Американский эксперт: Вашингтон за 20 лет так и не понял сути происходящего на Украине
Американский эксперт: Вашингтон за 20 лет так и не понял сути
происходящего на Украине
Украинский еженедельник "2000" опубликовал
статью Брюса
Джексона, президента "Проекта переходных демократий" -
неправительственной организации, оказывающей поддержку постсоветским и
балканским демократиям в налаживании тесных отношений с ЕС и НАТО. Материал
посвящен возможной перезагрузке отношений США и Украины.
"Инаугурация
президента Украины Виктора Януковича, состоявшаяся 25 февраля 2010 г.,
открывает возможности для столь необходимого пересмотра политики США в
отношении Украины. Первым делом США должны оказать искреннюю поддержку
президенту Януковичу и любой коалиции, на основе которой создается
правительство. Но при разработке новой стратегии США следует также
учитывать совершенные в прошлом ошибки.
Во-первых, для
перезагрузки американской стратегии работы на Украине нам следует
отказаться от ряда ошибочных представлений, на которых базировалась наша
прежняя политика. На протяжении двух последних десятилетий мы неизменно
ошибались в оценке политического характера Украины, ценностей и чаяний
ее населения и глубокой слабости ее правительства и экономики. За
исключением успешного процесса ликвидации стратегического ядерного
арсенала этой страны, Соединенные Штаты очень мало разобрались (а
точнее, практически никак не разобрались) на Украине или ее политике. С
момента бесславного выступления в Киеве в июле 1991 г. тогдашнего
президента США Джорджа
Буша (старшего), в котором он уговаривал Украину отказаться от идеи
выхода из СССР (речь вошла в историю под названием "котлета
по-киевски"), и до апофеоза признания Виктора
Ющенко и Юлии
Тимошенко демократами Вашингтон не имел ни четкого представления об
Украине, ни правильного понимания ее чаяний.
Американская
дипломатия подвергла Украину изоляции за продажу систем "Кольчуга" в
Ирак (как оказалось - за то, чего никогда не было), затем, даже не
задумавшись, обвинила бывшего украинского президента Леонида
Кучму в убийстве - и в итоге умудрилась снизить уровень поддержки
обществом вступления в НАТО с 50% в конце 90-х годов до менее чем 10% в
наши дни. Наиболее яркой иллюстрацией краха хорошей идеи можно назвать
злополучные учения "Партнерство во имя мира" в рамках НАТО летом
2006-го. Не сверяясь с украинскими политическими реалиями, США
откомандировало в Крым подразделение военных инженеров национальной
гвардии Техаса, поставив перед ними нереальную задачу по ремонту местных
туалетов. К несчастью, оказалось, что в этом обнищавшем русскоязычном
регионе проходят выборы, т. е. наступил период, когда старики и
безработные могут заработать немного денег и развлечься участием в
демонстрациях, пикетах и протестных акциях. Высадка десанта американских
войск из родного для Буша штата под стягом НАТО на любимых крымских
берегах стала искушением, противостоять которому невозможно.
Американских военнослужащих по прибытии встретили противостоящие силы в
лице нескольких сотен подвыпивших бабушек. Допив водку, которой их, в
буквальном смысле слова, упаковали под завязку, старушки бросали пустые
бутылки - приблизительно в сторону американских солдат и НАТО.
Пенсионеры неплохо позабавились, но вряд ли это соответствовало нашим
политическим целям и задачам.
Во-вторых, одна из причин нашей
столь частой неправоты в прошлом состоит в том, что политика США
зиждилась на целой серии ложных посылов. А главная ошибка, вероятно, вот
в чем. Мы полагали, что Украина представляет собой два разных
государства (граница между которыми пролегает примерно через Киев),
противостоящих друг другу: одно на западе - "оранжевое", либеральное,
европейское, а второе на востоке и юге - "синее", непросвещенное,
отличающееся любовью к России. Исходя из этого мы считали романтичного
бухгалтера с Карпат и блондинку с косой в крестьянском платье в роли
премьер-министра воплощением идеалов европейского просвещения.
