Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Воскресенье, 05.05.2024, 12:15
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Экономика

    Кому жмут лавры Рузвельта. Инвестиционные проекты-2009: мало денег, много слов

    ЗЕРКАЛО  НЕДЕЛИ, № 6 (734) 21 — 27 февраля 2009


    Кому жмут лавры Рузвельта. Инвестиционные проекты-2009: мало денег, много слов

    Авторы: Алла ЕРЕМЕНКО, Игорь МАСКАЛЕВИЧ, Наталия ЯЦЕНКО

    (Начало)

    Украина, шестой месяц кризиса. Это если отсчет вести с сентября, когда он проявился во всей красе в металлургии и был по-настоящему осознан. По идее, наши власти уже давно должны были оправиться от шока и позаботиться о том, чтобы смягчить болевой удар по экономике. А значит, и по благосостоянию граждан — если не работающих в реальном секторе, то от его результатов так или иначе зависящих.

    Сокращение производства, массовое высвобождение работников, острая нехватка финансовых ресурсов, коллапс кредитования — у нынешнего кризиса очень много обличий. Поэтому первое, что приходит на ум, — это аналогии с Великой депрессией в США. С самого начала наши политики подняли на щит технологии Рузвельта по выводу из кризиса. Однако после прочтения некоторого количества книжек призывы к слепому копированию опыта 80-летней давности резко поутихли.

    Стало очевидно, что всякие аналогии хромают. Во-первых, сегодня дороги кирками не строят, и обеспечивать занятость в строительстве и инфраструктуре на основе самой примитивной техники невозможно. Во-вторых, при Рузвельте значительная часть рабочей силы обеспечивалась насильно, а сегодня не «покатят» ни трудовые лагеря, ни работа за доллар в день. В-третьих, не будем забывать, что окончательный выход американской экономики из кризиса стал возможным лишь благодаря французским и английским заказам Второй мировой войны.

    И, наконец, главное — Украину дорогами не спасти. Одна из основных задач, которые мы должны решить, — это создание внутреннего рынка для нашей экспортной продукции, металла и химии. А дороги не «металлопоглощающие».

    Однако сама по себе ставка на крупные общегосударственные, в том числе инфраструктурные, проекты является правильной. При системном подходе и четком определении приоритетов, источников финансирования их реализация поможет адсорбировать излишек рабочей силы и придаст импульс к развитию не только смежных отраслей (металлургия, энергетика, производство стройматериалов и пр.), но и депрессивных регионов.

    Попытка — не пытка

    Ключевые персонажи в правительстве делали ставку на проекты с самого начала. Два месяца назад, 13 декабря 2008 года, министр экономики Богдан Данилишин в своей статье в «ЗН» подчеркнул:

    «Государство не снимает с себя никаких социальных обязательств, однако это делает невозможным увеличение государственных капитальных вложений. Но через механизм гарантирования будут привлечены важные инвестиционные кредиты международных финансовых организаций, в том числе на поддержку обеспечения общественно важных проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, развитию инфраструктуры (транспортной, коммунальной), организации и проведению финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине и т.п.».

    Полтора месяца спустя, в интервью «ЗН» 24 января с.г., премьер-министр Юлия Тимошенко высказалась еще более конкретно:

    «…я убеждена, что вытянет экономику из кризиса радикальное изменение инвестиционного климата в стране. Я понимаю, что это звучит как навязшая на зубах мантра. Но мы сегодня пошли другим путем. Для каждого министерства мы утвердили сотни инфраструктурных проектов — строительство дорог, электростанций, линий электропередач, газо- и нефтепроводов, нефтеперерабатывающих заводов, новых мощностей в аэро- и морских портах. Мы заложили в бюджете 37 млрд. грн. для привлечения инвестиционных денег под государственные гарантии. Мы выставляем эти объекты на аукционы, и инвесторы приходят либо со своими деньгами на интересный для них объект, либо, если это дороги, тоннели, мосты или метро, они приходят со своими строительными мощностями, и правительство своими деньгами гарантирует им возвращение в течение десяти лет тех средств, которые они вложат в строительство объектов с привлечением украинской рабочей силы и подрядчиков. Объекты уже определены, многие источники финансирования готовы, поскольку существует список ведущих в соответствующих сферах мировых компаний, заинтересованных вкладывать деньги в Украину на таких условиях. Мы разработали и в ближайшее время начнем рекламную кампанию украинских предложений среди макроинвесторов. Я очень верю в эту программу, считаю ее эффективной и прикладной. И со следующей недели мы вводим еще одно заседание правительства — помимо традиционного по средам, — посвященное только одному вопросу: по четвергам Кабинет министров будет рассматривать макроинвестиционные проекты и, в случае их одобрения, обеспечивать зеленую улицу для реализации. На этих заседаниях будет присутствовать пресса».

