Летняя кампания «войны»
общественно-политическая стабильность и информационная уязвимость страны
С
начала суда над Юлией Тимошенко каждый день в полвосьмого утра на углу
Крещатика и бульв. Тараса Шевченко можно было наблюдать одну и ту же
картину: из черного микроавтобуса «Мерседес» участникам пикетирования
Печерского суда выдавали флаги с символикой тимошенковской партии и
прочую атрибутику в поддержку экс-премьера. Люди приходили «на работу»
выражать свои «эмоции» в поддержку Юлии Тимошенко. И в течение всего дня
даже сквозь закрытые окна автомобилей, проезжавших по главной улице
столицы, доносились крики на тему «Юля». Все это
сопровождалось интенсивными стараниями сторонников Тимошенко
использовать СМИ для доведения до сограждан и мирового сообщества
«правильной информации». В день ареста ЮВТ была предпринята уже
системная попытка «информационного взрыва» в связи со взятием под стражу
«героини» событий. Поскольку заданного резонанса не получилось,
оппозиция сделала еще ряд шагов, финалом которых стала неудачная попытка
организовать масштабные акции протеста в день празднования юбилея
независимости. Эти и другие похожие события «развлекали» нас во
время традиционного политического затишья летнего сезона. Сегодня можно
подвести его некоторые итоги, сделать выводы о том, как это повлияло на
общественно-политическую стабильность в стране и насколько мы оказались
уязвимыми в информационном пространстве перед всякого рода недругами и
политическими проходимцами. Финальные залпы летних баталийК
концу лета ситуация для оппозиции оказалась настолько неблагоприятной,
что пришлось включить в «дело» даже «болезнь» подсудимой, особенно
риторику на тему «хороших» и «плохих» врачей. Этого и следовало ожидать,
ведь в случае отсутствия реальной болезни, «по сценарию» ее пришлось бы
выдумать. Мы же исторически привыкли жалеть юродивых, больных,
обиженных и т.п. Глупо не попытаться «поиграть» на этой черте нашего
национального менталитета... Финальным звеном баталий стало
празднование Дня Независимости. Несмотря на потуги оппозиции,
превентивная работа власти дала положительный результат: массовых и
резонансных акций в столице и других городах не получилось. Мы увидели в
парке Шевченко в Киеве слабую попытку обозначить митинг протеста всего
лишь тремя тысячами участников. А решение столичной власти запретить
массовые акции также выглядит вполне логичным и цивилизованным:
попробуйте несанкционированно организовать нечто подобное на Елисейских
полях в юбилей празднования штурма Бастилии во Франции или возле
Бранденбургских ворот в Берлине на соответствующий национальный праздник
Германии. Кстати, «заслуги» руководства страны или столицы в
«борьбе» с оппозицией не следует преувеличивать. Нужно четко понимать,
что, когда в обществе существует реальный социальный заказ на личности
типа ЮВТ (вспомним причины прихода к власти Гитлера, Муссолини и др.),
никакие попытки власти закрыть рот оппозиции и прекратить ее
деятельность успеха не имеют. Вариант с выводом танков на улицы мы
исключаем, так как даже он не дает стопроцентную гарантию успеха. Это
вдвойне справедливо в век общедоступности информации и популярности
социальных сетей. Что позволяет выдвинуть гипотезу: с одной стороны, население страны имеет много причин для недовольства властью. Но с другой — наши
сограждане не желают что-либо менять революционным путем, как бы этого
ни хотелось «революционерам». Или же люди разочаровались в тех, кто
хочет возглавить баррикады... Что означает примерно следующее: Юлии
Владимировне пора уходить. Если не в небытие, то как минимум — в ряды
политиков второго плана. Заметим, сказанное справедливо на
данный момент. И очевидно, что Юлия Тимошенко со своим окружением это
