Увольнение
Владимира Огрызко - удар по Виктору Ющенко. Об этом заявили эксперты,
отвечая на вопрос "Почему Огрызко отправили в отставку?".
Виктор Небоженко, руководитель социологической службы "Украинский барометр":
- Это результат игр Ющенко. Когда он лишался один за
другим пропрезидентских сторонников в Верховной раде, ему казалось, что
это не так важно. Главное – личная позиция и личная политика. А потом
на каком-то этапе оказалось, что все равно нужно взаимодействовать с
парламентом. Более того, при ослаблении президента, Верховная рада
может переходить в наступление. В данном случае дело не в каких-то
интригах коммунистов, БЮТ или Партии регионов. Просто Верховная рада
видит, что у нее есть антипрезидентские большинства в разных
политических конфигурациях по разным вопросам. И она пользуется своим
преимуществом. Обратите внимание, за президента 10-15 человек.
Естественно, что антипрезидентские силы воспользуются теми поводами,
которые дают как Огрызко, так и президент.
Сегодня парламент показал, что у него есть силы
снять министра иностранных дел, по крайней мере, понизить его
легитимность. Теперь Огрызко - исполняющий обязанности. И если для
главы Нацбанка или главы СБУ это не беда, совсем другое дело –
внешнеполитический рупор страны. Приставка "и.о." резко понижает
возможности Огрызко в переговорных процессах, в дипломатических играх.
Это сильный удар, не столько по Огрызко, сколько по президенту.
Президент пожинает плоды своего политического аутизма, то есть своего
политического одиночества, когда парламент может навязывать президенту
свою волю. Речь идет именно о парламенте, а не о каких-то группах.
Николай Михальченко, президент Украинской Академии политических наук:
- Есть два фактора, которые повлияли на увольнение
Огрызко, и несколько второстепенных, которые не так существенно влияли.
Первый фактор – Владимир Огрызко считается человеком президента.
Поэтому политические силы, которые выступают против президента,
голосовали против Огрызко. Второй фактор – Огрызко опытный дипломат, но
неопытный политик. Он может действовать дипломатически верно, но с
политической точки зрения – не всегда мягко. Он не учитывал
пророссийскую ориентированность политических сил, таким образом
настраивая их против себя. Резкие выпады в сторону России, а также
других стран, неумеренная позиция во время российско-грузинского
конфликта также способствовали его отставке. Владимир Огрызко еще будет
работать на благо Украины, но уже на другой должности. А на его место
будут искать более гибкого кандидата.
Александр Медведев, директор политических программ Центра исследований политических ценностей "АКСИА":
- Основная причина – концентрация управления
институтом исполнительной власти в одном центре принятия решений.
Конституционная логика сегодня дает много сбоев. Право президента
представлять государство на международном уровне уже подвергается
ревизии. Сегодня работает другая логика: один лидер – одна команда.
Огрызко не из команды Юлии Тимошенко. Премьер не зря заявила недавно,
что будет увольнять министров. Огрызко стал первой весенней ласточкой,
назидательным примером для некомандных министров. В отличие от
Пинзеныка, который написал заявление, Огрызко не сделал самостоятельно
шага министра-камикадзе, а поэтому упустил момент персональной
политической инициативы. Остаются еще Ехануров и Онищук. В ближайшее
время увидим, как они отреагируют на премьерское кадровое наступление.
Владимир Горбач, политический аналитик Института Евроатлантичного сотрудничества:
- Огрызко прав – Украина не потеряла ни одного
сантиметра своей территории. Исключительная экономическая зона – не
территория государства. Но истерия, которая подогревалась политиками,
медиа относительно решения Международного суда ООН по делу о
делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон,
была использована для борьбы с президентом Виктором Ющенко. А Владимир
Огрызко, как известно, человек Виктора Ющенко. Следовательно, причина
неудовлетворения парламентариев не в профессиональности или
непрофессионаотности Огрызко, причина – взаимоотношения оппозиции,
премьер-министра и президента.
