26.01.2012
Вопрос на $219 миллиардов
Валерий Геец раскрывает детали: как определялись и подсчитывались выгоды присоединения Украины к ЕЭП и ТС
В
письме в редакцию «2000» читатель В. Бердник высказывает сомнения по
поводу точности прогнозов Института экономики и прогнозирования НАНУ и
Института народнохозяйственного прогнозирования РАН касательно выгод для
нашей страны от участия в интеграционных объединениях на постсоветском
пространстве (см. №3 (590) от 20— 26.01.2012). Результаты очередного
этапа исследований двух институтов на эту тему мы опубликовали в декабре
прошлого года (см. №51 (587) «Куда и с кем?»). Г-н
Бердник задается весьма резонным вопросом: «Как удалось авторам доклада
(два института двух академий наук) смоделировать поступки вождей, тех,
кто есть, и тех, кто будет... Практика показывает, что в каждом из
рассмотренных сценариев могут быть самые полярные результаты — в
зависимости от того, кто реально будет управлять процессом. Часто
планируется плюс, а в результате получаем минус». И действительно,
сценарии политического развития Украины, тем более на ближайшие 10—15
лет (а именно такова временная перспектива, которую охватывает
исследование), сегодня предугадать невозможно. И от того, кто и как
будет управлять процессом, зависят последующие варианты экономического
развития. В этой связи можно задать вопрос, насколько корректны цифры и
оценки, приводимые в исследовании. Ведь данные приводятся учеными
конкретные. Для более детального разъяснения методологии
исследования мы решили обратиться за комментарием к директору Института
экономики и прогнозирования (ИЭП) НАНУ академику Валерию Геецу, который и
занимался подготовкой прогноза. От себя добавим: любой прогноз, а
тем более экономический, априори является до поры до времени гипотезой.
Пока не наступает прогнозный период, и уже реалии подтвердят либо не
подтвердят достоверность сделанных оценок. ИЭП является государственным
научным учреждением, в чьи задачи входит прежде всего обеспечение
прогнозной экономической информацией высших органов власти. Из
многолетней практики нашего сотрудничества с этим учреждением мы лишь
можем утверждать, что в подавляющем большинстве случаев публикуемые
прогнозы и оценки института, как и его руководителя г-на Гееца,
оказывались достаточно достоверными и близкими к действительности —
особенно если сравнивать другие организации, занимающиеся экономическим
прогнозированием в нашей стране. Для примера: как минимум за год до
глобального кризиса Валерий Геец публично высказывался о высоких рисках и
опасных тенденциях в отечественной финансовой системе. А за полгода до
кризисных процессов 2008 г. он уже предметно говорил о возможных
катастрофических последствиях для национальной валюты и экономики в
целом. Другое дело, насколько политики, находящиеся во власти,
воспринимали и воспринимают оценки и предостережения, разрабатываемые
учеными. Но прежде чем представить позицию г-на Гееца, следует
упомянуть о еще одном важном мероприятии, которое состоялось 24 января, —
телемосте Москва—Киев—Минск—Алматы, в ходе которого оба института
совместно с Центром интеграционных исследований Евразийского банка
развития (ЕАБР) презентовали журналистам четырех столиц расширенный
вариант своего прогноза касательно перспектив формирования Единого
экономического пространства, а также сценариев для Украины при разных
форматах сотрудничества с этим объединением. Представленный доклад
называется «Оценка экономических эффектов создания Единого
экономического пространства и присоединения к нему Украины». В нем
даны уточненные базовые параметры экономического эффекта от интеграции
для каждой страны и, в отличие от ранее представленных оценок, детально
проанализированы торговые, межотраслевые и секторальные особенности
