Категории раздела |
|
|
Статистика |
|
|
|
Операция «Дезинтеграция»
24.02.2009 Операция «Дезинтеграция» Константин Засурский
Президентская кампания и экономический кризис может не только усугубить раскол в регионах страны, но и запустить необратимый дезинтеграционный процесс. Система власти в Украине уже не просто дает сбои, а трещит по швам. На смену нынешней политической системе может прийти не диктатура, как сейчас пугают многие эксперты и политики, а полный коллапс управления идезинтеграция страны. В то время, когда Президент и его вертикаль воюет с парламентом и правительством, а те в свою очередь с главой государства, когда оппозиция перманентно поддерживает в зависимости от политической целесообразности то первых, то вторых, местные власти, не имея рычагов влияния и зависимые от решений, а главное,финансирования из центра пребывают в состоянии ступора или проводят в жизнь самовольные решения. Классическим примером подтверждения последнего тезиса может быть ситуация в Киеве, который в последнее время напоминает государство в государстве. Президентская кампания и экономический кризис может только усугубить ситуацию на местах. Если в 2004-м раскол происходил, грубо говоря, по берегу Днепра, то в 2010-м эта биполярная модель уже действовать не будет. Условно, кризис, с одной стороны, будет размывать различия между западом и востоком страны, а с другой недоверие к институтам власти и нынешней политической элите в целом будет способствовать консолидации вокруг местной власти. Во-первых, местная власть является ближе к людям, а во-вторых, от местной власти, по сути, зависит жизнеобеспечение членов территориальных общин. Естественно, муниципалитеты и советы различных уровней, чтобы снять с себя народный протест будут, и небезосновательно, перекладывать вину на центральную власть. Сценарий с повторением ситуации предыдущих выборов, когда есть два основных кандидата, представляющих различные части Украины, начинает ломаться, что, в свою очередь, также будет способствовать департизации местных элит, которые к тому же, видя паралич Киева, будут становиться самостоятельными центрами силы, перебирая на себя соответствующие полномочия. В результате, мы можем получить в зависимости отэнергичности и предприимчивости местных князьков от 25 до 100«удельных» княжеств, которые будут работать де-факто, но не де-юре в автономном от центра режиме. Показательным в этом плане является последнее собрание представителей Ассоциации городов с участием
Президента и Премьера, которое для мэров оставило больше вопросов, чем ответов на них. Первыми же жертвами установления новых порядков на местах могут стать губернаторы и главы местных администраций нижнего уровня. Конечно, это не будет парадом суверенитетов, в прямом смысле этого слова, но окончательно остановит управляемость страны, как единого государственного организма. Подобная операция «дезинтеграция» может иметь два вектора развития. Первый из них – это полная анархия, когда определенные территории перестанут признавать суверенитет Киева. При таком сценарии этим не преминут воспользоваться наши ближайшие соседи – Россия, Румыния, Польша, Венгрия для удовлетворения своих
территориальных претензий. Второй вектор предполагает, что со временем эти «удельные» княжества будут иметь способность к самоорганизации в рамках единого политического проекта Украина, подменив собой официальные органы власти. К такому способу, кстати, прибегали большевики, создавая в свое время советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в противовес официальным учредительным собраниям. В этом случае мы будем иметь дело с «перезагрузкой» политической системы Украины, основанной на децентрализации власти, но с сохранением общего координирующего центра в виде общенациональных парламента, правительства и суда. Что же должна предпринять центральная власть, чтобы подобные сценарии в Украине не стали реальностью. Во-первых, необходимо принятие пакета документов, делегировавших на места больше финансовых полномочий. Единственным органом, который на сегодня мог бы взять на себя ответственность за подобный шаг является правительство. Во-вторых, необходимо наладить постоянный эффективный диалог между правительством и местными органами самоуправления. При этом Кабмин, работая напрямую с представителями территориальных общин, мог бы избежать саботажа со стороны местных администраций, находящихся под влиянием Президента. Только центральный орган исполнительной власти может в отличие от парламента, где решения принимаются достаточно долго, может оперативно реагировать на проблемы местных властей, а также только правительство, в отличие от главы государства имеет реальные финансовые рычаги в виде бюджета для реализации тех или иных решений.
Можно возразить, что и местные органы власти зараженытой же болезнью, что и центральные, а именно разделом на политические цвета и вряд ли пойдут навстречу правительству, представленному своими партийными политическими оппонентами. Однако если их совместный план действий будет иметь реальное финансовое
наполнение, а угроза социального взрыва будет угрожать не только Киеву,
но и регионам, то это может нивелировать политические противоречия. Ну
а если к тому же в парламенте будет создана коалиция, в которую войдут
две крупнейшие фракции, то и проблема политического конфликта отпадет
сама собой. Открытым остается лишь одни вопрос – хватит ли представителям украинской центральной политической элиты здравого смысла, чтобы не повторить судьбу своих предшественников в 17-20 гг. прошлого века. От ответа на него будет зависеть, насколько болезненно будет проходить в Украине операция «Дезинтеграция». Источник: http://www.vovremya.info/art/1235395278.html
|
Категория: Аналитика | Добавил: newroz (24.02.2009)
|
Просмотров: 451
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Поиск |
|
|
|