О своем видении газовой проблемы и ее последствий для России "Yтрy"
рассказал генеральный директор аналитического агентства "ИнфоТЭК
Терминал" Рустам Танкаев. Беседа была записана за два дня до достижения
российско-украинского соглашения о возобновлении поставок российского газа на Украину и его транзите в Европу.
"Yтро": Чем, на ваш взгляд, закончится история с украинским газовым транзитом и когда она закончится?
Рустам Танкаев: Я думаю, эта история закончится в
ближайшие дни возобновлением транзита. И закончится она, безусловно, с
очень существенными потерями для Украины – и краткосрочными, и
долгосрочными. Краткосрочными потерями будет то, что Украина, по всей
видимости, потеряет значительную часть суверенитета. Они не в состоянии
сейчас сами обеспечивать этот транзит, и решать проблемы
внутриполитические тоже. И, по всей видимости, тот консорциум, который
сейчас создает Европа, для того чтобы обеспечивать этот транзит, в
значительной мере установит контроль и над действиями Украины. А
долгосрочные потери будут связаны с тем, что через три года полностью
прекратится транзит через территорию Украины, будут построены новые
транспортные коридоры – "Северный поток" и "Южный поток" и, по всей
видимости, порт по сжижению газа. Это для Украины будет очень тяжелым
ударом, потому что деньги, которые она получает от транзита, являются
значительным вкладом в бюджет страны. Страна и так очень бедная,
источников финансирования у нее очень мало. Поэтому вся эта история,
которая была инспирирована правительством Украины, самоубийственна.
"Y": Вы считаете, что Европа пойдет на смягчение
своих позиций по строительству "Южного" и "Северного потока" и проекты
будут завершены в названные сроки?
Р.Т.: Это совершенно очевидно. Собственно, уже и начались шаги в этом направлении.
"Y": Какие конкретно шаги со стороны Европы?
Р.Т.: Планы по строительству "Северного потока"
сдерживались государствами балтийского региона. Но, насколько я
понимаю, сейчас никто уже и слова сказать не может против строительства
этого проекта. Что касается "Южного потока", за последнее время было
сделано несколько заявлений о том, что этот проект будет развиваться
приоритетно. Конечно, одновременно будет развиваться и Nabucco – газопровод, который должен поставлять газ из средней Азии в Европу. Но я не вижу здесь ничего особо плохого для России.
"Y": Что касается поставок газа на саму Украину,
будут ли они возобновлены? Или все-таки Украина останется без газа, но
при этом будет вынуждена осуществлять транзит в Европу?
Р.Т.: Другого источника газа у Украины просто
нет. Речь идет не только, конечно, о российском газе. Может
поставляться и газ из Средней Азии. Но этот поток тоже контролируется
Россией, потому что идет через нашу территорию. Я думаю, Украина будет
вынуждена покупать газ по ценам, которые в настоящее время сложились в
Европе. Но по европейским контрактам цена на газ пересматривается
каждый месяц, и поэтому она достаточно гибко может реагировать на цены
на мировом рынке. С Украиной ситуация иная, там действуют контракты
старого образца, цены устанавливаются один раз в год на год. Так
когда-то было и с Европой, и, в общем-то, эта ситуация для Украины в
нынешний момент очень невыгодна. Может быть, Украина пойдет на
перезаключение контракта по тем правилам, по которым сейчас заключаются
контракты с Европой. В этой ситуации Украина сейчас будет получать газ
по очень высоким ценам, но где-то к середине года цена упадет, и это
Украину несколько, может быть, и поддержит. Они настаивали на цене
в $200 за тысячу кубометров исходя именно из того, что цена должна
очень скоро упасть. И украинцы настаивали, чтобы цена была такой, как
ожидаемая средняя цена на 2009 год. Но на самом деле здесь есть и
определенная степень риска для нас. Потому что очевидно, что цены на
нефть в марте месяце начнут расти, и к следующему лету вырастут уже
очень существенно. Соответственно, через какое-то время подтянутся и
цены на газ. То есть нам надо с Украиной переходить на те правила игры,
которые в настоящее время действуют с европейскими странами. Думаю, что
Украина тоже будет к этому стремиться.
"Y": Как вы полагает, что двигало украинской стороной, когда она блокировала транзит российского газа?
Р.Т.: Когда господь кого-то хочет погубить, он
его лишает разума. В данном случае это просто потеря разума. Это не
следствие выстраивания какой-то разумной стратегии или попытки
достижения каких-то разумных целей. Я думаю, что это связано с очень
сложной политической ситуацией
на Украине и с тем, что Ющенко не владеет полностью всей экономической
ситуацией внутри страны. Он просто не может этим управлять. Я думаю,
что те, кто реально управляет газотранспортной системой, – люди очень
недалекие, которые были не в состоянии прогнозировать хоть
сколько-нибудь длительные последствия своих действий, а стремились
просто получить максимум выгоды за ближайшие дни. Ведь даже тот газ,
который оставался в газотранспортной системе после остановки транзита,
был немедленно разворован – 140 млн кубометров исчезли неизвестно куда.
Эти люди прекрасно понимают, что они недолго останутся у власти и
недолго будут пользоваться этими деньгами. И стремятся как можно
быстрее сорвать последний куш.
"Y": Но ведь поведение Украины после начала работы
международной комиссии вообще выглядит абсурдным – отказавшись
принимать газ, она и сама ничего не получает.
