СЕВЕРНЫЕ СОСЕДИ: ПРОЩАЙ НЕЙТРАЛИТЕТ
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗМОЖНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ФИНЛЯНДИИ В НАТО
Военную политику сопредельных
северо-западу России государств как составную часть их общей политики
сегодня уместно рассматривать через призму степени влияния на нее
Североатлантического блока (НАТО). В НАТО входит большинство стран
прибалтийского региона: Норвегия, Латвия, Литва и Эстония. При этом
сегодня более чем очевидны настойчивые попытки руководства блока
замкнуть дугу охвата Североатлантическим альянсом нашей страны с
северо-западного направления, то есть вовлечь в альянс Финляндию и
Швецию.
Военная
политика стран Балтии (бывших союзных республик СССР - Латвии, Литвы и
Эстонии) полностью зависит от планов НАТО, которое все чаще пытается
решать ключевые проблемы мировой политики в обход основополагающих норм
международного права, практикуя «гуманитарные» интервенции или
превентивные операции вне зоны ответственности блока и без санкций СБ
ООН. В 2002-м впервые после распада СССР вблизи российских границ НАТО
провело крупномасштабные учения ОВС альянса, в ходе которых
отрабатывались вопросы применения ядерного оружия.
За счет присоединения к альянсу Эстонии, Литвы и Латвии военная
группировка НАТО продвинулась на восток еще на 300-500 км. Страны Балтии
прибавили НАТО почти 200 тысяч военнослужащих. В результате
объединенные ВС государств НАТО насчитывают в Европе 25 армейских
корпусов, 105 отдельных бригад, 43 дивизии, 17 тысяч танков, 6300 боевых
самолетов, 700 боевых кораблей.
Российский военный потенциал в Европе уступает НАТО по количеству
наземных вооружений в четыре раза и в два - по авиации. С принятием
стран Балтии в НАТО блок получил в свое распоряжение немало аэродромов,
на которых можно сосредоточить до 3,5 тысячи боевых самолетов. Подлетное
время военных самолетов с аэродромов Прибалтики (Шауляй, Рига, Таллин и
др.) до госграницы России - несколько минут. Их использование позволит
всей тактической авиации НАТО наносить ракетно-бомбовые удары вплоть до
Волги. Благодаря оставшейся от Советской армии военной инфраструктуре
НАТО может в недельный срок развернуть на прибалтийском плацдарме
280-тысячную мобильную военную группировку. При этом зона возможностей
авиаударов ВВС альянса расширится до Урала.
Страны Балтии предоставили натовцам 25 военно-воздушных баз вблизи
границ России. Завершены работы по их подготовке к приему ударной
авиации НАТО: удлинены взлетно-посадочные полосы, расширены стоянки,
установлены мощные радары, способные контролировать небо России.
Начались полеты вдоль наших границ самолетов-разведчиков АВАКС, ведутся
работы по созданию систем управления воздушным движением и контроля
воздушного пространства.
Альянс получил также сеть военно-морских баз и портов. Все они
модернизируются для базирования боевых кораблей НАТО: удлиняют
причальный фронт, углубляют дно, расширяют площади складских помещений
под военные грузы. Активизируется подготовка подразделений по поддержке
мобильных сил быстрого реагирования блока. Таким образом, уже в
настоящее время уровень конфликтного потенциала на наших северо-западных
рубежах значительно возрос. Естественно, нас не может не беспокоить
политика альянса по дальнейшей его экспансии к нашим границам.
Что касается Финляндии, то здесь уместно отметить, что ее борьба за
нейтралитет проходила красной нитью через всю послевоенную историю и она
являлась фактически нейтральным государством. Однако с распадом
Советского Союза Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи
между Финляндией и СССР 1948 года прекратил свое действие. Приняв
формулировку военного неприсоединения и самостоятельной обороны,
правительство при этом исключило из нее в 1995-м понятие «нейтралитет».
В докладе, представленном в 1997 году, более определенно было сказано
о возможности получения военной помощи извне: «...если собственные
ресурсы Финляндии окажутся недостаточными». Президент социал-демократ М.
Ахтисаари (1994-2000) фактически закрепил возможность вступления
Финляндии в НАТО.
