украина, приватизация / Желающих получить в управление Одесский порт немало. Фото РИА Новости
Желающих получить в управление Одесский порт немало.
Фото РИА Новости

Украинское правительство готовится передать в концессию все 18 морских торговых портов. Кроме того, часть портовой инфраструктуры может быть приватизирована, а часть – передана в долгосрочную аренду. Предложение заинтересовало американских и российских бизнесменов, утверждают украинские чиновники. Но иностранцы, как и национальные бизнес-группы, ждут, когда будут объявлены условия конкурсов.

На днях правительство Украины сообщило о постановлении, принятом еще в середине октября: в перечень государственных объектов, которые могут быть переданы в концессию, были внесены Одесский, Николаевский, Ильичевский, Мариупольский, Севастопольский, Херсонский, Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Бердянский, Белгород-Днестровский, Евпаторийский, Измаильский, Ренийский, Скадовский морские торговые порты, а также одесский порт «Южный», специализированный морской порт «Октябрьск» и порт «Усть-Дунайск».

Решение базируется на нормах принятого в этом году в Украине Закона «О морских портах Украины». Документ предусматривает размежевание административных и коммерческих функций портов. Первая часть, связанная с безопасностью и выполнением международных обязательств, останется в руках государства, от имени которого будет действовать новая структура – администрация морских портов Украины. Ей перейдет контроль над акваторией портов и гидротехническими сооружениями, в том числе средствами навигационного оборудования и системой управления движением судов. В руках государства останутся также судоплавные и подходные каналы, операционные акватории причалов, молы, волноломы.

Право контроля над инфраструктурой, обеспечивающей коммерческую деятельность, может быть передано негосударственным структурам, в том числе иностранным. В перспективе возможна приватизация целостных имущественных комплексов портового хозяйства. Причем условия приватизационных конкурсов могут содержать привлекательный для покупателей пункт о возможности аренды на 49 лет причалов и земельных участков, на которых они размещены.

Закон вступит в силу в июне 2013 года. К тому времени Министерство инфраструктуры Украины должно разработать и согласовать с Министерством экономического развития, Минфином и Минюстом условия будущих конкурсов. Чиновники ожидают, что частный бизнес, войдя в отрасль, вложит значительные средства в модернизацию портовой инфраструктуры. А отчисления, которые получит государство, позволят провести работы по углублению морских причалов и подходных каналов для прохода крупнотоннажных судов. По словам специалистов, сейчас одним из сдерживающих факторов для увеличения объемов погрузки в портах является необходимость дозагружать суда на рейде.

По данным Министерства инфраструктуры, в прошлом году через украинские порты прошло около 114 млн. тонн грузов. Но специалисты считают, что этот объем можно нарастить до 200 млн. тонн. «Нужно вкладывать средства, которых нет ни у государства Украина, ни у отечественных бизнес-групп. Своих ресурсов не хватает, а поэтому решение о передаче в концессию – это верный путь», – сказал «НГ» эксперт Института украинской политики Алексей Полтораков. Он не исключил, что самыми заинтересованными участниками будущих конкурсов станут компании из стран СНГ, в том числе из России. «Об их заинтересованности украинским портовым хозяйством известно давно. Всякий раз, как только заходит речь о зерновом союзе стран СНГ, вопрос упирается в украинские порты. Возможно, сейчас эта проблема будет решена», – отметил Полтораков. Эксперт рассматривает вопрос в плоскости создания евразийской экономической интеграции и в перспективе – создания Торгового союза.


В правительстве Николая Азарова надеются развивать
морские порты с помощью серьезных инвесторов.

Фото с официального сайта правительства Украины

Эксперты отмечают, что конкуренцию россиянам могут составить американские компании, которые давно работают на рынке зерна в Украине. Источники, близкие к правительству, в числе таковых называют компанию Cargill, которая активно работает с Ильичевским портом. Ялтинским и Севастопольским портами заинтересовалась еще одна крупная компания – Royal Caribbean, которая, по словам тех же источников, планирует развивать круизный бизнес в Украине.

Что касается россиян, то, как отметил украинским СМИ старший аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Михаил Ганелин, портовым хозяйством Украины интересуются крупные сырьевые компании. «Среди потенциальных инвесторов можно назвать группу «Сумма», портового оператора Global Ports, UCL Holding Владимира Лисина, а также ряд крупных экспортеров металлургической продукции», – заметил он.

Среди украинских бизнесменов, уже работающих в отрасли и желающих расширить свой бизнес в этом направлении, эксперты называют владельца СКМ Рината Ахметова и собственника Group DF Дмитрия Фирташа.

«В последние годы во всех украинских приватизационных решениях прослеживается тенденция к предоставлению преференций местным бизнесменам. Сложно предугадать, как будет с реформой в портовом хозяйстве – мы же сейчас не знаем условия будущих конкурсов. Но, думаю, правительство действительно заинтересовано в развитии этой отрасли. А иностранцы, в том числе россияне, могут предложить более выгодные условия», – пояснил «НГ» экономист Международного центра перспективных исследований и конфликтологии Александр Кошик. Он выразил уверенность, что при правильно организованном процессе реформы конфликтов между потенциальными инвесторами не будет: «Места хватит всем. Можно ведь договориться, согласовать интересы».

Руководитель экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин отметил: «Принципиально важно – как будут выписаны условия конкурсов. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем политизацию важных экономических решений. В том числе – в отношениях с Россией. В случае с портовой реформой нужно привлечь инвесторов, но не допустить монополизации или доминирования той или иной группы».

Киев