешнего президента: присоединить Украину к НАТО, максимально
ограничить функционирование в стране русского языка, героизировать
деятельность ОУН-УПА,
узаконить признание голода 1933-го геноцидом украинского народа.
Национал-патриоты, или 'свiдомi украiнцi', считают деятельность в этом
направлении исключительно патриотической, то есть идущей на благо
Украины. Если вникнуть в их мышление, постичь их менталитет, то можно
признать и такую точку зрения. Но беда в том, что это мнение не всего
общества, а только его части. Потому при насильственном внедрении в
жизнь основанной на нем программы непременно будет возникать
соответствующая реакция: сила действия равна силе противодействия
(третий закон Ньютона). Эту нехитрую истину не мешало бы уяснить как
г-ну Ющенко, так и всем 'свiдомим украiнцям' - в противном случае их
'скорбный труд' принесет результаты прямо противоположные тем, на
которые они рассчитывают.
С другой стороны, только лишь опровержение всевозможного вранья,
развенчивание националистических мифов и прочей навязываемой убогости
не могут стать полноценной альтернативой дальнейшего развития общества.
Чтобы Украина состоялась как полноценная держава, крайне необходима
объединяющая конструктивная идея.
Процесс этот гораздо сложнее,
чем кажется национал-патриотам, для которых 'Украина превыше всего'. В
этой крайней упрощенности заключена и крайняя слабость, не позволяющая
рассчитывать на сколько-нибудь длительное существование. Превыше всего
- это значит превыше Бога, превыше правды. Следовательно, можно жить не
по-божески и врать, сколько потребуется для идеи. Но идея, построенная
на вранье, недолговечна. Для ее успешного существования необходимо
уничтожить всех мыслящих людей. Хочется верить, что национал-патриоты к
этому не стремятся, а сообщают создать крепкое и стабильное государство.
Новое вино в старых мехах?
Что же для этого нужно? Для начала не так уж и много. Перво-наперво
уяснить, что превыше всего не Украина, а Бог. И жить по божеским
законам, то есть любить ближнего как самого себя. Любить не в смысле
обнимать его и целовать - это вовсе не обязательно, а всего лишь
терпимо относиться к его не совпадающим с твоими взглядам и убеждениям
и не навязывать в законодательном порядке своих. Тогда в основу
государства ляжет не принуждение, а добрая воля и станет возможным
формирование политической украинской нации.
Недомыслие
сторонников нынешней национальной парадигмы состоит в том, что
украинская нация целиком и полностью отождествляется ими с исторически
сложившимся украинским этносом. Но дело в том, что с появлением
политически независимой Украины возникли принципиально новые реалии,
требующие соответственно новых подходов. И не нужно быть семи пядей во
лбу, чтобы понять, что возникшее в конце ХХ века государство Украина -
реальность абсолютно новая, по сути своей принципиально отличная от
Украины Богдана Хмельницкого или Тараса Шевченко.
Образно говоря, это новое вино, которое упорно пытаются держать в
старых мехах. Чем это чревато, думаю, объяснять не надо. Поэтому чтобы
устаревшие меха не лопнули и вино не растеклось, необходимо
своевременно перелить его в заранее подготовленный новый сосуд,
отвечающий современным требованиям. Это и будет модерная
украинско-русская нация.
Объединяющая идея должна включать в
себя то, что приемлемо для всех заинтересованных в формировании новой
нации сторон. И, конечно, там не должно быть ничего, что унижает
достоинство и нарушает права той или иной стороны.
Но возможен
ли подобный паритет? Думаю, возможен хотя бы по той причине, что иного
пути нет. Ведь в любом случае для успешного осуществления
нациообразующего процесса нужна добрая воля. (Вспомним, к примеру, как
из этнических немцев, французов и итальянцев формировалась швейцарская
нация. А может ли добрая воля возникнуть в принудительном порядке?
Обратим, однако, внимание на те крайности во взглядах, которые на
сегодняшний день препятствуют поступательному развитию модерной
украинско-русской нации. И прежде всего на русофобию украинских
националистов.
Как и любая другая фобия, она основана на
страхе. Страх же в свою очередь исходит из боязни утратить собственную
самоидентификацию. То есть осознавая - сознательно, подсознательно,
генетически - близкую родственную связь украинского и русского народов,
националисты панически боятся растворения одного в другом. Чтобы этого
избежать, они маниакально придумывают как можно больше различий в
языке, историческом происхождении, раздувают конфликтные эпизоды
истории и т. д. По этой же причине они как в омут бросаются в
самоубийственное противостояние с Россией. Отсюда проистекает и
нынешняя ориентация на США - геополитического соперника Москвы.
Американцы-то - чужаки, а потому не несут в себе угрозы ассимиляции.
Но парадокс в том, что подобная опасность имела место в
безгосударственные для Украины времена Российской империи, теперь же
ситуация кардинальным образом изменилась. Изменилась и стоящая на
нынешнем историческом этапе задача, не справившись с которой украинцы
рискуют лишиться того, что свалилось им на голову подобно манне
небесной.
Как постелешь, так и выспишься...
На
данном этапе Украина обязана объявить себя наследницей не только
казацкой Украины, но и княжеской Руси. Но не в противовес России, а в
альтернативу. Есть российское государство, есть украинско-русское и
есть белорусское - все три в равной степени являются естественными
наследниками Древней Руси и представляют собой три альтернативных пути
ее развития. (Здесь можно провести параллель с немецкими государствами
Германией, Австрией, Швейцарией, Люксембургом, Лихтенштейном -
родственными этнически, но политически самостоятельными.)
Сегодня же имеем совершенно извращенную картину. Украина в лице
проповедников ее моноэтничности признает себя не просто наследницей
Древней Руси, а единственной наследницей. Но при этом отказывается от
ее имени и от того, что с ним связано, - от всего русского (русские
князья перекрещены в украинских), забывая, что в этом случае прошлое
тоже отвернется от такого государства и русский элемент не станет
участвовать в его строительстве, но будет в оппозиции к нему. Поэтому в
настоящее время именно насилие над русским, русскоговорящим и
русскокультурным населением Украины несет в себе угрозу ее распада. А
это и станет невыполнением новой исторической задачи.
Так что
если господам националистам дорого Украинское государство, пора им
пересмотреть свои позиции и повернуться к согражданам лицом. Не будет
никаких сепаратистских настроений, если начнут соблюдаться права,
уважаться духовные и культурные потребности всех граждан Украины-Руси.
В этой связи нельзя обойти вопрос, стараниями национал-патриотов
доведенный до точки кипения, - о статусе русского языка. Кто
сомневается что 'украiнську мову' нужно всячески развивать? Но не за
счет же ущемления русского языка! Конечно, нужно изучать украинский в
русскоязычных регионах, но совершенно нелишним будет изучение и
русского в украиноязычных областях. Хотя бы из уважения - не к
ненавистной Москве, нет! - к своим согражданам, живущим по ту сторону
Днепра.
Что до государственного статуса, то, на мой взгляд, раз
уж так боязно, что русский в одночасье вытеснит украинский, - он вовсе
и не обязателен. Русскому языку сегодня необходим не государственный, а
официальный статус, согласно которому русскоязычным гражданам будет
законодательно предоставлена возможность получать на родном языке
образование, пользоваться им в государственных и во всех иных
учреждениях и т. д. Потому как в этом вопросе нужно исходить из
приоритета прав человека. Ибо государство существует для человека, а не
наоборот. Если, конечно, это демократическое, а не нациократическое
государство.
Источник: http://www.inosmi.ru/translation/245403.html
|