Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Суббота, 27.04.2024, 00:09
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Аналитика

    И.Панарин: «Инструмент внешней политики»
    И.Панарин: «Инструмент внешней политики»

    Игорь Панарин

    Факты:
    Игорь Николаевич Панарин, политолог, профессор Дипломатической академии МИД России, кандидат психологических наук, доктор политических наук, академик Академии военных наук. Автор ряда книг-бестселлеров об информационных технологиях, о ведении инфовойн. Родился 30 октября 1958 года. Окончил Орловское военное училище связи КГБ СССР и отделение психологии Военно-политической академии с золотой медалью. Защитил кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Психологические факторы деятельности офицера в условиях нововведений». Получил степень доктора политических наук (тема диссертации - «Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России». Работал начальником аналитического отдела в аппарате Центризбиркома РФ. Был пресс-секретарем Роскосмоса.

    ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ СОЗДАНИЯ МОЩНЫХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ СТРУКТУР

     Важным условием успешной реализации инновационного пути развития России является наличие ядра политической элиты, нацеленного на реализацию стратегических целей, чего практически после развала СССР не было. Следует оговориться, что в XXI веке государству под руководством президента России В. Путина удалось ослабить влияние других государств мира на процесс формирования национальной элиты. Однако теперь, при президенте России Д. Медведеве, наступил качественно новый этап - этап организации механизмов воздействия на политические группы российской элиты со стороны государства и национально-ориентированного бизнеса (частно-государственного партнерства) в интересах формирования.

     

    ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

     1. Неспособность советской, постсоветской и российской властвующей элиты совершить необходимые исторические действия по модернизации промышленности и осуществлению инновационного технологического рывка на основе развития человеческого потенциала и традиционных национальных ценностей (патриотизма, духовности, инициативности, широты мышления и т. д.)

     2. Отсутствие системы противодействия эффективно организованным механизмам внешнего воздействия на политические группы российской элиты со стороны геополитических и геоэкономических конкурентов, транснационального капитала, порождающее то, что узкоэгоистические зарубежные и транснациональные интересы замещают национальные.

     3. Самая важная сегодня - это явная недооценка роли информационного компонента развития цивилизации и неспособность российской политической элиты вести эффективное информационное противоборство в условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в современном мире.

     Судьба политической элиты России во многом будет определяться тем, сможет ли она адаптироваться к реальному раскладу сил в мировой политике. Время требует одновременного создания мощных информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур. Речь идет о комплексном информационно-аналитическом и идеолого-проектном сопровождении инновационного пути России.

     15 мая 2008 года на заседании правительства России Минэкономразвития РФ в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2009-2011 гг. предложило инновационный вариант прогноза. Он предполагает реализацию мероприятий по переходу на инновационную модель развития и ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Инновационный вариант выступает как инвестиционно ориентированный вариант экономического роста.

     В инновационном варианте предусматриваются увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение, более динамичный рост пенсий, что станет одним из определяющих факторов перехода к инновационному социально ориентированному типу развития и достижения целей, определенных проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.

     Реализация заявленных российским руководством целей требует одновременного создания мощных информационно-аналитических и информационно-пропагандистских структур. Речь идет о комплексном информационно-аналитическом и идеолого-проектном сопровождении инновационного пути России.

     

    ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ

     Следует рассмотреть возможность создания специального информационно-аналитического механизма (инструмента), который сможет выполнять организационно-управленческие и информационно-аналитические функции по эффективному ведению внешнеполитической пропаганды. Внешнеполитическая пропаганда предназначена прежде всего для создания оптимальных внешнеполитических условий для реализации инновационного пути России.

     Непрерывно наращивается информационное давление на нашу страну. Поэтому в ближайшее время нужно сформулировать и дать симметричный информационный ответ, на пространстве СНГ - в первую очередь. С точки зрения наших интересов безопасности для нас абсолютно неприемлемо расширение НАТО, тем более с участием Украины и Грузии.

     Между тем общеизвестно, что на территории Украины активно действует пропагандистский центр НАТО, идет серьезная информационная обработка украинского населения. Результаты этой работы таковы, что, согласно последним опросам, процент русскоязычного населения на Украине находится на отметке 25%, а еще несколько лет назад цифра была другой - 47%. Эти и другие факты не могут не вызывать нашего беспокойства, и в этой связи работа с политической элитой, которая формирует общественное мнение населения Украины, должна вестись более энергично.