также отчетливо понимает. Чтобы изменить ситуацию, им остается
работать над поиском резервов вроде тела очередного «Гонгадзе», пленок
очередного «Мельниченко», поисками зарубежной помощи в надежде
переиграть ситуацию. Сведения, которые доходят до нас из недр партийных штабов, это подтверждают. Предупреждение, угроза или спонтанное заявление?Вскоре
после ареста ЮВТ в СМИ прошла информация, на которую мало кто обратил
внимание. Тогда пресс-служба партии «Батьківщина» обнародовала обращение
своего лидера: «Я хочу заявить, что у меня нет какой-либо склонности
к самоубийству. Что трюки, которые они осуществили с Кирпой и
Кравченко, им повторять не стоит. Я никогда не буду заканчивать свою
жизнь самоубийством. Все, что делаю — это моя борьба против
криминального режима за достойное место Украине в мире». Осмыслим
вышеизложенное. Ведь Юлию Тимошенко по роду ее деятельности можно
считать одним из самых информированных украинских политиков. Наивно
думать, что она не была подробно осведомлена о реальных событиях,
связанных с гибелью Георгия Кирпы и Юрия Кравченко. Но давайте тогда
вспомним, когда и при какой власти произошли эти трагические события. И
кто при этом какие должности занимал. Георгий Николаевич Кирпа
погиб 27 декабря 2004 г. Кому было выгодно его убрать на тот момент?
Ведь старой власти он угрозы представлять уже не мог по определению.
Тогда не «оранжевой» ли команде угрожал сам факт его существования,
которая в случае вполне реального выбытия из предвыборной гонки Виктора
Ющенко и Виктора Януковича могла получить не менее реального проходного
кандидата в лице Георгия Кирпы? Что касается Юрия Кравченко, то он
погиб утром 4 марта 2005 г., накануне своего дня рождения. Ответ на
вопрос, кто был у власти в то время, очевиден. Так же, как и то, что за
Кравченко была организована слежка подконтрольными уже новой власти
правоохранительными органами. Увы, пока нет возможности дать
ответы на все вопросы, связанные с гибелью этих украинских политиков. Но
недавнее упоминание этих событий Юлией Тимошенко заставляет задуматься
об ответственности «оранжевой» власти, а также над тем, откуда «растут
уши» заказчиков этих трагедий. Кстати, существует следующая
версия: заявление Тимошенко — не сигнал ли Виктору Ющенко о том, что
кто-то не будет молчать, например, в ответ на «неправильные»
свидетельские показания суду бывшего президента? Рядовое событиеОппозиционные
лидеры любят цитировать заявления зарубежных политиков и других
известных людей об их поддержке ЮВТ и призывы к ее освобождению. Но,
например, в нашей стране «пересічний» украинец официальные заявления
даже своего собственного правительства обычно не читает. Так же, как и
среднестатистический западный обыватель. А что говорить о значении для
нас заявления министра иностранных дел, например, Польши? Видимо, не
стоит преувеличивать их роль. То, как значение этих высказываний
превозносит оппозиция, напоминает лишь ситуацию, когда тонущий хватается
за любую соломинку. Что касается влияния зарубежных СМИ, то
события в нашей стране в новостных лентах рассматриваемого периода были
представлены традиционно минимально. Приведем лишь несколько фактов.
Оперативный мониторинг роботы крупнейших международных информагентств
показал, что уже на второй—третий день после ареста Юлии Тимошенко это
освещалось как одно из рядовых и достаточно многочисленных подобных
событий в мире. Например, на сайте европейских новостей ВВС
информация о ЮВТ соседствовала с публикацией о мерах по спасению от
алкоголизма украинских медведей у частных владельцев, которых нехорошие
хозяева используют для развлечения посетителей своих ресторанов и прочих мест отдыха.
Аналогичная картина обнаружена на англоязычных версиях сайтов Euronews,
«Голоса Америки», СNN и т.п. Читатели еженедельника, владеющие
английским языком, могут в этом легко убедиться. Можно,
безусловно, упомянуть украинскую диаспору, которая якобы осудила
действия властей в отношении оппозиции, например, в ходе завершившегося
недавно Всемирного форума украинцев. Но когда начинаешь изучать
деятельность организатора этого форума — «Української всесвітньої
координаційної ради», то понимаешь, что даже у них летом на первом месте
стояли не проблемы Украины, а интриги и внутренние страсти, связанные с
борьбой за должность председателя экс-нардепа Михаила Ратушного.
Впрочем, достаточно зайти в главный офис организации в доме №3 на улице
Горького, чтобы понять убогость этой структуры, затерявшейся среди
офисов многочисленных предприятий малого бизнеса и туристических фирм. Тему
можно продолжить, но главный вывод — просто смешно сравнивать
возможности и влияние диаспоры на события в Украине и в мире с
возможностями диаспор других стран, например, Израиля. Подводя итог о зарубежном влиянии на внутриполитическую обстановку в стране, можно предположить, что на данном этапе ни Западу, ни нашим ближним соседям невыгодно иметь «революционную» Украину.
Западные страны озабочены больше очередным кризисом и многочисленными
«горячими точками» по всему миру, на которые у них не хватает сил и
средств. Поэтому брать на себя текущие проблемы Украины или амбиции
оппозиционных политиков для них накладно. Россия в свою очередь
предпочла бы реализовывать собственные интересы все же с нынешней
властью. Не потому, что она хорошая или плохая, управляемая или
непредсказуемая, а потому, что из двух зол принято выбирать то, которое
меньше. УрокиПрактически все (в первую очередь власть и
правоохранительные органы) должны извлечь уроки из произошедшего.
Особенно в вопросе, как противостоять провокациям и фальсификациям со
стороны недругов. Обратите, например, внимание на то, почему
оппозиционные СМИ практически не показывали общим планом акции протеста.
Поверьте, это совсем не случайно, а технически очень даже грамотно. Ибо
в противном случае зрители смогли бы увидеть гораздо меньшее количество
участников событий, чем то, о котором заявляли оппозиционные политики и
их СМИ. Последние никогда не забывали преувеличить в своих комментариях
численность «сторонников» оппозиции, а заодно и подразделений милиции,
прибывших к месту событий. Наверное, у страха глаза велики, раз говорили
о многих тысячах милиционеров у Печерского суда, а в видеорепортажах
было видно относительно небольшое количество милицейских автобусов на
ул. Богдана Хмельницкого. Извините, но если столько сотрудников милиции
разместить по упомянутым автобусам, то получается, что в обычный
милицейский «Богдан» может поместиться пара сотен человек. Одновременно
с нашими событиями в далеком Лондоне произошли массовые беспорядки и
погромы. Численность их участников многократно превзошла протестующих в
Киеве. Но дело не в числе, а в том, как лондонская полиция реагировала
на события и ставила нарушителей на место. Соответствующие репортажи
любой найдет в интернете. Наши милиционеры на их фоне просто
гуманисты... Даже во время первого выезда автозака с ЮВТ из двора
Печерского суда милиция вела себя более чем сдержанно. Кадры видеозаписи
беспристрастны: в первом ряду оцепления сотрудники были даже без
головных уборов, не говоря уж о шлемах. В их руках также не удалось
заметить спецсредств, они лишь крепко держались друг за друга. И лишь в
последующих рядах находились милиционеры в средствах защиты.
