Центральноазиатский миротворческий вопрос
НАТО в пику интересам России становится все более активным геополитическим игроком на юге СНГ
Джеймс Аппатурай возвестил о растущем влиянии НАТО в Центральной Азии.
Фото www.nato.int
|
Североатлантический альянс продолжает усиливать позиции в Центральной
Азии (ЦА). Активное сотрудничество государств региона с НАТО происходит
по программам, аналогичным тем, что инициирует Россия в рамках
Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Как заявил
специальный представитель генерального секретаря Североатлантического
альянса по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай, Киргизия
опять участвует в программе НАТО «Процесс анализа и военного
планирования (PARP)», что позволит ее военнослужащим участвовать в
миротворческих операциях.
Об участии Киргизии и других стран ОДКБ в операциях по поддержанию
мира две недели назад объявил генеральный секретарь организации Николай
Бордюжа. Он даже заявил о готовности войск ОДКБ к боевому применению.
Это звучит сенсационно, поскольку за почти 20-летнюю историю
существования ОДКБ нигде свои коалиционные войска, кроме как на
совместных маневрах, не применяла. Подразделения ОДКБ оказались в
стороне даже в 2005 и 2010 годах, когда в Киргизии происходила
нелегитимная смена власти. Войска ОДКБ не вмешивались в этнический
конфликт, который имел место летом 2010 года в Ошской области страны,
хотя за помощью к России и к руководству этой организации обращалась
новый киргизский лидер Роза Отунбаева. Видимо, поэтому, чувствуя
известную бутафорность ОДКБ, НАТО, несмотря на активные усилия Москвы,
до сих пор отказывается от активного сотрудничества с возглавляемой
Бордюжей организацией. При этом альянс интенсивно взаимодействует
практически со всеми странами ОДКБ. Скажем, в программе НАТО «Процесс
анализа и военного планирования» помимо Киргизии участвуют Узбекистан и
Казахстан.
Пикантность ситуации обусловлена и тем, что официальный Ташкент,
подчеркивая свои миротворческие намерения в программах
Североатлантического альянса, напрочь отвергает таковые в рамках ОДКБ.
Как известно, президент Узбекистана Ислам Каримов в декабре 2010 года,
когда в Москве было принято заявление глав государств – членов ОДКБ о
готовности коллективных миротворческих сил к выполнению задач как в зоне
ответственности ОДКБ, так и по мандату Совбеза ООН за ее пределами,
высказался против участия его страны в данных мероприятиях. По
утверждению киргизских СМИ, в настоящий момент Узбекистан качественно и
количественно усилил присутствие военных на границе с Киргизией.
Командующий Пограничными войсками Государственной службы национальной
безопасности Киргизии Закир Тиленов утверждает, что на границах его
страны с Узбекистаном в 2009–2011 годах произошло более 80 конфликтов.
Конечно, вряд ли Узбекистан выступит в роли агрессора и оккупирует
земли на юге Киргизии, населенные этническими узбеками. Джеймс
Аппатурай, говоря об участии Узбекистана и других стран ЦА в программе
PARP, подчеркивает, что они «обязаны соблюдать международное право,
Устав ООН, все соглашения по контролю над вооружениями, соблюдать
существующие границы и разрешать споры дипломатическими, а не военными
способами». Ташкент, фактически прекратив активные военные контакты с
Москвой в рамках ОДКБ, вряд ли будет ссориться с НАТО.
Неуправляемые межэтнические конфликты, подобные тем, что происходили
летом 2010 года на юге Киргизии, а также экспорт нестабильности из
Афганистана в страны СНГ весьма возможны. И здесь у НАТО, а также у его
главного члена – США – есть ясные цели и задачи. На недавней встрече
Розы Отунбаевой с Джеймсом Аппатураем в Бишкеке были достигнуты
договоренности по оказанию помощи Киргизии в укреплении границ и
потенциала пограничных войск республики. При этом Джеймс Аппатурай
выразил готовность НАТО содействовать в проведении капитального ремонта
складов хранения ракетного и артиллерийского вооружения Минобороны
Киргизии с акцентом на южный регион страны. Роза Отунбаева, побывавшая в
марте этого года в Вашингтоне, согласилась с предложениями Пентагона
открыть американский тренировочный центр в приграничных с Таджикистаном и
Узбекистаном Кызыл-Кие или Баткене. Россия пока медлит с принятием
решения по открытию аналогичного учебного центра или новой военной базы в
Киргизии. В бюджете России на этот год и на ближайшую трехлетку деньги
на эти цели не предусмотрены.
Узбекистан против строительства российских военных баз на юге
Киргизии, однако со стороны Ташкента не было заявлений в связи с
желанием НАТО и США построить соответствующие военные объекты в
Киргизии. В ЦА конфликты возможны в Киргизии и Таджикистане. И очень
вероятно, что Узбекистан будет связан с этими конфликтами. Решится ли
руководство ОДКБ на участие в ликвидации подобных конфликтов, если
Узбекистан будет против, – большой вопрос. «Позиции НАТО в Центральной Азии усиливаются. У России, тем более у
руководства ОДКБ, здесь нет внятной политики, нет четких экономических и
военных целей. А вот у альянса эти цели присутствуют. Стремление НАТО
участвовать в разрешении имеющихся конфликтов в ЦА и других регионах СНГ
может обернуться тем, что мы наблюдаем сейчас в Ливии, – силовым
вмешательством, бомбежками и т.п. Руководство России обсуждает и
намечает сейчас систему мер – как спасать в такой ситуации наших людей.
Хотя, думается, Москва могла бы усилить здесь свой геополитический вес, и
тогда вопрос о защите наших людей отпадет сам собой. Правильнее было бы
организовать и четко отстаивать систему государственных целей и
геополитических задач в виде военной помощи, военно-технического
сотрудничества, создания военных баз, осуществления долговременных
экономических, гуманитарных и иных совместных программ в данном
регионе», – заявил «НГ» вице-президент Академии геополитических проблем,
доктор военных наук Константин Сивков. Он долгое время возглавлял в
Генштабе ВС РФ, в Центре военно-стратегических исследований направление
военного строительства и военно-технической политики и реально
прогнозировал меры по укреплению позиций России в различных регионах
мира. По его мнению, если урезать прибыль нефтяных монополий на 10–15%,
то вырученных денег вполне хватит, чтобы в военно-политическом и
экономическом плане укрепить позиции России в жизненно важных для нее
зонах СНГ и мира. Источник:
|