Заказ на конфликты
Власти Украины и Грузии торопятся в НАТО. Но их по-прежнему туда не пускают
|
Константин Косачев. Фото: Долгих Борис
|
|
Завершилась
встреча министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе, на которой
опять обсуждался вопрос, когда Грузия и Украина получат программу Плана
действий по членству (ПДЧ) в Североатлантическом альянсе.
Бухарестский саммит НАТО в апреле, как известно, вопреки мощнейшему
нажиму Вашингтона и заверениям Тбилиси и Киева о собственной
атлантической "зрелости", в удовлетворении заявок на ПДЧ обеим странам
отказал, перенеся вопрос на декабрь.
Очевидно предполагалось, что к этому моменту нечто должно измениться
в Грузии и на Украине, а также во взглядах на их членство у тех
представителей "старой" Европы, кто заблокировал ПДЧ в апреле. Но что
именно могло измениться за полгода? Число сторонников членства в
альянсе в обеих странах превратилось в некую константу: в Грузии
большинство высказалось на референдуме "за", но это большинство не
включало, по понятным причинам, население Абхазии и Южной Осетии, без
которых Тбилиси в НАТО идти не хочет.
Даже с учетом того, что члены НАТО независимость двух республик не
признают, перспектива иметь в своем составе государство с "горячим"
конфликтом (в данном случае неважно, внутренним или межгосударственным)
никого в альянсе, кроме устойчивого "фан-клуба" тбилисского режима, не
вдохновляет.
На Украине же большинство (даже несмотря на титанические усилия по рекламе НАТО) по-прежнему против членства в альянсе.
И вряд ли можно было рассчитывать на резкие перемены в общественных
настроениях к декабрю, по заказу пронатовского руководства Украины.
На что же могли рассчитывать Саакашвили и Ющенко, если никаких
сугубо внутренних перемен в их странах, которые бы свидетельствовали о
более высокой степени готовности к НАТО, до декабря не могло ожидаться
в принципе? Ответ очевиден: только на внешние факторы. Проще говоря -
на "помощь" России. До апреля Киев и Тбилиси полагали, будто вполне
достаточно будет использовать в своих целях сами разногласия между
Западом и Россией по поводу расширения НАТО. Их примут, мол, уже только
из желания показать России, что у нее нет права вето на расширение
альянса. По старой "балтийской" схеме: НАТО расширяется куда хочет
(даже вопреки прежним договоренностям с Россией), а если Россия против
- значит она собирается вернуть свое влияние в отношении соседей, и
потому их тем более надо принять в альянс.
Но на бухарестском саммите это не сработало: внутренние проблемы
Грузии и Украины, как и озабоченности России по поводу "красной линии",
перевесили прежние резоны к расширению как самоцели для НАТО. Что
получилось с балтийцами, не сработало в этом случае. Оставалось только
одно: "напугать" НАТО Россией, представить членство для обоих
претендентов как "единственное спасение от российского империализма".
Проблема заключалась в том, что "империалистическая" Москва
собственно к внутренним преобразованиям и всем этим "порывам к свободе"
относилась достаточно индифферентно, пока они не вредили нормальным
отношениям с соседями, не нарушали ничьих прав и не угрожали конкретным
людям. Все публичные эскапады грузинского лидера по поводу российской
угрозы никоим образом не приводили к появлению этой самой угрозы, пока
сохранялось статус-кво в отношениях Грузии с Абхазией и с Южной
Осетией. И у грузинского руководства, по сути, не было иного выбора,
кроме военной провокации, которая, при удачном завершении, могла дать
повод рапортовать к декабрю о решении конфликтов.
Но даже при неудаче почти гарантированно выставляла Россию
агрессором в глазах Запада, проникшегося пламенными речами тбилисского
режима о "маленькой демократической Грузии, находящейся под постоянной
угрозой с Севера". А значит, мотив о "спасении" Грузии в качестве
стимула для ПДЧ должен был сработать.
Помешали всем этим планам, во-первых, четкие действия России,
которая дала эффективный отпор, показав демонстративное нежелание
менять какие-либо режимы и лица у власти в Тбилиси и не уйдя при этом в
самоизоляцию, а, напротив, активно работая с Евросоюзом. Во-вторых,
грузинская пропаганда, как это ни странно, не особенно верила в
способность западных СМИ и политиков взглянуть на ситуацию непредвзято
и объективно.
Поначалу их расчеты оправдывались, и они надеялись, что чем дальше,
тем больше Запад будет сплачиваться против России, которая на этом фоне
сама будет загонять себя в изоляцию. Но время стало работать против
грузин - им приходится сегодня признавать, что общественное мнение,
прежде всего в Европе, стало меняться не в их пользу. В России и на
Западе, боюсь, не все себе отдают отчет в том, насколько нагнетаются
реваншистские настроения официальным Тбилиси, который отнюдь не считает
конфликт исчерпанным и надеется взорвать ситуацию вновь, чтобы сменить
нежелательные тренды в Европе.