    Естественно, «ЗН» просто не могло пройти мимо информации о «сотнях проектов». И уже в первый рабочий день после выхода интервью Юлии Владимировны мы решили поинтересоваться, насколько эти слова соответствуют действительности. Какой багаж наработали в каждом министерстве и ведомстве, которое, с нашей точки зре­ния, может быть задействовано в этом процессе. Однако не в плане построения неких розовых замков. А с точки зрения реальности воплощения, готовности к запуску.

    Но чтобы нам не рассказали обо всех недостроенных с 1913 года заводах и библиотеках, мы составили таблицу и направили в 12 министерств и ведомств.

    Почему мы занялись этим? Потому что считаем, что теряющим работу людям необходимо знать, где может понадобиться их труд. Насколько шахтеры или заводчане Востока могут рассчитывать на реализацию крупных проектов в своем регионе? Чем смогут заняться жители Западной Украины, где растет число вернувшихся «заробітчан»? Какова ситуация на селе, куда неминуемо будут возвращаться безработные из городов? Ведь ни в рэкет, ни на базары эти люди уйти не смогут — там уже все занято упорядоченным масштабным бизнесом и силовиками. Нам хотелось понять — что значит «крупные проекты в украинских условиях». А главное, где брать для них финансирование при нарастающих проблемах отечественного банковского сектора и постоянно ухудшающихся внутренних и внешних условиях заимствования. Понятно, что рассматриваться, с нашей точки зрения, могли только уже утвержденные проекты — либо на министерском уровне, либо на правительственном.

    Среди адресатов «ЗН» оказались министерства: промышленной политики, аграрной политики, угольной промышленности, топлива и энергетики, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей природной среды, по вопросам чрезвычайных ситуаций. А также «Укрзалізниця», Госадминистрация связи, Госводхоз и «Укравтодор», тоже играющие важную роль в развитии украинской инфраструктуры.

    Ни в 10-дневный срок, ни позднее не пришли ответы из «Укрзаліз­ниці» (генеральный директор М.Костюк) и Министерства окружающей природной среды (министр Г.Филипчук). Мы понимаем, что у железнодорожников имеется начальство в лице отраслевого министра. А в центральном аппарате Минприроды нам на словах объяснили, что у них просто нет про­ектов, о которых можно сообщить прессе. Но это не повод нарушать закон об информации, не предоставляя печатному органу ответа на его официальное обращение.

    Что же касается полученных ответов, то ни один из них не содержал запрашиваемой информации в полном объеме. Зато пищу для размышлений мы получили обильную. Те из читателей, которых не интересуют подробности, могут сразу обратиться к выводам в конце публикации. А пока обо всем по порядку…

    Лучше меньше, да лучше?

    Сбор информации занял вдвое больше времени, чем мы рассчитывали. Переписка, а затем телефонное общение с работниками большей части вышеупомянутых министерств живо напоминало сценку «Алё, гараж?» из бессмертного кинофильма «Волга-Волга». Но примерно в трети министерств к просьбе «ЗН» отнеслись с пониманием и сработали оперативно.

