11.10.2012 Секретный протокол Тимошенко—Яценюка
23 апреля с.г. была обнародована «Декларация единства»
за подписью Ю. Тимошенко и А. Яценюка. Они, «лидеры двух крупнейших
оппозиционных сил», обращались к украинскому народу с призывом
«поддержать Объединенную оппозицию в ее борьбе с режимом Януковича».
Заявляли о своем объединении ради «восстановления в Украине демократии и
справедливости», ради прекращения «разграбления страны и издевательства
над правами граждан».
«Мы готовы доказать, что общая цель может быть выше личных
амбиций», — торжественно сообщалось в документе. Вслед за указанием, что
«Батькивщина» и «Фронт змин» сформируют общий список на парламентских
выборах и согласуют своих кандидатов в мажоритарных округах,
подчеркивался долгосрочный характер отношений между данными
политическими силами: «Наше объединение имеет стратегический характер —
после парламентских выборов мы продолжим совместно работать и обеспечим
победу демократических сил на выборах президента».
Однако за всем этим набором пафосных фраз об обуздании
личных амбиций во имя высоких материй стояли личные интересы и личные же
амбиции подписантов.
По данным заслуживающего доверия источника, примерно за
месяц до обнародования вышеуказанной декларации, давшей старт
совместному походу «Батькивщины» и «Фронта змин» на парламентские
выборы, между Юлией Тимошенко и Арсением Яценюком было заключено
секретное соглашение. В нем стороны распределили свои роли на период
«после победы над Януковичем».
Именно это соглашение (а не тяга к «восстановлению в
Украине демократии», стремление к обществу «справедливости» и прочее
намерение прекратить «разграбления страны») дало зеленый свет
объединению возглавляемых Тимошенко и Яценюком политических сил для
совместной борьбы на парламентских, а далее и президентских выборах.
Именно это утаенное от общественности соглашение является основой
«дружбы» и «взаимопонимания» между Юлией Владимировной и Арсением
Петровичем.
В связи с известными обстоятельствами, в которых ныне
находится экс-премьер, разработка и заключение указанного секретного
соглашения, согласно сведениям нашего информатора, осуществлялась при
посредничестве адвоката Юлии Владимировны Сергея Власенко. Именно он, по
имеющимся данным, является и «депозитарием» тимошенковского экземпляра
документа (что характеризует Сергея Владимировича как человека, особо
близкого к экс-премьеру, пользующегося ее полным доверием).
Ознакомлен с соглашением крайне узкий круг лиц. Текст хранится за семью печатями. Однако...
Подписывать объединительные декларации для Юлии Тимошенко
не в диковинку. 2 июля 2004 г. в торжественной атмосфере, при большом
стечении народа и прессы Юлия Тимошенко от имени блока своего имени
подписала соглашение с Виктором Ющенко о создании коалиции «Сила
народа». Тот документ весьма напоминал нынешнюю «Декларацию единства» —
те же обещания бороться за демократию, свободу, общество всеобщей
справедливости и т.д. и т.п. Но это для глаз и ушей публики.
Соглашением о создании коалиции «Сила народа» образца
2004-го Юлия Владимировна любит время от времени козырнуть: вот-де
свидетельство ее готовности поступаться собственными амбициями и
приносить личные политические интересы на алтарь борьбы за демократию и
прочие ценности. Но при этом Тимошенко умалчивает, что свой отказ от
самостоятельного похода на президентские выборы и свою поддержку Ющенко
на выборах главы государства в 2004-м она обставила вполне «шкурного»
толка условием назначения ее на должность премьер-министра. Бороться за
демократию и свободу за «спасибо» Юлия Владимировна не хотела.
Можно добавить, что обстоятельства, в которых пребывала
Тимошенко в 2004-м, весьма схожи с той ситуацией, в которой она
находится и теперь: речь шла о ее личной свободе. Разница лишь в том,
что тогда стоял вопрос о будущем аресте и будущем осуждении, теперь же —
об освобождении из-под стражи и прекращении уголовного преследования.
Ющенко в полной мере исполнил свои обязательства в том, что
касается предоставления «индульгенции» Тимошенко за ранее совершенные
проделки (выразимся так).
Будучи кандидатом в президенты, Ющенко писал письма
известным в мире политикам (в частности, Мадлен Олбрайт) с просьбой
задействовать свои связи для ограждения Тимошенко от уголовного
преследования и розыска по линии Интерпола.
