Юлий Квицинский: Украина в НАТО и ЕС - конфликт между Россией и Западом
Юлий Квицинский: Украина в НАТО и ЕС - конфликт между Россией и Западом
Главный вопрос, вокруг которого разворачиваются международные споры
применительно к Украине - это вопрос о будущем украинского государства.
На этот счет существуют различные взгляды, которые не только не
совпадают, но и прямо противоречат друг другу. Каждая из сторон
преследует при этом свои геополитические цели. Как говорил Клаузевиц,
известный теоретик политической и военной стратегии, эволюция
центральной идеи, которая преследуется государством в постоянно
меняющихся условиях, это и есть истинная стратегия. Давайте взглянем на
вопрос под этим углом зрения. Стратегия интеграции Украины в НАТО
была определена в послании президента Украины Ющенко от 15 апреля 2003
года. "Это решение имеет исключительно важное отношение для будущего
Украины как влиятельной державы европейского региона. Им положен конец
многолетним колебаниям и неопределенностям. Полноправное членство в
Альянсе отвечает национальным интересам Украины...политический вес и
военная мощь НАТО могут обеспечить ее независимость и территориальную
целостность лучше, чем неясный статус внеблоковой державы".
Этот
курс пользовался с самого начала поддержкой США, а также других стран
НАТО, в число которых входит и Германия. Он продолжается уже много лет,
осуществляется настойчиво и вопреки отрицательному отношению России. С
приходом Обамы этот курс не изменился, что следует из совместной
декларации стран альянса, принятой по случаю его 60-летия в
Страсбурге-Келе. Двери НАТО остаются открытыми для Украины, есть немало
заявлений ответственных лиц США и Европы о том, что принципиальное
решение о включении Украины в состав НАТО принято и будет реализовано в
подходящий момент.
Мне не известно о каких-либо властных или
околовластных силах в Киеве, которые были бы принципиально против
такого развития событий, если не считать Симоненко, Витренко или Грача.
Против членства Украины в НАТО выступает население Крыма, а также
индустриальных районов Востока и Юго-Востока Украины, которое, однако,
до сих пор не оформилось в качестве стабильной и организованной
политической силы.
Теоретически Украина могла бы пойти тремя
различными путями. Это тесный союз и последовательная интеграция с
Россией, либо это политика нейтралитета (неприсоединения), либо
членство в НАТО и ЕС, т.е. членство в замкнутых блоковых организациях,
которые в свое время создавались и до сих пор продолжают быть
инструментами для обеспечения геополитического контроля США над Европой.
Находящиеся
сейчас на авансцене в Киеве политические силы предпочитают, хотя и с
некоторыми нюансами, этот последний вариант. Они делают ставку на
противопоставление Украины России, прекрасно понимая, что это должно
ослаблять положение и роль России в мире, т.е. подыгрывают нашим
традиционным геополитическим противникам, рассчитывая в благодарность
на политическую, экономическую и военную поддержку с их стороны. По
сути дела, включение Украины в НАТО и ЕС явилось бы самым серьезным
успехом проводимой Западом после 90-го года стратегии на оттеснение
России далеко на Восток и цементирование результатов преступного
сговора в Беловежской Пуще.
Продолжение этой линии объективно
обуславливает возможность возникновения серьезного конфликта интересов
между Россией и Западом. Вопрос о времени, формах и интенсивности
такого конфликта будет зависеть от многих объективных факторов и
субъективных особенностей игроков, которые будут действовать в
соответствующий момент истории. Очевидно, однако, что поднимающаяся
Россия, положение которой до последнего времени было сравнимо с
положением советской России после Брест-Литовского договора 1918 года
или с положением Германии после Версаля, с продолжением такой ситуации
мириться не захочет и не сможет вне зависимости от того, кто будет в
тот или иной момент находиться у рычагов власти в Москве. Участие
Украины в этом конфликте интересов на той или иной стороне будет иметь,
несомненно, судьбоносное значение для нее самой, но, разумеется, также
и для России. Это надо четко сознавать и в Москве, и в Киеве.
В
настоящее время, как показали события в связи с нападением Грузии на
Южную Осетию, ни США, ни их союзники по НАТО не были бы готовы взять
под военную защиту своих потенциальных грузинских, да и киевских
союзников. Отношения с Россией для них объективно важнее отношений с
Грузией или Украиной. Поддержка их к тому же серьезно затруднена в
обстановке финансового и экономического кризиса. Отсюда - идея создания
так называемого "Восточного партнерства". Она призвана успокоить Москву
с помощью разговоров о чисто экономическом смысле этой затеи и в то же
время продолжить линию на отрыв Украины от России и втягивание ее в
сферу влияния Запада.
Как известно, подготовка вступления Украины
и Грузии в НАТО фактически продолжается полным ходом, но лишь под
другой вывеской. ЕС, выступающий инициатором "Восточного партнерства",
был и остается со времен плана Шумана чем-то вроде экономического
костыля НАТО, призванного смягчать или вовсе не допускать серьезных
экономических и других противоречий между европейскими союзниками США.
