Изменение
взглядов НАТО на потенциальные и реальные угрозы и вызовы современности
находит отражение прежде всего в стратегических концепциях (СК) альянса.
Вот почему такое внимание и отечественные, и зарубежные эксперты
уделяют СК-2010, недавно принятой на саммите блока в Лиссабоне.
В период конфронтации
Первый подобный документ, разработанный в период с октября 1949 по
апрель 1950 года, был известен под названием «Стратегическая концепция
обороны Североатлантического региона». В ней речь шла о проведении
крупномасштабных операций против вероятного противника – СССР.
В середине 50-х годов появляется стратегия «массированного ответного
удара», которой подчеркивалась важность сдерживания, основанного на
ответных мерах НАТО на любую угрозу, направленную против членов альянса,
всеми имеющимися у него средствами, включая, в частности, и ядерное
оружие. Правда, вскоре началось обсуждение возможных изменений этого
стратегического подхода, продолжавшееся до 1967 года, когда стратегия
«массированного ответного удара» была заменена стратегией «гибкого
реагирования».
Коллаж Андрея Седых
Главное внимание в ней уделялось достижению преимуществ, связанных с
гибкостью и созданием неопределенности у потенциального агрессора
относительно ответных мер НАТО.
Упомянутые выше стратегические концепции носили секретный характер и
рассматривали СССР и государства Варшавского договора как вероятных
противников.
Новые вызовы и угрозы
После окончания эпохи холодной войны произошло резкое изменение
политической ситуации в Европе и общей военной обстановки, что
потребовало кардинального пересмотра самого смысла существования НАТО,
его роли и места в мире. За коротким периодом некоторой растерянности,
связанным с высокой динамикой и непредсказуемостью перемен в
международной обстановке, США и их союзники по альянсу приступили к
планомерной трансформации НАТО как ключевого игрока в борьбе за
политическое и информационное доминирование, за энергетические и иные
природные ресурсы, за навязывание своих моральных и культурных
ценностей. При этом Вашингтон отвел альянсу роль базового элемента новой
модели безопасности, основного инструмента защиты американских
интересов в глобальном масштабе.
"
Новая Стратегическая концепция НАТО: активное участие, современная оборона
”
Первые решения по трансформации НАТО содержались в Стратегической
концепции, принятой на саммите блока в Риме в 1991 году (СК-91). Этот
документ символизирует некий разрыв в эволюционном процессе развития
идеологии альянса. Одновременно он носил антироссийскую направленность
(например в решимости придвинуть инфраструктуру НАТО как можно ближе к
границам РФ). Вместе с тем в нем велась речь о необходимости
сотрудничества с бывшими противниками. В СК-91 указывается, что
безопасность стран Североатлантического союза остается главной целью
НАТО, но наряду с этим отмечается конкретное обязательство по упрочению и
расширению безопасности Европы в целом.
Стратегическая концепция 1991 года заметно отличалась от своих
предшественниц также и в других аспектах: она впервые была принята в
качестве общедоступного документа и открыта для обсуждения
парламентариями, специалистами по вопросам безопасности, журналистами и
широкой общественностью.
В 90-е годы деятельность НАТО стала приобретать конкретную
направленность в ходе различных по характеру и размаху операций на
Балканах, в Средиземном море, в Ираке и Африке. Одновременно
развернулась военная и геополитическая оккупация пространства, которое
Россия оставляла по причине своей слабости: в Европе, Закавказье и
Средней Азии. Альянс приступил к планомерной подготовке к выполнению
своей новой глобальной роли – обеспечивать интересы союзников по всему
земному шару, утвердить приоритет евро-атлантической цивилизации в
мировом сообществе.
Однако вскоре стало ясно, что СК-91 не дает ответы на многие вопросы
трансформации НАТО. Поэтому уже в 1997 году руководители блока
договорились о пересмотре концепции и ее обновлении, подтвердив при этом
приверженность коллективной обороне и трансатлантическим связям, а
также обеспечению полного соответствия стратегии альянса задачам XXI
века. Работа завершилась к дням проведения встречи на высшем уровне в
Вашингтоне в апреле 1999-го, когда авиация НАТО наносила массированные
ракетно-бомбовые удары по Югославии.
В основу предложений по трансформации альянса был положен анализ
комплекса вызовов и угроз странам-союзницам. Причем в конце 90-х взгляды
руководства НАТО на вероятные текущие и будущие неопределенности и
риски сводились к следующему.