каждой из четырех экономик. Также проанализирован потенциал
технологического сближения промышленности всех стран-участниц и самые
разные секторальные соглашения. Наконец, если предыдущее исследование
освещало влияние членства Украины в Таможенном союзе на развитие
двусторонней торговли, то в новом анализируются последствия возможного
членства в ЕЭП — более глубокой интеграционной структуры, которая пока
только в планах. Для Украины в целом на данном этапе исследования
просчитано шесть разных сценариев взаимодействия со странами ТС—ЕЭП. В
частности, первый сценарий — базовый — содержит исходные
макроэкономические варианты для России, Казахстана, Беларуси, Украины,
но без создания ЕЭП и тесной интеграции четырех стран. Второй —
предполагает создание ЕЭП России, Казахстана, Беларуси в 2012 г., но без
Украины, а также снятие всех барьеров во взаимной торговле и
технологическое сближение. Третий — предусматривает активное
развитие Зоны свободной торговли в рамках СНГ на новой нормативной базе,
подписанной главами правительств осенью прошлого года и ожидающей
ратификации в нацио-нальных парламентах. Украина, согласно этому
сценарию, присоединяется к ЗСТ СНГ по условиям соглашения от 18 октября
2011 г. с изъятиями. Четвертый — функционирование ЗСТ СНГ и
одновременно создание ЗСТ между Украиной и ЕС. При этом страны СНГ,
входящие в ЗСТ, принимают защитные меры во внешней торговле,
предусмотренные соглашением от 18 октября. Пятый — Украина присоединяется к базовым соглашениям ЕЭП, которые сейчас обсуждаются в рамках Таможенного союза. И,
наконец, шестой — Украина присоединяется к ЕЭП, при этом все четыре
страны гармонизируют валютную систему внутри объединения, осуществляя
единую валютную политику. Как и в прошлом исследовании, авторы
доклада указывают, что неучастие Украины в интеграционных процессах на
постсоветском пространстве, а также в других объединениях (наиболее
вероятный сценарий, если наша страна не присоединится к ЕЭП —
полноформатное членство в ЕС ей и так не светит) ведет к консервации
отраслевой структуры и, как следствие, — к потенциальному замедлению
темпов экономического роста. Это, по мнению авторов документа,
произойдет из-за невозможности дальнейшего наращивания экспортных
секторов. Таким образом, динамика нашего ВВП (если страна будет
развиваться на нынешней базе и никуда не вступит) станет постепенно
снижаться в долгосрочной перспективе с 4,4% в 2010—2015 гг. до 3,6% в
2025—2030 гг. Проблемы ожидают Украину в случае создания ЗСТ с
Евросоюзом. Если еще недавно в Кабмине заявляли, что это якобы ускорит
рост ВВП на 2% в год, то авторы исследования считают наоборот. Дело в
том, что при таком сценарии страны ЕЭП просто будут вынуждены ввести
защитные меры против украинской продукции. Как результат — рост ВВП
Украины замедлится на 1,5%. Как говорится в документе,
«единственный вариант, при котором украинская экономика получит
положительный эффект от создания ЗСТ с ЕС, — это прямое субсидирование
со стороны Евросоюза». Заметим, это скорее из области фантастики. Ощутимых
рывков для нашей экономики не предвидится и от вступления в силу
договора о ЗСТ в рамках СНГ. Это ускорит подъем экономики лишь на 0,65% в
год с перспективой дальнейшего снижения темпов вплоть до 2030 г. Наконец,
как и в прошлом докладе, авторы указывают, что лишь полноценная
интеграция Украины в ЕЭП может дать толчок к ее развитию. Суммарный
эффект от создания ЕЭП для всех его участников без присоединения к нему
Украины за 2011—2030 гг. оценивается в $900 млрд. (в ценах 2010 г.),
тогда как в случае присоединения нашей страны — более чем в $1,1 трлн. Таким
образом, общий положительный эффект этого сценария интеграции для
украинской экономики оценивается за тот же период в $219 млрд. (в ценах