    Мы не совсем поняли, что происходит в Министерстве регионального развития и строительст­ва. Но точно что-то запутанное. С одной стороны, как видно из письма замминистра А.Ткачука, у предприятий и организаций министерства нет общегосударственных инфраструктурных проектов, сориентированных на привлечение стратегических инвесторов к их реализации. С другой — президиум научно-технического совета, который действует при министерстве, рассматривает проекты, предложенные другими органами исполнительной власти, и рекомендует их для утверждения (или одобрения) Кабмином. Перечень таких проектов, прошедших через Минрегионстрой в 2007—2008 годах, направлен в Минэкономики. Но информацию о проектах, «направленных на повышение конкурентоспособности экономики, поддержку внутреннего рынка, преодоление последствий мирового финансового кризиса и сориентированных на привлечение инвесторов», нам посоветовали искать не в Минэкономики, а у «руководства центральных и местных органов исполнительной власти, к сфере деятельности которых они относятся».

    Короче, никаких общегосударственных и тем более антикризисных проектов в Минрегионстрое нет. Мы обратились не по адресу.

    Несмотря на то, что сельское хозяйство должно было бы стать одним из приоритетов в условиях кризиса, Министерство аграрной политики в роли отраслевого локомотива себя не видит. «ЗН» сообщили всего о двух проектах.

    «…29 января 2009 года на специальном заседании правительства рассмотрены и одобрены к внедрению два инвестиционных проекта: «Организация производства и использования местных возобновляемых видов топлива в Сумской области на 2009—2015 годы» и «Реконструкция системы теплообеспечения города Шостка с переводом водонагревательных и паровых котлов на альтернативные виды топлива», подготовленные Сумской облгосадминистрацией. В результате реализации этих проектов на Сумщине в сельской местности будут созданы свыше 3 тыс. дополнительных рабочих мест, что позволит минимизировать негативные последствия кризиса на рынке труда и заместить большие объемы традиционных энергоносителей альтернативными видами топлива растительного происхождения».

    Судя по письму замминистра Р.Шмидта, все остальные проекты на селе — тайна великая есть:

    «Министерство рассмотрело ряд инвестиционных проектов, предоставленных отраслевыми формированиями и главными управлениями агропромышленного развития облгосадминистраций, которые разработаны бизнес-структурами и финансируются за счет негосударственных средств, поэтому не могут быть обнародованы без согласия собственников».

    Не рассчитывая на ресурсы бюджета, Министерство жилищно-коммунального хозяйства сообщило только об одном проекте — развития городской инфраструктуры. Он вполне реален, но утвержден еще до кризиса.

    «Международный банк реконст­рукции и развития (МБРР) и Минжил­ком­мунхоз 27 мая 2008 года подписали соглашение о займе (Проект развития городской инфраструктуры) на сумму 140 млн. долл. США. 26 сентября 2008 года соглашение было ратифицировано Верховной Радой Украины.

    Целью проекта развития городской инфраструктуры в Украине является предоставление коммунальным предприятиям помощи в обеспечении их стабильной деятельности по оказанию населению Украины качественных коммунальных услуг, а так­же улучшению экологической ситуации. Проект реализуется путем отбора и дальней­шей инвестиционной поддержки наиболее актуальных инвестиционных проектов в сфе­ре водоснабжения, водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов. Проект осуществляется за счет займа Всемир­ного банка на условиях 100-процентного кредитования и состоит из «основного» и «открытого» компонентов», — сообщает зам­министра И.Запатрина.

    В рамках реализации «основного» компонента предусмотрена модернизация коммунальной инфраструктуры в Одессе, Чернигове и Ивано-Франковске.

    Одесса: субпроект в сфере водоснабжения и водоотведения (инвестиционные потребности — 28,39 млн. долл. США) и субпроект по управлению твердыми отходами (7,14 млн. долл. США).

    Чернигов и Ивано-Франковск — субпроекты в сфере водоснабжения и водоотведения (инвестиционные потребности — соответственно 14,83 млн. долл. и 7,17 млн. долл. США).

