Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Вторник, 07.05.2024, 10:11
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Геополитика

    В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
    В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

    ЧТО ОЖИДАТЬ В 2009 ГОДУ ОТ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ США И ИХ СОЮЗНИКОВ


    Министр обороны США Роберт Гейтс отметил, что резких сокращений расходов на оборону США не произойдет, несмотря на нынешние экономические проблемы. Соединенные Штаты Америки как безусловный лидер современного мира рассматривают военную силу в качестве важного инструмента успешной реализации своих внешнеполитических устремлений в обозримом будущем. По мнению американских лидеров, угроза или непосредственное применение военной силы останутся одним из основных способов достижения политических целей государств, что, увы, решающим образом предопределит вероятность возникновения военных конфликтов.

    Министр обороны США Роберт Гейтс
    Фото REUTERS
    ЯДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ

    Анализ выступлений военно-политического руководства США, опубликованных официальных документов показывает, что оно готовится к разнообразным видам военных конфликтов, не исключая полностью любого развития событий. Хотелось бы верить, что новый президент Америки в условиях глобального финансового кризиса скорректирует этот курс, сосредоточившись на решении внутренних проблем. Но пока факты говорят о другом.

    В настоящее время только Соединенные Штаты обладают военной мощью, позволяющей готовить и вести весь спектр войн: ядерных и обычных, всеобщих и ограниченных. Несмотря на крайне низкую вероятность развязывания как тотальной (ядерной), так и всеобщей (обычной) войны, в Белом доме полагают, что сохранение ядерного оружия (ЯО) у других государств, тенденция к его распространению несут угрозу ядерной войны. В связи с этим Вашингтон признает необходимым иметь самые мощные в мире стратегические наступательные (ядерная триада - МБР в шахтах, БРПЛ на ПЛАРБ, КРВБ на стратегических бомбардировщиках) и оборонительные (система предупреждения о ядерном нападении, отдельные элементы ПРО, в перспективе - глобальная система) силы. При этом ожидается усиление тенденции снижения порога применения в конфликтах меньшего масштаба ЯО. Действующая ядерная стратегия США не исключает в связи с нарастающим процессом распространения ОМП нанесения ограниченных ядерных ударов в отдельных военных акциях (кампаниях) по предотвращению распространения ядерных и ракетных технологий, борьбе с терроризмом. Также разработана программа переоснащения межконтинентальных баллистических ракет обычными высокоточными боевыми частями для нанесения "молниеносных глобальных ударов".

    По данным зарубежной печати, США в рассматриваемой перспективе сохранят в составе стратегических ядерных сил триаду, включающую межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) шахтного базирования, баллистические ракеты морского базирования, размещенные на атомных подводных лодках (БРПЛ на ПЛАРБ), крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) с ядерной боевой частью (ЯБЧ), применяемые стратегической авиацией.

    Существуют планы замены к 2030 году ядерных зарядов, размещенных на этих носителях, более совершенными образцами, создаваемыми без проведения испытаний. Основное внимание намечается уделить повышению таких характеристик боеприпасов, как надежность, способность противостоять старению и технологичность. В результате замены ожидается сокращение как общего количества ЯБЧ, так и числа боеголовок, устанавливаемых на одну МБР или БРПЛ. В связи с чем уже к 2012 году национальный ядерный арсенал по сравнению с настоящим временем может сократиться на 50%. Сегодня нельзя точно спрогнозировать, сколько ядерных боезарядов и носителей в результате будут иметь Вооруженные Силы США к 2030 году, но подход Вашингтона к ведению переговоров об ограничении стратегических наступательных потенциалов свидетельствует о его стремлении удержать количественное превосходство по этому параметру над Россией и КНР.

    На текущем этапе Соединенные Штаты отказались от планов применения в ядерном снаряжении такого тактического оружия, как торпеды, противолодочные и зенитные ракеты, артиллерийские снаряды, глубинные бомбы, управляемые фугасы, но сохраняют определенное количество ЯБЧ крылатых ракет морского базирования и тактических ядерных авиационных бомб (по некоторым оценкам, по несколько сотен). С учетом технической совместимости таких ракет с новейшими стратегическими бомбардировщиками-"невидимками" В-2, возросшего боевого радиуса собственно тактической авиации (более 1 тыс. км с учетом дозаправки в воздухе), наличия специализированных хранилищ за пределами континентальной части США данный тип боеприпасов может быть использован против целей практически в любой точке земного шара.