2010 г.), т. е. в $12,2 млрд. в год (6% дополнительного роста ВВП). Впрочем,
что наиболее важно в данном сценарии (и на что, кстати, постоянно
обращают внимание многие эксперты) — только при восстановлении
производственных и промышленных взаимосвязей на постсоветском
пространстве возможно изменить структуру отечественной экономики — в
пользу отраслей с более высоким уровнем переработки. Тогда доля
машиностроения в валовом выпуске Украины может увеличиться по меньшей
мере с нынешних 6% до 9%. Не до конца, впрочем, ясно, насколько
прогноз учитывает ухудшение двусторонней торговли с ЕС в случае все-таки
присоединения Украины к ЕЭП. Правда, если учесть, что на нынешнем этапе
наш экспорт в Европу почти целиком состоит из металлургического,
аграрного либо химического сырья, еще хуже, чем сегодня, условия
торговли с Европой вряд ли возможны. Однако и позитивный эффект от
вступления в ЕЭП, как отмечают авторы доклада, возможен лишь при
значительном объеме совместных инвестиций в инфраструктуру, более
стремительном притоке в нашу экономику российских инвестиций и, конечно
же, снижении цены на газ. К отраслям, которые могут дать ощутимый
прирост в случае вступления в ЕЭП, относятся наиболее
высокотехнологичные — авиастроение, судостроение, энергетическое
машиностроение, ВПК. Именно благодаря российскому рынку (а также рынкам
других постсоветских стран) эти отрасли могли выжить и судя по всему,
еще могут полностью восстановиться. Использование имеющегося
машиностроительного потенциала и разработка проектов по промышленной
сборке позволит увеличить долю машин и оборудования в экспорте Украины в
страны ЕЭП по меньшей мере до 20% к 2030 г. Например, в структуре
суммарного экспорта Украины в ЕЭП доля авиационной техники увеличится к
2030 г. с нынешних 2,6% до 6,3%, а судостроения — с 0,4% до минимум
1,2%. Что же касается макроэкономического эффекта от снижения цен
на газ для нашей экономики, то при сложившейся структуре затрат это
положительно скажется на издержках крупнейших ее отраслей (речь идет о
металлургии и химии). Кроме того, при снижении цены на природный газ,
экспортируемый из России, до $180 тыс. куб. м дефицит торгового баланса
Украины сократился бы с нынешних $15,8 млрд. до $8,1 млрд., или на $7,7
млрд., что эквивалентно 2,9% украинского ВВП в 2011г. «Сокращение
величины издержек дает производителям определенные возможности по
снижению отпускных цен при сохранении установившейся нормы
рентабельности, что, в свою очередь, способствует расширению
потребительского спроса и, тем самым, объемов производства, — говорится в
документе. — Кроме того, сокращение расходов конечных потребителей на
газ позволяет направить высвободившиеся средства на другие статьи
расходов (в том числе — и на инвестиционные цели). Более низкие цены на
газ позволяют снижать цены производителей при сохранении нормы
рентабельности». Иными словами, если Украина все-таки пойдет по
данному пути, уже только благодаря удешевлению импортных энергоресурсов
возрастет конкурентоспособность отечественных производителей, прежде
всего металлургии, химии и электроэнергетики. Что в свою очередь
увеличит рентабельность и, очевидно, даст дополнительный толчок росту
всей экономики. Наука vs политикаИтак, что же стоит за представленными прогнозами и следует ли их воспринимать всерьез, комментарий Валерия Гееца для «2000». —
Обновленное исследование, которое было презентовано 24 января, — это
комплексная работа, которая проводилась уже под эгидой Евразийского
банка. Были получены более детальные данные экспертных групп, в т. ч. из
стран ЕврАзЭС*. __________________________________ *Постоянные
члены ЕврАзЭС — Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. С
мая 2002 г. наблюдателями в ЕврАзЭС стали Молдавия и Украина, а с 2003
г. — Армения.
Что касается влияния политики на
экономику и того, насколько экономические прогнозы сбываются в
зависимости от того, кто конкретно пребывает «у руля», конечно,
окончательное решение всегда принимают политики. Везде присутствует
политический сценарий, так как политики в конечном счете несут за все
ответственность. Мы — экономисты, научное сообщество — не можем нести
ответственность за то, что они реализуют. Другое дело, когда
политики принимают какое-либо решение, они должны получать нашу
информацию и учитывать все «за» и «против». Вот, например, новый министр
финансов Валерий Хорошковский в телепрограмме «Большая политика с
Евгением Киселевым» заявляет, что однозначно за евроинтеграцию, движение
в Евросоюз. Пожалуйста — политик и член правительства может
реализовывать свою линию. Но он должен учитывать и то, что есть
экономические факторы, которые могут принести как позитив, так и
негатив. Мы, проводя свое исследование, в сценарий как раз и
закладываем все, что сегодня декларирует российское руководство, а также
все договоренности, которые уже действуют в Таможенном союзе и могут
так или иначе сказаться на нашей экономике. То есть мы говорим: ведите
переговоры, какие считаете необходимыми на данном этапе, но мы
предупредили: есть и негативные последствия, и вы должны понимать, в
связи с чем они неизбежно возникают. Минимизируйте эти потери и решайте
как политики — это ваша и только ваша ответственность! А мы лишь
«рисуем» сценарии и предупреждаем. Если уж говорить о точности и
качестве нашего прогноза, я бы хотел обратить внимание вот на что.
Ситуация в мировой экономике на сегодня чрезвычайно непредсказуема —
сценарии могут пойти в самых разных направлениях. Возьмем стоимость
нефти на международных рынках. Она вполне может подскочить и до 200
долл. за баррель — если, скажем, в мире и на Ближнем Востоке возникнут
те геополитические потрясения, о которых сейчас говорят. Либо если всего
этого не происходит — сценарий может быть совершенно иной. Черное
золото может реально обвалиться в цене и до 60, и даже до 20 долл. за
баррель. Это все тоже нужно учитывать и понимать, в какие условия мы
попадаем при таком сценарии. Теперь что касается исследования
эффектов для украинской экономики в случае присоединения либо
неприсоединения к Таможенному союзу. Мы предполагаем продолжать
исследование как вширь, так и вглубь. Например, как экономисту мне уже
сейчас совершенно очевидно, что никакого положительного эффекта — ни в
процессе интеграции на восток, ни на запад — не возникнет, если мы не
расширим технологические перспективы, технологический уровень нашей
экономики, если не разрешим сложнейшие задачи модернизации, которые
должны определить сами. Если двигаемся в направлении евроинтеграции, но
не совершаем модернизационный рывок, у нас будет то же самое, что имеет
сегодня Греция или Португалия. Если двигаемся на восток в рамках
сегодняшней парадигмы, принципиально ничего не меняя, — у нас останется
все как есть. Вы экономику не обманете! Несколько слов о
методологии. В результатах нашего исследования мы говорим о порядке
цифр. В любом расчете есть определенные условности, все должны это
понимать. А какой прирост может быть получен в результате того или иного
вектора внешней политики — 2,5% или 2,1% — не так принципиально.
Сегодня мы можем говорить лишь о порядке цифр и тенденциях, а не о
степени точности вплоть до сотых. Если предполагаем экономический эффект
от интеграции $200 млрд., а реально получим 250 или 180 млрд. — это
тоже не суть важно. Главное — тенденции, и они в нашей методологии
просчитаны максимально точно. По крайней мере настолько, насколько это
вообще возможно в нынешних условиях. Мы включили в формулы
всевозможные базовые параметры — стоимость энергоресурсов,
технологическая база, международная конъюнктура — короче говоря, все,
что сейчас более-менее понятно и видно, как это будет развиваться в
ближайшие годы. А также то, что декларируется правительствами как
намерения, которые могут быть достаточно реалистичны. Если эти базовые
параметры остаются практически неизменными, если политика на рынке нефти
и газа остается в рамках нынешней парадигмы — мы получаем именно такие
результаты, которые отобразили. Но если, предположим, конъюнктура
на рынке энергоресурсов вдруг меняется, мы получаем совершенно иную
картину. Все подобные сценарии необходимо отдельно просчитывать,
специально мониторить ситуацию и включать долгосрочные прогнозы. Когда
одна только нефть может колебаться в 10 раз — представьте, какой
«разбег» сегодня у любых прогнозов может быть. Все, что мы
отображаем в прогнозе, не означает, что именно так неизбежно и должно
случиться. Мы говорим, это может быть, но ни в коем случае, что
стопроцентно будет. В то же время другой методики, которая могла бы
позволить просчитать более точно экономическое будущее, нет. Идеально
точного и обоснованного анализа не сделает никто. Наконец, что
касается дальнейших разработок нашего института. Мы планируем
исследовать ситуацию в мире с учетом того, что происходит с ценовыми
всплесками и спадами на различные товары. Например, что будет
происходить и как отразятся по всей цепочке те или иные сценарии на
глобальном рынке энергоресурсов. Нас интересуют тенденции в аграрном
секторе, который мы анализируем более детально, с учетом процессов на
мировых рынках и ожидаемой ситуации на конец следующего года. Еще
одно направление нашего совместного исследования с РАН, как я уже
сказал, это продвижение «вглубь». Т. е. мы начнем прорабатывать
секторальные сценарии более глубоко. Не целые отрасли, как судостроение,
авиастроение или энергетика с металлургией, а конкретные виды
деятельности, которые можно детализировать и охватить с учетом возможных
технологических заделов, реализации той или иной политики. Подобная
работа учеными до сих пор не проводилась. Насколько осведомлены и
прислушиваются ли в правительстве к результатам наших исследований? По
итогам подобных исследований мы как государственное учреждение подаем
соответствующие данные органам власти. Накануне особо важных встреч или
обсуждений обязательно предоставляем свои данные правительству,
министерствам и ведомствам. В то же время мы не получаем никаких
указаний «сверху» — мол, эту тему исследуйте, а к этой не прикасайтесь.
Наоборот, нас просят давать все экономические оценки, которые возможно
вывести научным методом. Например, недавно мы дали для правительства
оценку последствий для финансового рынка в связи с переходом к торговле
российскими рублями на импортный газ, где указали, что в результате
будет определенное послабление на наши валютные резервы. Если же не
будем предпринимать никаких реальных шагов по минимизации зависимости от
импортного газа, ситуация в дальнейшем может измениться в негативную
сторону. Это был наш общий вывод, а детали будут опубликованы, когда
станут известны результаты газовых переговоров. Таким образом, наш
институт готовит оценки по различным проблемам. СМИ получают результаты
несколько позже, потому что мы все-таки непубличная организация и не
политическая. Мы как государственная организация прежде всего работаем
за счет бюджета и заказов министерств и ведомств. И потому в первую
очередь информируем власть, а затем и СМИ. Таково правило,
которого придерживаемся много лет. Ведь не стоит забывать и о том, что в
стране продолжается жесткая политическая борьба. И мы не можем
допустить, чтобы результаты наших исследований кем-либо использовались в
политических интересах. Справка «2000»Институт
экономики и прогнозирования НАНУ является правопреемником Института
экономического прогнозирования НАН, который был создан в 1997 г. с целью
обеспечения разработки стратегических прогнозов и программ
социально-экономического развития. Главная задача института — проведение
фундаментальных и прикладных исследований, нацеленных на разработку
направлений и методов развития хозяйственной системы, стратегических
прогнозов и программ развития экономики. Евразийский банк развития
— международная финансовая организация, учрежденная Россией и
Казахстаном в 2006 г. для содействия развитию экономик
государств-участников и расширению взаимных торгово-экономических
связей. Банк финансирует конкретные финансовые и инфраструктурные
проекты внутри стран-участниц. Уставный капитал ЕАБР превышает $1,5
млрд. Государствами — членами банка являются Армения, Беларусь,
Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан. Штаб-квартира банка находится в
Алматы. Более подробную информацию о ЕАБР можно найти на сайте организации. Юрий ЛУКАШИН
Источник:
|