    «Открытый» компонент предполагает выполнение в секторе жилищно-коммунального хозяйства Украины ряда небольших энергосберегающих инвестиционных проектов, с охватом максимального количества коммунальных предприятий. Положительную оценку экспертной рабочей группы Минжилкоммунхоза получили четыре субпроекта:

    — улучшение энергоэффективности в секторе водоснабжения г. Одессы (10 млн. долл.);

    — реконструкция водозаборов и насосных станций водопровода и канализации в Чернигове (8 млн. долл.);

    — реконструкция и капитальный ремонт сетей водоснабжения и водоотведения в г. Борисполь Киевской области (стоимость проекта — 9,14 млн. долл., из них 6,4 млн. долл. США — заем, 2,766 млн. долл. — собственные средства);

    — усовершенствование системы водоснабжения г. Краснодон Луганской области путем реконструкции Гуково-Гундоровского водозабора (стоимость проекта — 5 млн. долл.).

    Как нам сообщили в министерстве, проект предполагается завершить до 30 июня 2012 года. Прогноз поступления средств в 2009 году — 43,3 млн. долл. США.

    Государственный комитет по водному хозяйству антикризисными в полном смысле этого слова проектами не располагает. Но все же надеется, что в 2009 году продолжится реализация пяти программ, начатых в 2001—2008 годах. В том числе программ противопаводковой защиты в бассейнах рек Тиса, Днестр, Прут, Сирет (37,1 млн. и 40,0 млн. грн. по госбюджету).

    Вопрос, прежде всего, упирается в госбюджетное финансирование. А оно, по словам заместителя председателя комитета М.Яцюка, «является крайне недостаточным, несмотря на то, что каждая гривня, вложенная в защиту от пагубного действия вод, сберегает до 5 грн. на ликвидацию его последствий, гривня, потраченная на мелиорацию земель и улучшение их экологического состояния, возвращает до 2—3 грн.».

    «Шпалопропиточный участок №6 пропьет любое количество шпал»

    Похоже, в перечень инвестиционных проектов в Министерстве промышленной политики записывали все, что знали. Вплоть до работ на строительстве Бескид­ского тоннеля, взамен построенного еще в 1886 году при Франце-Иосифе и нуждающегося в реконст­рукции уже многие десятилетия.

    Как нам сообщили в министерстве, данный перечень (с указанием количества создаваемых рабочих мест и предполагаемых объемов финансирования) пока не утвержден Кабмином. А значит, с точки зрения «ЗН», не может рассматриваться как руководство к действию. Но сомнения к написанному возникают не только поэтому. Как оказалось, министерские чины собираются — прямо сейчас, в разгар кризиса! — найти деньги на возобновление производства Ан-124 (1 млрд. грн. в этом году), Ан-148Т (1,3 млрд.), Ан-74 (150 млн.), Ан-148. Или возродить — на сумму в 1,4 млрд. грн. в 2009 году — серийное строительство универсальных судов для перевозки грузов на предприятиях украинского судостроения.

    «ЗН» наугад выбрало несколько проектов и попросило своих собкоров в разных городах страны узнать на месте, какова готовность к их реализации.

    Роман Якель из Тернополя выяснял, будет ли в 2009 году модернизироваться ткацкая фабрика в ОАО «Тернопольское объединение «Текс­терно» (п. 46 минпромовского перечня). Председатель правления Екатерина Алек­сандрова выразила сомнения в том, что компания — владелец комбината найдет необходимые для этого 180 млн. грн. К тому же в данную сумму можно уже и не вложиться: оборудование надо будет импортировать, а оно подорожало из-за роста курса доллара. Подорожало все: хлопок, импортные красители, запчасти... Скорее всего, реализация тернопольского проекта в 2009 году не начнется.

    Светлана Орел из Кировограда пообщалась с Николаем Беляевым, техническим директором ОАО «Червона зірка» (п. 8 перечня). Он рассказал, что министерство приняло решение компенсировать процентную ставку по кредиту, который предприятие должно взять в нынешнем году (речь идет о
    129 млн. грн.) на техническое перевооружение производства. Но пока не решено, какой именно банк сможет прокредитовать этот проект. Ситуация нестабильная…


    Источник:  http://www.zn.ua/1000/1550/65484/

    Категория: Экономика | Добавил: newroz (21.02.2009)
    Просмотров: 495
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz