Военное измерение энергетической безопасности (Продолжение)
>>> Начало >>>
США испытывали определенный интерес к Каспийскому региону со времен
президента Клинтона. В 1997 г. в Стратегии национальной безопасности
США было зафиксировано, что значение Каспийского региона в обеспечении
мира энергоресурсами возрастает[11]. США приветствовали участие
иностранных инвесторов в разработке нефтегазовых месторождений
Каспийского бассейна. Американские компании ChevronTexaco, Amoco
(сейчас часть BP), ExxonMobil, Unocal, Devon и Hess были среди первых,
выиграших тендеры на разработку. Активно поддерживался проект
трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, несмотря на все протесты России,
Ирана, и даже американских ученых и компаний. Однако критической
заинтересованности США в этом регионе в тогда не было. Эта позиция
нашла отражение в Докладе Комиссии США по оценке национальных интересов
(Report of the Commission on America’s National Interests) (июль 2000
г.)[12], в котором прикаспийские государства и их энергоресурсы не
попали ни в список жизненно важных, ни чрезвычайно важных, ни просто
важных интересов американского государства. После 11
сентября 2001 г. очень многое изменилось. США осознали огромное
значение этого региона и его потенциальный вклад в борьбу против
терроризма. Вместе с тем, события 9/11 ясно показали необходимость
диверсификации энергетических поставок. Достаточно уверенно можно
говорить о том, что задачи США по созданию в государствах Прикаспия
марионеточных политических режимов, региональных политических и
геоэкономических альянсов, а также давление на Иран и Россию были
подчинены реализации одной цели – свободно доставлять энергоресурсы на
мировые рынки. На фоне своего рода противостояния в Каспийском регионе
по проблемам добычи и транспортировки энергетических ресурсов
развивается сотрудничество США и России по ряду глобальных проблем, их
взаимопонимание в области сокращения стратегических вооружений. Это
вполне вписывается в общий сценарий, включающий также военную кампанию в
Ираке, одной из целей которой является "недопущение формирования
неблагоприятных или даже враждебных для США региональных
военно-политических и геоэкономических альянсов и создание, напротив,
проамериканских региональных "связок” государств"[13]. Политика в
Каспийском регионе является не просто частью осевой энергетической
стратегии Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, но и производной от
нее. В области газовых проектов США придерживаются
политики двойного сдерживания – недопущения, с одной стороны,
укрепления энергетических связей Европы и Ближнего Востока, а с другой –
сближения Индии и Пакистана с Россией и Ираном. Альтернативой
российскому газу может быть только газ из Ирана или Туркмении. В этой
связи США приходится балансировать между основными участниками газового
рынка, пытаясь во всех случаях обеспечить свои национальные
энергетические интересы по максимуму. Для этого США
резко активизировали военную политику в этом регионе. Основная их цель –
утвердить здесь свое военное присутствие. Многие американские СМИ уже
пишут о создании "Каспийского стража" – спецподразделения со
штаб-квартирой в Баку для наблюдения за акваторией и охраны сухопутных
границ Азербайджана и Казахстана. Практика "цветных революции" имеет
очень опасные последствия. Потенциальные революции в Узбекистане и
Азербайджане могут грозить России потерей Габалинской радиолокационной
станции "Дарьял" в Азербайджане и проблемами нормального
функционирования РЛС "Окно" в Таджикистане. Поскольку США
заинтересованы в этом регионе, они любыми способами пытаются
дестабилизировать ситуацию в нем, создать атмосферу недоверия для
оправдания своего военного присутствия. Это становится источником уже
для милитаризации других государств региона. Многополярность в этом
случае имеет лишь негативные последствия, давая возможность региональным
державам наращивать военную мощь, активно обеспечивая свои
национальные интересы. Проблема многополярности в
области энергетической безопасности стремительно развивается
применительно к воображаемой линии Ближний Восток – Юго-Восточная Азия.
Основным игроком в этом регионе остаются США. Однако стратегическая
важность Индийского океана заставляет включаться в процесс борьбы за
контроль над ним, в том числе над судоходными коммуникациями, других
игроков – Китай и Индию. В отчете западной консалтинговой
фирмы PriceWaterhouseCoopers утверждается что к 2030 году в число пяти
ведущих экономик мира войдут Китай, США, Индия, Япония, Бразилия. В
2008 г. "пятерка" выглядела так: США, Япония, Китай, Германия и
Франция. Вероятно, Китай станет крупнейшей экономикой мира уже в
2018–2020 гг. После 2020 г. экономика Индии может расти еще быстрей,
чем экономика Китая, благодаря достаточно молодому и быстро
увеличивающемуся населению[14]. США не готовы отдать
пальму первенства "Срединной империи". Поскольку Китай чрезвычайно
заинтересован в Индийском океане, через который из стран Персидского
залива получает значительную часть необходимой нефти, задача США
заключается в том, чтобы перекрыть поставки нефти из Судана, минералов
из Зимбабве и т.д. Кроме того, США проводит "стратегию жемчужной нити",
предусматривающую создание целого ряда марионеточных режимов по
периметру Индийского океана. К ним относятся Таиланд, Бирма, Бангладеш,
Шри-Ланка, Пакистан, Судан, где американо-британские спецслужбы
пытаются дестабилизировать ситуацию и насадить свой режим.
Существует и стратегия Збигнева Бжезинского, которую он называет
"макространы и министраны", согласно которой существующие страны
распадаются на несколько более мелких частей, как СССР: Ирак распадается
на курдов, шиитов и суннитов, а Пакистан – на Панжаб, Синд,
Пуштунистан, Полуджистан и Районы Племен. В результате доступ Китая к
иракской или иранской нефти будет отрезан, так как нефтепровод идет
через территорию Пакистана[15]. Китай, в свою очередь,
также реализует "стратегию жемчужной нити" – помогает в создании
морских баз на побережье ряда стран – портов Янгон в Мьянме, Хамбантота
в Шри Ланке и Гвадар в Пакистане. Посмотрев на карту, можно увидеть,
что Китай не только стремится обеспечить безопасность поставок
энергоносителей, но и ставит перед собой более амбициозные
военно-политические задачи. Например, военный порт Гвадар на юго-западе
Пакистана стратегически расположен так, чтобы охранять вход в
Персидский залив, а также оснащен оборудованием электронного слежения
для наблюдения за кораблями, в том числе и военными, проходящими через
пролив Хормуз и Аравийское море. Ведется строительство контейнерного
портового сооружения в городе Читтагонг (Бангладеш) для военно-морского и
торгового флота, а также ряд военно-морских баз и пунктов сбора
электронной информации на островах в Бенгальском заливе. В соседнем с
Мьянмой Таиланде Китай инвестировал $20 млрд. в строительство канала
через Кра Истмус, который позволит связать Сиамский залив с Индийским
океаном, предоставив, таким образом, альтернативный путь для импорта
нефти в обход Малаккского пролива[16]. В Южно-Китайском
море Китай готовится к широкомасштабному развертыванию подразделений
военно-морских и военно-воздушных сил путем укрепления баз на острове
Хайнань и прибрежных территорий на юге Китая. На островах Спратли и
Парасель, захваченных у Вьетнама и Филиппин, Китай строит портовые
сооружения для швартовки крупных судов и взлетно-посадочные полосы для
бомбардировщиков. Таким образом, Пекин фактически находится на пороге
создания группы авианосцев в центре Южно-Китайского моря[17].
Руководство КНР планирует строительство своей первой военно-морской
базы за границей (в Аденском заливе) для поддержки борьбы против
сомалийских пиратов. Китайские военные корабли уже участвуют в
международной борьбе с ними, обеспечивая транспортировку не только
нефти, закупаемой за рубежом, но и той нефти, в добыче которой КНР сама
участвует. Так, в 2009 г. крупнейшая китайская компания China National
Petroleum Corporation (CNPC) на 12,5% по сравнению с предыдущим годом
увеличила добычу нефти за рубежом (объем добычи составил 70 млн т). В
частности, в Судане добыто 15 млн. т нефти, около 18 млн. т в
Казахстане и 10 млн. т в Латинской Америке[18].
Руководство КНР полностью отдает себе отчет в том, что в случае
обострения военно-политической обстановки и бурного всплеска
международной террористической активности, снабжение Поднебесной нефтью
по морским коммуникациям может оказаться весьма проблематичным. Это
вызывает вполне обоснованный интерес к постсоветской Средней Азии: Китай
связан нефтепроводом с Казахстаном, недавно введен в эксплуатацию
газопровод из Туркмении в Китай через территории Казахстана и
Узбекистана. Достигнуты договоренности с Россией о поставках нефти по
фиксированной цене не только по железной дороге, но и по трубопроводу.
Однако отказаться от импорта по морю арабской и иранской нефти Китай в
ближайшие годы не сможет[19]. Для США представляется
очень важным поставить под собственный контроль порт Аден в Йемене, и в
целом Аденский залив. Получив контроль над последним, а также над
Малаккским проливом, США могут стать недосягаемыми в "большой игре" в
Индийском океане. Китай чрезвычайно зависим от морских
транспортных путей, проходящих по Индийскому океану. Более того, Пекин
пытается привлечь на свою сторону Шри-Ланку и Мьянму, для того чтобы
открыть новые транспортные пути на Ближний Восток, Персидский залив и
Африку, где Китай начал активно соперничать с традиционным западным
влиянием[20]. США также начали привлекать на свою сторону ранее им
неугодные режимы, такие как военная диктатура в Мьянме, для ограничения
или даже пресечения китайского влияния в регионе. И в этом Вашингтону
может помочь Индия, которая является союзником США против Китая и
которая делает очень многое для недопущения китайского господства.
США заинтересованы в естественном соперничестве Китая и Индии в
регионе. В свое время Вашингтон достаточно спокойно отреагировал на
обретение Индией ядерного оружия. Сейчас же американцы сотрудничают с
индусами в области атомной энергетики: участвуют в строительстве
атомных реакторов, снимут, видимо, эмбарго на поставки в Индию
технологий двойного назначения[21]. Идет активная
модернизация индийских военно-морских сил. Ожидается, что в течение
нескольких ближайших лет в состав ВМС войдут до 40 новейших боевых
кораблей, включая фрегаты, эсминцы и подводные лодки[22].
Будучи противовесом Китаю, Индия для США является своего рода полюсом
притяжения сырьевых ресурсов стран Ближнего Востока и Центральной Азии. В
этой связи США взяли курс на организацию "перетока" энергетических
ресурсов Центральной Азии в Южную. Это необходимо для предотвращения
намечающейся тенденции по ориентации нефтегазового экспорта
центрально-азиатских стран на Китай[23]. В эту картину
органично вписываются два незавершенных трубопроводных проекта. Первый
из них – это газопровод Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия. Его
реализации препятствует война в Афганистане, однако по мере успехов
вооруженных сил США в регионе трубопровод может быть запущен. Вторая
газовая магистраль, переговоры о строительстве которой ведутся с 1995
г., должна быть проложена по маршруту Иран–Пакистан–Индия.
Предполагаемая пропускная способность газопровода – 55 млрд. кубометров
в год, из которых 62% объемов предназначались бы Индии, а остальные –
Пакистану. На первом этапе трубы будут проложены к 2014 г. на участке
Иран–Пакистан. Пакистанская экономика стала бы получать до 11 млрд.
кубометров в год с последующим удвоением. Ресурсной базой для
газопровода должно стать иранское гигантское месторождение Южный Парс с
запасами в 14 трлн. кубометров газа[24]. Россия также
не находится в стороне от восточного пакистанского маршрута. В прошлом
году заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский даже
приветствовал предварительное соглашение о строительстве газопровода
между Ираном и Пакистаном[25], поскольку чем более привлекательным для
Ирана будет это направление, тем ниже вероятность его подключения к
газопроводу Nabucco и выхода на европейский рынок. Это выгодно Газпрому
по конкурентным соображениям. Таким образом, тенденция
многополярности набирает обороты. В настоящих условиях ни одно из
существующих государств не может обеспечить себе единоличное и
долгосрочное лидерство. И энергетическая безопасность – одна из сфер,
где ни одно государство не может быть полностью избавлено от угроз, а
соответственно, не может диктовать и остальным свои условия. Все чаще
задача обеспечения ресурсной безопасности решается с использованием
военных средств в том или ином виде. Страны проводят военные кампании,
наращивают вооружения, используют ресурсы военно-политических блоков,
для того чтобы получить или обезопасить доступ к невозобновляемым
источникам энергии. Здесь действует обычный закон рыночной экономики –
чем меньше предложение, тем выше цена и спрос. Нефти и газа на планете
становится все меньше, соответственно, спрос на них увеличивается, и
государства готовы платить большую цену за то, чтобы ими обладать.
США являются крупнейшим импортером энергоносителей. Получить доступ к
ресурсам является для них критически важной задачей. В этой области
Вашингтон пытается не только обеспечить свою энергетическую
безопасность, но и стать мировым лидером, поставив под свое влияние
целый ряд регионов, богатых энергоресурсами. Вполне
закономерно, что Китай и Индия, будучи потенциальными сверхдержавами,
пытаются этому помешать. Они активно модернизируют вооруженные силы,
строят военно-морские флоты, прокладывают трубопроводы из интересующих
их в энергетическом смысле регионов. Россия активно
включилась в процесс отстаивания национальных энергетических интересов,
в том числе и военными средствами. Обладая огромными запасами нефти и
газа, Россия является одним из крупнейших игроков на мировом
энергетическом рынке, и без ее участия он функционировать не сможет.
Это, в свою очередь, может привести к утрате национального
суверенитета, так как желающих добывать углеводороды на российской
территории предостаточно. Нашему государству необходимо любыми
способами обеспечивать сохранность и неприкосновенность месторождений и
объектов нефтегазовой инфраструктуры. Россия имеет возможность играть
на противоречиях Китая и Запада, однако в полной мере это возможно
только в том случае, если государство будет сильным во всех отношениях.
Китай, как потенциальный соперник США, в среднесрочной перспективе
заинтересован в том, чтобы привлечь Россию на свою сторону.
Российско-китайское энергетическое сотрудничество вызывает серьезную
обеспокоенность со стороны США. Каждое из государств в этом треугольнике
заинтересовано в усилении собственных позиций для обеспечения
энергетической безопасности, без чего существование в современном
многополярном мире попросту невозможно. Примечания:
[1] Moran D. and Russell J. Introduction: the militarization of energy
security // Energy security and global Politics: the militarization of
resource management / Ed. by Daniel Moran and James A. Russell.
Routledge, UK. 2009. P. 1-18. (Здесь и далее пер. автора, с сокр. –
Прим. ред.) [2] The Military Power of the People’s Republic of
China.Report of the United States Department of Defense. 2002. –
www.defense.gov/pubs/china.html. [3] Chapman D. Gulf oil and
international security: can the world’s only superpower keep the oil
flowing? // Energy security and global Politics: the militarization of
resource management / Ed. by Daniel Moran and James A. Russell.
Routledge, UK. 2009. C. 75–94. [4] Fisher D. The Great Wave: Price Revolutions and the Rhythm of History. Oxford University Press. 1996. P. 179?234. [5] Bronson R. Thicker Than Oil: America’s Uneasy Partnership with Saudi Arabia. Oxford University Press. 2006. P. 36–60. [6] Memorial Institute for the Prevention of Terrorism. The Terrorism Knowledge Base. – http://www.tkb.org/IncidentTargetModule.jsp. [7] Moran D. and Russell J. Introduction: the militarization of energy security. P. 1-18. [8] Azerbaijan Protects over Iranian Ship Interception. BBC Online, 24 July 2001. [9] Katik M. Militarisation of the Caspian Sea. London and New York: Routledge Curzon. 2004. P. 299. [10] Haghshenass F. Iran’s Asymmetric Naval Warfare. – http://www.washingtoninstitute.org/pubPDFs/PolicyFocus87.pdf. [11] A National Security Strategy for A New Century. May 1997. – http://clinton2.nara.gov/WH/EOP/NSC/Strategy/.
[12] Crandall M. Energy, Economics and Politics in the Caspian region.
Praeger Security International. Westport, Connecticut. 2006. [13] Бакаев А. Проблемы безопасности Каспийского региона. 31.01.2009. – http://www.cpf.az/rus/caspsea/341-problemy-bezopasnosti-kaspijjskogo.html. [14] Новиков И. От Адена до Малаккского пролива // Красная звезда. 27.01.2010. – http://www.redstar.ru/2010/01/27_01/4_03.html. [15] Американский политолог: Обама начнет Третью мировую войну. Интервью с американским политологом Вебстером Тарпли. – http://www.pl.com.ua/?pid=61&artid=4020. [16] Канеда Х. Подъем Китая как морской державы // Project Syndicate. 08.09.2005. – http://www.project-syndicate.org/commentary/kaneda7/Russian. [17] Там же. [18] Новиков И. Там же. [19] Там же. [20] Bhadrakumar M. Russia parries US thrust in Central Asia. 08.08.2009. – http://www.atimes.com/atimes/Central_Asia/KH08Ag01.html. [21] Новиков И. Там же. [22] Там же. [23] Там же. [24] Там же; Индийский океан в центре внимания США и Китая // Война и мир (интернет-проект). 27.01.2010. – http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/43666/. [25] Lamin Y. A big game around the pipeline Iran-Pakistan-India // Международное обозрение: Восток+Запад. 13.04.2010. – http://eastwest-review.com/article/big-game-around-pipeline-iran-pakistan-india.
Редактор: Фыва Источник: Журнал "Россия и Америка в XXI веке" №2 2010
|