Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 12.12.2024, 07:47
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Экономика

    Компромисс. И жизнь после него (Окончание)

    ЗЕРКАЛО  НЕДЕЛИ , № 2 (730) 24 — 30 января 2009

    Компромисс. И жизнь после него
    (Окончание)

    >>> Начало >>>

    — Розовые замки будут разрушены бульдозером реальности: в стране дефицит денег и валюты в частности. Где «Нафтогаз» будет брать эти доллары?

    — Все возможно при нормальной организации работы, а еще нужно иметь чувство собственного достоинства для того, чтобы не давать России повода в очередной раз заявлять, что Украина не платит и т. д. На безалаберности, ставшей в какой-то мере идеологией общества, надо ставить точку. Разруха в головах. Эта разруха позволяет мочиться в подъездах, расписывать скабрезностями стены храмов, цинично игнорировать Конституцию, в первую очередь, ее гарантом и жить в несанкционированный долг. Борьба со всем этим, которую давно пора было начать, есть еще один необходимый аспект достижения реальной независимости страны.

    — И все-таки, допустим — задолжа­ли. Теперь уже прокладки между «Газпромом» и НАКом нет. Окажется ли в этой ситуации под угрозой смены собственника украинская газотранспортная система? Собственно, и без этого форс-мажора ряд украинских политиков — Литвин, Яценюк, Янукович — высказались за консорциум. Ваше мнение?

    — Ну, во-первых, я считаю, что ГТС — это чрезвычайно прибыльная система, если ее, разумеется, использовать с умом. Это предприятие, которое в том числе обеспечивает украинскую энергетическую независимость и специфическую, но чрезвычайно важную коммуникацию с Европой. ГТС делает нас сильной страной, потому что у каждой страны должна быть своя… фишка. У нас их раньше было много, но мы их либо по неорганизованности растеряли, либо без боя сдали тем, кто их обменял в кассе казино на деньги. И на последнюю фишку очень много желающих. Я счастлива, что, еще находясь в оппозиции, внесла в Верховную Раду закон, который делает невозможными любые махинации с трубой. Она принадлежит государству. Точка. Поэтому я никогда не буду вести переговоров по этому поводу, я как премьер не расплачиваюсь трубой, я не закладываю ее с целью получить политические дивиденды, как Яценюк, я не играю в игры а ля «я готов отдать газотранспортную систему — кто на новенького?». Национальными интересами торговать не нужно. Даже красиво не нужно. И тогда все будет хорошо.

    — И все-таки не могу успокоиться. Если ежемесячные платежи «Газпрому» будут сорваны, а карательно вводимая за несвоевременные расчеты предоплата невозможна, то Россия сможет опять перекрыть газ, пустив транзитный поток исключительно через Суджу, тем самым отрезав Украину от газового потока. В этом случае у нас оправ­даний перед Европой не будет…

    — Еще раз: за каждый наперсток газа нужно платить. Но если вдруг нечто подобное произойдет, то полученный опыт нас обогатил — мы научились держать удар. Я горжусь командой газовиков и страной, у которой она есть. Может быть, с 1 января кому-то и хотелось увидеть замерзший Донбасс и разрушенные системы отопления и газообеспечения. Но профессионалы-газовики приняли этот бой и выстояли в нем краси-и-и-во! Они теперь виртуозы и в реверсе, и в аверсе. Да и в наших хранилищах теперь столько газа, что мы сможем пережить не один такой кризис. Но я, со своей стороны, сделаю все, чтобы он, не дай Бог, не повторился, потому что это для любой страны испытание. А оказалось, что еще и для половины континента.

    — А вы не хотите ряд отличившихся газовиков, обеспечивших реверс, представить к государственным наградам?

    — Хочу. Но не представлю. Ес­ли я это сделаю, то в СП президента поступят наоборот. Поэтому на ближайшем Кабмине мы вручим правительственные награды защит­никам Отечества. Это люди, которые в считанные часы беспрецедентно развернули газовые «реки», спасли Восток и Юг нашей страны от холода и показали, что с Украиной нельзя разговаривать на «ты».