Первая главная неопределенность и риск – это Россия. Впрочем, натовцы
всячески подчеркивали, что такую оценку не следует рассматривать как
желание возвратиться к конфронтации. Однако считалось, что РФ в течение
некоторого времени будет находиться в состоянии значительной
неустойчивости. Конечный результат проходящих в ней преобразований также
труднопредсказуем.
В период длительной внутренней неустойчивости России и с учетом
наличия у нее значительного количества обычных и особенно тактических и
стратегических ядерных вооружений НАТО полагало целесообразным
продолжать деятельность, направленную на усиление сотрудничества с нашей
страной, с целью достичь договоренности о полной прозрачности и
контроле над вооружениями. Одновременно считалось необходимым иметь силы
и средства, чтобы с опорой на трансатлантические связи суметь защитить
себя.
Вторая главная область риска возникает в связи с нерешенными спорами,
претензиями, напряженными этническими отношениями и т. д. в Европе,
неустойчивостью и неопределенностью в странах, находящихся на
«периферии» блока, – от Северной Африки до Индийского океана. Считалось,
что все это является одной из причин расширения зоны ответственности
НАТО за пределы границ стран – участниц альянса в поисках средств
достижения стабильности и усиления безопасности.
Третья главная область риска – продолжающееся распространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств его доставки.
К четвертой главной области относятся так называемые появляющиеся
риски, которые включают в себя причины для широкого спектра конфликтов,
таких, как поиск жизненных ресурсов, в частности воды, массовые
миграции, появление новых сил (например международная преступность,
терроризм и т. д.). Считалось, что при парировании такой категории
рисков военная мощь НАТО вряд ли будет доминирующим инструментом, но
останется в качестве последнего средства.
Из анализа всей суммы неопределенностей и рисков следовал вывод о
необходимости удерживать их как можно дальше от территории стран –
участниц альянса, что подразумевало готовность НАТО в отдельных случаях к
действиям за пределами зоны своей ответственности. Кроме того,
руководители блока признавали, что наличие мандата ООН для подобного
рода действий является основанием, к которому союзники должны
стремиться. Однако в случаях, когда немедленное действие – единственный
способ обеспечить интересы союза, НАТО будет и должно действовать на
основе собственного анализа каждой конкретной ситуации.
Курс на глобализацию
Динамика стратегических установок альянса по структуре сил хорошо
просматривается при анализе доктринальных документов НАТО, принятых в
период 1999–2010 годов, в том числе в итоговых документах саммитов
организаций в этот период. Представляется, что решения по структуре
объединенных вооруженных сил (ОВС) блока и их реализация являются
убедительным показателем истинных планов и намерений НАТО по
глобализации своей роли.
В Стратегической концепции 1999 года (СК-99) определялись основные
направления подготовки НАТО к противостоянию вызовам и угрозам, какими
они виделись в то время, намечались направления реализации возможностей в
области безопасности в XXI веке, а также пути политического и военного
развития альянса в будущем.
Коллаж Андрея Седых
На противодействие упомянутому спектру угроз нацеливались и
мероприятия по реформированию структуры вооруженных сил НАТО, которые
касались общей численности ОВС, их географического размещения, структуры
управления, основных оперативных возможностей, боеготовности, состава,
вопросов, связанных с распространением ОМУ и борьбой с терроризмом.
В СК-99 указывалось, что размер, боеготовность, наличие и возможности
по развертыванию ОВС НАТО должны соответствовать обязательствам по
коллективной обороне и готовности блока к проведению операций по
реагированию на кризисы, при необходимости – с коротким сроком
оповещения и в районах, находящихся за пределами территории альянса. С
учетом положений соответствующих договоров по контролю над вооружениями
ОВС НАТО по своей мощи и возможностям должны быть способны к сдерживанию
и отражению агрессии против любого члена альянса, совместимыми и иметь
соответствующие доктрины и технологии, находиться в соответствующей
боеготовности и готовности к развертыванию, способны к достижению
военного успеха при проведении широкого спектра многонациональных и
общевойсковых операций, к участию в которых могут привлекаться партнеры
из стран, не входящих в НАТО.
Незадолго до принятия Стратегической концепции в декабре 1998 года была согласована новая структура командных органов ОВС НАТО.