     Прежде всего необходимо еще более активно работать в этом направлении «Голосу России». Примечательно, что отечественное радиовещание, по оценкам украинской стороны, создает угрозу «самостийности и незалежности» страны - кандидата в члены Североатлантического альянса. Эти опасения наглядно продемонстрировало одно из последних заседаний Совета национальной безопасности Украины, на котором В. Ющенко поставил вопрос о защите информационного поля на Украине от российского влияния.

     Кроме «Голоса России», необходимо также задействовать и телеканал Russia Today, который вышел на весьма профессиональный уровень работы и сегодня вещает на английском и арабском языках. Есть планы по организации иновещания на испанском языке. Последние события на пространстве СНГ предъявляют новые требования. Почему бы не поставить вопрос об организации телевещания Russia Today на украинском языке? Это необходимо для того, чтобы украиноязычное медиапространство не было заполнено одними антироссийскими и пронатовскими выступлениями. Наша точка зрения должна доводиться прежде всего до территории Западной Украины, где частично население позитивно относится к вступлению в НАТО. Это происходит в том числе и потому, что в информационном пространстве Украины активно идет явно антироссийская и пронатовская пропаганда. Именно поэтому мы должны противопоставить свою точку зрения, в том числе на украинском языке, и это будет эффективным симметричным ответом. Данная идея действительно весьма логична, потому что англоязычная аудитория телеканала находится в Западной Европе и США, арабоязычная - на Ближнем Востоке, а для нас, в соответствии с Концепцией внешней политики РФ, приоритетом являются страны СНГ. В этом плане информационный отрыв Украины от России и пространства СНГ противоречит нашей официальной внешнеполитической линии, которая неоднократно подтверждалась руководством в последние годы.

     Процесс вступления Украины и Грузии в НАТО, несмотря на оптимистичные для нас в некотором смысле итоги саммита в Бухаресте, безусловно, пошел, и в этой связи России нужно предпринимать определенные действия. В этой связи на первый план выходит необходимость создания организационного механизма внешнеполитической информационной деятельности. Примеры таких механизмов есть, в частности, в США, где давно и успешно работает Комиссия по публичной дипломатии. В эту структуру, наряду с представителями всех заинтересованных госструктур, входят как республиканцы, так и демократы. Причем при выработке линии государственной информационной политики межпартийные противоречия остаются в стороне.

     Создание в России подобной комиссии или совета, который возьмет за аналог американскую схему организации внешнеполитической пропаганды, автоматически снимет все обвинения в разжигании новой холодной информационной войны. В российский вариант Совета по публичной дипломатии также должны войти депутаты от всех политических партий, которые представлены в Государственной Думе, а также представители других ветвей власти. Совет должен выработать базовые принципы информационной работы, которые не изменялись бы в зависимости от хода внутриполитической борьбы. В России уже имеются два подобных по организационно-структурной форме инструмента. Это межведомственные Национальный антитеррористический комитет и Государственный антинаркотический комитет. Подобная схема организации работы должна быть применена и к формированию системы внешнеполитической пропаганды.

     Российский Совет по публичной дипломатии может возглавлять премьер-министр или министр иностранных дел - это вопрос организационный. Принципиально важно понять, что внешнеполитическая информационная деятельность - это задача не только МИД: здесь задействованы интересы различных министерств и ведомств, спецслужб и др. Именно поэтому все действия во внешнеполитическом медиапространстве должны быть скоординированы. Кроме этого, к процессу информационного сопровождения официальной российской внешнеполитической линии должен подключиться и крупный бизнес. Сегодня ни одна крупная российская компания, имея колоссальные прибыли, не в состоянии защитить свой собственный имидж от ущерба, который целенаправленно наносится рядом западных СМИ. В обязательном порядке крупный бизнес в лице ТПП, РСПП, Ассоциации малого и среднего бизнеса, отдельных корпораций, таких, как «Газпром», Роснефть и т. д., должен участвовать в реализации информационной политики страны. Государством и бизнесом должна быть выработана единая точка зрения на ведение информационного противоборства с геополитическими и геоэкономическими конкурентами.

     

    ОДНОСТОРОННЕЕ РАЗОРУЖЕНИЕ

     За пределами СНГ России необходимо восстановить свой потенциал механизма внешнеполитической пропаганды, который был основательно разрушен в 90-е годы. В этой сфере, как и в сфере ядерных вооружений, к сожалению, произошло одностороннее информационное разоружение. К концу 90-х годов прошлого века, например, на всем африканском континенте не осталось ни одного российского корреспондентского пункта, ни одного представительства отечественных информагентств. Сегодня эту «информационную нишу», которую мы покинули после распада СССР, активно заполняет Китай.

     Впрочем, отрадно, что провал 90-х годов был осознан руководством страны, и с приходом президента В. Путина началось постепенное уверенное восстановление утраченных позиций. Ключевым шагом в этом направлении является создание в 2006 году спутникового телеканала Russia Today. Напомним, что ведущий западный новостной канал CNN был создан в 1980 году. Таким образом, 26 лет отделяют нас от CNN; за годы нашей «информационной спячки» нашли свои ниши Би-би-си и Foxnews, глобальными каналами стали Al Jazzira и Euronews. Сегодня задача, конечно же, заключается в том, чтобы резко нарастить вещание нашего спутникового канала, и, помимо планируемого иновещания на испанском языке, необходимо рассмотреть возможность организации трансляции на китайском языке. С точки зрения выстраивания информационной стратегии необязательно, чтобы вещание на китайском языке велось круглосуточно. Пекинская Олимпиада - очень хороший повод для создания этого медиапространства: желательно начать вещание хотя бы по 2 часа в день. Здесь мы можем опередить наших конкурентов. Пока эта ниша пуста, и мы обязаны занять ее первыми.

     Кроме того, нужно подумать также о Бразилии и Индии, где мы, обеспечивая наши политические и экономические интересы, должны предоставлять соответствующее информационное сопровождение.

     Ни в коем случае нельзя забывать и Старый свет. Следует обратить внимание, что у нас - большой штат посольства в Брюсселе, но лично я не знаю ни об одном активном информационном мероприятии посольства России по разъяснению российской позиции против расширения НАТО.

     С другой стороны, мы видим бурную «публичную» деятельность американских послов, которые активно пропагандируют идеи продвижения НАТО. С учетом того, что российского информационного центра в Брюсселе нет (в отличие от информационного центра НАТО в Москве), наше посольство вместе с представителем РФ в НАТО Д. Рогозиным должно занять более энергичную информационную линию по отстаиванию российских политических и экономических интересов.

     

    ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЮТ

     Сегодня свои экономические интересы обеспечивают информационными средствами различные страны. Интересным в этом плане представляется пример Великобритании, с которой у нас сегодня - весьма «турбулентные» отношения. Однако, в отличие от РФ, которая по линии МИД выделяет на информационно-культурные разъяснительные программы около $6,2 млн в год, Великобритания на эти цели расходует $862 млн. Поэтому естественно, что британские интересы в России и других странах мира весьма эффективно прикрываются и защищаются информационно.

     Так, например, перед нашим великим праздником, Днем Победы, на телеканале НТВ 5 мая 2008 года был очень позитивный репортаж, но не о российской армии и ее достижениях, а о британской. Нам детально рассказали о воинских буднях принца Гарри в рядах британской армии, о ее традициях и прочем.

     Случайность ли, что как только начинаются какие-то действия российских официальных органов, которые якобы ущемляют британские бизнес-интересы, сразу же появляется волна публикаций о росте авторитаризма в России, нарушении прав человека и т. д.? Примечательно, что в таких кампаниях участвуют и достаточно авторитетные издания, такие, как The Economist, Financial Тimes. Мы, конечно, не можем заявлять, что эти и другие СМИ получают деньги от правительственных источников, но имеются явные совпадения вала антироссийских публикаций (поводом для которых стали так называемое дело Литвиненко, ситуация вокруг деятельности в РФ Британского совета и др.) с вполне легитимными действиями официальных структур России.

     Лучшим ответом, на мой взгляд, представляется грамотное использование этого опыта для защиты российских национальных интересов. Прежде всего нам нужно сделать выводы в плане финансирования информационных программ по линии МИД, Росзарубежцентра, а также наших немногочисленных средств информационного противоборства, прежде всего - Russia Today и «Голоса России».

     

    РЕВИЗИЯ ИСТОРИИ

     Прогноз информационных угроз нашей стране не дает оснований для оптимизма. В первую очередь речь идет о непрекращающихся попытках ревизии советской и общеевропейской истории, особенно это касается ХХ века. Эти действия в отношении отечественной истории, безусловно, являются элементами информационной войны. К примеру, сожаление вызывает тот факт, что решающие сражения Второй мировой войны - Сталинградская битва, битва на Курской дуге - практически не отражены в западных учебниках истории. Крупнейшим сражением в западной историографии признается битва при Эль-Аламейне в Африке. Подобное искажение истории - далеко не безобидное дело. Попытки принизить роль нашей страны в разгроме фашизма подрывают имидж России как великой державы-победительницы, как страны - учредительницы ООН. В подобной ситуации нам не остается другого выхода, кроме активизации и увеличения производства своих информационных источников: книг, кинофильмов, интернет-продуктов с выгодным для нас контентным содержанием, которые более объективно оценивают роль нашей страны во всемирной истории. Эти проекты должно финансировать как государство, так и крупный бизнес.