    — Компания «Газпромсбыт Украина» — стопроцентная дочка «Газпрома» — зашла на украинский внутренний рынок продажи газа в 2008 г. вследствие февральских договоренностей Ющенко и Путина и согласно мартовскому договору, скрепленному подписями Дубины и Миллера. «Газпромсбыт» зашел вместо условно выбывшего (суды еще идут) из игры «Укргаз-Энерго». Но «Укргаз-Энерго» — совместное предприятие РУЭ и НАКа с пророссийским менеджментом — реа­лизовывало на украинском рынке весь объем газа для промышленности. «Газпромсбыт» получил в прошлом году право реализовать для промышленных потребителей 7 млрд. кубов. В этом году дочка «Газпрома», согласно новым договоренностям, получила право обс­луживать 25 процентов промышленного рынка. И если в докри­зисное время им потреблялись около 34—32 млрд. кубов, то в этом году, по прогнозам, 25—26, от чего 13 млрд. «Газпромсбыта» могут стать не четвертью, а половиной промпотребления. В чем я ошиблась?

    — Компания «Газпромсбыт Украина» стала своеобразным компромиссом с РФ при удалении с рынка «Укргаз-Энерго» — метастазы Фирташа. И вы правы, в 2008 году «Газпромсбыт» продал украинской промышленности около
    3 млрд. кубометров газа вместо 32, которыми оперировало «Укргаз-Энерго». В этом году, я думаю, они и этого не продадут. Мы восстановили НАК как государственного монополиста. Не волнуйтесь, пока я на посту — посредников не будет. Газовые олигархи превратятся в простых граждан без особенностей национальной коррупции.

    — Юлия Владимировна, ходили слухи, что Москва от вас и Януковича в качестве оплаты предоставленных газовых льгот потребовала голосования за импичмент президента. Ющенко — это идея-фикс Путина — символ его очевидного поражения в 2004 году. В четверг во время пресс-конференции вы намекнули на возможность начала процедуры импичмента, мотивируя это эпопеей с рефинансированием коммерческих банков Нацбанком. Но все равно сохраняется ощущение двойственности причины ваших действий. Объяснитесь, пожалуйста.

    — С исторической точки зрения, девять месяцев, оставшиеся до выборов нового президента — это такой ничтожный срок, что делать его предметом системных и крупных переговоров по проведению импичмента просто не имеет смысла ни одной из сторон. Хотелось бы, конечно, чтобы срок правления действующего президента поскорее закончился. Я думаю, этого хотят все граждане Украины. Но нужно набраться мужества и потерпеть.

    — Среди этих «всех» не хотелось бы учитывать мнение иностранного государст­ва.

    — Дело в том, что процедура импичмента может занять больше времени, чем осталось до президентских выборов.

    — Вы говорите — девять месяцев, а значит, рассчитываете на последнее воскресенье октября? Я приготовилась к январю…

    — По большому счету, это не имеет значения. Потерпим.

    — Не приходилось ли вам слышать о том, что на Банковой назревают планы переноса проведения президентских выборов в связи с тем, что в год кризиса предвыборная кампания не может происходить демократично, и сама по себе будет являть угрозу национальной безопасности?

    — Я считаю, что было бы здорово, если бы страна могла провести выборы как можно скорее. Поскольку совокупность действий президента страны сама по себе представляет угрозу национальной безопасности. Но я точно знаю, что в президентском окружении вынашивается идея каким-то неестественным образом продлить пребывание на этом посту действующего президента. Рассматривались разные варианты. Один из них — довести страну до дефолта, объявить чрезвычайное положение, которое Верховная Рада в такой ситуации будет вынуждена утвердить. Ну а по Конституции, как известно, во время чрезвычайного положения выборы в стране проводиться не могут.

    Но если раньше организация дефолта планировалась путем падения курса гривни до 12—15 грн. за доллар, то сейчас появился новый вариант решения того же вопроса — истребование кредитов государственных корпораций. Игорь Митюков, возглавляющий представительство корпорации Morgan Stanley, в поте лица вместе с президентом страны — своим давним другом — работает над тем, чтобы преждевременно затребовать у Украины возврат кредита в миллиард долларов и организовать кросс-дефолт. Дело в том, что в 2007 году, во время светлого правления Виктора Януковича, «Укравтодор» при участии Николая Азарова и всей этой милой тусовки взяли кредит у Morgan Stanley на десять лет для строительства. Деньги успешно «распилили» через множественные теневые схемы, поделив этот миллиард долларов, а Украина в течение десяти лет должна была рассчитываться. Но все оказалось намного трагичнее: в договоре о предоставлении кредита были заложены две возможности досрочного требования к стране о возвращении этого миллиарда. Первая возможность — падение рейтинга страны дважды в течение одного года. И вторая — в любой момент Morgan Stanley, за год предупредив, имеет право досрочно потребовать возврат. Этот пункт наводит на мысль о том, что деньги брались именно под «дерибан». Разумеется, рейтинг Украины, как и многих других стран в период кризиса, понизился не один раз. Этим и воспользовался экс-министр финансов Украины Игорь Александрович Митюков, который в конце прошлого года при согласовании действий с президентом Украины обратился с требованием в течение нескольких месяцев вернуть миллиард долларов, взятых государственной компанией «Укравтодор» в кредит на десять лет. Я, конечно, эту схему поломала, хотя Национальный банк уже готов был выделить из национальных резервов этот миллиард долларов, при том, что на покрытие планового дефицита бюджета он средств в своем кармане никак найти не может. Вы же понимаете, что экстренный возврат таких средств не обходится без дисконтов, и не в государственную, разумеется, пользу. В процессе, к сожалению, активное участие приняло Министерство финансов, секретариат президента и экс-министр. Все хотели нажиться на стране. Мы сейчас ведем переговоры о реструктуризации, а Игоря Митюкова продолжают подталкивать к тому, чтобы огласить дефолт.

    — А ходили разговоры о том, что вы хотели назначить Игоря Митюкова вместо Виктора Пинзеника…

    — Это исключено.

    — Ну, теперь я понимаю... Юлия Владимировна, партнеры по коалиции ропщут, поскольку кадровые договоренности не выполняются. Да и объективно часть руководителей министерств и органов центральной исполнительной власти нужно менять. Когда это произойдет?

    — Серьезные кадровые изменения в правительстве будут обязательно, и я думаю, что в самом начале следующей сессии парламента мы их проведем через зал.

    — Понятно, что на посту вице-премьера мы увидим Сергея Тигипко. А кто станет во главе Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, министерств, «Укртранснефти» или «Укртрансгаза»?

    — Сегодня консультации продолжаются, и найдены еще не все решения кадровых вопросов. Мне хотелось бы, чтобы Кабинет министров стал намного сильнее, и не работал по заданию с Банковой на разрушение страны по принципу «чем хуже, тем лучше». Я хочу серьезно повысить КПД правительства и его профессиональный уровень. Мы обязательно уберем этих «засланных казачков» из состава Кабинета министров.

    — Вообще-то в правительстве половина мест занята людьми президента. Вы всех считаете «засланными казачками»?

    — Разумеется, нет. Конечно же, есть люди, которые несмотря на то что попали в правительство по квоте президента, профессионально и честно работают на страну.

    — Вы можете назвать фамилии министров, которых вы таковыми считаете?

    — Я бы не хотела заниматься досрочной сепарацией. Правительство на сегодняшний день формально является командой. И я ни разу не позволила себе публичную критику в адрес ни одного из министров. И тем не менее могу сказать, что изменения в составе Кабмина будут существенными. Поскольку на сегодняшний день президент страны не является участником создания действующей коалиции. То есть коалиция создана не благодаря, а вопреки колоссальному сопротивлению президента. Сегодня коалиция создана из тех людей, которые не исповедуют его разрушительную политику.

    — Есть у меня подозрение, что данная коалиция не сможет влить профессиональную и альтруистичную кадровую кровь в состав Кабмина.

    — Синоним слова «коалиция» — это компромисс. Никто не застрахован от ошибок или перекосов в политике отдельных министерств. Но для этого и существует на страже премьер-министр. Я считаю, что я именно тот фильтр, который нужен сегодня стране. И поэтому не допущу прохождение через Кабинет министров лоббистских, невыгодных стране решений.

    — Ввиду отсутствия среди лидеров коалиции крупных политических фигур, вам не с кем разделить ответственность за происходящее в экономике страны. Не боитесь, что это существенно ударит по рейтингу в канун президентских выборов?

    — Я думаю, что народ гораздо мудрее, чем многие политики о нем думают. И каждый гражданин Украины понимает, как больно по стране бьет мировой финансово-экономический кризис. И каждый видит усилия, которые прилагает президент для разрушения работы правительства и парламента.

    — Да нет президента… В том смысле, что не может он уже так влиять на происходящее, как это было раньше.

    — Да. Президента нет. Но арсенал возможностей у человека, занимающего его пост, есть. И поэтому мы имеем такого главу Нацбанка, такого генерального прокурора и такое большинство в парламенте, которое иногда похоже на меньшинство. И в такой ситуации правительство делает невозможное для того, чтобы смягчить кризисный удар по украинской экономике и людям. Кто бы что ни говорил, а прошлый год мы завершили с перевыполнением бюджета, тогда как многие страны не досчитались 10—15% доходной части. Мы вышли из 2008-го, пусть и с маленьким, но все же ростом ВВП, тогда как многие страны вошли в 2009-й в состоянии рецессии.

    — Но в этом году у нас роста не будет.

    — Я думаю, что у нас есть все шансы выкарабкаться из этой ситуации. Нужно, чтобы выборы состоялись как можно быстрее.

    — Вы имеете в виду, раньше чем, упомянутые вами девять месяцев?

    — Я ничего не исключаю. Потому что есть вещи, которыми нельзя играть. Например, финансовой стабильностью страны. Линия, избранная Национальным банком, — прямая ответственность президента. Мы завершим внимательное изучение ситуации и будем действовать так, как того потребуют интересы страны.

    — Ситуация в стране требует определения приоритетов. Денежка одна, а денежкоемких направлений — много: социальная сфера — пенсии и зарплаты бюджетников; обслуживание внешнего долга; проблемная банковская сфера и курс; критическое положение в сельском хозяйстве; несущая потери про­мышленность; расчеты с «Газпромом». На все не хватит. Фи­нансированием какого направления вы готовы жертвовать во имя того, что считаете приоритетами? И есть ли они у правительства? Назовите три.

    — Начнем с главного: это бюджет — основная казна страны. Учитывая, имеющуюся у меня информацию, бюджет по году будет перевыполнен.

    — Из-за курса гривни?

    — Курс здесь ни при чем. Как только мы сменим руководство Нацбанка, курс восстановится на отметке 6—6,50 грн. за доллар.

    — Экспортеры взвоют…

    — Им будет достаточно такого курса. И потом, мы должны находить такой курсовой баланс, который бы исключил ситуацию, когда курс бьет по большинству и устраивает меньшинство.

    Давайте посмотрим: кто оказался на одной чаше весов. Падение курса гривни бьет в первую очередь по малому и среднему бизнесу, который прокредитован в долларах; во-вторых, по среднем классу, который имеет кредиты на квартиры, машины и товары народного потребления тоже в долларах. Кроме того, падение курса наносит удар по всей банковской системе, которая брала кредиты на мировом финансовом рынке, разумеется, тоже в валюте и, возвращая эти кредиты, должна тратить на покупку доллара в два раза больше гривен. Это бьет по всей промышленности и всему экономическому сектору, потому что в связи с падением гривни кредиты стали дороже на 30 процентов.

    А на другой чаше весов — только экспортеры. Хотя нет, от этого выиграли еще несколько спекулянтов, корупционное руководство Национального банка и Банковая. Ну так получилось, что все на «б»… То есть потери и выгоды от падения курса гривни слишком уж неравно разложились.

    Поэтому сегодня задача номер один — поставить гривню на место. Уверена, что бюджет на 2009 г. будет выполнен и перевыполнен. Я вижу динамику, вижу где начинаются оздоровительные процессы, и чувствую, что проблем с выплатой пенсий, зарплат в бюджетной сфере и т.д. не будет. На субботу запланировано селекторное совещание со всеми казначействами страны и с управляющими местными бюджетами, потому что в некоторых областях, для того чтобы нанести удар по правительству, стали придерживать выплату зарплат и стипендий. Это не объективная проблема, а применение политических технологий. И тот, кого я застукаю за этим занятием, будет просто сидеть в тюрьме. Кстати, этим начало баловаться Министерство обороны, на три дня задержав выплату средств, перечисленных на денежное довольствие. Цель понятна — подогревать настроения для дестабилизации.

    — Но министр труда, выступая в Верховной Раде, предупредила, что уже в феврале возникнут проблемы с выплатой пенсий.

    — Без проблем, учитывая, что в мире и в стране кризис, мы будем жить, надеюсь, года через два. Но это не значит, что мы с ними не можем эффективно бороться. Вызовы есть, но и ответы есть.

    Теперь о сельском хозяйстве. Оно безусловно — приоритет. В прошлом году мы из бюджета профинансировали агросектор на 40 процентов масштабнее, чем в позапрошлом. Аграрии поднакопили жирок, и страна собрала беспрецедентный урожай — 53 млн. тонн.

    — Да, но мы его не продали.

    — И это правда. Но урожай-то прошлого года никуда не делся. А несколько недель назад конъюнктура на зерно начала расти. Оживился рынок, как мы и прогнозировали. И я уверена, что с каждым днем мы будем продавать все больше и цена будет приемлемой. Значит, сельское хозяйство получит приличные оборотные средства. В четверг мы провели совещание: аграрии, Национальный банк и коммерческие банки. Мы еще раз соберемся в понедельник для того, чтобы отточить нашу договоренность, согласно которой Национальный банк создаст специальные условия, при которых коммерческие банки смогут в течение двух-трех недель продлить аграриям все кредиты взятые в прошлом году. Каждый коммерческий банк будет иметь поддержку НБУ в этой программе. Для того чтобы успешно провести посевную, нам дополнительно необходимы 10 млрд. грн. Из них 2,5 млрд. грн. уже накоплены в аграрном фонде, а остальная сумма будет рефинансирована Нацбанком тем коммерческим банкам, которые будут выдавать кредиты под эту задачу. Вы знаете, что с 1 января рефинансирование, производимое Нацбанком, уже не может происходить по звездам, гороскопам и прочей кофейной гуще с откатами. Мы готовим постановление правительства, которое будет учитывать потребности реального сектора экономики.

    — А где уверенность, что процеду­ра, установленная Кабмином, будет прозрачной?

    — Для выписывания правил мы пригласили представителей коммерческих банков, аграриев, строителей. Словом, всех, кому нужны будут правила прозрачного выживания. Мы существеннейшим образом нарастили капиталы двух государственных банков — Ощадбанка и Эксимбанка. И теперь, когда мы, например, беспрецедентно увеличили капитал Ощадбанка — на 11,7 млрд. гривен, — он может привлечь в десять раз больше кредитных средств на мировом финансовом рынке и активно профинансировать ипотечное кредитование, которое оживит строительную отрасль.

    Как только гривня стабилизируется, можно будет переходить к нормальной жизни. Но пока НБУ руководит Стельмах и Ко, мы балан­сируем на канате, на высоте 2000 м, при бушующем ветре и попытками обрезать канат с двух сторон.

    — А разве экспортно-импортный дисбаланс не сказывается на курсе гривни?

    — К концу прошлого года экспортно-импортный баланс у нас нормализовался.

    — Еще до Нового года правительство подписало ряд отраслевых меморандумов. Какова их дальнейшая судьба? И не стоит ли их пересмотреть в связи с повышением цены на газ?

    — Срок действия меморандума будет продолжен. Правительство будет выполнять взятые на себя обязательства. Владельцы же частных предприятий обещали в ответ не увольнять людей и не сокращать заработную плату. Сейчас мы устраняем еще одну подхитрость, и берем с них обязательство не отправлять людей в неоплачиваемые отпуска.

    Для каждой отрасли мы сегодня ищем максимально эффективную систему финансирования, и речь идет не только о бюджетных средствах. Финансовый инструментарий самый широкий.

    Но я убеждена, что вытянет экономику из кризиса радикальное изменение инвестиционного климата в стране. Я понимаю, что это звучит как навязшая на зубах мантра. Но мы сегодня пошли другим путем. Для каждого министерства мы утвердили сотни инфраструктурных проектов — строительство дорог, электростанций, линий электропередач, газо- и нефтепроводов, нефтеперерабатывающих заводов, новых мощностей в аэро- и морских портах. Мы заложили в бюджете 37 млрд. грн. для привлечения инвестиционных денег под государственные гарантии. Мы выставляем эти объекты на аукционы, и инвесторы приходят либо со своими деньгами на интересный для них объект, либо, если это дороги, тоннели, мосты или метро, они приходят со своими строительными мощностями, и правительство своими деньгами гарантирует им возвращение в течение десяти лет тех средств, которые они вложат в строительство объектов с привлечением украинской рабочей силы и подрядчиков. Объекты уже определены, многие источники финансирования готовы, поскольку существует список ведущих в соответствующих сферах мировых компаний, заинтересованных вкладывать деньги в Украину на таких условиях. Мы разработали и в ближайшее время начнем рекламную кампанию украинских предложений среди макроинвесторов. Я очень верю в эту программу, считаю ее эффективной и прикладной. И со следующей недели мы вводим еще одно заседание правительства — помимо традиционного по средам, — посвященное только одному вопросу: по четвергам Кабинет министров будет рассматривать макроинвестиционные проекты, и, в случае их одобрения, обеспечивать зеленую улицу для реализации. На этих заседаниях будет присутствовать пресса.

    — Я слышала, что найдены серьезные средства на реализацию программы по замене газа в теплоэнергетике на электричество, которого Украина производит намного больше, чем способна потребить. Вы опять-таки имели в виду зарубежные инвестиции?

    — В этом случае — нет. До сего времени Украина совершенно не использовала возможности, предоставленные Киотским протоколом. Более того, мы в начале 2008 г. были единственной страной, подписавшей этот протокол и не прошедшей ни одной бюрократической процедуры, позволяющей выйти на рынок торговли неиспользованными квотами выбросов.

    — Многие примерялись к этому заработку.

    — Примерялись, чтобы деньжат по-легкому срубить. Но процедура выхода на этот рынок оказалась чрезвычайно сложной. Мы ее прошли. Вышли на рынок, и сегодня уже заключаем первые контр­акты с государственными компаниями Японии. И это только начало. Речь идет об очень больших деньгах, и направлены они будут на техническое переоснащение наших систем теплообеспечения, поставок горячей воды, минимизации выбросов, в том числе и в газотранспортной системе, в которой абсолютно реально можем через несколько лет отказаться от сжигания газа, необходимого для работы этой системы. Самое интересное, что эти деньги как перпетуум-мобиле — сначала продаешь квоту, потом вкладываешь вырученные деньги в сокращение выбросов углекислого газа, а сокращенные выбросы ты опять можешь продавать для того, чтобы снова получать деньги. Это уникальная программа, которая абсолютно реально, помимо возможностей бюджета, может дополнительно инвестировать в техническое переоснащение миллиарды гривен.

    — Сколько вы планируете получить в этом году от реализации квот на загрязнение воздуха?

    — Я не хочу называть сумму, поскольку рынок узкий, конкурент­ный, и я хочу, чтобы Украина эффективно и в соответствии с правилами дебютировала на нем.

    Источник:  http://www.zn.ua/1000/1550/65210/

    Категория: Экономика | Добавил: newroz (25.01.2009)
    Просмотров: 482
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz