Геополитика без руля и ветрил
Сейчас можно только вспоминать, как украинские атлантисты, пережив шок после поражения Джона...
... Маккейна на президентских выборах в США, бросились затем в другую крайность.
Тень Клинтона нам поможет?
По
мере новых назначений в администрации Барака Обамы «укратлантисты»
радовались всем лицам, имевшим дело с Украиной при Билле Клинтоне.
Словом, вроде бы складывалось все так, что с приходом Обамы
евроатлантические перспективы официального Киева не только не
ухудшились, но едва ли не улучшились.
Возможно, по этой
причине украинские власти решились на конфликт вокруг транзита газа из
России в Европу, который изначально потрясал людей здравомыслящих своей
бессмысленностью и беспощадностью. Возможно, что руку к конфликту
приложила и старая администрация США, желающая оставить Бараку Обаме в
наследство как можно больше проблем, которые он был бы вынужден решать
в стиле республиканцев.
Во всяком случае, подписанное 19
декабря Кондолизой Райс и Владимиром Огрызко Соглашение о
стратегическом партнерстве между США и Украиной предусматривает
привлечение США к модернизации украинской ГТС.
Возможно,
Президенту Украины казалось, что за этим Соглашением он может
чувствовать себя, как за каменной стеной, вне зависимости от того, кто
находится в Белом доме - Маккейн или Обама.
Но киевские поводыри
«его нации» не учли некоторых новых обстоятельств, появившихся со
времени президентства Билла Клинтона. В те годы существовал Pax
Americana. США могли позволить себе действовать на международной арене
в одностороннем порядке, решая, кого казнить, а кого миловать. А что
сегодня? Обратимся к последней работе известного американского
политолога и редактора журнала «Newsweek» Фарида Закариа
«Постамериканский мир».
Америка не пала. Просто другие поднялись
Если
XX век прошел под знаком расширения роли и увеличения могущества
Соединенных Штатов, то сейчас многие десятки азиатских,
латиноамериканских и африканских стран вступили на путь быстрого
экономического развития, политической модернизации и социального
прогресса. Нет, речь не идет «об упадке Америки, но, скорее, о
возвышении всех остальных» стран, - делает вывод автор исследования.
Увязнув
в Ираке и Афганистане, остановившись перед Ираном и Пакистаном, не
зная, что делать с взбунтовавшейся Латинской Америкой, ощущая вызов со
стороны Китая, увидев строптивость России, в Вашингтоне поняли, что в
одиночку ни одной из этих проблем не решить. Как поняли и то, что,
помимо Европы, необходимо вновь наладить отношения с Россией. Ведь
сейчас главный вызов для США идет из Мира Ислама, а без Москвы нечего и
думать об успехе в Афганистане.
Вашингтон и Москва: торг состоялся!
Каждую
неделю из Латвии через Россию и Казахстан должны транспортироваться до
30 составов грузов (пока «невоенных») для афганской группировки войск
НАТО, которая вскоре будет увеличена еще на 30 тыс. человек. И другого
пути, кроме России, нет!
Условия Москвы в США были хорошо
известны: отказ от принятия в члены НАТО Украины и Грузии и отказ от
размещения в Польше и Чехии элементов американской ПРО. Кроме того,
Москва, как и Вашингтон, заинтересована в сокращении ядерных
вооружений, восполнять которые во время кризиса далеко не просто.
Площадкой
для начала переговоров был избран Мюнхен, где 6-8 февраля проходила
традиционная конференция по вопросам безопасности. США и Россия были
представлены вице-президентом Джо Байденом и вице-премьером Сергеем
Ивановым. Это была первая российско-американская встреча на таком
высоком уровне после избрания Барака Обамы президентом США.
Байден
в своем первом выступлении за границей заявил, что американская
дипломатия собирается перейти в своих отношениях с иностранными
государствами, и, в частности, с Россией, на новый тон и нажать на
кнопку перезагрузки, то есть многое пересмотреть с самого начала.
Второй шаг в этом прекрасно отработанном дипломатическом балете сделал
Сергей Иванов, отметив, что новая американская администрация явно
стремится к переменам и российские власти готовы с ней сотрудничать.
Вскоре
стало известно, что новая администрация США считает, что Украина и
Грузия не готовы к членству в НАТО. «Любая страна, которая стремится к
членству в НАТО, включая две страны, которые Вы упомянули (Украина и
Грузия), должны соответствовать критериям членства в этой организации.
Сегодня Украина и Грузия не готовы к членству в НАТО», - заявил в
интервью «Интерфаксу» 12 февраля заместитель госсекретаря США Уильям
Бернс.
А 13 февраля стало известно, что США пересмотрят планы по
размещению компонентов ПРО в Восточной Европе, если Россия поможет
предотвратить создание атомной бомбы в Иране. Эта информация была
получена агентством Reuters в госдепартаменте США в то время, когда Уильям Бернс вел переговоры в Москве. Торг, таким образом, состоялся.
В
Варшаве его оценили по достоинству. «Сейчас уже известно, что базы ПРО
США в Польше не будет, как не будет большой победы Варшавы в
польско-российской "холодной войне"», - сказал после полученного
известия экс-премьер Польши Лешек Миллер в интервью РИА Новости.
По его словам, каждый, кто умеет не только читать, но и понимать
последние высказывания американских политиков, знает, что администрация
Барка Обамы отказывается от ненужного проекта. «Для нового президента
США, что вполне понятно, важнее базы ПРО в Польше является
сотрудничество с Россией в контактах с Ираном и Афганистаном», -
считает экс-премьер. Он отметил, что «президент Польши Лех Качиньский и
премьер-министр Дональд Туск получили очередной болезненный урок
реальной, а не выдуманной и провинциальной политики».
Кому – дипломатическая война, а кому – мирный атом
Украинские
СМИ дружно сообщили о провале затеи Виктора Ющенко со вступлением НАТО.
Его политика оказалась не менее провинциальной, чем политика Леха
Качиньского. Однако никто пока не пишет о том, как быть дальше
государству, которое сознательно оторвалось от одного берега, но не
смогло причалить к другому, и сейчас оказалось без руля и без ветрил в
геополитическом водовороте.
А подумать в этой ситуации есть о
чем, и вот почему. Во-первых, экономический кризис протекает у Украине
неизмеримо тяжелее, чем в любой другой стране. Падение промышленного
производства в январе 2009 года на 34,1% - это исторический максимум с
1945 года, как подсчитал руководитель группы советников председателя
Нацбанка Валерий Литвицкий.
И дело здесь не только в архаичной
структуре экспорта и узости внутреннего рынка. Не меньшую роль играют
низкое качество государственного управления и расцветшая во всех
эшелонах власти коррупция. Будь иначе, не было бы столь отчаянной драки
между президентом и премьер-министром по поводу того, быть газовому
посреднику РосУкрЭнерго или не быть. В самом деле, какая разница
конечному потребителю, есть посредник или нет его, - главное, чтобы газ
был подешевле.
Во-вторых, в столь тяжелый для страны момент
президент, оставаясь в плену стереотипов времен Джорджа Буша,
продолжает нагнетать напряженность в отношениях с Россией.
Спрашивается, кому и зачем понадобилось угрожать послу России Виктору
Черномырдину объявлением его персоной нон грата? В результате, пока
Киев наносит Москве булавочные уколы, другие, умеющие мыслить не
«преданьями старины глубокой», а реальностями сегодняшнего дня,
выигрывают.
Вот, например, президент Турции Абдулла Гюль 12-15
февраля совершил 4-дневный (!) визит в Россию. В результате намечено
увеличить товарооборот с 30 до 50 млрд. долларов, обеспечить свободу
перемещения товаров, услуг и капитала, перейти на товарооборот на
основе лиры и рубля. Россия и Турция согласовали контракт на
строительство в Турции четырех блоков АЭС мощностью по 1200 МВт и
стоимостью 18-20 млрд. долларов. Кроме того, Россия предоставит кредит
турецким фирмам, действующим в РФ.
Дело за малым
Украине
же в этой ситуации приходится лишь сожалеть о потерях отечественного
ВПК в связи с курсом на НАТО. Достаточно сказать, что по этой причине
Россия отказалась от украинских двигателей для стратегических и
тактических крылатых ракет РД-36, ракет для авиации Р-27, двигателей
для вертолетов ВК-2500. Если учесть, что оборонный заказ в России не
будет пересматриваться, потеряли мы немало, особенно работники
соответствующих предприятий. Вот реальные плоды политики президента
Виктора Ющенко.
В-третьих, коль НАТО нам теперь «не светит», уже
ничто не мешает отказаться от прежнего Закона Украины «Об основах
национальной безопасности Украины», где сказано об «обретении членства
в Организации Североатлантического договора». Нужны прагматичные
«Основные начала внутренней и внешней политики Украины». «Начала»,
которые не мешали бы развивать взаимовыгодные экономически и
политические отношения как на Западе, так и на Востоке, но без участия
в военно-политических альянсах.
Подобных вопросов, которые
объективно уже вошли в повестку дня украинского государства, еще
немало. И все они упираются в одно – острейшую необходимость смены
действующей власти.
Владимир Нестеров Источник: http://www.from-ua.com/politics/4b910a6b4f67b.html
|