В последующие годы в их структуру были внесены значительные существенные изменения:
– предприняты шаги по трансформации структуры ОВС в единый комплект
сил, включающий стационарные и мобильные формирования и штабы;
– более сильный акцент сделан на комплект мобильных сил и штабов;
– решено, что большая часть ОВС будет находиться в трех степенях
боеготовности: высокой (готовность к применению в течение 0–90 суток),
пониженной (91–180 суток) и силы длительного наращивания (готовность к
применению более 365 суток);
– предприняты шаги по созданию дополнительных мобильных
многонациональных корпусных штабов и штабов ВМС, которые могут быть
использованы в качестве компонентов командной структуры при проведении
операций НАТО в будущем.
Таким образом, с учетом растущих глобальных устремлений альянса
наряду с очевидной динамикой сокращений и изменения структуры сил в
СК-99 и в последующих директивных документах НАТО просматривается
консервативная составляющая, обеспечивающая поступательное развитие
Организации Североатлантического договора как в политической, так и в
военной сфере. Как представляется, консервативный подход нашел отражение
в следующих политических элементах:
– широкий подход к безопасности, включающий политические,
экономические, социальные и экологические факторы, а также аспект
обороны Североатлантического союза;
– твердое обязательство развивать трансатлантические связи;
– поддержание военного потенциала НАТО для обеспечения эффективности его военных операций;
– развитие европейского военного потенциала в рамках Североатлантического союза;
– поддержание адекватных структур и процедур для предотвращения конфликтов и кризисного регулирования;
– эффективные партнерские отношения со странами, не входящими в НАТО, основанные на сотрудничестве и диалоге;
– расширение Североатлантического союза и политика «открытых дверей» по отношению к потенциальным новым членам;
– продолжение усилий в области широкомасштабного контроля над
вооружениями, разоружения и заключения соглашений о нераспространении
вооружений.
Исходя из Стратегической концепции практические действия по
трансформации НАТО и приданию ему облика глобальной организации были в
последующие годы детализированы в рамках комплекса инициатив и мер
внутренней и внешней адаптации НАТО, принятых на саммитах в Праге (21–22
ноября, 2002), Стамбуле (28–29 июня, 2004), Риге (28–29 ноября, 2006),
Бухаресте (3 апреля, 2008), Страсбурге и Келе (4–5 апреля, 2009).
Внутренняя адаптация НАТО включает меры политического и военного
характера, предпринятые альянсом после окончания холодной войны в целях
создания соответствующей организации и структур для выполнения
требования о готовности к проведению всего спектра операций как в рамках
5-й статьи, так и вне ее. Серьезный импульс процессам адаптации придало
решение НАТО применить 5-ю статью Вашингтонского договора и расширить
содействие США после 11 сентября 2001 года. Именно под предлогом борьбы с
международным терроризмом во многом формируются направленность и новая
динамика процесса трансформации НАТО, который сегодня затронул
практически все аспекты деятельности Североатлантического союза. К числу
других факторов, определяющих параметры трансформации, в НАТО относят
усиление угрозы применения оружия массового уничтожения, распространение
ракетных технологий и необходимость создания нового оперативного
потенциала в важнейших областях военной деятельности.
Внешняя адаптация НАТО включает расширение блока на восток, в том
числе и за счет приема республик бывшего СССР, программу «Партнерство
ради мира» (ПРМ), Совет евро-атлантического партнерства (СЕАП),
углубление отношений с Россией, Украиной и другими государствами,
Средиземноморский диалог и Стамбульскую инициативу о сотрудничестве.
Стратегия-2010
На саммите НАТО в Лиссабоне 19–20 ноября принята очередная
Стратегическая концепция обороны и безопасности членов НАТО. Авторы
концепции выразили ее суть в сжатой формуле: «Активное участие,
современная оборона».
В соответствии с документом главные усилия союзников планируется
сосредоточить на обеспечении задач коллективной обороны, урегулировании
кризисов и обеспечении безопасности посредством партнерства. Главный
упор в новой Стратегической концепции сделан на следующие направления
внутренней и внешней трансформации альянса:
– поддержание на должном уровне боеготовности и боеспособности ОВС
НАТО, их технологической оснащенности, мобильности и способности к
развертыванию на удаленных театрах, повышение эффективности системы
принятия решений и управления;
– обеспечение совместной безопасности государств – членов альянса в
противостоянии современным угрозам, включая главную из них –
распространение ОМУ и средств его доставки;
– системное укрепление политической и военной основы Организации
Североатлантического договора, создание необходимой инфраструктуры и
ресурсов в интересах обеспечения глобальности действий альянса с выходом
за пределы традиционной евро-атлантической зоны ответственности;
– глобальное партнерство, включая расширение сотрудничества НАТО с
Японией, Австралией, Южной Кореей, странами Северной Африки и Ближнего
Востока;
– расширение стратегического сотрудничества с ЕС, укрепление связей с ООН;
– расширение НАТО, включая развитие отношений с Украиной и Грузией, на основе решений саммита в Бухаресте в 2008 году.
