Госкорпорация
"Ростехнологии" в ближайшее время намерена подписать соглашение с
Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), предполагающее перенос
производства комплектующих для российских самолетов исключительно на
российские предприятия, сообщает газета "Коммерсантъ". При этом в ОАК
не скрывают, что используют альянс с "Ростехнологиями" для давления на
украинских смежников с целью получения ценовых преференций. Украинские
поставщики убеждены, что Россия без них все равно обойтись не сможет.
Как рассказал "Коммерсанту" источник в
"Ростехнологиях", госкорпорация готовит к подписанию соглашение о
партнерстве с ОАК сроком до 2012 года. Речь, по его словам, идет о
планах "Ростехнологий" загрузить заказами предприятия авиационной
отрасли, которые в прошлом году вошли в состав корпорации. "В рамках
соглашения запланирован перенос производства комплектующих с зарубежных
предприятий на российские. До конца апреля стороны должны подготовить
перечень конкретных мероприятий", - пояснил источник издания. По его
словам, в соглашении фигурирует более 50 предприятий "Ростехнологий",
работающих в области двигателестроения, приборостроения, а также
разработки и производства материалов, используемых в авиации.
Официально в "Ростехнологиях" соглашение с ОАК не комментируют.
В ОАК не скрывают, что совместные планы с
"Ростехнологиями" затронут, в первую очередь, интересы украинских
смежников. По словам официального представителя ОАК, сейчас корпорация
ведет переговоры с украинскими поставщиками о заключении долгосрочных
соглашений (на пять-семь лет). "Если с ними не удастся договориться,
будут рассматриваться альтернативные варианты - либо закупка этих
комплектующих у других зарубежных поставщиков, либо организация
производства на территории России", - утверждает он. При этом в ОАК
отказались сообщить, о каких именно украинских предприятиях идет речь,
уточнив только, что они работают "в области производства двигателей,
шасси, гидроагрегатов и других покупных комплектующих изделий".
Ежегодный объем заказов этих смежников в ОАК оценили в "несколько
миллиардов рублей".
До сих пор российские авиапроизводители активно
сотрудничали с запорожским ОАО "Мотор Січ" (выпускает авиадвигатели для
вертолетов "Ми" и "Ка", самолетов Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130,
Ту-334, самолетов-амфибий Бе-200), киевским авиазаводом "Авиант"
(производство крыла), киевским АНТК имени Антонова (разработчик
конструкторской документации по Ан-148), днепропетровским ОАО "Южмаш"
(производитель шасси) и Харьковским авиазаводом (поставщик
комплектующих).
Сотрудничество с ОАК идет в основном по
ближнемагистральному самолету Ан-148 (на 69% самолет состоит из
российских комплектующих и на 31% - из украинских). В ноябре 2005 года
АНТК имени Антонова передал права на производство Ан-148 Воронежскому
акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО), однако в серийное
производство он пока не запущен. Два года назад ОАО "Оборонпром"
(входит в состав "Ростехнологий") попыталось приобрести контрольный
пакет акций ОАО "Мотор Січ", но сделка сорвалась, и Россия решила пойти
по пути создания собственного серийного производства авиационных
двигателей на базе "Оборонпрома".
Гендиректор ОАО "Мотор Січ" Вячеслав Богуслаев
уверен, что угрозы российских авиастроителей отказаться от кооперации с
украинскими смежниками - способ давления на последних. "Это старый
прием шантажа, используемый с целью понижения цены на нашу продукцию.
Но других двигателей россиянам взять просто негде", - утверждает он.
Перенос же производства авиадвигателей в Россию, по его мнению,
"технически невозможен", в том числе по финансовым причинам. "Каждый
самолет имеет сертификат, в котором указаны все комплектующие, -
говорит Богуслаев. - Чтобы что-то поменять, придется получать новый
документ, а это займет два-три года и обойдется в 18-30 миллионов
долларов".
В свою очередь, руководитель аналитической службы
"Авиапорт" Олег Пантелеев называет планы ОАК и "Ростехнологий"
"осуществимыми". "В любом случае производство фактически всех
комплектующих, поставляемых в Россию украинскими предприятиями, ведется
из российских материалов. У России есть все необходимые ресурсы для
того, чтобы производить комплектующие для самолетов самостоятельно", -
уверен Пантелеев.