ФИНАМАЭРО: Россия и Индия будут заново учиться строить самолеты вместе
Сегодня
президент России Медведев прибудет в Индию, где в рамках его визита
будет подписано около двадцати соглашений. Одним из них будет контракт
на эскизное проектирование истребителя пятого поколения. Слово
«эскизное» означает, что Индия сумела настоять на своем: разработка
истребителя пятого поколения будет «учебным» процессом. Однако в рамках
совместной программы опыт могут получить не только индийские, но и
отечественные специалисты. В условиях потери кадров российским
авиапромом это очень и очень ценно.
Об
этом сообщил генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян,
которого цитирует РИА «Новости». «Эта программа обеспечит
технологическое развитие авиастроения, а также позволит представить на
мировом рынке конкурентоспособный продукт», – заявил глава ведущего
российского производителя авиационной боевой техники.
Попробуем
разобраться, чье авиастроение от этого контракта будет развиваться, и
кто получит возможность «представить на мировом рынке
конкурентоспособный продукт».
Дебаты
об участии Индии в совместной с Россией программе истребителя пятого
поколения идут не один год. Позиция КБ Сухого была проста. Существует
проект самолета ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой
авиации). В рамках этого проекта был разработан, построен и поднят в
воздух опытный истребитель Т-50. Российская сторона предлагала его
доработать под требования индийских военных.
Аналогом
может служить Су-30МКИ, техническое задание на который было составлено
ВВС Индии. В результате получился самолет, который по составу бортового
радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и своим боевым возможностям резко
отличается – в лучшую сторону – от всех модификаций Су-27, состоящих на
вооружении ВВС России.
Однако
индийскую сторону такое предложение не устроило. Дело в том, что в
Индии уже много лет существует «национальная идея»: страна должна стать
из экспортера оружия его импортером.
Естественно,
для этого надо учиться разрабатывать собственную боевую технику, что
индийцы и делают с упорством, достойным уважения. Правда, получается у
них это пока плоховато.
Собственный танк Arjun государственное агентство Defence Research and Development Organization (DRDO) начало проектировать в 1972 году. Собранный «по принципу Lego»
из элементов других боевых машин, он вызывает у специалистов усмешку.
Весной этого года Индия объявила, что в сравнительных испытаниях Arjun
превзошел Т-90С. Однако, несмотря на подобные громкие заявления,
индийцы не спешат отказываться от российских танков и разворачивать
масштабное производство своих.
Аналогичная ситуация наблюдается в авиации. Легкий истребитель Tejas разрабатывается в рамках программы LCA (Light Combat
Aircraft - легкий боевой самолет) с 1985 года. Правда, взлететь он
сумел только в 2001 году. Сейчас самолет пошел «в строй», однако его
летно-технические и тактические характеристики не соответствуют заданию
военных.
Понятно,
почему индийцы в рамках совместной программы разработки истребителя
пятого поколения требовали участия в работе «с самого начала».
Специалистам Hindustan Aeronautic Limited (HAL) было необходимо получить опыт «завязки» нового самолета.
При этом руководство HAL
даже не настаивало на кооперации с КБ Сухого. Индийцев вполне
устраивало участие в куда более скромной программе создания истребителя
пятого поколения, которую своими силами вело КБ Микояна. Однако в этом
специалистам HAL и ВВС Индии было отказано.
Но
вернемся к заявлению Михаила Погосяна. Формулировка «контракт на
эскизное проектирование» подразумевает, что Индия сумела настоять на
своем. Соглашение по совместной разработке истребителя пятого поколения
будет «учебным» процессом. Индийские военные и конструкторы получат
возможность изнутри прочувствовать все нюансы составления и согласования
технического задания на новый самолет, подготовки технических
предложений и других аспектов того, что именуется «ранние стадии
проектирования».
Можно
предположить, что если представителей Индии устроит процесс эскизного
проектирования, программа будет продлена на следующие стадии
полномасштабной разработки нового истребителя пятого поколения. В рамках
совместной программы опыт могут получить не только индийские, но и
отечественные специалисты. Я говорю о тех, кто по возрасту не успел
поучаствовать в проектах, перешедших «в железо», а не оставшихся на
бумаге. В условиях потери кадров российским авиапромом это очень и очень
ценно. Так что при грамотной реализации совместного проекта мы тоже не
останемся в убытке.
Алексей Захаров специально для ФИНАМАЭРО
Источник: http://finamaero.mirtesen.ru/blog/43114368235?from=mail&l=bnq_bn&bp_id_click=43114368235
|