По инициативе "Американского института в
Украине" (AIU) в Киеве состоялся "круглый стол", одной из главных тем
обсуждения на котором стал вопрос о том, какова могла бы быть для
Украины цена членства в НАТО. Речь при этом шла о цене как в буквальном
смысле слова, то есть как об экономической категории, отражающей
собственно финансовые затраты, необходимые для осуществления проекта,
так и в плане политическом.
Организаторы предложили еще один важный ракурс
проблемы, названный ими - "региональной" ценой членства НАТО для
Украины. Обсуждалось также возможное влияние вступления Украины в НАТО
на развитие украинско-российских отношений.
Представители сайта dc-summit.info участвовали в
работе "круглого стола", и заявленная проблема показалась нам столь
весомой и провокативной, что мы решили продолжить ее обсуждение. Тем
более, что большинство из приглашенных на "круглый стол" AIU экспертов
говорили, в основном, на общие темы, так и не сосредоточившись на
проблеме "цены НАТО".
Цена членства страны в НАТО - показатель чрезвычайно
важный. Идя на дополнительные финансовые затраты, каждый член блока
ожидает получить определенную пользу для себя. При этом принципиальное
значение имеет то обстоятельство, что уровни, с одной стороны, цены, а
с другой, этой самой "пользы", должны быть соотносимы друг с другом.
Если цена высока, или, наоборот, "польза" недостаточно весома, - стоит
ли тогда огород городить?
Цены НАТО для Украины никогда не знал и не знает никто и нигде. Ни в НАТО, ни в Украине, ни где-нибудь еще.
Когда мы говорим о цене, то речь идет не о цене
"акций" гипотетического АО "НАТО", контрольный пакет которых кто-то
когда-то, возможно, захотел бы приобрести, как Р.Абрамович - лондонский
"Челси".
Речь о другом. О том, сколько денег, имущества,
разного рода связей и отношений, человеческих судеб и всяких прочих
ресурсов, понадобилось бы привлечь Украине в том случае, если бы ей
вдруг поступила команда: "К зачислению в члены НАТО - готовсь!", - а
кто-нибудь из руководителей оказался настолько ответственен перед
страной и ее гражданами, что набрался смелости задать "глупый" вопрос:
"А во что это нам обойдется?".
Так вот, именно этой цены не знает никто. Ни в
системе государственной власти. Ни в экспертном сообществе. Ни в
академической и университетской среде. Не знает и, в общем, знать не
может, даже если этого захочет.
По целому ряду причин, важнейшими среди которых
представляются: хроническое отсутствие статистических данных,
отражающих реальное состояние экономики; невозможность точного
определения того, сколько из выделяемых на тот или иной проект
государственного масштаба финансовых ресурсов, действительно,
используются по назначению, а не оседают по пути к непосредственному
исполнителю у посредников разных уровней; нежелание (или
неспособность) власти оценить положение дел в украинской армии и
состояние военного имущества; невиданный размах коррупции в центре и на
местах, в том числе - в армейских интендантских структурах.
Статистика, которая, как считал известный персонаж,
"знает все", в Украине знает мало, по традиции являясь инструментом
приукрашивания ситуации с целью введения в заблуждение общественного
мнения, избирателей, зарубежных партнеров и экспертов, а также - самой
украинской власти, сознательно и систематически искажающей
статистические показатели.
Поэтому, даже если официальный Киев публично заявит,
что начал тратить на армию и армейскую реформу, скажем, 3-3,5% от
общего объема ВВП, на практике это не будет означать ничего
конкретного, поскольку каков именно этот самый "общий объем", так и
останется загадкой.
Сколько будут составлять заявленные "три процента" в
абсолютных цифрах, определить тоже окажется невозможно. В зависимости
от применения для расчетов той или иной методики, конечный результат
будет разным, и эта ситуация, как ни парадоксально, вполне устроит как
украинскую власть в целом, так и военное ведомство в частности.
Если все-таки будет озвучена какая-то цифра -
скажем, 20 или 100 миллионов, - то невозможно будет определить, какая
же часть этих средств реально будет израсходовано на цели и задачи,
предусмотренные именно на реализацию проекта "членство в НАТО".
По некоторым оценкам (которые, конечно,
приблизительны и субъективны), в Украине из каждых выделяемых из
бюджета 100 гривень до того, кому эти деньги выделены, доходит не более
2-5.
Пример финансирования из центрального бюджета
проекта ликвидации последствий последнего наводнения в западных
областях страны дает основания говорить о том, что даже соотношение "5
к 100" является завышенным: разворованы и потрачены "не на то" и "не на
тех" были практически все выделенные средства.
Если бы дискуссия о цене членства в НАТО для Киева
была инициирована еще год назад, она бы не требовала комментариев и
уточнений. Сегодня, после того, как вопрос о возможности вступления
Украины в Альянс отложен на неопределенное время, обсуждать стоило бы
все-таки не столько членство, сколько тот новый формат отношений
НАТО-Украины, который должен быть выработан совместными усилиями сторон
вместо устаревшего и снятого с повестки дня формата членства.
Членство в той или иной международной организации, в
том числе в НАТО, предполагает, с одной стороны, принятие определенных
обязательств, с другой же, получение определенных прав.
Утратив перспективу членства в НАТО, Украина
оказалась в крайне невыгодной с точки зрения ее национальных интересов
позиции, когда обязательства перед Альянсом уже приняты и продолжают
приниматься, а права не получены в связи с отсутствием возможности
вступления в него.
В результате разрушения взаимозависимости и
взаимообусловленности обязанностей и прав Киев рискует превратиться в
своего рода "серую" зону НАТО, где Брюссель сможет делать все, что
захочет, не предоставляя взамен буквально ничего и не неся
ответственности ни за что.
"Серое" членство в НАТО для Украины крайне невыгодно по целому ряду причин. Его следует избежать любой ценой.
Если власть этого не осознает, на защиту
национальных интересов должно стать украинское общество. Для начала -
развернув широкую публичную дискуссию, направленную на всестороннее
осмысление и оценку сложившейся в настоящий момент ситуации и на
выработку нового формата двухсторонних отношений с НАТО.
Источник:
|