    Официальный Вашингтон почти не комментирует предназначение своего арсенала тактических авиабомб, но специалисты по проблемам разоружения считают, что таким образом Соединенные Штаты демонстрируют готовность перейти к ограниченному применению ЯО против носителей угроз своим жизненно важным интересам. Кроме того, наличие американских ядерных складов в Европе призвано обеспечить солидарность в вопросах ядерного планирования в рамках НАТО.

    В западной прессе неоднократно проходила информация о якобы имеющихся у американского командования планах принятия на вооружение так называемых сверхмалых боеприпасов (мощность измеряется десятками тонн в тротиловом эквиваленте), предназначенных для ограниченного применения в ходе региональных войн, локальных конфликтов и антитеррористических операций. Считается, что они могли бы использоваться для поражения заглубленных объектов или создания мощного электромагнитного импульса, выводящего из строя радиоэлектронную аппаратуру противника на обширной территории. Особенностью сверхмалых боеприпасов должно стать сочетание собственно ЯБЧ минимально достаточной мощности с высокоточными средствами доставки, что позволяет обеспечить необходимый поражающий эффект при снижении радиационного загрязнения местности. Однако многие зарубежные эксперты полагают, что реализация такого проекта сдерживается по политическим соображениям. Есть кое-что в арсенале и их союзников.

    Франция, являясь европейским лидером в сфере ядерных и ракетных технологий, имеет полный научно-производственный цикл создания ядерных боеприпасов и средств их доставки. Заявления французского руководства свидетельствуют о намерениях сохранять существующую структуру сил "ядерного устрашения" на протяжении последующих 25 лет. В ближайшие годы будет введена в строй последняя в серии (четвертая) ПЛАРБ типа "Триумфан", оснащенная в отличие от предыдущих новыми БРПЛ М-51 (не менее трех комплектов по 16 ракет с шестью ЯБЧ каждая). Ракеты на ПЛАРБ призваны обеспечить гарантированное нанесение неприемлемого ущерба любому агрессору в ситуации, когда исчерпаны остальные возможности защиты жизненно важных интересов страны. На вооружение ВВС и ВМС начали поступать тактические истребители "Рафаль" модификации F3 в обычном и палубном вариантах, способные нести новую управляемую ракету ASMP-A класса "воздух-земля" (по некоторым оценкам, планируется иметь не менее сорока готовых к применению ракет).

    Авиационному компоненту ядерных сил по французской терминологии отводится роль предстратегического средства, предназначенного для нанесения противнику одиночных ударов в качестве последнего предупреждения о намерении задействовать весь национальный ядерный потенциал.

    Продолжается наращивание также возможностей экспериментально-вычислительной базы ядерного оружейного комплекса, в состав которого входят суперкомпьютер, специальная рентгеновская установка и другое уникальное оборудование, позволяющее проектировать ядерные боеприпасы без проведения полномасштабных испытаний. Как заявили представители делегации по вооружению Министерства обороны страны, комплекс активно используется при создании новой ЯБЧ TNO для ракеты М-51.

    Великобритания после окончания холодной войны взяла курс на поддержание своих ядерных сил на минимально достаточном уровне - порядка 200 ЯБЧ на 58 БРПЛ "Трайдент-2" американского производства. Их применение должны обеспечить четыре ПЛАРБ проекта "Вэнгард", одна из которых постоянно находится на боевом патрулировании в Северной Атлантике. По сообщениям пресс-службы британских ВМС, несмотря на то, что каждая ракета может быть оснащена 12 боеголовками, подводные лодки выходят на боевое патрулирование, имея не более 48 зарядов на 16 ракетах. Для выполнения "предстратегических" задач предусматривается использовать эти же ракеты в моноблочном варианте. Ожидается, что подобная конфигурация ядерных сил Великобритании сохранится до 2030 года.

    СИСТЕМА БАЗИРОВАНИЯ


    Пентагон - мозг американской военной машины.
    Фото МО США
    В настоящее время военно-политическое руководство Соединенных Штатов пересматривает систему базирования своих Вооруженных Сил за рубежом. Процесс активизировался после событий, связанных с отказом Турции в марте 2003 года предоставить расположенные на ее территории объекты для использования американскими войсками в целях нанесения ударов по Ираку. Необходимость реконфигурации вызвана несколькими причинами. Основная из них связана с изменением характера потенциальных угроз национальной безопасности США и их союзников, среди которых на первый план выдвинулись терроризм, распространение оружия массового поражения, соперничество с Китаем за право доминирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Созданная во времена холодной войны система военных баз и объектов США, расположенных на территории их союзников (главным образом членов НАТО), перестала отвечать условиям современной, сложной, динамично развивающейся международной обстановки.

    Современный военно-политический курс Белого дома строится на посыле, что Соединенные Штаты в обозримой перспективе будут оставаться единственной военной и экономической сверхдержавой, способной формировать такие условия международной обстановки, которые бы в максимальной степени отвечали их национальным интересам.

    Во времена холодной войны большая часть американских войск на зарубежных ТВД была сосредоточена на территории Германии, Японии и Республики Корея. После ее окончания, как отмечают военные эксперты США, в некоторых районах земного шара возникли новые угрозы для Соединенных Штатов, связанные с усилением деятельности международных террористических организаций, а также с разработкой рядом государств ОМП. В связи с этим планы Пентагона по перегруппировке американских войск за рубежом предусматривают проведение мероприятий по рассредоточению формирований ВС США, дислоцированных на основных операционных базах, и создание передовых операционных баз (пунктов) в регионах, входящих в зоны их "жизненно важных интересов", путем заключения двусторонних договоров. На этих объектах будут размещены части и подразделения с легким оружием для быстрого реагирования на изменения обстановки, складироваться запасы ВВТ, других средств материально-технического обеспечения. Главный принцип перегруппировки американских войск на зарубежных ТВД - наращивание сил в стратегически важных районах и на ключевых направлениях, где проходят основные морские транспортные коммуникации, имеются значительные месторождения природных ресурсов.

    Министерство обороны США, выполняя требования "Единой стратегии глобального присутствия и базирования", продолжает проведение практических мероприятий по реконфигурации американского военного присутствия на территории других стран, реализация которых, по мнению руководства Пентагона, позволит при незначительном усилении передовых группировок эффективно противостоять любому потенциальному противнику. В соответствии с планами перспективное базирование ВС США предполагает создание (наличие) на территории иностранных государств американских военных баз (объектов) различных типов. К ним относятся:

    - основные операционные базы (ООБ) с развитой инфраструктурой боевого и тылового обеспечения, где будут дислоцированы (дислоцируются) крупные контингенты американских Сухопутных войск, ВВС и ВМС;

    - передовые операционные базы (ПОБ), которые планируется развернуть в непосредственной близости от потенциальных очагов нестабильности и границ государств, препятствующих продвижению национальных интересов США, на которых предусматривается размещать сменяемые на ротационной основе ограниченные по численности воинские контингенты;

    - пункты совместной безопасности (ПСБ) - объекты (сооружения) на территории ряда государств с дислоцированным на них немногочисленным американским обслуживающим персоналом (постоянным или временным) и запасами МТС;

    - пункты заблаговременного складирования (ПЗС) для размещения запасов военной техники и имущества с минимальным количеством обслуживающего персонала;

    - объекты морского базирования (ОМБ) - специализированные морские платформы и суда-склады с запасами оружия, находящиеся в удаленных океанских районах.

    Анализ американского подхода к реконфигурации передового военного присутствия показывает, что Пентагон заинтересован в создании в основном передовых операционных баз, а также пунктов совместной безопасности и заблаговременного складирования (объекты второго, третьего и четвертого типов соответственно).

    В настоящее время особое внимание американское военно-политическое руководство уделяет изучению и подготовке необходимой инфраструктуры на территории стран СНГ, а также государств Центральной и Восточной Европы. Хотя надо признать, не всегда и не все у них тут складывается удачно. Можно вспомнить неудачу США с размещением своего воинского контингента в Узбекистане. Сегодня возникли проблемы с базой "Ганси" (Киргизия).

    В целом же процесс реконфигурации военного присутствия США за рубежом соответствует общим планам Пентагона по "трансформации" американских войск (сил). Он направлен на создание высокоманевренных и мобильных формирований экспедиционного типа, размещение которых в выгодных в военно-стратегическом отношении районах земного шара обеспечило бы Белому дому проведение политики в его интересах, своевременное и гибкое реагирование на весь спектр угроз в глобальном масштабе. А также позволило бы установить жесткий контроль над стратегически важными источниками энергоресурсов.

    Анализ принятых на сессиях Совета НАТО на высшем уровне решений свидетельствует о намерении руководства США и Североатлантического союза проводить курс, направленный на превращение этой организации в глобальный инструмент, имеющий большое влияние на Европу и многие регионы мира. Одновременно практическая реализация планов развертывания Евро-ПРО и дальнейшего расширения альянса, использования возможностей блока в области энергетической безопасности может существенно повлиять на безопасность Российской Федерации.

    Кирилл ТРОЕПОЛЬСКИЙ

    Источник:  http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2009.268.articles.geopolitics_02
    Категория: Геополитика | Добавил: newroz (20.01.2009)
    Просмотров: 389
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz