Что скрывалось за ширмой лиссабонского саммита?
16.02.11 13:07
О взаимоотношениях Россия-НАТО сегодня много говорят, причем как
положительного, так и диаметрально противоположного. Кто-то полагает,
что именно сегодня наблюдается переломный момент и осуществляется
переход от политики конфронтаций к диалогу. Кто-то наоборот считает, что
подобное сближение опасно для обеих сторон. В любом случае, на пути у
этого сближения в настоящее время слишком много препятствий и
противоречий, преодоление которых позволит определить, насколько стороны
готовы к взаимному диалогу. Не менее важным при изучении
современных отношений между бывшими противниками является обращение к
истории зарождения конфронтаций. Появление НАТО и Организации
Варшавского договора было обусловлено стремлением двух гигантов
послевоенного мира – СССР и США – к установлению гегемонии на карте
Европы. Капитуляция общего врага – нацистской Германии – привело к
первым политическим и дипломатическим столкновениям будущих
противников. Осознавая угрозу, в том числе и существованию СССР,
советское руководство осудило создание в 1949 году Североатлантического
альянса. Что, однако, не помешало Советскому Союзу предпринять попытки
войти в организацию в январе 1954 года. Тогда на совещании министров
иностранных дел США, СССР, Англии и Франции советской стороной был
предложен соответствующий проект, который, тем не менее, был отклонен
западными представителями. 31 марта 1954 года СССР выдвинул еще один
проект, в котором советское правительство выразило готовность
рассмотреть совместно с заинтересованными странами вопрос об участии
Советского Союза в НАТО. В этом случае, как говорится в нотах
советского правительства правительствам США, Англии и Франции,
"Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой
военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения
других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы
коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для
укрепления всеобщего мира". Руководители западных государств
тогда отклонили советскую инициативу. Противостояние двух блоков
продолжалось вплоть до прекращения существования ОВД и распада СССР. Руководство
послесоветской России во главе с президентом Б.Ельцином сразу же пошло
на сближение с Североатлантическим альянсом, а сам российский
президент 20 декабря 1991 года в своем обращении к министрам
иностранных дел стран-членов НАТО выразил готовность рассматривать
вопрос о вступлении России в альянс как долгосрочную политическую цель.
Российская Федерация стала участником программы НАТО "Партнерство ради
мира", к которой впоследствии присоединились и многие другие бывшие
советские республики. Тем не менее, в 1999 году в связи с началом войны
на Балканах Россия "замораживает" свои отношения с НАТО, и начинается
новый период политических конфронтаций. За прошедшие с момента
распада СССР два десятилетия Североатлантический альянс сумел
воспользоваться ситуацией в свою пользу и расширил количество
стран-членов за счет восточноевропейских государств, многие из которых
входили в состав ОВД и СССР. Включением в свой состав стран Балтии НАТО
обеспечила себе выход к границам Российской Федерации. Казалось бы,
полученный плацдарм является прямым подтверждением намерений альянса.
Но НАТО делает шаг в сторону и отказывается от конфронтационной
политики на континенте. Организация начинает проводить трансформацию,
коренным образом меняющую ее задачи и облик. Сама по себе трансформация
альянса предполагает модернизацию вооруженных сил государств-членов с
целью достижения ими высокой мобильности и способности эффективно
выполнять различные задачи на удаленных театрах военных действий, а
также реформирование коалиционных военных органов и структур. То есть
роль сил первоочередного задействования НАТО значительно расширена, а
возможность проведения операций за пределами традиционной зоны
ответственности официально закреплена. Причины такой перемены
разные. Возможно, и в самом деле лидеры западных держав пришли к мысли,
что открытым противостоянием регионального масштаба "уничтожить"
Россию не получиться. Для этого достаточно максимально ограничить сферу
ее интересов по всему миру. Возможно появление ОДКБ и ШОС, а также
Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь стало
новым препятствием на пути к достижению определенных целей альянса. Как
бы там ни было, сегодня как никогда НАТО демонстрирует готовность идти
на сближение с Россией, и это выражается не только в стремлении самой
организации демонстрировать шаги навстречу, но и изменении риторики в
отношении России отдельных ее членов. Политика "перезагрузки"
президента США Б.Обамы – явное тому подтверждение. В Европе
существует также еще одна сила, стремящаяся к нормализации и
дальнейшему развитию отношений с Россией. Таковой является Франция,
которая по многим вопросам демонстрирует несогласие с политикой США и
пытается играть роль европейского лидера. Поэтому, вовремя почувствовав
веяния "перезагрузки" Пятая республика стремится к налаживанию более
тесного диалога с Россией. Предпосылки к этому были видны еще в 2008
году, когда Франция выступила посредником в урегулировании
российско-грузинского конфликта. В настоящее время французы осознают,
поддерживают, а также от своего имени выступают с предложением принять
предложенную ранее российской стороной концепцию безопасности в Европе. Однако
риторика остается риторикой, так как действительность показывает
прежнюю неготовность сторон прийти к взаимному согласию по ряду острых
или даже ключевых вопросов. Одно время казалось, что отказ от
размещения систем ПРО в Польше и Чехии уберет один из важнейших камней
преткновения на пути к сближению России и США. Однако планируемое
размещение элементов ПРО в Румынии и Болгарии неоднозначно
воспринимается Россией. Другой серьезной проблемой, мешающей
"перезагрузке", является то что, американцы полагают, что Россия не
готова идти на достаточное сокращение своих вооружений для дальнейших
дискуссий. В итоге, "перезагрузка" остается только на словах, как
и сближение, и возможное вступление России в НАТО. Тогда зададим себе
вопрос: зачем нужна вся эта бутафория с льстивыми речами и пустыми
призывами? Ответ может крыться в одной простой истине – увести внимание
России в сторону от конфронтации и скрыть настоящие намерения. А
намерения на самом деле лежат на поверхности. Сильная Россия не нужна
ни Европе, ни США. Так было всегда. На протяжении всей истории
государства Российского его руководителям приходилось постоянно
заботиться о безопасности на западном направлении. Короли и императоры
Западной Европы все время старались загнать "диких азиатов" подальше на
Восток. Ничего не изменилось и в 20 веке прогресса мысли и технологий,
которые, становясь на службу Зевсу, несли ужасные разрушения и
огромные людские потери. Ничего не меняется в западном менталитете и
сегодня, несмотря на громкие заявления его глашатаев. Иначе, зачем
после развала СССР НАТО стала расширяться на Восток? А увеличение в
2010 году количества учений НАТО в Прибалтике, которые лишний раз
доказывают, что потеря бдительности может дорого стоить России. США
закончили войну в Ираке, а американский ВПК продолжает модернизацию
вооружений. В американской армии проводится реформирование и переход на
бригадную систему. Все эти реформы и новшества наверняка должны найти
свое применение. Возможно, следующей целью Белого дома будет Иран. Но
войны в регионе не хочет Турция и, будучи членом НАТО, она может ее
предотвратить, а вот переброска войск альянса через балтийскую
акваторию с последующим ударом по России – перспектива вполне реальная.
Тем более что прибалтийские государства не присоединились к Договору
об обычных вооруженных силах в Европе. Что это значит? Это значит,
прежде всего, что на территории балтийских государств могут
скапливаться сколь угодно большие силы НАТО. Многие могут
возразить, что у России имеется достаточно ядерного вооружения для
отражения любой агрессии. Тем не менее, совершенно очевидно, что ни
один разумный глава государства не отдаст приказ о его применении, так
как это будет означать конец для всего живого. И еще один
интересный факт: трансформация военного потенциала НАТО предусматривает
в одном из направлений обеспечение безопасности Арктики. Почему именно
сейчас встал этот вопрос, и от кого Североатлантический альянс
собирается защищать этот регион? Ответ прост. Там найдены огромные
запасы природных ресурсов, в том числе и энергетических. А в недалеком
прошлом российское руководство заявило о принадлежности этих акваторий
двуглавому орлу. Значит, в недалеком будущем там может развернуться
полноценная борьба за эти ресурсы. Как отмечают эксперты, недавний
заключенный договор с Норвегией не отвечает интересам России. Помимо
того, что отданные по договору акватории это примерно 90 тысяч
квадратных километров и 300.000 тонн рыбы ежегодно, по мнению
премьер-министра Норвегии Й.Столтенберга, "наиболее перспективные
месторождения оказались в норвежской части акватории". Естественно,
в настоящее время российское руководство, пытаясь минимизировать
негативный эффект и последствия проводимых в стране реформ, пытается
демонстрировать успехи во внешней политике. Тем более это выгодно
делать, учитывая появившиеся проблемы в отношениях с ближайшим
стратегическим союзником – Республикой Беларусь. Однако достаточно
просто здраво оценить ситуацию и становится понятным, что существующие
между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом и, в
частности США, противоречия не позволят осуществление сближения или
вступления России в НАТО не только в ближайшей перспективе, но и в
последующем. Еще одним препятствием на пути вступления России в
НАТО является то, что первая является членом ОДКБ и Союзного
государства. У Москвы и Минска создана и функционирует региональная
группировка войск, близка к реализации единая региональная система ПВО.
Между странами подписан и планируется к подписанию не один десяток
документов в военной сфере различного характера, действие которых будет
прекращено в одностороннем порядке в случае вступления Российской
Федерации в альянс. Здесь необходимо очень хорошо подумать и взвесить,
так сказать, все "за" и "против". Ведь с одной стороны имеется реально
действующая жизнеспособная система региональной безопасности,
отвечающая всем вызовам современности, а с другой – призрачная надежда
или даже мечта. Ведь оказаться Primus inter pares, то есть первой среди
равных в блоке, созданном и выпестанном США, как своеобразный пропуск в
Европу, России не суждено. А вот оказаться заложницей этой организации
Москва вполне может. Представим себе хоть на мгновение, какими могут
быть вступительные требования и их последствия для российских
Вооруженных Сил. Ведь сегодня российская армия не в силах даже
"переварить" те реформы, которые для нее разрабатывались руководством. И
вот тогда будет поздно обращаться к прошлому и пытаться воскресить
былое, так как рискну предположить, в этом случае ОДКБ перестанет
существовать, а ее государства-члены вслед за Россией начнут готовиться
к вступлению в НАТО. История демонстрирует массу примеров того,
как Россией управляли иностранцы: Петр III с его прусской муштрой и
буклями, Павел I с возвращением к этим самым муштре и буклям. В России
многие руководители с незапамятных времен пытались привить чужие или
даже чуждые формы правления и общественной жизни. Россия была своего
рода "европейским полигоном", на котором проходили испытание те или
иные реформы и нововведения. Причем Запад всегда с интересом наблюдал
за тем, как же Россия переживет все это, а то и ждал, что вот, наконец,
сейчас эти "дикари" сломятся. Распад СССР, казалось, стал завершением
этих опытов, и Россия обрела руководство, способное не просто бездумно
"хватать" все подряд на Западе и пытаться пристроить это к российской
действительности. Однако сегодня, в связи с участием России в
Лиссабонском саммите НАТО в ноябре прошлого года складывается
впечатление, что США и Западная Европа опять пытаются втянуть Российскую
Федерацию в очередную авантюру и достичь своих целей по ее
постепенному уничтожению. Вступление в НАТО для России равносильно
повторению истории с вышеназванными иностранными правителями. Ведь в
самой идее сотрудничества ничего плохого нет, просто надо помнить о
том, что слишком тесное сотрудничество может стать губительным для
России. Так раскроются ли истинные намерения Запада, которые наверняка
скрывались за ширмой Лиссабонского саммита, покажет время. Источник: belvpo.com
Редактор: балагур
|