На прошлой неделе Москву посетил заместитель госсекретаря США Уильям Бернс - он провел консультации с российскими партнерами по широкому кругу вопросов. Когда господин Бернс был послом США в России,
то приходил в нашу редакцию - в "Известиях" хорошо помнят те
откровенные беседы, оживленные дискуссии. Об итогах нынешнего визита и
о том, каким в Вашингтоне видят будущие отношения с Россией, Бернс
рассказал корреспонденту агентства "ИНТЕРФАКС" Александру Корзуну -
специально для "ИНТЕРФАКСа" и "Известий".
вопрос: Президент Барак Обама,
а позже вице-президент Джо Байден заявили, что пришло время нажать на
кнопку Reset в отношениях с Россией. Не могли бы вы пояснить, какой
смысл вкладывает новая администрация в понятие "перезапуска отношений"
с Москвой?
ответ: Мы
действительно считаем, что сейчас перед нами открывается возможность
нажать кнопку "перезагрузка" и начать двигаться вперед, в новом
направлении. В предыдущие годы досадные недоразумения не позволяли нам
преследовать взаимные интересы. Мы считаем, что наступило время
смотреть в будущее. Хотя это не означает, что время от времени между
нами не будет разногласий или что мы не будем спорить друг с другом.
Особо
хочу выделить сотрудничество в ядерной сфере. Ведь это как раз та
область, где США и Россия имеют уникальный потенциал и несут
исключительную ответственность. В совокупности наши государства
обладают 95 процентами мирового ядерного арсенала. И очень важно подать
остальному миру положительный пример в том, как мы управляем оставшимися ядерными арсеналами и как мы их сокращаем. А также в том, как мы работаем с другими партнерами в целях предотвращения распространения ядерного оружия и его попадания в руки террористов.
в: Можете
ли вы подтвердить сообщения СМИ о готовности администрации Обамы на 80
процентов сократить запасы стратегических наступательных вооружений -
вместе с Россией?
о:
Администрация президента Обамы решительно настроена на то, чтобы
провести переговоры о заключении юридически обязывающего договора
взамен Договора СНВ-1. Договора, который сохранит строгий режим
контроля и будет нацелен на дальнейшее сокращение наших ядерных
арсеналов ниже уровней, предусмотренных Московским договором (о
сокращении стратегических наступательных потенциалов. - А.К.).
Администрация еще не приняла никаких решений относительно деталей
такого договора. Тем не менее США хотели бы как можно скорее начать
переговоры с российскими партнерами по этому важному вопросу - как
только конгресс утвердит главного переговорщика.
в: Какие вопросы будут обсуждаться в апреле в ходе первой встречи президентов России и США в Лондоне?
о: Обсуждать
детали повестки - это компетенция двух президентов. Но уже сейчас можно
сказать: очень важной темой будет сотрудничество в ядерной области, а
также контроль над вооружениями. Думаю, еще одним очень важным пунктом
повестки станет сотрудничество в сфере нераспространения оружия
массового уничтожения. В наших общих интересах не допустить того, чтобы
Иран получил потенциал для создания ядерного оружия.
Афганистан
- еще одна сфера, представляющая взаимный интерес. И США, и Россия
заинтересованы в том, чтобы Афганистан не стал плацдармом для экспорта
воинствующего экстремизма, от которого страдали обе наши страны. Важной
темой на встрече президентов, несомненно, будут глобальные
экономические вопросы - в свете финансового кризиса.
в: Не
могли бы вы внести ясность в позицию новой администрации по ПРО.
Все-таки намерены ли США продолжать работы по развертыванию элементов
ПРО в Польше и Чехии?
о: Как
сказала госсекретарь США Клинтон на встрече с министром иностранных дел
Чехии, мы продолжаем тесные консультации с нашими партнерами в Праге и
Варшаве. Мы, разумеется, выслушали российские озабоченности поводу ПРО.
Я надеюсь также, что Россия отдает себе отчет в том, что ни один
американский президент не может позволить себе допустить такую
ситуацию, когда США станут уязвимыми для потенциального удара с
использованием ядерных ракет со стороны таких стран, как Северная Корея
и Иран. Но, продолжая заниматься вопросами ПРО, мы, разумеется,
должны принимать во внимание целый ряд факторов. Например, работает ли
эта система и насколько она эффективна по затратам. И в чем заключается
характер угрозы. Если с помощью решительных дипломатических усилий
совместно с Россией и другими партнерами мы действительно сможем
снизить или ликвидировать эту угрозу, то, разумеется, мы могли бы
взглянуть на ПРО другими глазами.
И,
разумеется, мы открыты для сотрудничества как с Россией, так и с
партнерами по НАТО в том, что касается новой конфигурации ПРО. Она
могла бы использовать те ресурсы, которые имеются у каждого из нас. Мы
хотим консультироваться с Россией, с партнерами по НАТО, чтобы увидеть:
есть ли возможность разрабатывать совместные подходы к системе ПРО,
которая защищала бы всех нас.
в: Намерена ли новая администрация США форсировать принятие в НАТО Грузии и Украины с учетом негативного отношения к этому России?
о: США
считают НАТО чрезвычайно ценным объединением. Мы полагаем, что
суверенные государства вправе самостоятельно принимать решения и
выбирать, с кем вступать в альянс. Это означает, что Украина и Грузия
имеют право на членство в НАТО. Но, во-первых, на это должны дать
согласие все члены НАТО. Во-вторых, такое решение должно поддерживать
население этих стран, а также любой другой страны - потенциального
члена альянса. Кроме того, любое государство, которое стремится к
членству в НАТО, включая два упомянутых вами, должно соответствовать
критериям членства в этой организации. Сегодня Украина и Грузия не
готовы к членству в НАТО. Дело в том, что членство в НАТО - очень
сложный процесс, он занимает много времени. Поэтому он заслуживает
того, чтобы к нему относились с осторожностью. В то же время США твердо
привержены тесным отношениям НАТО с этими двумя странами по линии
двусторонних комиссий, которые недавно были созданы.
в: Станет ли критическим для операции США в Афганистане закрытие базы Манас?
о: Вопрос
о базе Манас не был целью моего визита в Москву. Как сказала
госсекретарь Клинтон, мы сожалеем о решении или, по крайней мере, о
заявлении киргизского руководства о попытке закрыть Соединенным Штатам
доступ к базе Манас. Мы продолжаем взаимодействовать с руководством
Киргизии по этому вопросу. Но тем не менее мы рассматриваем и
альтернативные варианты.