Сегодняшнее голосование не могло обойтись без
голосов БЮТ. Сегодняшнее голосование БЮТ стало неожиданным, учитывая
недавний компромисс относительно совмесного письма в МВФ и разговора о
перемирии до 1 июля. БЮТ на второй же день сломал это перемирие. Атаку
на внешнюю политику президента следует рассматривать в контексте
будущей президентской избирательной кампании. Все это приведет к
очередному витку обострения. Украинская политическая элита может
доиграться до того, что государство не получит второй транш от МВФ. Я
считаю сегодняшнее решение ВР деструктивным, направленным на развал
государственности.
Кость Бондаренко, директор института проблем управления имени Горшенина:
- За этой отставкой - с одной стороны,
противостояние вокруг фигуры министра иностранных дел, поскольку
президент, очевидно, не отпустит Огрызко, а с другой стороны,
фактически, можно сказать, что БЮТ может рассчитывать на голоса ПР и
КПУ при назначении на должности вице-премьеров, скажем, Тигипко и
других министров, которые назначаются по квоте правительства.
Противостояние не то, которое будет углубляться,
потому что оно уже углубилось, оно будет просто продолжаться. Огрызко -
это не та фигура, которая бы могла спровоцировать что-то значительно
больше, его переоценивают.
Игорь Жданов, президент аналитического центра "Открытая политика":
- Решение, проголосованное в Верховной раде, было
достаточно неожиданным. Прогнозировалось, что Огрызко останется на этом
посту. С другой стороны, я думаю, что отставка Огрызко приведет к
увеличению противоречий внутри коалиции и именно со стороны фракции
НУ-НС. Понятно, что отдельные политики, которые являются сторонниками
Огрызко и входят в коалицию, будут ставить вопрос достаточно жестко. Я
думаю, что в первую очередь это касается Тарасюка, который и
рекомендовал Огрызко на эту должность и был главным лоббистом его
продвижения на должность министра иностранных дел. И сегодня будет
ставиться вопрос о выходе из коалиции, а это является достаточно
критическим для коалиции, поскольку она насчитывает лишь 226-227
голосов и любой голос - на вес золота.
Это решение не было продуманным, поскольку, если
касаться рассмотрения именно сегодняшнего вопроса, то я не думаю, что
дискуссия вокруг острова Змеиный могла бы повлечь отставку, поскольку
решение Гаазского суда, которое, возможно, Украину не полностью
удовлетворяло, было определенным компромиссом с Румынией и открывало
новую страницу в отношениях, где мы бы могли забыть о территориальных
спорах и претензиях.
Поэтому сегодняшнее рассмотрение вопроса по
Змеиному, которое привело к отставке Огрызко, можем рассматривать всего
лишь как повод. Если бы были действительно глубинные претензии к
министру, например, относительно заявлений в адрес посла России
Черномырдина, или рассылки позорного циркуляра, который унижал
правительство и лично премьера, то нужно было их озвучивать, и именно
эти действия могли бы выдвигаться в качестве претензий.
Дальше премьеру, как лидеру коалиции, нужно будет
сохранить ее единство. Поэтому я думаю, что нужно будет проводить
консультации, собрания коалиции.
Олег Килимник, директор социально-экономических программ Центра политического консалтинга:
- Отправка парламентом Владимира Огрызко в отставку с должности министра иностранных дел является достаточно знаковым событием.
Во-первых, вполне очевидно, что договоренности
относительно подписания общего письма к МВФ, достигнутые в ходе встречи
лидеров государства в конце прошлой недели, оказались абсолютно
ситуативными. Иначе фракция БЮТ не обеспечила бы результативное
голосование за отставку президентского протеже, дав почти 50 голосов
"за".
Другими словами, сегодняшнее голосование открывает новый раунд публичного противостояния между президентом и премьер-министром.
Во-вторых, мы в очередной раз увидели общее
результативное голосование фракций БЮТ, Партии регионов и коммунистов.
Я не склонен считать, что такой шаг является предвестником
переформатирования существующей коалиции. Скорее, таким образом Блок
Юлии Тимошенко намекает своим сегодняшним партнерам на необходимость
уменьшения кадровых аппетитов в ходе изменения состава Кабинета
министров и других кадровых назначений, которые должны вскоре
состояться.
И, в-третьих, увольнение Владимира Огрызко, который
был известен своей неоднозначной позицией относительно отношений с
Российской Федерацией, является достаточно четким сигналом действующего
премьер-министра Кремлю относительно готовности договариваться о новом
формате сотрудничества, в том числе и учитывая будущие президентские
выборы в Украине.
Виталий Кулик, директор Центра исследования проблем гражданского общества:
- В первую очередь, это нужно рассматривать как
политическую оценку Верховной радой деятельности МИД. Это значит, что
фактически поставлена двойка МИД за провалы на всех внешнеполитических
направлениях: как в направлении украино-российских отношений (эти
отношения в настоящий момент можно охарактеризовать как системный
кризис и отсутствие политического диалога на уровне МИД и невосприятия
нашими партнерами в России нынешнего руководства МИД), так и потерями
политическими, имиджевыми для Украины в вопросе острова Змеиный,
отсутствие политики по отстаиванию своих национальных интересов в
диалоге с нашими соседями из ЕС, в частности с Румынией, кроме того,
отсутствие реального прогресса в вопросе европейской интеграции,
неадекватные ожидания в вопросе евроатлантической интеграции,
нереалистичные перспективы на 2009 год и много другого. А это потеря
перспектив в центральной Азии, свертывание партнерства с азиатскими
странами.
Украина во времена Огрызко и Тарасюка превратилась,
фактически, в страну, которая является ассистентом реализации интересов
третьих стран, в том числе США и ЕС. Это ассистенство привело к
ощутимой потере лидерских позиций Украины в Черноморском бассейне.
Поэтому отставка Огрызко была прогнозируемой и ожидаемой в Верховной раде.
Относительно перспектив, то ситуация может сложиться
так же, как было с отставкой Тарасюка в Верховной раде. То есть, с
одной стороны, такая отставка может состояться только по представлению
президента, а с другой стороны, Огрызко могут не допускать на заседание
правительства и блокировать его деятельность со стороны Кабмина. Кроме
того, Верховная рада, инициирующая расследования, связанные с вопросом
деятельности МИД и лично Огрызко по разным направлениям.
Также могут быть не утверждены определенные
документы, представление со стороны МИД в Верховную раду и отсутствие
результативного голосования по таким проектам. Поэтому,
фактически, этой отставкой дестабилизировалась деятельность МИД в
целом, и логично было бы со стороны президента воспринять этот сигнал и
своим указом освободить от должности Огрызка и назначить новую
кандидатуру, подав представление в парламент.
Игорь Попов, председатель Комитета избирателей Украины:
- Если говорить о большой политике, то в любом
случае в последние месяцы она двигается от западного вектора к
восточному, и любой новый президент остановит дипломатическую войну
Виктора Ющенко с Россией и будет развивать более пророссийскую
ориентацию. И сегодняшние события стали еще одним шагом к этому, и
любой новый министр поймет этот урок о том, что большинство в Верховной
раде и следующий президент Украины склоняются к пророссийской политике.
Что касается малой политики, то, конечно, могут быть
какие-то призывы, что кто-то кому-то изменит, потому что та коалиция,
которая есть на сегодняшний день в парламенте, не договаривалась о
таких действиях. Однако я не думаю, что все это чем-то закончится,
потому что все равно, есть ли в коалиции формально 206 депутатов или
204, это мало будет влиять на расклад сил в парламенте, на предсказание
действий.
Напомним, 3 марта Верховная рада Украины проголосовала за отставку Владимира Огрызко с должности министра иностранных дел Украины.