ПОДДЕРЖКА ДЕМОКРАТИИ ПО-НАТОВСКИ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ СХОДНЫЕ, А ПОДХОДЫ К ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗНЫЕ Командование НАТО усиливает свою группировку в Косово. Фото с сайта www.nato.int Североатлантический альянс, ведомый США, все более стремится подменить ООН и под любым предлогом нарастить свое военное присутствие в "горячих точках". В декабре 2007 года представители США и Евросоюза в Совете Безопасности ООН после дискуссии о судьбе Косово за закрытыми дверями заявили, что его проблема должна решаться под эгидой Евросоюза и НАТО. Как известно, это открыло дорогу к самопровозглашению независимости края Косово. Командование НАТО усиливает свою группировку в Косово. Фото с сайта www.nato.int Понимая шаткость политической ситуации в Косово, командование НАТО (KFOR) намерено усилить военную группировку KFOR в крае. По имеющимся сообщениям, шестнадцатитысячная группировка увеличивается еще на 600 военнослужащих. Предполагается, что дополнительные силы военных будут направлены в северные районы Косово, где преобладает в основном сербское население. Но если бы дело было только в этом. Подобная политика двойных стандартов наверняка вызовет мультипликационный эффект. Надо полагать, что принятие конституции албанскими сепаратистами, нашедшими поддержку США и ряда других стран, негативно скажется на процессах урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов и в Приднестровье. Не будет она способствовать политической стабильности также в Ираке, Палестине, Афганистане, Сомали, на Кипре и в других конфликтных регионах. Благосклонное отношение США и ряда стран к намерениям косовских албанцев вполне способно дать толчок всплеску противостояния со стороны "успокоившихся" басков, североирландцев и курдов, также жаждущих независимости. Таким образом, восемь лет присутствия на землях прежней Югославии сил KFOR и явная поддержка американской администрацией и странами Запада албанских сепаратистов со всей очевидностью показывают: конъюнктурные подходы с их стороны оказывают негативное влияние на стабильность в мире. Не удивительно, что затягивается и урегулирование конфликтов в Приднестровском регионе. Когда США, не имеющие никаких интересов, кроме геополитических, навязывают здесь свое видение процессов урегулирования, пренебрегают мнением народов, населяющих регион, - это является существенным дестабилизирующим фактором. Примером тому является отказ молдавского президента в 2003 году от подписания практически согласованного сторонами соглашения с Россией, известного как "меморандум Козака". Не оправдала надежд также недавняя апрельская встреча молдавского и приднестровского президентов в поиске путей урегулирования приднестровского конфликта. Озабоченность американских политиков отсутствием демократии в некоторых странах, имперские подходы к ее насаждению и вмешательство США во внутриполитические процессы суверенных государств оставляют роковой след в их развитии. Ведь такая "демократия" на деле пахнет порохом и всегда чревата военными акциями по отношению к несогласным. Печальный пример бывшей Югославии тут достаточно красноречив. Обращает на себя внимание также недавнее высказывание кандидата в президенты США Д. Маккейна, который в предвыборной риторике заявил о необходимости создания "новой ООН, без России и Китая". Поразительно, что Республиканская партия, лидеры Франции и Великобритании, с которыми он обсудил свою идею, не возразили против этого предложения. Или такой факт. Создавая платформу для усиления своего влияния в Среднеазиатском регионе в 80-е годы, американские стратеги выдвинули и укрепили С. Хусейна в Ираке, а в противовес бывшему СССР в Афганистане - "Аль-Каиду". А после того как С. Хусейн и Усама бен Ладен вышли из-под влияния США, они устранили Хусейна с тяжелейшими для Ирака и всего региона последствиями, а сейчас продолжают безуспешный поиск лидера "Аль-Каиды". Таким образом, повторим, односторонние шаги со стороны США и Евросоюза в отношении Косово создали опасный прецедент в нарушение норм международного права. Как же в этой ситуации должна вести себя Россия? Думается, время поддакиваний и "козыревской" дипломатии по принципу "чего изволите" прошло. Если США обеспокоены напряженностью ситуации вокруг Абхазии и Приднестровья, которые находятся за тысячи километров от них, то почему эта ситуация не должна заботить Россию, тесно граничащую и выполняющую, причем не безуспешно, миротворческую миссию в этих странах, имеющую там значительную часть российских граждан. В связи с этим вызывают удивление высказывания некоторых молдавских политиков и политиканов, ратующих за смену формата миссии миротворческих сил, замену его миссией гражданских наблюдателей или проведение миротворческой операции под эгидой НАТО. Очевидно, что для США и стран НАТО главной задачей является стремление под любым предлогом включить в миротворческий процесс в Приднестровье и Грузии натовский воинский контингент, вытеснить или потеснить Россию. А для увеличения его численности повод найдется всегда. В крайнем случае, такой повод можно создать продуманными провокациями. Подобные действия США и стран НАТО еще раз подтверждают, что необходимость существования альянса они поддерживают поиском больших или хотя бы малых стран-изгоев, требующих, по их мнению, реального применения военной силы. Таким образом, на сегодняшний день именно военная машина НАТО становится основной проблемой для европейской безопасности, существенным препятствием на пути всестороннего и равноправного сотрудничества России с США и странами Запада. Артем ТРОИЦКИЙ
|