Проще говоря, поняв, что поставить копыто натовского коня на Украине и
в Грузии пока не получается, вперед двинули ЕСовского рака с его
европейской клешней. Это всего лишь два лица одной и той же стратегии
наших западных конкурентов. Никто не сможет убедить меня, что,
например, та же Германия проводит две разные политики - одну (вредную
для нас) как член НАТО, другую (дружественную нам) как член ЕС. Такого
раздвоения сознания в политике Германии, безусловно, не было и нет. Оно
имеет место, правда, в головах некоторых московских политиков. Хорошо,
однако, что идея "Восточного партнерства" вызвала, наконец,
настороженную реакцию в России. Будем надеяться, что за этим последуют
соответствующие выводы.
Как можно понять, и в России, и на
Украине в сложившейся пока что неопределенной, а на самом деле
достаточно напряженной и плохо предсказуемой ситуации повысился интерес
к варианту возвращения Украины к политике неприсоединения или
нейтралитета, провозглашавшейся еще в декларации о независимости
Украины. Думается, что этот вариант может показаться привлекательным
всем заинтересованным сторонам, главным образом, потому, что
откладывает решение принципиального вопроса о статусе Украины, дает
выигрыш во времени, позволяет несколько разрядить обстановку. Он дает
возможность Киеву отложить проведение референдума о членстве в НАТО,
негативный результат которого в нынешних условиях вполне предсказуем,
успокоить общественное мнение, уйти от опасности раскола страны,
сохранить власть в руках нынешних, по своей сути враждебных России, сил
и продолжить политику постановки под их контроль Крыма и Восточной
Украины, насильственного обукраивания населения этих районов.
То,
что Запад тоже готов несколько подождать с решением принципиальных
вопросов международного положения Украины, нарастив в то же время
усилия по взятию ее под свой фактический контроль, вполне очевидно из
его последних действий на украинском направлении. При этом для Запада
весьма важно, чтобы Россия к тому же еще и продолжала фактически
оплачивать его украинскую политику и сохранение у власти в Киеве
нынешней националистической группировки.
Что касается России, то
ее политика в отношении Украины на протяжении всех прошедших лет была
вялой, бессистемной и нечеткой. Поэтому можно себе представить, что
вариант с временным переходом Украины к нейтральной политике, вызвал бы
кое у кого в Москве вздох облегчения. Опять можно было бы ничего не
делать, не вести активной политики и предаваться рассуждениям об особых
братских отношениях двух наших народов, оправдывая тем самым отсутствие
должной реакции и противодействия вызывающей и временами откровенно
антироссийской политике нынешнего руководства в Киеве. Конечно, дело
выглядело бы по-другому, если бы такая "нейтральная пауза" была
использована в интересах действительного продвижения российских
интересов на Украине, сближения и широкой интеграции наших двух
государств. Но для этого нужен новый взгляд, новые люди, твердая рука и
политическая воля.
В заключение хотелось бы еще раз вернуться к
посланию Ющенко, который тянет Украину в НАТО, чтобы "обеспечить ее
независимость и территориальную целостность". Это известная страшилка
про то, что русские спят и видят, как захватить и присоединить "неньку"
- "незалежну Украину". После - скоро уже - 20 лет господства в Киеве
русофобских сил и последователей Степана Бандеры,
после возвеличения ОУН и немецких приспешников, после непрекращающихся
оскорбительных выпадов против России и "москалей", после
систематических попыток переписывания нашей совместной истории, после
осуществления украинским государством политики гонений на русский язык,
закрытия русских школ, вытеснения нашего флота из Севастополя и т.п.
лично у меня нет уверенности в том, что кто-то в России хотел бы вновь
немедленно видеть Украину в составе нашего государства. В нынешнем ее
территориальном составе и с ее нынешними правителями - уж совершенно
определенно нет.
Нас должны заботить, в первую очередь, судьбы
многих миллионов российских соотечественников, которые не по своей воле
в одночасье оказались отрезанными от своей Родины, своего народа, и
превращаются в гонимое меньшинство в чуждом для них этнократическом
государстве. Это наш долг и мы должны исполнить его в случае, если
обстоятельства внутреннего развития на Украине будут требовать этого.
Что же до украинского народа, то пусть он разбирается со своими
проблемами, своим начальством и строит свое будущее с кем пожелает и
как пожелает. С образованием самостоятельного украинского государства
время сентиментальных, ностальгических воспоминаний и настроений, к
сожалению, ушло в прошлое. Возвратится оно или нет - никто наверняка не
знает. Сейчас это, в любом случае, больше вопрос веры, чем практической
политики. В реальной жизни мы имеем дело с украинским государством,
которое ведет вполне определенную и во многом отнюдь не дружественную
России политику. По законам истории и международных дел такая политика
требует адекватного ответа и адекватных оценок с нашей стороны. Вести
себя по-другому - значило бы действовать вразрез с коренными интересами
России и нашего собственного народа.
Выступление на трехсторонней конференции в Берлине "Россия-ЕС-Украина", 22 июня 2009.