Администрация Обамы преувеличивает выгоды и игнорирует издержки «перезагрузки»
Политолог Ариэль Коэн — о причинах заминки с утверждением нового посла США в России
Ариэль Коэн, из личного архива
На минувшей неделе комитет сената США по иностранным делам
решил отложить запланированное голосование по кандидатуре Майкла Макфола
на пост следующего посла в России. Поначалу считалось, что у сенаторов
не вызовет возражений решение Барака Обамы доверить эту должность
профессору Стэнфордского университета, специалисту по переходу от
авторитарных режимов к демократии, который к тому же долгое время был
президентским помощником как раз по России и Евразии. Но республиканцы
из верхней палаты конгресса, похоже, решили сделать переезд Макфола в
Москву не столь предопределенным.
Согласно их собственным
заявлениям, сенаторы-республиканцы тормозят утверждение нового посла,
требуя от администрации Обамы дополнительных гарантий финансирования
американской ядерной отрасли, и это якобы никак не связано с
кандидатурой самого Макфола.
В приватных беседах сотрудники
сенатского Комитета по иностранным делам даже замечают, что
президентская креатура «хороша настолько, насколько вообще можно ожидать
от нынешней администрации». Иными словами, «губят легкой похвалой»
(damn with faint praise).
Но с другой стороны, очевидно
недовольство республиканцев политикой «перезагрузки». Aдминистрация
Обамы считает «перезагрузку» успехом. А республиканцы, естественно,
придерживаются прямо противоположного мнения.
При этом они
понимают, что назначение послом в России человека, который является
архитектором этой стратегии, будет иметь серьезные последствия для
будущего американо-российских отношений и интересов США в Евразии. А
поддержка Макфолом идеи о том, что диалог на высшем уровне способен
разрешить основные проблемы столкновения национальных интересов,
вызывает еще большее беспокойство у оппонентов Обамы. Они считают такой
подход наивностью.
Ведь проблемы политики «перезагрузки»
очевидны. В качестве пиар-стратегии администрация Обамы пытается
завуалировать недочеты своего подхода, преувеличивая выгоды и игнорируя
издержки. Те несколько «уступок», на которые пошла Россия и которые так
часто преподносятся Белым домом как небывалые достижения, в первую
очередь отвечали интересам Кремля.
Например, обеспечение
транзитного маршрута для американских войск в Афганистане поможет
сохранить стабильность в регионе, что облегчит жизнь России и ее
центральноазиатским союзникам, после того как американские войска уйдут
из страны. В то время как США способствуют стабильности в Евразии, держа
под контролем талибов, Россия пожинает плоды триллионных затрат
американцев и готовится к созданию Евразийского союза — проекта,
обеспечивающего глубокую интеграцию с Казахстаном, Беларусью и,
возможно, другими постсоветскими республиками. И, как следствие,
неограниченное экономическое и политическое влияния Кремля на эти
страны.
Условия нового договора СНВ по контролю над
вооружениями фактически дали России возможность модернизировать и
увеличить свой ядерный арсенал, в то время как Соединенные Штаты
сократят свой примерно на 25% и были вынуждены отказаться от плана Буша
по ограниченному ПРО (всего 10 ракет-перехватчиков) в Восточной Европе.
Республиканские эксперты считают, что от этого пострадали не только
интересы безопасности США, но и хорошие отношения Вашингтона с такими
европейскими союзниками, как Польша и Чехия.
Москва ведет
переговоры с Тегераном, по обеспечению режима аятолл большим количеством
ядерных реакторов. А Белый дом никак на это не реагирует даже, несмотря
на доклад МАГАТЭ, подтвердивший, что Иран разрабатывает ядерное оружие.
Также вряд ли можно считать успехом политики «перезагрузки»
решение продолжать продавать военную технику Сирии. Притом что режим
Башара Асада втянулся в гражданскую войну с собственным народом, а в
случае его падения к власти, скорее всего, придут «Братья-мусульмане»
или даже еще более крайние салафиты и российское оружие может попасть в
их руки.
Иными словами, очевидно, что сенат принимает решение
отложить номинацию Макфола, чтобы продолжать оказывать давление на Белый
дом не только для получения бюджета на ядерную модернизацию, но и для
того, чтобы добиться если не пересмотра, то хотя бы корректировки
политики «перезагрузки». Хотя поскольку сенаторы понимают, что посол в
Москве нужен, в конце концов ясно, что Майк Макфол займет свое место в
«Спасо Хаус» — как минимум до 2013 г.
Автор — ведущий эксперт Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики
Источник:
|