     Сегодня есть два момента, которые говорят об усилении пропагандистской составляющей в политике США. Первый заключается в том, что Информационное агентство США предлагают вывести из состава Госдепартамента (напомню, что ЮСИА в 1999 году вошло в состав Госдепартамента США), придать ему дополнительные функции и усилить финансирование. Хочу заметить, что администрация президента Буша ежегодно увеличивала расходы на публичную дипломатию в среднем на 25%.

     Второй момент - это планируемое создание телеканала НАТО.

     А ведь и наша точка зрения должна доводиться до уровня американских и европейских политологов, экспертов, аналитиков.

     

    «РУССКАЯ КАРТА»

     Подводя итоги, хочу отметить, что первое, что нам целесообразно сделать в ответ на усиливающееся информационное давление, - это создать специальный государственный механизм с участием крупного бизнеса, который был бы способен аккумулировать, координировать и направлять все информационные действия. Второе - нужно резко усилить финансирование. Третье - расширить информирование русскоязычного населения всех стран мира. Нельзя ограничивать эту работу только рамками СНГ (хотя наши ближайшие соседи, конечно же, должны быть регионом особого внимания). Например, в одной Германии живет около 300 тыс. граждан России и несколько миллионов русскоговорящих. Наши соотечественники проживают во многих странах мира, и работа с ними должна быть активизирована. Наглядным примером в этом отношении является не совсем дружественная нам Польша, которая некоторое время назад ввела так называемую специальную «карту поляка». Эта карта дает возможность всем полякам, проживающим за территорией Польши, иметь определенные льготы при посещении своей родины. Мы вполне могли бы ввести «карту русского», которая позволяла бы при посещении России нашему соотечественнику иметь право на льготный билет, возможность посещать по сниженным ценам основные центры туризма. Тем самым мы существенно усилим процесс информационного и культурного обмена.

     В существенной активизации нуждается латиноамериканское и африканское направление. Создавая в этих регионах информационно-культурные центры и насыщая их соответствующей продукцией, мы обеспечим нашей стране положительный имидж.

     Наш Совет по публичной дипломатии должен установить конструктивное взаимодействие с каналом Euronews. Вещание на русском языке этого телеканала, созданного в 1993 году, началось в 2001 году.

     16 сентября 2001 года появилась русская версия Euronews - ВГТРК приобрела 1,8% акций этого канала, обозначив этим выход России на европейский телевизионный рынок. А в декабре 2002 года Генеральная ассамблея акционеров Euronews одобрила увеличение доли ВГТРК в акционерном капитале компании до 16%. Таким образом, сегодня ВГТРК является одним из 5 крупнейших акционеров Euronews наряду с телекомпаниями Франции, Испании, Италии и Швейцарии.

     С учетом того, что Россия в лице ВГТРК - крупнейший акционер и финансовый донор этого канала, необходимо проанализировать весь информационный поток новостей европейского телеканала. Ведь в настоящее время в эфире Euronews - очень мало позитивной информации о России. Получается, что Россия платит большие деньги, а за это получает нейтральную или негативную информацию о нашей стране, или же таковая вообще отсутствует. Наиболее характерен эпизод с показом по телеканалу регулярной пятиминутки «Космос». В ней периодически рассказывают о космических достижениях Франции, Германии, Голландии и других европейских стран. Но вот о нашей стране, впервые осуществившей выход человека в космос, не рассказывают. А ведь, по экспертным оценкам, в Европе, где Euronews является лидирующим информационным каналом, его смотрят 168 млн семей, то есть около 500 млн зрителей.

     И последнее. Помимо телевизионного холдинга, который формируется вокруг Russia Today, и имеющегося радиохолдинга «Голос России», необходимо создать отечественный медиахолдинг по производству книг, видеофильмов, видеоигр и т. п., который бы финансировался частично за счет государства, частично - за счет бизнеса. Лидирующая роль в претворении вышеназванных направлений в жизнь должна принадлежать новому, специально созданному для решения этих задач органу - Государственному совету по публичной дипломатии во главе с премьер-министром или министром иностранных дел.

     

    www.vpk-news.ru
    Категория: Аналитика | Добавил: newroz (04.09.2008)
    Просмотров: 391
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz