Прошло уже две недели после возобновления транзита российского газа через Украину, но затишьем на "газовом фронте" и не пахнет. Наоборот, в Будапеште и Москве за эти дни состоялось уже два саммита на высшем уровне.
И оба посвящены одному вопросу: как доставить газ в Европу. Основной
маршрут через Украину надежным никто уже не считает. Теперь речь идет о
новых путях. Европейцы судорожно решают, что им выгоднее - строить
новые трубопроводы или морские терминалы для танкеров-газовозов?
Строить с Россией или без нее? С январского конфликта начался новый
передел рынка, и наша страна здесь - главный участник. "Известия"
постарались оценить наши шансы в ходе передела европейского газового
рынка.
Перебои с поставками топлива посреди морозной зимы всколыхнули в душах европейцев давние страхи. Многие по привычке разглядели в этом "руку Москвы".
Другие понимают, что газовым шантажом занималась именно Украина. И эти
две господствующие в умах жителей Европы точки зрения хорошо видны в
статьях европейских газет. "По словам наблюдателей, российская сторона
создавала всевозможные препятствия и использовала любые предлоги для
того, чтобы сорвать процесс", - уверяет британская The Financial Times.
Зато немецкая Die Welt постаралась беспристрастно разобраться, куда и
как исчезал газ при транзите через Украину. "Речь идет о большом объеме
топлива, постоянно и точно измерять который слишком сложно...
транспортировка газа основывается на доверии, а если оно подорвано,
остается единственный выход - контролировать прохождение газа в
транзитном газопроводе", - пишет газета.
Но
все это "волны по воде". И расходятся они вокруг прокатившихся во
многих странах "газовых" встреч, переговоров и громких политических
заявлений.
Цена вопроса - труба
Общую
"тему для беспокойства" президент России Дмитрий Медведев назвал на
открытии Московской международной конференции по вопросу обеспечения
доставки российского газа потребителям в Европе 17 января.
-
В последнее время мы исходили из того, что тот режим
энергобезопасности, который сложился в Европе, является оптимальным.
Оказалось - нет, - заметил он.
Эту мысль
поддержал и чешский премьер Мирек Тополанек - уже на состоявшемся во
вторник "Набукко-саммите" в Будапеште ("Известия" писали об этой
встрече вчера).
- Мы вели долгие переговоры с
российским премьером Владимиром Путиным, когда пытались разрешить
газовый спор. Мы затронули тогда и проблему диверсификации поставок
газа, к которой российская сторона отнеслась положительно и с
пониманием, - заявил Тополанек.
Говоря другими
словами, и поставщикам, и потребителям газа сейчас очень нужны новые
маршруты доставки газа. Главное, чтобы они проходили подальше от
Украины и в идеале сразу вели из страны-продавца к покупателю. Почему
же это так важно?
Из-за чего спор?
"Газпром"
поставляет в Европу около 30% всего потребляемого там природного газа.
Речь идет о колоссальном объеме в 154 млрд куб. м в прошлом году. Часть
Европа добывает сама, а если говорить об импорте, то в нем доля России
- больше половины. До первого прекращения поставок из-за украинского
воровства в январе 2006 года такие пропорции никого не смущали. Ведь
Россия, а до этого Советский Союз поставки никогда не срывали. Но после
январских событий в Европе возникла настоящая паника. Особенно сильно
досталось Болгарии, Словакии и Балканским странам - там пришлось
заморозить больницы, школы и роддома. И хотя "Газпром" пытался
обеспечить своих покупателей необходимым топливом, наращивая поставки
по "неукраинским" газопроводам, это было невозможно: через эту страну в
Европу попадает 80% российских поставок.
Ситуация
выглядит еще хуже, если заглянуть лет на 10 вперед. По прогнозу
авторитетного Международного энергетического агентства, уже к 2020 году
потребности Европы в газе почти удвоятся. И объем закупок в России
придется увеличить на 65-105 млрд куб. м газа. Откуда же они возьмутся,
если Украина даже нынешние объемы поставок регулярно срывает? А по
некоторым данным, и вовсе готова продать свою "трубу" американцам?
"Антироссийские" проекты: через Турцию или Грузию
Сомнения
европейцев можно понять - если покупаешь на стороне большую часть
необходимого топлива, очень хочется хотя бы газопровод иметь свой.
Коммерческого смысла здесь немного (газ все равно в чужих руках), зато
чисто психологически становится спокойнее. С проектом такого "своего"
газопровода еврочиновники носятся уже больше 10 лет. Называется эта так
и не появившаяся труба "Набукко". Основная причины, по которым этот
маршрут до сих пор так и не стал реальностью, - колоссальная цена
строительства (больше $10 млрд) и неясность с источниками газа. Ни
Иран, ни Казахстан, ни Туркмения, ни Азербайджан наполнить "Набукко" не
могут. А кто ж даст такие деньги на пустую трубу?
К
тому же в Турции этот газопровод должен пройти по территории
вооруженного конфликта с курдскими племенами. И сказать, сколько раз за
год они будут "Набукко" взрывать, не возьмется никто.
-
Сначала заключаются контракты минимум лет на десять, а потом только под
проект дают деньги, - заявил "Известиям" источник в одной из газовых компаний.
- Пока решить этот вопрос с "Набукко" Европе не удается. Россию этот
проект не тревожит, потому что при реализации он может успокоить наших
покупателей.
Последние громкие слова по "Набукко"
прозвучали во вторник на газовом саммите в Будапеште. Но и там были
лишь общие слова. Общее раздражение такой говорильней в интервью
венгерскому государственному телеканалу накануне будапештского саммита
высказал президент Азербайджана Ильхам Алиев.
- Нам все ясно, и мы готовы сотрудничать. Пусть теперь европейцы предложат что-нибудь конкретное, - потребовал он.
Его раздражение понятно - "Набукко" для Азербайджана может стать важной экспортной артерией... если будет построен.
Еще
более странный и воздушный проект вынашивают Украина и Грузия. У
которых, между прочим, своего газа на экспорт нет. Это так называемый
газопровод "Белый поток" по дну Черного моря из Батуми в Крым.
Предложили соорудить его чиновники украинского кабинета министров в
2005 году. После этого идея "Белого потока" не шагнула дальше
презентаций на газовых форумах.
Так что же, никакой возможности построить надежные газопроводы у Европы нет?
Российские предложения
Наоборот.
Наша страна предлагает проложить в регион две новых трубы - "Северный
поток" (по дну Балтийского моря) и "Южный поток" (по дну Черного моря).
Их общей мощности
- больше 86 млрд куб. м - как раз должно хватить на возросшие к 2020
го-ду европейские потребности. Газом они обеспечены, финансированием
тоже. Маршруты по безопасности близки к идеальному варианту - спокойное
окружение и ведут непосредственно от поставщика к потребителям.
Транзитных стран вне Евросоюза просто нет. Один "минус" - газ
российский. Постоянное бюрократическое затягивание строительства дошло
до того, что премьер-министр России Владимир Путин в октябре 2008 года
вынужден был заявить о возможной переориентации экспорта газа на другие
рынки.
- Европа должна окончательно решить, нужен
ей трубный газ из России в тех объемах, которые мы предлагаем, или
нет... если не нужен, значит, мы... будем строить заводы по сжижению,
работающие на мировой рынок, - заявил он.
Впрочем, в отличии от того же "Набукко", строительство "Северного потока" уже ведется. Работать газопровод начнет в 2011 году.
Так что же в этих проектах не устраивает европейцев?
Считаем очки: сколько "против" нас...
Под
шумок окончания российско-украинской "газовой войны" в Европе
развернулся настоящий передел рынка. Основная идея - уменьшить значение
поставок топлива из России. "Газпром" уже понес в этой борьбе первые
потери.
Во-первых, прямой урон от непроданного
из-за прекращения транзита газа составил около $2 млрд. И
компенсировать их уже не удастся. Наши покупатели удовлетворяли свои
потребности за счет газа, заранее закачанного в хранилища. Заново их
наполнить они постараются ближе к концу лета. А к этому моменту наш газ
упадет в цене раза в два-три ("Известия" писали об этом 20 января).
Во-вторых,
покупатели требуют от "Газпрома" компенсации за сорванные поставки. И
некоторые - ее добиваются. На прошлой неделе "Газпром" согласился
поставлять газ Болгарии со скидкой. Детали соглашения между ними не
разглашались, однако, по данным болгарской еженедельной газеты Capital,
скидка составит 4% от стоимости недополученного газа летом и 8% -
зимой. При этом, по подсчетам болгарского правительства, ущерб от
недопоставок газа составил около 250 млн евро.
В-третьих,
европейцы стали переориентировать часть закупок на других поставщиков.
Та же Болгария во вторник подписала контракт на покупку 1 млрд куб. м у
Азербайджана. Это значит, что на столько же уменьшатся закупки у
"Газпрома". А Греция (до этого страна покупала в России 80% от нужного
объема газа) пообещала больше топлива брать в Алжире в виде поставок
сжиженного газа танкерами.
...и сколько "за"
Но на самом деле ситуация не выглядит так уж удручающе. Наши победы тоже можно "пронумеровать".
Во-первых, против строительства "потоков" теперь
в Европе никто уже не выступает. То есть сняты последние препятствия на
их пути. Значит, доля "Газпрома" на рынке Европы может еще вырасти
почти на 30%. А это миллиарды долларов в год.
Во-вторых,
даже скидку с цены газа для Болгарии стоит рассматривать скорее как
хорошую попытку задобрить важнейшего партнера по строительству "Южного
потока".
И в-третьих, обострение конкуренции еще
никому не вредило. И руководителям "Газпрома" лишняя встряска тоже не
повредит. В результате "газовой войны" они явно научились лучше
отстаивать свои интересы. Пусть и не без помощи правительства...