Все началось с Туниса — часть III
События,
разворачивающиеся на протяжении последних месяцев на Ближнем и Среднем
Востоке (БСВ), позволяют оценить расклад сил, соперничающих за влияние в
регионе, и пересмотреть устоявшиеся теоретические концепции, далеко не
все из которых нашли подтверждение на практике. В нашей стране они
застали врасплох все научные школы: приверженцы академического подхода
(восходящего к классическому российскому востоковедению),
военно-политической идеологии (опирающейся на теории советских времен) и
неолиберальной догматики западного толка оказались не готовы к
происходящему. Утешением может служить то, что соответствующие
европейские и американские исследовательские центры и профильные
ведомства продемонстрировали такую же некомпетентность.Уделив в
предшествующих разделах представленной читателю статьи внимание странам
арабского мира, оценим происходящее за его границами. Именно там
сосредоточены внешние центры влияния, не менее, а может быть, и более
центров собственно арабских важные для понимания того, что за волнения,
мятежи и гражданские войны разворачиваются сейчас на наших глазах по
всей исламской «дуге нестабильности», распространяясь на Африку и
дестабилизируя Европу.
Соседи-соперники: новые империи
Турция
Руководство правящей в Турции Партии
справедливости и развития (ПСР) продолжает, используя политическую и
экономическую конъюнктуру, сложную игру, итогом которой должно стать
превращение республики в доминирующую силу БСВ, лидирующую в суннитском
мире, на равных говорящую с ЕС и независимую от Соединенных Штатов.
Теоретические основы превращения Анкары в центр новой Османской империи
были сформулированы главой турецкого МИДа А. Давутоглу задолго до его
прихода в большую политику. Входящие в правящий триумвират премьер Р.
Эрдоган и президент А. Гюль последовательно и достаточно эффективно
воплощают эту теорию в жизнь.
Турция, политическая система которой проходит трансформацию от
светского кемализма к умеренному политическому исламизму, – один из
главных бенефициаров волнений в регионе, охватывающих страну за страной.
Она лишь выигрывает от последовательного ослабления влиятельных
региональных игроков, включая недавних союзников, традиционных
противников и ближайших соседей. Наиболее опасный из этих соседей – Ирак
сегодня в отличие от времен Саддама Хусейна является не столько
страной, сколько территорией.
Позиции Исламской Республики Иран (ИРИ) на Западе слабы из-за его
противостояния с мировым сообществом по ядерной проблеме, а в регионе
осложнены борьбой с Израилем и Королевством Саудовская Аравия (КСА).
Иерусалим сосредоточен на тактических проблемах безопасности, они по
мере ослабления его соседей перерастают в проблемы стратегические.
Египет пережил расцвет внешнеполитического влияния во времена Насера,
Садата и Хосни Мубарака, при котором был основным региональным союзником
Израиля и США в борьбе с политическим исламизмом и терроризмом.
Саудовская Аравия, продолжающая оставаться источником финансирования и
организующим центром суннитских радикалов, нейтрализована
противостоянием с ИРИ. Сирия, оспаривавшая при Хафезе Асаде у Турции
Александреттский санджак, конфликтовала из-за распределения вод Евфрата,
без оглядки на Анкару действовала в Ливане и жестко подавляла
суннитских исламистов на собственной территории, при Башаре Асаде во
всех этих вопросах либо приняла турецкую позицию, либо вынуждена с ней
считаться. Ливийские инициативы в Африке более не являются там
конкурентами турецкой политики, а участие Турции как члена НАТО в
коалиции, действующей против Муамара Каддафи, нейтрализует многие из ее
инициатив, позволяя Анкаре выглядеть защитником мусульман перед лицом
современного империализма.
|
Коллаж Андрея Седых |
Руководство Турции на всех направлениях внешней политики
демонстрирует прагматизм, гибкость, готовность к любым тактическим
союзам, которыми оно без колебания жертвует в случае необходимости и
пересмотра любых соглашений в момент, когда полагает это целесообразным.
В инструментарий турецкой внешней политики входят пантюркизм в
Центральной Азии, Закавказье и Поволжье и «мягкий ислам» в экспортном
исполнении, в том числе в России и на Украине. Безвизовый и «особый
пограничный» режим с «историческими провинциями» включает Сирию, Ливию,
Армению, Болгарию и ряд других государств, вовлекаемых в орбиту
экономической экспансии Турции. Мировой экономический кризис, повысив
значимость турецкого рынка для европейских инвесторов, открыл для Анкары
новые возможности в Ираке (Турция – основной инвестор в Иракском
Курдистане), Иране и даже традиционно враждебной к ней Греции.
Участие в миротворческих операциях ООН, НАТО и военно-политических
коалиций, в том числе в Афганистане и Ливии, позволяет поддерживать
военное сотрудничество с Западом. Продолжая оккупировать Северный Кипр,
Турция использует двусторонние и многосторонние договоры с отдельными
европейскими странами и ЕС, ослабляя Францию и усиливая влияние на
Германию. Она сочетает «особые отношения» с США и привилегированное
торговое партнерство с Россией. Положение нефтяного и газового
транзитера позволяет ей играть на противоречиях ЕС с Ираном и РФ. Роль
медиатора в конфликтах на Балканах и в Закавказье усиливает влияние в
этих регионах. Контроль над истоками Тигра и Евфрата дает ключ к
Двуречью. Борьба с курдским сепаратизмом объединяет с Ираном и Сирией.
Поддержка ХАМАС – с Сирией и «Братьями-мусульманами». Демонстративная
критика Израиля – со всем исламским миром.
Турецкая армия – одна из наиболее профессиональных и хорошо
оснащенных в регионе и при необходимости может быть использована за
пределами страны. Суды над генералитетом и референдум по изменению
конституции в сентябре 2010 года позволили политическому руководству
страны взять вооруженные силы под эффективный контроль, исключив
повторение неоднократных в прошлом военных переворотов. Курс на
охлаждение отношений с Израилем ослабил военно-технический потенциал
турецких ВС, однако в исламском мире армия Турции не имеет реальных
противников. Сравнимые с ней по численности, профессиональной подготовке
и мотивации ВС и Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана
значительно слабее вооружены и нацелены на противостояние с Израилем,
монархиями Залива и поддерживающими их контингентами США и
Великобритании.
Противостоящая Индии армия Пакистана равноценна турецкой по оснащению
и подготовке, имеет значительно больший боевой опыт и ядерное оружие,
однако ни один сценарий потенциальных региональных конфликтов не
предусматривает столкновения интересов Анкары и Исламабада. В то же
время, проводя успешные операции против боевиков Рабочей партии
Курдистана (РПК), в том числе на севере Ирака, турецкие военные не могут
добиться решающей победы над ними. Сепаратизм курдов, несколько
ослабленный в результате реализации курса на национальное примирение,
принятого на вооружение правящей ПСР, по-прежнему является главной
опасностью для территориальной целостности страны. Непоследовательная и
половинчатая политика руководства государства, позволившего легализовать
курдские партии и открыть вещающий на курдском языке телеканал,
критикуется кемалистской оппозицией. Последняя поддержала охватившую
регион волну протестов, используя «на переднем крае» противостояния с
ПСР профсоюзы и студенческие объединения.
Ситуацию дополнительно осложняют экономический кризис и проблема
меньшинств. Турецкие черкесы и чеченцы, лазы и абхазцы, боснийцы и
цыгане, представители малых тюркоязычных групп, остатки греков и армян
(включая примерно 100 тысяч трудовых мигрантов из Армении) являются
потенциальным фактором нестабильности, наличие которой будет
определяться итогами турецко-курдского противостояния. Популистские шаги
правительства в адрес местных христианских общин сопровождаются
убийствами священников и агрессивной риторикой лидеров страны в
отношении христианства. Призывы к изоляционизму и культивированию
турецкого национализма, обращенные к многомиллионной турецкой диаспоре
(в том числе живущей в Германии), носят откровенно провокационный
характер.
В среднесрочной перспективе вероятно политическое противостояние
Турции и Израиля, особенно в случае проведения последним военных
операций в Газе и Южном Ливане, а также его прямого столкновения с
Сирией или Ираном. Военный конфликт Анкары и Иерусалима маловероятен,
равно как и полное восстановление отношений между ними. Столкновение в
будущем интересов Турции с Ираном практически неизбежно как из-за
принятого руководством обеих стран курса на стратегическую гегемонию в
исламском мире, так и из-за тактических противоречий в Армении,
Азербайджане, Сирии, Ливане и Ираке. Вероятность того, что к 2030 году
Турция займет место в числе ведущих государств мира, как это декларируют
лидеры страны, достаточно высока – демографический и экономический рост
способствует этому. Поляризация общества по мере расширения сферы
действия исламских норм и опасность раскола страны являются
сдерживающими факторами.
Иран
Современный Иран – не столько шиитское революционно-теократическое
государство, сколько постреволюционная держава, идеология которой
базируется на имперском прошлом и персидском национализме. В тактическом
плане Исламская Республика добилась значительных успехов. Уход
американских войск из Ирака и Афганистана позволяет ИРИ закрепить свое
влияние на их территории – в первую очередь в Ираке. Ряд арабских
режимов, последовательно противостоявших Ирану, пал (Египет). Другие
ослаблены (КСА, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Марокко). Третьи в настоящий
момент нейтральны (Алжир, Катар, Оман, Ирак). Сирия, ХАМАС и «Хезболла» –
союзники ИРИ на ближней периферии. Мавритания – на дальней.
Внешнеполитическая активность президента Ахмадинежада принесла
результаты в Азии, Африке и Латинской Америке, помимо прочего
сформировав проиранское лобби в вопросах ядерной программы (Турция,
Бразилия, Венесуэла).
Несмотря на санкции ООН, нанесшие существенный урон иранской
экономике, согласно мнению экспертов Иран получит ядерную бомбу в
течение двух-четырех лет, после чего возможность повлиять на его
политику сведется для мирового сообщества к нулю. Успешное накопление
расщепляющих материалов (запас которых в настоящее время позволяет ИРИ
изготовить до пяти зарядов), испытания ракет-носителей и продвижение
работ над изготовлением ядерной боеголовки контрастируют с отсутствием
успехов «Шестерки» посредников в приостановке ядерной программы.
Успешным в этой связи следует признать лишь компьютерный вирус, по
мнению иранского руководства и экспертов, разработанный в Израиле,
который поразил ряд ядерных объектов Ирана. В то же время завершение
Россией под контролем МАГАТЭ строительства АЭС в Бушере превратило ИРИ в
первую после Пакистана ядерную державу Ближнего Востока. Следует особо
отметить роль Исламской Республики Пакистан в создании и продвижении
иранской ядерной программы через так называемую сеть Абдул Кадыр Хана,
действие которой, не исключено, продолжается в настоящее время.
Волнения шиитов в Бахрейне, в Восточной провинции Саудовской Аравии и
других монархиях Залива позволяют уверенно говорить о «руке Тегерана»,
который вступил в прямое столкновение с Эр-Риядом. Надвигающаяся
гражданская война в Йемене, несомненно, будет использована ИРИ против
КСА, а возможно, и Омана. Ответом на это являются контракты на поставку
военной техники и вооружения в КСА и ОАЭ в объеме 60 и 40 миллиардов
долларов соответственно, интервенция силовых структур Совета
сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в
Бахрейн и заключенный в конце марта этого года договор о коллективной
безопасности арабских стран Залива. Как следствие – в краткосрочной
перспективе высока вероятность прямого столкновения как минимум ИРИ и
КСА, а возможно, и других монархий Залива. В этом случае «Аль-Каида»,
талибы, белуджская «Джондалла» и суннитские группы в Ираке активизируют
антииранскую деятельность, но ряд суннитских радикалов могут занять
нейтральную позицию (последователи шейха Ю. Кардауи) или встать на
сторону Ирана (ХАМАС).
В Ливане руководству ИРИ при поддержке Сирии удалось добиться
перевеса над саудовским лобби, отправив правительство С. Харири в
отставку, хотя эта победа может оказаться пирровой: перевес шиитов и их
союзников (друзы В. Джумблата, часть суннитов и христиан) над ушедшим в
оппозицию блоком Харири минимален. Оснащенные десятками тысяч ракет
среднего радиуса действия, иранские плацдармы в Газе и Южном Ливане,
контролируемые союзными Ирану и Сирии ХАМАСом и «Хезболлой», по-прежнему
представляют для Израиля значительную опасность, однако не столько
уменьшают, сколько увеличивают вероятность масштабного столкновения
Тегерана с Иерусалимом. Последнее неизбежно в случае атаки территории
Израиля с применением химического оружия. Оружие это (иприт, зарин),
пополнившее арсеналы радикалов после расхищения военных складов в Ливии,
в настоящее время, по израильским данным, дислоцировано в Судане. Не
исключено, что именно с этим была связана силовая акция «неопознанных
ВВС» на суданской территории 6 марта сего года. Волнения в Сирии –
реакция суннитского мира на иранскую экспансию – были инициированы КСА.
Жесткая реакция Турции на их силовое подавление Дамаском говорит о том,
что сближение Анкары и Тегерана возможно только по отдельным вопросам и
до определенного предела. Руководство Ирана наладило рабочие отношения с
Афганистаном (инвестиции и гуманитарная помощь) и Пакистаном (поставки
газа), однако талибы, «Аль-Каида», наркоторговцы, белуджские террористы и
сепаратисты представляют серьезную угрозу восточным провинциям ИРИ.
Силовое подавление протестного «Зеленого движения» в Иране не привело
к его разгрому, несмотря на разгон демонстраций, массовые аресты,
превентивное задержание лидеров оппозиции, пытки и казни. Высок
протестный потенциал в студенческой среде. Режим достаточно прочен,
положению верховного религиозного лидера – рахбара Хаменеи и президента
Ахмадинежада в настоящее время никто всерьез не угрожает, однако власти
не могут окончательно уничтожить своих противников внутри страны.
Дополнительно ко всему опасность для режима представляет этнический и
этноконфессиональный национализм, имеющий в Иране давнюю историю и
прочные корни. Протесты в арабском мире были восприняты как сигнал к
действию оппозиционных движений курдов, азербайджанцев, туркмен и других
жителей «национальных окраин» Ирана. Многомиллионная иранская диаспора в
странах Запада включает сторонников режима, однако большинство иранских
эмигрантов – противники правящей власти. Насчитывающая сотни тысяч
иранская община в странах Залива в свою очередь рассматривается их
правительствами как пятая колонна Тегерана.
Не исключено, что в случае эскалации конфликта между ИРИ и КСА
Тегеран сможет нанести смертельный удар геронтократии Эр-Рияда,
спровоцировав распад Саудовской Аравии. Маловероятно, что он успеет
воспользоваться плодами этой победы. Закрепление Ирана как ведущей силы в
долгосрочной перспективе возможно только на территории с доминирующим
шиитским населением. В борьбе с режимами Залива Иран преследует
собственные интересы, но на перспективу расчищает дорогу для
региональной гегемонии Турции.
Возможность распада страны высока только в случае прямого военного
столкновения с США, на сегодня маловероятного в отличие от времен
доминирования в Пентагоне «неоконов», но неисключенного до конца в
случае дезинтеграции КСА или иранской атаки объектов США в Заливе.
Последняя может быть произведена с массовым использованием ракет
среднего радиуса действия, брандеров, самолетов-камикадзе, террористов и
спецподразделений. Учитывая профессионализм, высокую мотивацию и боевой
опыт военнослужащих ИРИ и бойцов КСИР, в случае прямых боестолкновений
они могут нанести экспедиционным корпусам стран Запада серьезный урон в
живой силе и технике, тем более что тактика действий европейцев была
изучена иранцами на примере афганской и иракской кампаний последнего
десятилетия. При этом ВС ИРИ понесут невосполнимые потери. В случае
столкновения с Израилем численный перевес иранской армии скомпенсируется
устаревшей военной техникой, которой она в настоящее время вооружена.
Основные усилия по достижению победы над Тегераном будут приложены в
дистанционной войне с применением военно-морскими группировками ракет и
авиации дальнего радиуса действия. Удар по Ирану, облегчаемый
отсутствием у того современных систем ПВО, спровоцирует поток беженцев
(от нескольких сот тысяч до нескольких миллионов человек) в направлении
Азербайджана и России, дестабилизирует Прикаспий и Центральную Азию – в
первую очередь Таджикистан и увеличит террористическую угрозу на
российском Северном Кавказе, особенно в Дагестане.
В перспективе ядерная война между Ираном и Израилем маловероятна,
хотя возможность ее полностью не исключена. Израильские эксперты
полагают, что Тегеран будет готов к ведению ограниченной ядерной войны
не ранее 2020 года, и готовятся к худшему сценарию. Оптимистические
прогнозы предполагают, что этой войны не будет, поскольку иранское
руководство дойдет до «предвоенного уровня», заморозив ядерную программу
ИРИ ради получения каких-либо бонусов от мирового сообщества. Данные
оценки основаны на явном нежелании действующей администрации США воевать
с Ираном, понимании того, что без нанесения превентивного удара по
ядерным объектам эта страна в кратчайшие сроки пополнит ряды членов
ядерного клуба, и заинтересованности Запада в иранской нефти в условиях
нынешнего кризиса в арабском мире. Руководство ИРИ является не только
жестко консервативным и настроенным на физическое уничтожение Израиля,
но и искренне верующим в необходимость очищения человечества через
Апокалипсис. Сочетание религиозного фактора с оружием массового
поражения уникально, не имеет аналогов в истории и в случае Ирана
внушает мало поводов для оптимизма. Согласно иранской военной доктрине
Израиль – «страна одной бомбы». Если Тегеран получит ядерное оружие,
искушение нанести по Израилю удар, использовав эту «одну бомбу», может
оказаться сильнее прагматических геополитических планов, тем более что
Афганистан, Ирак и Ливия продемонстрировали границы военного присутствия
Запада на БСВ.
Источник:
|