Узбекский рывок на Запад
В Центральной Азии появляются два политических центра влияния
Ташкент превращается во второй сильный политический центр
Центральной Азии. Вслед за Евросоюзом, отменившим все санкции вплоть до
поставок оружия, и США, объявившими Узбекистан союзником через своего
посла в этой стране, отношение к этому центральноазиатскому государству
обозначила Япония, представители которой на состоявшемся 9–10 ноября
экономическом форуме в Ташкенте объявили о планах по существенному
расширению экономического сотрудничества с Узбекистаном.
С учетом того, что Узбекистан всю минувшую неделю оказывался в
центре внимания из-за бурного всплеска интереса к нему ЕС, США, а
теперь и Японии, может сложиться впечатление о реализации
согласованного сценария по созданию в Центральной Азии еще одного
политического центра, не столь «привязанного» к Москве, как Астана.
Тем более что Узбекистан сам не раз обозначал стремление к
региональному лидерству. Но из-за упомянутых санкций со стороны Запада
никак не мог полномасштабно конкурировать с Казахстаном.
«Узбекистан становится вторым наряду с Казахстаном центром
притяжения иностранных инвестиций в Центральной Азии. Однако надо
помнить: «двери» в эту страну открыл Евросоюз, сняв всевозможные
санкции», – сказал «НГ» эксперт Московского центра Карнеги Алексей
Малашенко.
Вчера в Ташкенте завершился третий бизнес-форум «Узбекистан–Япония:
экономический диалог и перспективы партнерства». В ходе мероприятия ряд
крупнейших японских компаний заявил о готовности инвестировать средства
в урановый и нефтегазовый секторы узбекской экономики. В совокупности
предложения, по оценке независимых экспертов, могут потянуть на
миллиард долларов. Отдельной статьей в узбекско-японском сотрудничестве
идут проекты, касающиеся недавно созданной свободной экономической зоны
«Навои». Всего же за последние годы Япония инвестировала в экономику
Узбекистана 2 млрд. долл.
Япония – одна из стран, которая проявляет традиционный интерес к
странам Центральной Азии. Еще в 90-х годах прошлого века в Стране
восходящего солнца были разработаны собственные концепции в отношении
региона – «Евразийские инициативы» и «Возрождение Великого шелкового
пути». Цель их сводилась к созданию транспортных артерий для
перемещения энергоресурсов Центральной Азии. Однако соседство с
неспокойным Афганистаном серьезно осложнило продвижение этих идей. На
ситуацию также наложился традиционный консерватизм японцев в отношении
инвестиций в зарубежные экономики. В итоге Токио, неспособный
самостоятельно влиять на безопасность в регионе, решил
сконцентрироваться на развитии двусторонних связей с ключевыми странами
Центральной Азии – Казахстаном и Узбекистаном. В 1999 году был заключен
договор о стратегическом партнерстве с Астаной, а в 2002 году – с
Ташкентом.
За прошедшие 7 лет в Узбекистане были открыты представительства 18
японских компаний, зарегистрировано семь совместных предприятий и три
предприятия со 100-процентным японским капиталом. Наибольший же интерес
для Токио представляют проекты в области добычи энергоресурсов, в
частности урана. По данным МАГАТЭ, Узбекистан находится на седьмом
месте в мире по запасам урана и на пятом по его добыче. В стране
разведано около 40 месторождений с запасами урана, основу из которых
составляют 27 месторождений. Прогнозные запасы урана, по данным МАГАТЭ,
оцениваются на уровне 230 тыс. тонн.
«Япония – не единственная страна, которая стремится попасть в
богатый природными ресурсами Узбекистан», – сказал «НГ» Малашенко. В
этой связи, по мнению эксперта, «интересны будут предложенные Ташкенту
условия». С другой стороны, считает Малашенко, экономическое и
политическое проникновение стран Запада и Востока в Центральную Азию
может снизить политическую напряженность в регионе. «Региональные
субъекты не смогут, а потому и не станут конкурировать между собой за
внимание Запада», – отметил Малашенко.
«У Узбекистана, к слову, как и у Казахстана, появляется возможность
выбирать между сильными мира сего, и Ташкент, естественно, будет
отзываться на те предложения, которые способны принести максимальную
выгоду», – сказал «НГ» научный сотрудник Российского института
стратегических исследований Аждар Куртов и подчеркнул, что не так давно
Ташкент отказался от приглашения Москвы войти в совместное
российско-казахстанское предприятие по переработке урана в Ангарске.
«Теперь понятно почему, вероятно, Узбекистан предпочел сотрудничество с
Японией», – полагает Куртов. По его мнению, Япония в Узбекистане может
выражать не только собственные чисто экономические интересы, но и
скоординированные с США интересы политические. Скоординированная
политика Токио и Вашингтона, по мнению Аждара Куртова, проявляется и в
обеспечении безопасности ситуации в Афганистане. На днях японское
правительство заявило о выделении 5 млрд. долл. на социальную и
экономическую поддержку Кабулу. «Что же касается Центральной Азии, то и
здесь у них обоюдный интерес. Токио тоже не прочь закрепиться в регионе
и одновременно уменьшить влияние России и Китая. Поэтому можно
предположить, что Япония будет предлагать ведущим странам региона –
Казахстану и Узбекистану – очень заманчивые экономические проекты», –
сказал «НГ» Куртов.
С появлением в Центральной Азии двух политических центров влияния в
регионе может зародиться и некий механизм противовесов. Соответственно
будет меняться и степень влияния как Астаны, так и Ташкента на своих
ближайших соседей как минимум по Центрально-Азиатскому региону –
Туркмению, Таджикистан, Киргизию.
Источник:
|