Став президентом, Ющенко обеспечил закрытие уголовных дел,
ранее возбужденных против Тимошенко (как теперь заявляют в ГПУ —
незаконное); закрыл глаза на списание многомиллиардных долгов ЕЭСУ перед
бюджетом (позже он сам назовет цифру 8 млрд. грн.); назначил главой СБУ
А.Турчинова, который, по некоторым данным, тщательно «почистил» архивы
спецслужбы от материалов, компрометирующих Юлию Владимировну (так, в
одной из депеш американского посла в Киеве, обнародованных сайтом
Wikileaks, говорилось о том, как Юрий Луценко, будучи главой МВД,
получил приказ арестовать Александра Турчинова и Андрея Кожемякина за
действия, направленные на сокрытие связей Тимошенко с криминальным
бизнесменом Семеном Могилевичем).
С премьерским постом при президенте Ющенко у Юлии
Владимировны случились заминки: Виктор Андреевич попытался «кинуть»
соратницу ради назначения на главный пост в исполнительной власти своего
кума Петра Порошенко. Благо, секретное соглашение у Тимошенко было под
рукой, и она не задумываясь «слила» его в СМИ — что, кстати, стало
полной неожиданностью для лиц даже из самого близкого окружения Ющенко.
Последнее обозвало Тимошенко «аферистичной особой»,
«шантажисткой», но своего «слона» в виде вожделенного премьерского
кресла Юлия Владимировна получила.
В 2009-м Юлия Тимошенко вела объединительные переговоры с
Виктором Януковичем. Для публики сообщалось о «консолидации усилий во
имя борьбы с экономическим кризисом». За закрытыми дверями — личные
интересы лидеров. Януковичу, как известно, в комбинации ПРиБЮТ
предлагался пост президента, Тимошенко должна была сохранить за собой
кресло главы правительства.
При этом Юлия Владимировна, учтя опыт сотрудничества с
Ющенко, пыталась обезопаситься и в институциональной плоскости. Так,
имея гарантии премьерского поста от Виктора Андреевича, она лишилась
должности простым росчерком его пера под указом об отставке
правительства.
Поэтому вместе с распределением должностных кресел в 2009м
разрабытывали и проект конституционных изменений, предполагавших
избрание президента в парламенте (что, соответственно, ставило Януковича
в зависимое положение от Тимошенко и ее фракции).
Успеха (для Тимошенко) затея объединения с Януковичем не
имела — в один прекрасный момент Виктор Федорович вышел из переговорного
процесса.
В 2010-м, как стало известно недавно, Юлия Владимировна
практиковала секретные договора с депутатами ВР из фракции НУНС.В обмен
на обещание нардепа следовать в русле политических интересов Тимошенко
ему гарантировалось проходное место в избирательном списке на
парламентских выборах-2012. Многих, что тоже теперь не тайна, Юлия
Владимировна банально обманула. В т.ч. вследствие объединения
«Батькивщины» с «Фронтом змин»: пришлось делиться квотами с новым
партнером.
Таким образом, Юлия Владимировна склонна к закреплению
политических договоренностей секретными протоколами. Не от любви к
таинственности, а ввиду знания украинских политических реалий, в которых
обмануть ближнего — правило хорошего тона (уж Юлия Владимировна-то это
знает!).
Кроме того, соглашения о «разделе корыт» по определению
приходится засекречивать: публике же не предъявишь документ, из которого
следует, что борьба ведется не за идею, а за личные интересы, не за
«демократическую и свободную Украину», а за свое собственное место в
ней.
Поэтому было бы даже странно, если бы свои партнерские
отношения с Арсением Яценюком Юлия Тимошенко не подкрепила
дополнительным секретным протоколом «о разделе сфер влияния» после
победы над «режимом Януковича».
Решение об объединении с Тимошенко для Яценюка означало
риск утраты собственного партийного бренда, над раскруткой которого он
работал последние годы. Но при этом Арсений Петрович получал в свое
распоряжение организационный ресурс более рейтинговой (чем «его» партия)
«Батькивщины», имеющей более мощную и разветвленную, чем у «Фронта
перемен», партийную структуру. Кроме того — возможность эксплуатировать
внутри и вне страны созданный Тимошенко имидж «жертвы режима».
Экс-премьер рисковала утратить контроль над собственной
партией (учитывая ее удаленность от процессов ввиду известных
обстоятельств). Но в то же время делала союзником основного (на момент
объединения) конкурента в «оранжевой» электоральной нише. И, главное,
получала шанс взять реванш у Януковича.
Вся логика формирования единого списка «Батькивщины» и
«Фронта змин» ориентирована на президентские выборы 2015-го: показать
высокий результат (а на момент объединения социологи свидетельствовали о
том, что Объединенная оппозиция может рассчитывать и на победу) на
парламентских выборах — в качестве психологического эффекта перед
выборами президентскими.