Р.Т.: Да, это совершенно абсурдное поведение,
никакими серьезными разумными причинами его объяснить нельзя. Это
просто ситуация полного безвластия. Это показывает, что президент и
правительство Украины не в состоянии управлять своей страной.
"Y": А может, это быть попыткой протянуть время,
чтобы дождаться снижения цен и получить газ для себя по той самой
среднегодовой цене в районе $200?
Р.Т.: С моей точки зрения, если они еще немного
потянут время, то лишатся еще большей доли своего суверенитета. Если
страна не в состоянии управлять своей газотранспортной системой или
любой другой системой, которая интересует соседей, она недостойна
своего суверенитета. Это очень странная ситуация. Я много лет занимаюсь
топливно-энергетическим комплексом мира, и могу сказать, что ничего
похожего никогда в мире не было. Никогда правительство ни одной страны
не доходило до такой степени глупости. То есть до такой степени
навредить себе никогда ни у кого не поднималась рука. Я знаю
единственный случай, когда в результате каких-то политических действий
был остановлен транзит, но это случай очень специфический. Когда шла
война Грузии с Южной Осетией с участием России, на несколько дней был
остановлен трубопровод "Баку – Джейхан". Так вот, там причина была
чисто экономическая. Дело в том, что Азербайджану намного выгоднее
поставлять нефть через Россию, чем по трубопроводу "Баку – Джейхан".
Поэтому, как только у них возникла первая же возможность, они
остановили "Баку – Джейхан" и прогнали значительный объем нефти через
Россию, для того чтобы просто получить дополнительные $50 с тонны. Это
огромные деньги. Но там было все понятно. А здесь все иррационально.
Мне, глядя на эту ситуацию, приходит в голову старинная поговорка:
"Пусть назло мамке свинья ухо отъест".
"Y": ЕС в равной степени грозит судом и Украине, и России. С глобальной точки зрения, кто все-таки больше потерял и кто выиграл во всей этой истории?
Р.Т.: Россия тоже что-то потеряла, конечно.
Потеряла деньги от продажи газа. Потеряла что-то в своем имидже. Но, с
другой стороны, Россия и кое-что приобрела. По завершении этой
безобразной истории она, по крайней мере, будет иметь нормальные
рыночные отношения со своими соседями. Может быть, не сразу, но
постепенно все перейдут к рыночным отношениям, даже Белоруссия. И это
положительный результат для России. А вот для Украины это чистые
потери. Ничего абсолютно Украина от этого конфликта не приобрела. А то,
что ЕС перекладывает ответственность за эту всю историю в равной мере
на Россию и Украину, вполне понятно. Потому что в той ситуации, которая
сложилась на Украине, на 100% виноваты Евросоюз вместе с США.
"Оранжевую революцию" оплатили они. Нынешнее руководство Украины – это
их люди. И в конечном итоге, если разбираться, отвечать за них нужно
Евросоюзу – и за Ющенко, и за Тимошенко, и за всех этих "оранжевых"
друзей. И если они таким образом подгадили ЕС, ну что же, ЕС наступил
на грабли, дело житейское.
"Y": То есть ЕС частично перекладывает вину на Россию, чтобы не признавать собственную?
Р.Т.: Именно. Пытаются сделать хорошую мину при плохой игре.
"Y": Можно было ожидать, что в результате газового
конфликта серьезно подрастут цены на нефть. Почему они выросли не так
сильно, как могли бы? И как вообще, на ваш взгляд, будет развиваться
ситуация на мировом нефтяном рынке?
Р.Т.: Цена на нефть на европейском рынке сейчас
выше, чем на американском. И эта разница как раз и есть следствие
газового конфликта. Она не такая большая, но все-таки $10 за баррель
($47 против $37) – это, в общем, довольно много. Ну а что касается
будущего, существует баланс спроса и предложения. Пока на мировом рынке
спрос падает быстрее, нежели сокращается предложение. Соответственно, в
течение зимы цены будут держаться на уровне около $40 за баррель. В
марте начнется рост цен, и где-то к июлю, в зависимости от того, как
будет развиваться ситуация в США и какие будут приняты решения в Китае,
цена на нефть будет от $70 до $100 за баррель. Почему такой разброс?
Во-первых, потребление нефти в Китае сейчас очень сильно задавлено
высокими ценами на нефтепродукты, которые регулируются административно
центральной властью. И сейчас там цены на бензин и дизельное топливо на
60% выше, чем в США. Китайские жители намного беднее американцев, и для
них такие высокие цены неподъемны. Я думаю, что правительство
пересмотрит цены достаточно скоро, и потребление нефти в Китае опять
начнет расти (в последние месяцы оно падает, так же, как и в Америке).
Соответственно, на мировом рынке спрос опять превысит предложение. Что
же касается США, вы знаете, что очень серьезная программа по
восстановлению экономики предложена Обамой, и очень серьезные деньги
они собираются вбросить в свою экономику. Если действительно у них
будет какое-то оживление, если все факторы сыграют вместе, цена будет
порядка $100. Если какой-то из факторов сыграет в меньшей мере –
порядка $70. При этом мы не учитываем возможности серьезных кризисов.
Если учесть возможность кризиса на Ближнем Востоке, который связан с
нынешней ситуацией в Израиле, цена может быть сколь угодно большой.
Потому что если возникнет конфликт, в который будет вовлечен Иран,
никому мало не покажется.