Дискуссия началась, когда встал вопрос о присоединении к
Североатлантическому альянсу ближайших соседей Финляндии - стран Балтии.
Сторонниками присоединения к НАТО выступили Социал-демократическая
партия Финляндии (СДПФ) и находящаяся сейчас в оппозиции Национальная
коалиционная партия (НКП). Среди тех, кто симпатизирует идее членства в
НАТО, немало представителей финского бизнеса, а также преобладающая
часть финских военных.
Диаметрально противоположную сторонникам присоединения к НАТО позицию
занял премьер-министр Финляндии Матти Ванханен: «Более естественно
развивать международное сотрудничество в ходе операций под управлением
ООН и Евросоюза. Участие же в тяжелых, сугубо военных операциях только
добавило бы внутриполитической напряженности». Оппонирует членству в
НАТО и бывший социал-демократический президент М. Койвисто (1982-1994), к
голосу которого в стране по-прежнему прислушиваются. Отрицательно
относятся к вступлению в НАТО представители ныне правящей партии
Финляндского центра (ФП), а также Левого союза (ЛСФ) и Союза «зеленых».
Большинство жителей Финляндии по-прежнему за сохранение нынешней
политики военного неприсоединения. В то же время последние опросы
общественного мнения показывают, что их позиция испытывает постоянные
колебания, причем негативная динамика усиливается.
Между тем по пути сближения с НАТО в Финляндии сделано уже немало
шагов и развитие идет по возрастающей. Это и перевод вооруженных сил на
стандарты НАТО, и отработка взаимодействия с НАТО путем участия в
совместных маневрах, использование для углубления «оперативной
совместимости» мероприятий в рамках «Партнерства ради мира», и многое
другое. Командующий вооруженными силами Финляндии адмирал Ю. Каскеала
подтвердил, что финская армия полностью готова к вступлению в НАТО.
Говоря о последствиях возможного вступления в НАТО Финляндии, мы не
можем не остановиться на военной политике Швеции. Так как можно ожидать,
что в вопросе о возможном вступлении в НАТО она будет действовать
скоординированно с Финляндией и подаст заявку одновременно (как это было
в случае с ЕС). Вряд ли шведы захотят, сохраняя политику
неприсоединения, иметь между собой и Россией натовскую Финляндию и
оставаться «неприсоединившимся анклавом» внутри североевропейского
фланга НАТО.
Швеция, ранее твердо заявлявшая, что «политика военного
неприсоединения остается неизменной», под давлением буржуазных партий
также недавно изменила эту формулировку. В ней больше не упоминается о
необходимости сохранения нейтралитета, зато говорится, что «наиболее
эффективно противостоять угрозам миру и безопасности можно лишь путем
коллективных действий и в сотрудничестве с другими странами», под
которыми понимается НАТО.
Что же может значить «атлантизация» севера Европы для России?
Расширение НАТО в этом районе за счет Финляндии и Швеции с их высоким
и самым современным уровнем обороноспособности радикально изменило бы
военно-политическую конфигурацию и баланс сил в регионе. Разделительная
линия с НАТО может пройти по всему северу Европы и региону Балтийского
моря. Прорубленное Петром для российского флота «окно в Европу» может
превратиться в «форточку», которую при определенных сценариях легко
захлопнуть.
России следует и дальше не только внимательно отслеживать
происходящее на севере Европы в контексте своих национальных интересов,
но и иметь более четкую, многовариантную и взвешенную линию в отношениях
со странами этого региона и НАТО. Россия уже заявляла о готовности
принять участие в обсуждении вопроса о гарантиях безопасности на
взаимной, односторонней или «перекрестной» основе.
Можно вспомнить примеры Норвегии и Дании, которые при вступлении в
НАТО взяли на себя обязательства (правда, в одностороннем порядке, но
закрепленные решениями парламентов) не размещать на своей территории
иностранные вооруженные силы и ядерное оружие в мирное время и в целом
их выполняли.
Представляется, что именно военная политика Финляндии может иметь в
ближайшие годы особое значение для безопасности на севере Европы.
Анатолий ЖАРСКИЙ
кандидат военных наук,
член-корреспондент РАРАН
Эдуард КОРШУНОВ
начальник научно-исследовательского отдела Института военной истории МО РФ, подполковник
Источник:
|