Лидеры стран альянса договорились о расширении действующей программы
«Активная эшелонированная ПРО ТВД» (ALTBMD) для защиты от баллистических
ракет территории государств НАТО, его населения и сил. План действий по
региональной ПРО НАТО должен быть рассмотрен министрами обороны блока в
июне 2011 года. По выдвинутой Вашингтоном инициативе главным
компонентом натовской системы станут американские корабли, оснащенные
системой «Иджис», и корабельные ЗРК SM-3.
Россия – НАТО
Приобретают новую динамику и отношения между Россией и НАТО. В
концепции подчеркивается, что сотрудничество России и НАТО «играет
стратегическую роль, поскольку способствует созданию общего пространства
мира, стабильности и безопасности». Концепция провозгласила окончание
эпохи противостояния и впервые зафиксировала в базовом документе, что
«НАТО не представляет угрозы для России. Напротив, мы хотим видеть
реальное стратегическое партнерство между НАТО и Россией и мы будем
действовать соответственно, ожидая взаимности от России».
В документе признается: «Невзирая на наличие разногласий по отдельным
вопросам, мы убеждены, что безопасность НАТО и России тесно переплетена
и что сильное и конструктивное партнерство, базирующееся на взаимном
доверии, транспарентности и предсказуемости, может наилучшим образом
служить нашей безопасности». Наряду с этим в доктринальном документе
НАТО не упоминается инициатива России о подготовке всеобъемлющего
договора об общеевропейской безопасности.
При этом авторы концепции оставляют без комментариев озабоченности
России, связанные с многократным превосходством альянса в высокоточном
оружии и средствах его доставки. Кроме того, вопреки известной позиции
нашей страны процесс расширения упорно трактуется в Стратегической
концепции как исключительно положительное явление.
На встрече лидеров России и альянса решено продолжить использовать
потенциал Совета Россия – НАТО в традиционных сферах сотрудничества:
борьбе с терроризмом, контрабандой наркотиков и пиратством, контроле над
распространением ОМУ и средств его доставки. Вместе с тем решено идти
дальше. СРН поручено разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих
рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны и
доложить предложения на встрече министров обороны стран – членов СРН в
июне 2011 года.
Работа предстоит большая, так как до сих пор нет ясности даже в
названии системы: Москва говорит о европейской ПРО, а в официальных
документах альянса она называется ПРО НАТО. Принципиальную важность
имеет вопрос о контроле над системой ПРО и как она будет соотноситься с
американской противоракетной обороной.
Анализ эволюции доктринальных взглядов НАТО на реформирование альянса и его вооруженных сил приводит к следующим выводам:
– все более очевидный характер приобретает курс НАТО на глобализацию
интересов альянса и придание ему способности осуществлять оперативное
вмешательство на стратегически удаленных театрах;
– в предстоящие годы главные усилия альянса планируется сосредоточить
на обеспечении задач коллективной обороны, урегулировании кризисов и
обеспечении безопасности посредством партнерства;
– решение этого комплекса стратегических задач предполагает наличие у
НАТО технологически высокооснащенных, боеготовых и боеспособных
вооруженных сил, способных вести боевые действия на удаленных театрах
далеко за пределами зоны ответственности альянса;
– работа по созданию и обеспечению военного потенциала альянса
опирается на современную, технологически оснащенную оборонную
промышленность стран-союзниц;
– в НАТО на системной основе проводятся военно-научные исследования
по оценке и предвидению вызовов и угроз, характера вооруженной борьбы
будущего. Налажена оперативная трансформация полученных результатов в
практические меры по реформированию вооруженных сил;
– альянс продолжает мероприятия по созданию благоприятных
внешнеполитических условий для обеспечения безопасности государств –
членов НАТО, приданию организации новых глобальных функций, поиску новых
союзников и партнеров;
– отношения между Россией и НАТО должны неуклонно выстраиваться на
партнерской и паритетной основе. Сторонам предстоит пройти еще большой
путь взаимного изучения и выхода на совместное понимание по многим
ключевым проблемам современности.
Источник: