Вектор экономических интересов Украины: Таможенный Союз и Шанхайская пятерка
Вадим Браиловский, для "Хвилі" 15:15 4.03.2013
Сегодня, 4 марта 2013 проходит встреча в Москве президентов Украины,
Виктора Януковича и России, Владимира Путина, на которой должны
обсуждаться вопросы будущих экономических отношений двух стран.
«Хвиля» уже не раз поднимала на своих страницах вопрос о перспективах
будущего экономического вектора страны и представляла различные
позиции. Сегодня мы публикуем экспертное мнение Вадима Браиловского,
Генерального директора инвестиционно-банковской компании «European
Capital Management», члена Деловых Советов от Украины со странами:
Китай, Сингапур, Индия, Вьетнам, Пакистан, Израиль.
Почему важно для народа Украины сосредоточить свое внимание сейчас не
на Европе, а на стратегическом развитие отношении между Россией в
рамках Таможенного, Евразийского сотрудничества и странами Азии во главе
с Китаем на 10 лет до 2023 года? Ответ на этот вопрос лежит как в
политической так и экономической плоскости.
По отношению выбора в сторону Таможенного союза, Евразийского союза,
Украине, следует держаться в приоритете не Европы, которая рушится, где
мы видим плачевные ситуации с Грецией, Кипром, банковскими странами,
которые одни из первых на вылете с Евросоюзом. Обращает на себя внимание
бурный рост безработицы в Испании (28%), растущий уровень безработицы в
Португалии, Италии, Испании, Франции. На Форуме в Давосе в этом году
прозвучало достаточно резкое заявление премьер-министра Великобритании
Дэвида Уильяма Дональд Кэ́мерона о планируемом референдуме в 2017 году в
Великобритании, в частности речь идет о выходе Великобритании из
Евросоюза. Да и недавние выборы в Италии показали, что модель экономии
государственных средств, которая активно продвигается Германией,
вынужденной быть донором значительной части ЕС, не работает и вряд ли
сработает. К тому же, будущие, вероятнее всего, сложные выборы канцлера
Германии в 2014 году, могут повторить французский сценарий последних
президентских выборов и закончатся победой не прогнозируемого к выигрышу
кандидата в Канцлеры.
На фоне этих событий Украине следует укреплять и развивать отношения
прежде всего с Россией и Азией, во главе с Китаем, и странами АСЕАН и
Океании, в частности Новой Зеландии, которая перегнала Сингапур и заняла
1 место в мире по ведению бизнеса в стране в мире и Австралия.
О Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) как и об АСЕАН в
Украине известно не так много, как того заслуживают эти организации. И
если тема ШОС периодически возникает на страницах украинских СМИ, то про
АСЕАН обычно знаю только узкие эксперты. Этот пробел просто необходимо
заполнить, поскольку игнорировать экономики, которые в скором времени
будут давать до 15-20% мировой экономики просто нерационально. Для
начала, немного истории. Непосредственно образующими государствами АСЕАН
являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже
присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после
обретения независимости), Вьетнам (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23
июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент статус
наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение
статуса наблюдателя подал Восточный Тимор. Население стран-членов АСЕАН
составляет около 500 млн человек, что сравнимо со странами ЕС.
Совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.
Также, в ближайшее время Украине нужно сосредоточится на выстраивании
долгосрочных экономических связей с Китаем, Индией, Южной Кореей,
Японией и странами Океании, в частности с Новой Зеландией и Австралией.
16 государств, куда входят страны АСЕАН, Китай, Индии, Южной Кореи,
Японии, новой Зеландии, Австралии имеют на сегодняшний день товарооборот
20 трлн долларов США.
Что же касается России, то вопреки расхожему мнению, Россия – это не
только и не столько собственно Таможенный Союз. Российская Федерация
входит в Шанхайскую пятерку с 2006 года, также как и Казахстан,
Таджикистан, Китай, Туркменистан. Товарооборот Украины и России в 2012
году составил на 2 млрд долларов больше чем в 2011 году и составил 57
млрд долларов США, если сравнить с товарооборот с Европой, то это на 26
млрд. долларов больше, т.е. у ЕС товарооборот меньше на 26 млрд.
долларов и составили в 2012 году 31 млрд.долларов США. Причем в Европу
Украина поставляла в основном продовольствие, сырье для металлургии
(окатыши, слямы, чушки и тд.), электроэнергию, а в Россию – продукцию
машиностроения. Покупая при этом у России энергоносители, а у стран ЕС –
товары народного потребления (сделанные, между прочим, в основном в
Китае). Товарооборот Украины с Китаем в 2012 году составил 10 млрд
долларов, а в 2015 году ожидается рост до 20 млрд долларов США.
Вот почему народу Украины важно стратегического сотрудничество с
Россией и Китаем. Москва планирует увеличить товарооборот между РФ и КНР
до 100 млрд. долл. к 2015 году. Согласно последним статистическим
данным из Пекина, объем китайско-российской торговли в 2012 году
составил 88,2 млрд. долл. Пока что самым крупным торговым партнером
Китая остается США (в 2012 году составил 400 млрд.долларов). Тем не
мнеее, Россия может за 3-5 лет нарастить товарооборот до 2017-2018 года
до 190 млрд. долларов и стать вторым по значимости его торговым
партнером.
По данным агентства Bloomberg, в 2012 г. Китай обогнал США по объему внешнеторгового оборота (Соединенные Штаты лидировали по этому показателю с окончания Второй мировой войны – автор).
За минувший год экспорт и импорт США в сумме составили $3,82 трлн, что
составляет около четверти ВВП на 2011 г. Объем внешнеторгового баланса
КНР в 2012 г. составил $3,87 трлн.
Китай считался мощнейшей экономической державой мира по время
правления династии Цин (1644-1912 гг.), однако тогда торговля играла
меньшую роль в экономике страны. Поднебесная сосредоточилась на торговле
и зарубежных инвестициях после смерти Мао Цзэдуна, под руководством
которого страна была в изоляции. Крупнейшим экспортером мира КНР стала в
2009 г., ведущим импортером мира пока остаются Соединенные Штаты. В
2012 г. объем импорта в Китай составил $1,82 трлн, объем импорта в США —
$2,28 трлн.
Возрастающее влияние Китая в мировой торговле может разрушить
устоявшиеся региональные торговые блоки, поскольку КНР будет становиться
самым важным торговым партнером для многих стран. С такими темпами
развития к концу текущего десятилетия многие страны Европы будут больше
торговать с Китаем, чем с соседями. К 2020 г. экспорт из Германии в
Китай может превосходить вдвое объем экспорта из той же Германии в
соседнюю Францию, считает председатель подразделения Goldman Sachs по
управлению активами Джим О’Нилл.
Эксперты аудиторско-консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers на
выступили с прогнозом, что к 2017 г. Китай может стать лидером в
мировой экономике, обогнав США. По их подсчетам, через пять лет объем
ВВП КНР достигнет $20 трлн. Борьба на ключевых экспортных рынках США и
Китая будет складываться в пользу КНР, поскольку китайские экспортеры
смогут активнее конкурировать в области качества предлагаемой продукции.
Эксперты компании также полагают, что к 2030 г. ведущими странами с
точки зрения объема валового внутреннего продукта, рассчитанного на
основе паритета покупательной способности, станут Китай, США и Индия. Их
ВВП достигнет $30,6 трлн, $23,4 трлн и $13,7 трлн соответственно. ВВП
Японии к этому году составит $5,8 трлн.
Чжу Минь, заместитель Главы МВФ, экс-заместитель Главы Китайского
Народного Банка, на Азиатском Финансовом Форуме озвучил на совместном
обеде 15 января 2013 года в Гонконге (в рамках проведения Делового
Совета Украина-Китай, где я присутствовал как член Совета), что в
среднем экономики Азии по росту ВВП будут в ближайшие годы держать
планку на уровне 6,8 %. Локомотивом Азии стал Китай, с ростом ВВП 8,2% в
2013, а в 2014-8,5%».
Экономические аргументы в пользу выбора Таможенного Союза
Поэтому я за стратегического сотрудничество с Азией во главе с Китаем
и Россией, Казахстаном, Белоруссией и другими бывшими 11 странами
бывшего Советского Союза. Стратегическое партнерство с Россией в рамках
вхождения в Таможенный Союз, в первую очередь в экономических интересах
Украины в долгосрочном режиме. Для этого достаточно понять и увидеть
сравнительные характеристики с зоной свободной торговли с ЕС, которая
Европа пока обещает, и следующий раунд переговоров и решения определен в
ноябре 2013 года, приведу ряд концептуальных тезисов по этому поводу:
1. Конкурентоспособность по себестоимости продукции – только в
Таможенном Союзе Украина имеет преимущества перед Россией (а перед ВТО и
Евросоюзом – нет).
2. Открытость рынка для производителей Украины (степень открытости ТС
гораздо выше, чем Евросоюза). Европа отягощена проблемными экономиками
Греции, Кипра, Испании, Португалии, Италии, также заметны падения
экономик Голландии и Франции, а это сказывается на их падения продаж и
сокращения экспорта.
3. Возможность полноценной кооперации в технологичных отраслях, авиастроении, машиностроении, ВПК.
4. Выгоды от владения транзитными возможностями своей территории,
такими, как трубопроводы, транспорт, порты морские и речные – только в
Евразийском сообществе. Украина имеет колоссальный потенциал транзитной
страной в Европу, и лучше для Украины говорить с Европой, объединившись с
Россией в рамках Таможенного Союза.
5. Масштабные инвестиции и заёмный капитал. Для примера в рамках
Таможенного Союза Украина станет участником Евразийского Банка на ряду с
Россией, Казахстаном и другими республиками бывшего Советского Союза, а
также улучшение с работы с Российскими банками в частности Сбербанка
России, ВТБ, ВЭБа и открытие возможности прихода в Украину других
крупных российских банков таких, как Газпромбанк, который уже кредитует
крупные украинские ФПГ, такие как СКМ, Group DF, также приход крупного
сельхозбанка России, Россельхозбанк, который кредитует АПК, а Украина
нуждается в млрд кредитах в сельскохозяйственном секторе Украине, как
Аграрная страна, кроме это приход Промсвязьбанка, который имеет
представительство в Украине.
6. Межрегиональное сотрудничество между регионами Украины и России.
Политические аргументы в пользу выбора Таможенного Союза
В долгосрочной перспективе сыграют свою роль и политические факторы.
Ведь вхождение в Таможенный Союз не подразумевает уступок в части
суверенитета Украины, которые уже сейчас обозначены в Соглашении об
ассоциации с ЕС. Принимая решение, украинской власти, на мой взгляд,
нужно обратить внимание на следующие критерии на которые:
1. Вступление в «союз равных» и «близких» (ЕвразЭС) – вместо империи
Евросоюза. Полноправный статус уже сейчас. Мы помним по истории при
образовании Советского Союза в 1922 году у истоков была Россия, Украина,
Беларусь и страны Закавказья, и первые три республики были равноправны и
определяющие при создании.
2. Гораздо меньшая уступка суверенитета, чем в ассоциации с ЕС. На
примере в ЕС ситуацией с Грецией, которая все таки вряд ли удержится в
2013 года в ЕС и Германия будет стараться спасти сильнее экономики ЕС,
такие как Испании и Италии, но не Греции.
3. Обретение защиты на мировых рынках в лице ТС. В рамках ТС будет
сильный альянс торгово-экономический России и Украины, и ЕС и США будет
по другому считаться с Украиной.
4. Наименьшие уступки и потери при вступлении со стороны элиты, бизнеса, госаппарата и рядовых граждан.
5. Увеличение политического веса Украины как внутри ТС, так и на
мировой арене. Украина будет разговаривать со странами Европы с более
сильной позиции. И ЕС придётся считаться с Украиной, а не диктоваться
условия, что мы видели на саммите Украина и ЕС 25 февраля 2013 года в
Брюселе.
6. Вступая в ТС, Украина избегает политической дезинтеграции на 2
части, а в отношениях с ЕС шанс развала страны усиливается. (Именно в
долговременной перспективе до 2020 года). В рамках ТС Украина на ряду с
Россией будет еще больше интегрирована в торгово-экономических
отношениях с Азией во главе с Китаем, который в 2017-2020 годах будет
лидером мировой экономикой.
Преимущества и риски от вступления в ТС и ассоциации с ЕС
1. Быстрота экономической отдачи за счёт цены газа не по рыночной
цене в 450 долларов за 1 тысячу куб. метров., а как партнеру в рамках ТС
те же 250 долларов, которые существенно снизят затраты в бюджете
Украины за потребления газа Украины, открытия рынков в рамках ТС, что
расширит экспортный потенциал страны, кредитов, которые Украина не может
получить в должном объеме, а за счет кредитов российских банков, не
будет возникать с трудным поиском международных кредитов для погашения
Украины международных обязательств, только в 2013 году Украине нужно
погасить порядка 9 млрд долларов США, наполнения газопроводов, притока
инвестиций с ТС, Евраазии. Следствие – преодоление кризиса не
самостоятельно, а с дружественными странами, братскими бывшими
республиками Советского союза в рамках ТС.
2. Быстрота вступления. Выход из состояния тупика двухвекторности (ЕС такого выхода не даёт).
3. Своевременность. Потом вступить в ТС будет гораздо сложнее и с
большими потерями. Украина потеряла время, а могла уже в июне 2012 года
быть полноправным членом ТС, и не иметь конфликта между «Нефтегазом» и
«Газпромом» и не решенных проблем с недобром газа и выставлением
претензий со российской стороной в 7 млрд. долларов.
4. Избежание революционных настроений, стабильность – всегда благо для большинства людей важным фактором в государстве.
5. Украина не вступит в Евросоюз
в обозримом будущем. В ЕС есть не решенные проблемы проблемными
экономиками Греции, Кипра, Испании, Португалии, Италии, и Европе нужно
решать проблему с существующими участниками ЕС, а не думать о новых
участниках с их существующими экономическими проблемами.
6. Ассоциация с Евросоюзом – не может рассматриваться как полноценная
альтернатива ТС из-за внешнего статуса Украины в отношениях с ЕС.
7. Неэквивалентный обмен Украины с Евросоюзом. Украина получит
обязательства больше чем прав от ЕС. Соглашение с ЕС предполагает отказ
от экономического и частично политического суверенитета – без обретения
прав.
8. В ТС Украина вступает, в ассоциацию с ЕС – Украину принимают — добровольное принятие подчинённого положения, следовательно -
9. Добровольно выйти из ассоциации с ЕС будет невозможно с
трудновыполнимыми условиям, а хуже через банкротство страны, что не
приемлемо для Украины в обозримом будущем, а выйти из ТС вполне реально.
10. Кризисные явления экономики ЕС будут сильнее сказываться на
Украине, чем сейчас. Т.к. рецессия в Европе затягивается и в ближайшие
5-7 лет не видно окончание кризиса Европы.
11. Евросоюз является для большинства населения Украины, а это по
социальным вопросам большая половина государства, 52 % населения, не
прагматическим, а навязанным идеологическим выборам Европы.
ЕС для Украины это:
Имперская метрополия Европы, во главе с сильной Германией, которая не
может договориться с сильными экономиками Великобритании, которая
планирует референдум Великобритании в 2017 году, а также Франции,
которая по многим позициям не согласна с Германией. Форма внешнего
управления со стороны ЕС, ЕЦБ над Украиной, с ее будущим Европейским
банковским союзом и валютным союзом. Сдача суверенитета Украины, и
введения евро в страну как основную валюту. Отсутствие статуса члена ЕС,
а только возможное подписание договора о зоне свободной торговли с ЕС и
возможным в 2020-х годах статуса ассоциированного члена ЕС. Отсутствие
экономического наполнения. Отсутствие права на выход с ЕС. Тяжёлые
трудновыполнимые условия Украины перед Европой. Сокращение экономики, и
ограничение развития внутреннего развития Украины, отечественных
производителей из за высокой конкуренций предприятий Европы. Ликвидация
статуса транзитной страны. В ЕС уже 27 стран + 15 стран с соглашениями
(Украина – одна из 42).
Таможенный союз для Украины это:
Форма экономического сотрудничества в организации ТС с странами,
которые были братскими на протяжении 70 лет существования Советского
союза, близких по культурным, духовным и историческим особенностям.
Сохранение суверенитета Украины, полноправного сотрудничество с странами
ТС, Украина, будет играть значительную Роль на ряду с Россией,
Казахстаном, Белоруссией. Добровольный выбор Украины вхождения в ТС, а
не вынужденный. Получение статуса равноправного члена Украины в ТС.
Право на выход Украины с ТС при желании и дальнейшей политики Украины.
Рост экономики, сокращение безработицы, создание рабочих мест,
возвращение значительного количества украинских заробитчан из тех почти 7
млн, которые выехали из страны и работают за ее пределами. . Развитие и
реализация статуса транзитной страны, раскрытие великих потенциалов
логистических путей Украины, автомобильных, железнодорожных, морских.
Включение в центр принятия решений ЕЭП3 страны (Украина- одна из 4) .
Протекционизм. Равноправная интеграция Украины в рамках ТС с сильным
игроком на мировой арене России как в Азию, страны Океании, так Европу.
Источник:
|