Представьте, как нечто подобное могло бы осуществляться на
«демократичном» Западе. Стала бы их полиция церемониться с теми, кто
мешал ей выполнять свои обязанности? Зато у нас — многочисленные
факты угроз, оскорблений и физического насилия в отношении сотрудников
правоохранительных органов, особенно от наших народных депутатов. Не
пора ли с наших народных избранников все же снять депутатскую
неприкосновенность? Ведь большинство в парламенте для этого есть. Тем
более что накануне очередных парламентских выборов это будет выглядеть
очень сильным ходом в глазах избирателей со стороны политических сил,
решившихся на это. Заметим, что и стиль поведения Юлии
Владимировны на суде был скопирован подсудимыми в других судах по всей
стране. Ну что ж, электорат ЮВТ увеличился за счет еще одной целевой
аудитории — обвиняемых и заключенных. И раз ее копируют, то, значит, она
для них своя. В СМИ мало упоминается о людях, которые
поддерживают необходимость суда над ЮВТ. Особенно теми, кто занят делом,
а не «тусовками» на майданах и в парках. Например, мой хороший приятель
рассказывал, как стал свидетелем реакции на арест ЮВТмногочисленной
группы старших офицеров Минобороны. Весть о взятии под стражу застала их
в большой аудитории перед началом совещания. И от этой новости у
подавляющего большинства на лицах было написано чувство удовлетворения. А
ведь их трудно назвать молодежью, которой легко навешать «лапшу на
уши». ПрогнозыМожно предполагать, что Юлия Тимошенко в
определенной мере сделала ошибку, обнародовав свой избирательный список.
С позиций самих избирателей он несет мало смысловой нагрузки. И лишь
очень немногие понимают, что обнародование любого списка — это лишь
декларация. Важен факт его регистрации в Центральной избирательной
комиссии. До этого он может уточняться хоть каждый день. Хотя в чем-то
ЮВТ поступила мудро в отношении своей команды: «счастливчиков» из его
проходной части она «мотивировала» удержаться в списке, а других —
работать над тем, чтобы активной «партийной работой» отодвинуть в
сторону стоящего впереди товарища. Но наличие списка «целей» от
«Батьківщини» в то же время упрощает работу политических конкурентов:
можно уже адресно работать против конкретных лиц и заставить их
отказаться от проекта ЮВТ или хотя бы ограничить их возможности
участвовать в кампании. Провластным силам сейчас следует опасаться
провокаций, причем «нестандартного» характера, о которых уже сказано.
Это очень сложно, так как нападающая сторона имеет неоспоримые
преимущества перед стороной обороняющейся. А в случае появления
«информационного повода» от ЮВТ нужно готовиться активно на него
реагировать. Хотя лучше работать на упреждение, своевременно разоблачать
готовящиеся провокации и обнародовать информацию, взяв инициативу в
свои руки. А еще разумнее — не допустить подмены понятий, когда
белое называют черным и наоборот. Например, как в случае, когда, отвечая
на вопрос, могут ли ее арестовать, Ю. Тимошенко сказала: «Они
сегодня имеют столько власти, что они могут все. Но вопрос, который
сегодня поставит Януковичу весь мир: «За что?» За то, что я боролась с
коррупцией». Что делать?Угрозы дестабилизации
общественно-политической обстановки в стране ставят на повестку дня
вопросы противодействия. Ответ на эти вызовы достаточно прост: перед
властью стоит задача не проиграть информационные битвы. Ибо произошедшие
летом события высветили некоторые опасности информационной уязвимости
нашего государства внутри страны и за рубежом. Под термином
«информационная война» понимают информирование аудитории — своей или
противника — о собственной версии событий, а также о выводах, аргументах
и прогнозах. Но это очень узкое толкование, которое не отражает сути.
Ведь информационная война — это насаждение своего мировоззрения. И смысл
этой войны — в переформатировании чуждого мировоззрения под заданные
извне параметры. Как сказал один американский генерал в 1991 г. во
время операции «Буря в пустыне», пока CNN не скажет, что мы выиграли
войну, мы ее не выиграли. 26 лет отделяют нас от появления CNN, за годы
нашей «информационной спячки» нашли свои ниши ВВС и Foxnews, глобальными
каналами стали Al Jazzira и Euronews. Агрессивная пропаганда со
стороны оппозиции и ее зарубежных «групп поддержки» пытается навязать
мировому сообществу отрицательные информационные клише об Украине. К
сожалению, освещение событий вокруг суда над Тимошенко, их искусственная
политизация показали нашу слабость в отстаивании своих целей и
интересов в мировом информпространстве. Поэтому в самое ближайшее время
нужно сформулировать и дать адекватный информационный ответ, в первую
очередь на западном и постсоветском пространстве. Главная
проблема, которая стала очевидной, — это явная недооценка современной
украинской политической элитой роли информационного противоборства в
условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции
в мире, а также внутриполитических «психозов» в самой Украине. Ситуация
в стране и ее положение в мире во многом будут определяться тем, сможет
ли она создать эффективную систему информационного противоборства.
Время требует одновременного создания мощных информационно-аналитических
и информационно-пропагандистских структур, предназначенных для
реализации информационных моделей недопущения и урегулирования
конфликтов. Справка «2000». По мнению доктора
политических наук Игоря Панарина, информационное противоборство (борьба)
— форма борьбы сторон, представляющая собой использование специальных
(политических, экономических, дипломатических, военных и иных) методов,
способов и средств для воздействия на информационную среду
противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения
поставленных целей. Украине уже давно пора рассмотреть
возможность создания специального организационно-управленческого и
информационно-аналитического механизма, который сможет выполнять функции
по разработке и проведению информационных кампаний (операций, акций) в
интересах национальной безопасности, в т. ч. внутри страны. Пора
также ставить вопрос и о создании системы информационного
противоборства, частью которой должна стать внешнеполитическая
пропаганда. Ключевые компоненты такой системы изобретены уже давно, речь идет лишь о претворении теории в практику. Ими могут быть: —
Совет по информационной безопасности, включающий представителей
госструктур, медиасообщества, бизнеса, политических партий, НПО и т. д.
Упомянутый совет по публичной дипломатии может возглавлять
премьер-министр. В составе совета могут быть советник президента по
вопросам информационной безопасности, секретарь Совбеза, министры
иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководители спецслужб,
профильных комитетов парламента, информационно-аналитических структур
Администрации Президента, ведущих СМИ, деятели науки, образования и
культуры, представители политической элиты страны; — советник
президента по вопросам информационной безопасности. Советник должен
координировать деятельность информационно-аналитических подразделений
Администрации Президента, соответствующих подразделений аппарата
правительства, СНБО, МИД, силовых структур, занимающихся проблемами
информационной безопасности; — внешнеполитический государственный
медиахолдинг. В рамках этого проекта Украине необходимо восстановить
свой потенциал механизма внешнеполитической пропаганды, который был
основательно разрушен в 90-е годы. В этой сфере, по аналогии со сферой
ядерных вооружений, к сожалению, произошло одностороннее информационное
разоружение; — государственный интернет-холдинг. Необходимо
создать отечественный медиахолдинг по производству книг, видеофильмов,
видеоигр и прочего для активного распространения в интернете. Он мог бы
финансироваться частично за счет государства, частично за счет бизнеса; — информационный антикризисный центр; —
система информационного противодействия. В его рамках предлагается
рассмотреть создание системы противодействия информационным операциям
противников Украины, включая ресурсы как государства, так и крупного
бизнеса, институтов гражданского общества; — система НПО — сеть
неправительственных организаций Украины, действующих на территории СНГ,
ЕС, США (по американской модели в Украине функционируют многочисленные
неправительственные организации, финансируемые правительством США); — система подготовки кадров для ведения информационного противоборства. P.
S. Для тех читателей, которые заподозрят автора в предвзятости, поясню:
в вышеизложенном нет ничего личного. За исключением лишь одного момента
— хочется стабильности и спокойствия на улицах и «майданах». И не
хочется палаток «профессиональных революционеров», потока лжи и
провокаций с трибун и экранов. Так же, как и надоело наблюдать
манипулятивный популизм тех, кто выдает себя за политическую элиту нации
под удобной вывеской «оппозиция». Игорь ВОЙТЕНКО
Источник:
|