Соответственно примитивы с шахт и металлургических комбинатов Донбасса
рассматривались как последние пережитки советской эпохи. Электоральная
победа Виктора Януковича (а на самом деле - регулярные его триумфы на
всех четырех крупных выборах с момента победы Виктора Ющенко в третьем
туре 2004 г.) - выходца с якобы регрессивного востока Украины - привела к
тому, что поверить в этот до предела упрощенный раздел Украины на
ковбоев и индейцев стало гораздо сложнее. И это подтверждается тем
фактом, что позиции Януковича и Тимошенко по многим вопросам (об
отношениях с Россией, Европой, НАТО, об экономическом возрождении) во
время избирательной кампании были практически идентичны.
В
качестве отправной точки в деле формирования новой политики США
необходимо признать: и "синие", и "оранжевые" в одинаковой мере
представляют Украину; все ведущие политики в той или иной степени
являются украинскими патриотами; Украина - единая неделимая страна,
пусть и с запутанной и непростой для понимания политикой. На этой основе
и следует начинать перезагрузку отношений с Украиной.
С этой
точки зрения результат недавних выборов выглядит скорее как осознанный и
даже вполне предсказуемый исход голосования, нежели как серьезный отход
от завоеваний 2004-го. За исключением разве что Ангелы
Меркель, едва ли не все крупные политические лидеры Запада из числа
избираемых народом лишились своих постов в результате нынешней "Великой
депрессии". В отличие от Германии, продемонстрировавшей высокую
эффективность во время экономической депрессии и начало экономического
возрождения, ВВП Украины сократился на 15%. Валюта страны потеряла 50%
стоимости, а бюджет пребывает в более плачевном состоянии, чем
греческий. С учетом таких экономических предпосылок остается только
удивляться, что Янукович не победил с гораздо более серьезным отрывом
после хаоса и нескольких лет кризиса, сопровождавших "оранжевое"
правление.
В-третьих, Вашингтон не должен ограничивать свой
интерес несколькими наиболее известными политическими фигурами.
Необходимо также нормализовать отношения с украинским бизнесом, особенно
с так называемыми олигархами. Десять ведущих бизнесменов Украины
контролируют огромные промышленные конгломераты (в каждом из которых
трудятся не менее четверти миллиона работников) и при этом оказывают
косвенную поддержку нескольким миллионам украинцев. Хорошо ли это или
нет, но указанные олигархи представляют наиболее важный, фактически
единственный, политический электорат в украинской политике, источник
финансов для всех политических партий, и в украинском обществе они
наиболее ярко проявляют интерес к европейскому выбору. Их личная выгода
состоит в укреплении связей с ЕС ради обретения доступа к рынкам, в
поддержании политической стабильности ради улучшения деловой конъюнктуры
и в реформировании правительства, несостоятельность которого в прошлом
лишь подрывала стоимость их активов. Работа с украинскими политиками без
участия в этом процессе их электората - большая ошибка.
В-четвертых
(и это, скорее всего, наиболее важно), новая политика США должна
базироваться на четком понимании того обстоятельства, что ближайшие
два-три года (примерно такой интервал разделяет избрание Януковича
главой государства на Украине и повторное избрание Владимира
Путина президентом России в 2012 г.) открывают Западу окно
возможностей для формирования новой Восточной Политики. Украина - шлюз
на пути к реализации этих возможностей и к мягкой интеграции
постсоветских демократий. Кроме того, Вашингтону следует стратегически
переосмыслить составляющие успеха.
Процесс налаживания более
тесных отношений между Европой и Турцией тянется с 1963-го, когда Турция
впервые вступила в Европейское экономическое сообщество.
Процесс искоренения чиновничьей коррупции в Болгарии и Румынии длится
уже 20 лет. Попытки укрепить финансовую дисциплину или ввести
эффективный налоговый кодекс в Греции предпринимаются - с перерывами -
начиная с 1949 г. Серьезные перемены на Украине могут и должны
произойти, но случится это только по прошествии десятилетий. Столь
продолжительный период, требуемый для проведения реформ и пересмотра
культурных и политических взглядов в стране, подразумевает и то, что
шансы Европы стать крупнейшим партнером Украины гораздо выше, чем у
Соединенных Штатов. План ЕС в отношении Украины (в рамках восточного
партнерства) предусматривает соглашение о зоне свободной торговли,
"дорожную карту" визовой либерализации и существенные объемы иностранной
помощи.