Поскольку у Киева своей "Южной Осетии" не нашлось, провоцировать
Россию начали по всем возможным и проверенным раздражителям: стали
раскручивать якобы претензии России на Крым, провели наступление на
русскоязычные каналы, как могли содействовали своим грузинским
"кумовьям" в превращении в глазах общественности грузино-югоосетинского
конфликта в грузино-российский.
Специально к декабрю до новых пропагандистских высот была взвинчена
тема "голодомора". В Киеве надеялись спровоцировать ответную реакцию
Москвы, естественно, с прежним прицелом на НАТО. Именно на это было
указано в Послании президента России Дмитрия Медведева, адресованном
главе Украины Виктору Ющенко, в котором российский лидер однозначно дал
понять всю очевидность этих намерений Киева: "Мы отчетливо видим, что в
последние годы эта тема, наряду с настойчивыми попытками получить
приглашение в "подготовительный класс" НАТО, сделана чуть ли не
центральным элементом украинской внешней политики".
Наверняка будет в очередной раз политически "раскручена" тема
газового долга Украины и цен на газ как уже испытанный в прежние годы
раздражитель для Европы. Можно ожидать в этой связи страстей по поводу
очередного "холодомора", естественно, "направленного против украинской
нации".
Однако чем прозрачнее все эти планы Киева и Тбилиси для прежде всего
европейской общественности и чем корректнее на них реагирует Москва
(без ответных истерик, но с убедительной твердостью), тем быстрее
улетучиваются шансы на декабрьский ПДЧ. К тому же сильно "отвлек" от
Украины и Грузии мировой финансовый кризис. Многим оказалось самым
банальным образом не до них. И что уж совсем ни в какие ворота: России
по большому счету сейчас тоже не до них. Она никак не хочет учитывать,
что ей "надлежит" обеспечить угрозу этим странам, достаточную для
удовлетворения заявки на ПДЧ Грузии и Украины или изобретения иного
варианта присоединения к альянсу.
Украинские попытки пойти по "балтийскому пути", нарушая права
русского населения, а также намерение в угоду конъюнктуре
"национализировать" общую трагедию голода 30-х годов прошлого века, не
могут не вызывать искреннего огорчения. Но повода для нагнетания
напряженности с нашей стороны не создают.
В чем действительно Тбилиси и Киев имеют все основания видеть прямой
вызов своим НАТО-стремительным планам, так это в реализации идеи,
высказанной Дмитрием Медведевым и получающей все более широкую
поддержку, относительно новой системы безопасности для Европы. А по
сути для всего мира.
Создание эффективного механизма, обеспечивающего безопасность
континента, может сделать излишним дальнейшее расширение НАТО в глазах
прежде всего самих членов альянса (кроме тех, кто рассматривает
присоединение к нему Украины, Грузии и других стран СНГ как
сознательный и провокационный антироссийский проект). В итоге тема
"российской угрозы" может "сдуться" сама по себе, так и не исполнив
своего предназначения: обеспечить вхождение Грузии и Украины в
евроатлантические структуры.
За закрытыми дверьми
Грузию и Украину вновь не пустили в НАТО
Североатлантический
альянс, отказав Украине и Грузии в предоставлении Плана действий по
членству (ПДЧ) в альянсе, предложил Киеву и Тбилиси в качестве утешения
годовой план сотрудничества.
Таков, по словам постоянного представителя России при альянсе
Дмитрия Рогозина, итог заседания глав МИД 26 стран-членов НАТО. Встреча
в Брюсселе не принесла Киеву и Тбилиси ничего, кроме общих слов,
прозвучавших в двух ключевых пунктах программы, касавшихся Украины и
Грузии.
На министерской встрече в Брюсселе было решено оставить в силе "все
решения саммита в Бухаресте" в отношении этих стран, включая обещание
со временем принять их в альянс, если они сами этого захотят и будут
соответствовать всем критериям организации. При этом НАТО продолжит
оказывать Украине и Грузии содействие по проведению реформ. Эта работа
будет проходить в рамках Комиссий НАТО-Украина и НАТО-Грузия. Генсек
альянса Яап де Хооп Схеффер также обещал "значительно расширить
деятельность информационных центров НАТО в Тбилиси и Киеве".
Что касается ПДЧ, то альянс не собирается вообще отказываться от
этой процедуры для Украины и Грузии, как это ранее предлагали США и
Великобритания. "План действий для членства остается, он никуда не
исчезает, эта возможность может быть реализована в будущем", - заключил
генсек. Таким образом, он поставил крест на планах администрации США -
добиться членства в НАТО для Грузии и Украины в обход принятых в блоке
правил.
Что касается России, то на заседании министры иностранных дел стран
НАТО пришли к соглашению о восстановлении контактов альянса с Москвой,
которые были приостановлены 19 августа после начала конфликта вокруг
Южной Осетии.
Кстати
"Страны-союзницы решили, что я
выступлю с призывом возобновить контакты с Россией - прогрессивные, но
с условиями", - заявил генсек НАТО. По его словам, альянс поддерживает
проведение неформальной встречи Совета НАТО-Россия на уровне послов,
цель которой будет заключаться в восстановлении контактов и обсуждении
вопросов, которые "нас объединяют или разделяют".
|