По сути расчет на римейк победы «Нашей Украины» на
парламентских выборах-2002, после которой Ющенко предстал одним из
наиболее вероятных претендентов на выигрыш президентской гонки 2004-го
(вследствие чего к нему потянулись политики, бизнесмены, чиновники, на
него сделали ставку на Западе и осуществляли все возможные шаги, чтобы
эта ставка сработала).
О чем могли бы договориться тет-а-тет Юлия Владимировна с
Арсением Петровичем? Как сказано выше, текст «закрытого» документа не
обнародован, однако его содержание можно предположить с высокой степенью
точности: распределение высших государственных постов и прилагаемых к
ним полномочий.
Тимошенко — президент, Яценюк — премьер, либо Яценюк —
президент, Тимошенко — премьер. Мне лично более вероятным представляется
второй вариант. Хотя бы в силу его большей реальности на стадии
реализации. В своих расчетах Яценюк и Тимошенко не могли не принимать во
внимание тот простой факт, что Юлия Владимировна находится в
заключении, осуждена судом, и далеко не факт (извиняюсь за тавтологию),
что она выйдет на свободу реабилитированной (со снятыми судимостями) к
началу старта президентской избирательной кампании. Другое дело, если
президентские выборы выигрывает Арсений Яценюк, освобождает «узницу
режима Януковича» вкупе со снятием с нее «политически мотивированных»
обвинений и пересаживает ее из тюремной камеры в премьерский кабинет.
Но есть еще и вопрос системы власти (включающий в себя и
распределение полномочий). Совершенно очевидно, что ни Тимошенко не
согласилась бы на премьерское кресло при президенте Яценюке с
полномочиями, предоставляемыми Конституцией образца 1996 года (т.е. ныне
действующей), ни наоборот. Потому что в этом случае президент получает
все, а премьер пребывает на своем посту, что называется, на «птичьих
правах». Вышеупомянутый пример 2005-го, когда формально выполнивший свои
обязательства перед Юлией Тимошенко Виктор Ющенко через полгода
выпроводил ее с должности главы правительства, — убедительный аргумент,
чтобы подкрепить распределение ролей соответствующей системой власти.
Учитывая, что процесс внесения изменений в Конституцию
достаточно длительный, к тому же сопряжен с объективными трудностями
вроде необходимости заручиться поддержкой 300 депутатов, наиболее
простым вариантом представляется возврат к Основному Закону образца
2004-го, т.е. к той системе власти, что действовала в 2006 — 2010 гг. —
через отмену решения Конституционного Суда осени 2010го, ревизовавшего
политреформу и вернувшего Конституцию 1996 г. Такой шаг лежал бы в русле
публично заявленных намерений оппозиции разогнать действующий КС и
среди прочего позволил бы выдвинуть обвинения против представителей
нынешней власти в узурпации властных полномочий...
Однако все расчеты Тимошенко и Яценюка может спутать Кличко
(а по факту можно говорить, что уже спутал). На момент заключения
соглашения Тимошенко—Яценюк совокупные рейтинги «Батькивщины» и «Фронта
змин» в 5—6 раз превосходили рейтинги «УДАРа». Например, мартовские
опросы группы «Рейтинг» давали 19,6% симпатий респондентов
«Батькивщине», 11,2 — «Фронту змин» и 6,5% — «УДАРу». Данные КМИС того
же периода: «Батькивщина» — 14%, «Фронт змин» — 7,9, «УДАР» — 4,6%.
Ныне же «УДАР» не только сравнялся в рейтингах с
Объединенной оппозицией «Батькивщина», но в ряде опросов немного
опережает ОО.При этом если у «Батькивщины» тенденции к снижению
рейтингов, то у «УДАРа» наоборот — к повышению. Очевиден переток
симпатий в «оранжевой» нише от Тимошенко—Яценюка к Кличко.
И если весной Кличко пребывал в статусе младшего партнера
по оппозиционному лагерю, то после парламентских выборов он сам будет в
состоянии диктовать условия перед 2015 годом. Очевидно, что встанет
вопрос об объединении усилий ОО «Батькивщина» и «УДАРа» для поддержки
единого кандидата от оппозиции на президентских выборах.
Но привлекательных постов для столь амбициозных политиков, о
которых идет речь, всего два — президентский и премьерский. Разделить
их на троих к всеобщему удовлетворению по определению невозможно. И кто в
этом случае третий лишний? Вопрос, конечно, интересный... Сергей ЛОЗУНЬКО
Источник:
|