Все это затмевает те мелочи, которые может предложить
Вашингтон в рамках страдающего от недостатка финансирования проекта
"Корпорация "Вызовы тысячелетия" и иных переживающих спад фондов,
созданных для оказания помощи. И если Вашингтон действительно хочет
иметь рычаги влияния, в отношении Украины ему необходимо последовать
примеру Евросоюза и активизировать процесс координации усилий по
выработке общей политики с Брюсселем. В процессе сохранения политики
тесной координации действий США и ЕС Вашингтону следует избегать ряда
тенденций. Очевидное подталкивание Украины в НАТО стало одним из самых
острых раскалывающих вопросов в украинской политике. И Янукович, и
Тимошенко вели предвыборную кампанию на платформе отказа от обсуждения
идеи членства в НАТО до момента проведения референдума в некоем
отдаленном будущем. Данный политический консенсус, когда политики
сошлись на том, что "вопрос НАТО сегодня неактуален", практически не
оставляет нам иного выбора, кроме как снять тему альянса в двусторонних
отношениях.
В сфере более масштабных региональных аспектов
Соединенным Штатам следовало бы обдумать и предпринять шаги,
направленные на максимальную демилитаризацию нашего присутствия на
востоке Европы. Дебаты о российском Черноморском флоте, размещение противоракетных систем,
совместные военные учения, информационный офис НАТО в Киеве, дискуссии
относительно ПДЧ и о российско-грузинской войне - все это вряд ли может
способствовать реализации задач в Украине и соседних государствах. Для
Украины, как и для США, главным приоритетом станет возрождение
экономики. Новое правительство в Киеве, как мы наверняка увидим, не
изъявит готовности пойти на массовые увольнения, сокращение пенсий и
отмену субсидий во время бушующего кризиса. Воплощение в жизнь
болезненных реформ будет идти медленно. Тем не менее Соединенные Штаты
уже предлагают прислать на Украину экспертные группы Национального
экономического совета и других ведомств, обладающих актуальным опытом
работы на финансовом рынке, разработки программ стимулирования
экономики, введения жестких мер экономии и реформирования
промышленности. Помощь технократов в критически важных сферах финансов и
энергетики будет не только по достоинству оценена Киевом, но и может
принести реальную пользу. Помимо этого, США следует определять объемы
финансовой помощи Украине с учетом целевых программ ЕС по
макрофинансовой поддержке, модернизации инфраструктуры и
энергосбережению. Как известно, у семи нянек дитя без глазу, а наличие
слишком большого количества доноров (каждый со своими уникальными
рецептами и разногласиями) в стране, переживающей начальную стадию
демократии, вызывает тревогу.
Соединенные Штаты и Евросоюз могут
вести на Украине такую совместную деятельность, которая оказалась
эффективной на Балканах, для чего потребуется разработать общую
программу оказания помощи этому государству. Помимо содействия в
возрождении экономики, главной стратегической потребностью остается
поддержка Украины на уровне плана Маршалла (визы и стипендии для
студентов, программы учебы по обмену, преподавание европейских языков):
украинскую молодежь, можно сказать, оставили на задворках европейской
интеграции.
И, наконец, два итоговых совета для творцов
американской политики.
1. Оставьте всю грязную работу
Международному валютному фонду - ведь он для того и создан. Неизменно
возникает ощущение, что госсекретарь США, посещая очередную страну,
требует выполнения одного-двух дополнительных условий исключительно с
целью продемонстрировать, что эффективно занимается своей работой. Но МВФ на Украине уже
практически верно обрисовал условия скорого проведения наиболее
неотложных реформ. В последующие месяцы и годы у нас регулярно будет
появляться возможность сказать свое слово по поводу борьбы с коррупцией,
методов финансирования избирательного процесса, конституционных реформ и
пересмотра НДС. Тем не менее в ближайшие полгода пусть этими вопросами
занимается МВФ.
2. Второй, не менее важный момент: творцам
американской политики пора прекратить попытки согласовать политику в
отношении России с политикой в отношении Украины. Вполне реально
выполнить перезагрузку наших отношений с Россией и одновременно вступить
в партнерство с Украиной и Евросоюзом, не нанося ущерба этим
отношениям. В былые времена нередко складывалось впечатление, что США
ради Украины готовы вести борьбу с Россией по колено в грязи. Как
минимум это ошибочное представление. Как максимум - Украина может вновь
сойти со сцены, став первой политической жертвой возобновленной
конкурентной борьбы сверхдержав.
И в заключение: фундамент нового
периода постоянного сотрудничества с Украиной должен быть выстроен на
готовности воспринимать Украину так, как она воспринимает себя. В
прошлом наши раздутые тревоги относительно чрезмерного влияния России на
Украину отражали в большей мере наши страхи перед Россией, чем надежды в
отношении Украины. Наша вполне понятная тревога по поводу
правительственной коррупции и криминалитета стала оправданием для
организованной нами изоляции лидеров бизнеса этой страны и подталкивания
их тем самым в объятия Москвы. Наша поддержка того, что мы ошибочно
считали украинским либерализмом, на самом деле стала поддержкой
разнузданного популизма. Наш настойчивый акцент (с самыми благими
намерениями) на продвижение в НАТО стал главным препятствием возможности
сближения страны с Европой.
Поддержка демократии на Украине
должна осуществляться на принципах поддержания чаяний украинцев, а вовсе
не тревог, опасений и романтических иллюзий дипломатов и активистов,
сидящих в Вашингтоне. Сегодня Янукович четко изложил свои цели.
1.
Украина обязана вернуть доверие со стороны МВФ, что позволит
возобновить программу оказания помощи и обеспечить необходимую
ликвидность для экономического возрождения. Сохранение отношений с МВФ
потребует болезненных сокращений статей бюджетных расходов по субсидиям
для газовой промышленности и по социальным выплатам.
2. Украине
нужно как можно скорее приступать к построению тесных отношений с
Евросоюзом в рамках программ восточного партнерства. На протяжении
первого года каденции президента Януковича Украина должна завершить
переговоры по заключению расширенного и всеобъемлющего соглашения о
свободной торговле (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement - DCFTA)
и по "дорожной карте" к безвизовому режиму с Европой. Успех на этих
направлениях способен оказать глубокое культурное и политическое влияние
на процессы развития украинской демократии по европейскому образцу.
И,
наконец, Украине следует пересмотреть газовый контракт с Россией,
изъять из него многочисленные положения "бери или плати", а также
установить стабильные цены, соответствующие текущему сниженному уровню
спроса и потребления. Необходимо реструктуризировать газовую отрасль,
разделив ее на коммунальные предприятия, снабжающие газом украинских
потребителей, и транзитную компанию, поставляющую газ в Европу. Для
реформирования и поддержания газового сектора в ликвидном состоянии
система транзита газа должна быть трансформирована (хотя это предложение
вызывает споры) в транснациональный синдикат по образцу Nabucco или
"Северного потока". После отмены субсидий, пересмотра цены поставок газа
и реструктуризации газового сектора Украина может присоединиться к
Договору о европейском энергетическом сообществе и стать получателем
фондов ЕС для модернизации системы транзита газа. Соединенные Штаты в
свою очередь должны оказать поддержку в этом процессе.
Так выглядят осмысленные краткосрочные перспективы сотрудничества с
МВФ, Россией и ЕС, способные стимулировать возрождение экономики и
налаживание современных отношений с соседями Украины, Евросоюзом,
международными финансовыми институтами и США. Политика США должна
предусматривать поддержку президента Януковича и следующих правительств в
деле реализации задач, которые они поставили перед своей страной, а на
ближайшее будущее эти усилия следует удвоить.
Оценка ситуации прагматичная и реалистичная. Если США и Евросоюз будут заинтересрваны в стабильной и предсказуемой Украине, то они должны помочь ей не только политически, но главное -економически выйти из тупика и приступить к економическому развитию. Но сразу же возникает очень важный вопрос. А согласится ли Юлька (силы котрые её финансируют) хотя бы не мешать Украине двигаться по пути прогресса? Ведь последние заявления Юльки и её спикеров (Соболев и др.) свидетельствуют о том, что БЮТ не остановится ни перед чем в попытке дискредитировать новую власть, перехватить инициативу в свои руки и, в конечном итоге, вернуть себе власть в Украине. Расшатывание лодки началось сразу же после выборов и не прекращается до настоящего времени. А вот выдержит ли Украина - это вопрос.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]