Клан Ющенко и роль США в газовом конфликте
Ослабление Фирташа может повлечь ослабление позиций его протеже в ПР, близких к Януковичу – Лёвочкина и Бойко.
Спусковым
крючком украинско-российского газового конфликта стали обстоятельства
борьбы Тимошенко и Ющенко за контроль над доходами от операций с
газпромовским газом (транзитным и предназначенным собственно Украине).
Именно стремление Тимошенко убрать РосУкрЭнерго (РУЭ) –
компанию-посредника, в которой широко представлены интересы
ющенковского клана, из российско-украинской схемы сотрудничества в
области газовых поставок спровоцировало цепочку событий, приведших к
конфликту украинского президента с Россией и Евросоюзом.
В
данный момент конфликт затягивается. Украинская сторона в лице Ющенко и
лиц из РУЭ (Лёвочкин, Фирташ, Бойко), вероятно, попытается довести его
до крайней точки, чтобы заставить Москву согласиться на сохранение
посредника в виде РУЭ либо иной структуры с сохранением в ней интересов
клана Ющенко. С этой точки зрения политические междоусобицы на Украине
по большей части являют собой борьбу за то, кто будет представлять в
этой схеме Украину – структуры президента Ющенко или премьера
Тимошенко.
Отличие состоит в том, что если Ющенко делает
ставку на сохранение частных посреднических структур, то Тимошенко – на
НАК «Нефтегаз Украины», которая формально является конечным
потребителем газпромовского газа. В реальности же НАК, скорее всего,
представляет собой механизм распределения доходов от реализации газа
между крупными украинскими ФПГ, спонсирующими БЮТ.
До
недавнего времени схема поставок газа на Украину выглядела следующим
образом: «Газпром» поставлял газ из Средней Азии трейдеру РосУкрЭнерго,
которым владел на паритетных началах с Дмитрием Фирташем и Иваном
Фурсиным (50% акций у Газпрома и 50% в совокупности у Фирташа и
Фурсина). РосУкрЭнерго поставляла газ второму посреднику в цепочке -
компании «Укргазэнерго» (компания учреждена на паритетных началах
«Нафтогазом Украины» и РУЭ). Второй посредник поставлял газ НАК
«Нафтогаз Украины», однако украинская госкомпания обеспечивала газом
лишь бюджетные учреждения и коммунальные службы. А большую часть газа
реализовывала сама «Укргазэнерго», продавая его крупнейшим потребителям
– промышленным предприятиям Украины. Именно этой ситуацией и была
недовольна Юлия Тимошенко. В результате переговоров с Россией, в 2008
году «Укргазэнерго» была упразднена, а вся реализация газа на
территории Украины перешла под контроль «Нафтогаза» за исключением 7,5
млрд. кубометров в год, которые в 2008 году продавала на Украине
дочерняя структура «Газпрома».
Фирташ и Фурсин, формальные
владельцы основной части 50% украинской доли РУЭ, - всего лишь
прикрытие интересов более влиятельных персон. И здесь становится
интересной связка Фирташ – Балога - Ющенко. Клану Ющенко удалось войти
в 2006 году в посреднический газовый бизнес ценой согласия на
монопольный статус РУЭ как единственного посредника в газовых
российско-украинских отношениях. В январе 2006 года РосУкрЭнерго стало
монопольным поставщиком газа на Украину и получило доступ к внутреннему
рынку страны через СП "Укргазэнерго" (УГЭ).
Устранение УГЭ в
2008 году явилось победой премьера, что позволило ей замкнуть все
промышленные газовые поставки Украины на «Нафтогаз», которым руководит
ее ставленник Олег Дубина. Добившись устранения УГЭ, Тимошенко решила
сразу две задачи: замкнула основную долю газопоставок на «Нафтогаз
Украины» и лишила существенного источника финансирования своего
основного политического конкурента - В.Ющенко.
Согласно
достигнутым в Москве в марте 2008 года договоренностям, такая же судьба
должна была постигнуть и РУЭ, ведь поставлять газ на Украину в 2009
году должен был напрямую "Газпром". Как следствие, истинные, а не
фиктивные бенефициары предприняли все усилия, чтобы сохранить
сверхдоходы от РосУкрЭнерго. Причём основная их часть образуется от
продажи газа не на Украине, а в Восточной Европе. По условиям последних
контрактов, после выполнения всех условий перед Украиной посредник
получал возможность экспортировать газ в Восточную Европу. А вот там
разница цен со среднеазиатским газом была более существенной.
Тимошенко
в октябре на встрече с В.Путиным в принципе удалось договориться с РФ
по двум позициям: 1) по относительно невысокой цене в 235-250$ за
газпромовский газ, чего ещё летом в Секретариате Ющенко не ожидали,
учитывая растущие цены на нефть, и 2) об устранении посредника в
двусторонних отношениях в виде РУЭ. Частный посредник мог зарабатывать
на посреднических операциях лишь в том случае, когда сохранялась
существенная разница между ценой газа на российско-украинской границе
(она должна быть низкой) и его ценой для украинских и европейских
потребителей. В прошлом всё так и было. Несмотря на периодические,
начиная с 2005 года, повышения Россией цены на газ до уровня рыночной,
она для Украины была достаточно низкой, чтобы окупались посреднические
операции.
Но объявленное Газпромом повышение для Украины цены
на газ в 2009 году до 250$ (от которого Ющенко отказался) на фоне
снижения рыночной (европейской) цены в связи с падением цен на нефть
ориентировочно до 400 – 350 $ сделало посредничество невыгодным.
Президент России Дмитрий Медведев на встрече с председателем правления
«Газпрома» Алексеем Миллером сообщил, что в 2008 г., когда Россия
продавала Украине газ (фактически РУЭ) по $179,5 за 1000 кубометров,
украинским потребителям он доставался за $320. Если же газ для Украины
в первом квартале 2009 года будет стоить 450$, то исчезают всякие
условия для посредничества.
В этом контексте понятно, что
Тимошенко выгодно в принципе повышение цен (поэтапное) на газ для
Украины до уровня рыночной, так как это создаёт невыгодные условия для
посреднических структур (в виде РУЭ) и автоматически вытесняет их с
рынка. Цена, которую не готовы платить посредники за газ, в принципе
может заплатить НАК «Нафтогаз Украины», которая находится под контролем
БЮТ. Поскольку НАК, по мнению экспертов, изначально не нацелен на
извлечение прибыли, а является, скорее, механизмом перераспределения
доходов в пользу крупнейших украинских ФПГ, участие этой структуры в
двусторонних с Газпромом контактах позволит Тимошенко направить
спонсорам БЮТ основную часть прибыли от реализации НАК газа украинским
потребителям.
Посредник в лице РУЭ попытался диктовать условия
производителю (РФ) и потребителям, пользуясь политической крышей в лице
Ющенко, который имеет в РУЭ свои интересы. Ющенко отказался от
предложенной Газпромом и невыгодной для РУЭ как посредника цены в 250$,
сорвав тем самым переговоры с РФ. Не исключено, что со стороны Ющенко
имел место шантаж Газпрома с целью найти какой-то вариант
договорённостей с тем, чтобы оставить посредника в схеме. Расчёт, по
всей видимости, делался на сочувствие ЕС и США к Украине, которая
старательно, как и в прошлые годы, разыграла бы роль жертвы
«российского империализма».
Одним из способов оставить
посредника стало сохранение долга Украины перед Газпромом за
поставленный в 2008 году газ. По октябрьскому меморандуму Тимошенко -
Путина две страны переходят на новые формы отношений в газовой сфере
лишь после выполнения ряда условий, одним из которых было названо
отсутствие долга. Поскольку долг РУЭ перед Газпромом так и не погашен,
то у Газпрома нет оснований следовать условиям меморандума. Отсюда –
новая, рыночная цена на газ для Украины в 450$, которая даже после
снижения цен на нефть остаётся для Украины неподъёмной.
Уместно
предположить, что 1,5 или $2 млрд. могли осесть на счетах
посреднической структуры Д.Фирташа – РУЭ. 14 января глава Счетной
палаты РФ Сергей Степашин подтвердил, что Россия не получает деньги за
газ от РУЭ: «Мы будем контролировать потоки поставок российского газа
на и через Украину. На данный момент не понятно, куда деваются деньги.
Украина нам не платит и, в первую очередь, это касается компании
«Росукрэнерго». «В этой компании «Газпром» имеет 50%. У нас есть
подозрения, что огромные суммы денег, а это совместное
российско-украинское предприятие, недополучают и они оседают в карманах
частных украинских акционеров», – отметил Сергей Степашин.
О
неблаговидной роли посредника и его закулисных попытках сорвать
своевременное подписание контракта на поставки Украине газпромовского
газа говорил и В.Путин.
Именно сохранение посредника в лице
РУЭ и, следовательно, доходов на будущие политические кампании
президентского окружения было главной ставкой в текущем конфликте,
инициированном президентской стороной. А транзит газа в Европу стал
инструментом, орудием решения данной проблемы, когда конфликт
рассматривался как способ подключения Евросоюза к давлению на Россию.
Последствия газового конфликта для Партии регионов
Ослабление
Фирташа может повлечь ослабление позиций его протеже в ПР, близких к
Януковичу – Лёвочкина и Бойко, сторонников приоритетной борьбы с
Тимошенко и противников союза ПР-БЮТ, а также уменьшение финансирования
ПР за счёт упомянутых лиц. Это обстоятельство может склонить Януковича
на уговоры Клюевых организовать вместе с БЮТ смещение Ющенко с
президентской должности, оставив Тимошенко на некоторое время в покое.
Однако
есть другой вариант - активизация усилий по одновременному смещению с
должности Тимошенко и Ющенко. Реалистичность данного варианта
подтверждается усилением информационной кампании Тимошенко конкретно в
адрес Лёвочкина, Бойко, Фирташа, на которых (наряду с Ющенко)
перекладывается ответственность за срыв переговоров о приемлемой цене
на газ для Украины в 235$ .
Поведение группы Фирташа в ПР уже
стало причиной очередного конфликта внутри этой партии. Новый конфликт
проходит по линии Клюевы¸ Шуфрич, Грицак – Лёвочкин, Бойко. Грицак и
Шуфрич уже публично огласили свою критику в адрес группы Фирташа в ПР.
Грицак развернул через подконтрольный ему интернет-ресурс «Багнет»
настоящую информационную войну против этой группы. Примечательно, что
некоторые материалы «Багнета» перепечатывает БЮТовский интернет-ресурс
«ОРД». Как мы и прогнозировали, БЮТ начал внедрять в отношении Партии
регионов ту же технологию раскола, что ранее в отношении НУНС.
Направления атаки Партии регионов и Секретариата президента на Тимошенко
Прозвучавшие
14 января обвинения Бойко в адрес Тимошенко насчёт лоббирования ею
интересов Медведчука и бывшего управделами АП Кучмы И.Бакая полностью
совпадают по содержанию с критикой, которую развернули против Тимошенко
СП и Ющенко. Это подтверждает тесную связку группы Фирташа с СП
(конкретно с Балогой) и президентом.
В ближайшее время ПР в
качестве ответной атаки может провести кампанию дискредитации НАК
«Нафтогаза Украины» и его руководителей. Наряду с требованиями отставки
Кабинета Тимошенко могут прозвучать призывы к отставке руководства НАК
и её реорганизации с целью взять НАК под контроль ПР. В условиях, когда
сохранение РУЭ становится всё более проблематичным, основное внимание
группы Фирташа переключится на НАК «Нафтогаз Украины» как орудие
обеспечения бизнес-интересов (своих, президентских и ПР) в газовой
сфере.
Не исключено, что в условиях сохранения Тимошенко в
должности премьера группа Фирташа через Януковича, с одной стороны, и
Ющенко - с другой, будет пытаться провести захват НАК с возможным
отстранением Дубины от руководства. Вероятность такого сценария
повышается по мере приближения к президентским выборам.
Роль США в текущем конфликте
Если
на сей раз реакция ЕС в отношении руководства Украины была критической,
то есть в целом объективной, то роль США в иррациональном и
необъяснимом, на первый взгляд, поведении Ющенко пока до конца не
установлена.
Есть основания полагать, что США либо прямо
подтолкнули украинского президента к газовому конфликту, либо
используют его для получения контроля над основными транспортными
потоками углеводородов в Европу, которые всё ещё проходят через
Украину. Скорее всего, достижение этой цели сопряжено с реализацией
двух параллельных задач – подрывом экономической мощи Газпрома и
нейтрализацией сближения РФ и ЕС.
Инструментом такого подрыва
вполне может быть создание условий, при которых Газпром несёт крупные
убытки из-за невозможности выполнять транзитные контракты. Именно такая
ситуация сложилась сейчас. Наличие интереса у США в газовом конфликте
не удивительно и лишь отражает общую стратегию этой державы на
завоевание контроля над основными мировыми источниками углеводородного
сырья и путями его транспортировки.
Наглое поведение Ющенко в
вопросе срыва транзита газа в Европу, возможно, объясняется действиями
по согласованному с Вашингтоном плану.
В начале конфликта
Госдепартамент США уже успел выступить с заявлением по поводу
российско-украинских переговоров, подчеркнув свою озабоченность тем,
что "Газпром" "отрезал продажи газа Украине". Сейчас на Украине
делаются заявления (например, главой МИД В. Огрызко) о привлечении США
к модернизации украинских магистральных газопроводов. По поводу
«энергетического оружия России» уже успела высказаться будущий
госсекретарь в администрации Б.Обамы Х.Клинтон. Контроль США над
украинской ГТС фактически поставит в зависимость и Евросоюз, и Россию.
Здесь планам американцев явно мешают проекты строительства двух
обходных (мимо Украины) маршрутов трубопроводов: с юга, по дну Чёрного
моря и с севера – по дну Балтийского. В ближайшем будущем следует
ожидать усиления попыток США сорвать эти проекты руками своих союзников
из Центральной Европы и Прибалтики.
Виктор Пироженко,Украина Источник: http://www.russedina.ru/frontend/former/ukraines?id=13811
|