| Категории раздела |
|
 |
|
Аналитический обзор за 15 – 19 ноября 2010 года
Аналитический обзор за 15 – 19 ноября 2010 года
Опубликовали: 2010-11-19 14:55:22
Подведение основных геополитических итогов недели
Ведущая мировая общественность провела
прошедшую неделю в ожидании грандиозного события – саммита глав
государств и правительств стран членов Североатлантического альянса и
совета Россия – НАТО.
По словам Генерального секретаря Североатлантического альянса Андреса Фог Расмуссена «встреча глав государств и правительств стран членов альянса одна из самых важных в его более чем 60-ти летней истории».
Накануне предстоящего Саммита генеральный секретарь Альянса дал интервью польской газете "Gazeta Wyborcza",
в котором обозначил основные вопросы, которые будут рассмотрены в
рамках предстоящего мероприятия. В частности было отмечено, что во время
встречи глав государств и правительств членов НАТО будут приняты: новая
стратегическая концепция Альянса; новый стратегический план действий в
Афганистане, а также рассмотрены вопросы сотрудничества России и НАТО.
15
ноября с.г. газета Washington Post со ссылкой на источники в
правительственных кругах в Вашингтоне сообщила, что Американская
администрация подготовила поэтапный план окончания военной миссии в
Афганистане, детали которого будут представлены на саммите НАТО в
Лиссабоне. Вывод войск США и союзников предполагается осуществить в
течение 18-24 месяцев, т.е. до 2014 года. По данным газеты The New York
Times, план ориентируется на опыт вывода войск из Ирака. Представитель
администрации США отметил, что в процессе вывода войск из Ирака
действительно накоплен положительный опыт, который можно было бы
использовать. Однако в «решающей мере это будет зависеть от способностей
властей в Кабуле создать армию, способную взять на себя ответственность
за обеспечение безопасности и порядка в стране».
Вероятно, что
война в Афганистане становится в США все более не популярной. По оценкам
авторитетного немецкого издания Die Welt, опубликованные в интернете
секретные документы о войне в Афганистане наглядно демонстрируют
тупиковость ситуации в этой стране: «военных успехов нет, противник,
действующий под прикрытием мирных жителей, остается неуловимым,
афганские солдаты и полицейские ненадежны и, ко всему прочему,
пакистанские спецслужбы поддерживают талибов и Аль-Каиду».
На
кануне заявления представителей Администрации США, министр иностранных
дел ФРГ Гидо Вестервелле в интервью немецкой радиостанции
Deutschlandfunk высказался за то, чтобы в 2011 году передать одну из
афганских провинций в зоне ответственности бундесвера под контроль
местных властей. В то же время бундесвер не планирует сокращать свое
военное присутствие в Афганистане до 2012 года.
Руководство
Альянса рассчитывает на более тесное сотрудничество с Россией в
Афганистане. По словам Генерального секретаря НАТО, речь не идет о
«присутствии российских войск в Афганистане, что понятно, в частности,
по историческим причинам. Основными направлениями сотрудничества могут
стать – обучение на территории России афганских антинаркотических служб,
улучшение условий транзита натовских грузов через территорию России в
Афганистан, участие гражданских российских специалистов в проектах,
реализуемых на территории Афганистана.
В повестку дня намеченного
на 20 ноября 2010 года заседания Совета Россия – НАТО в Лиссабоне
включен также вопрос о сотрудничестве России с Североатлантическим
блоком в создании системы ПРО. Вопрос фактически стоит о «подключении»
России к новой системе глобальной безопасности. При этом необходимо
сделать акцент именно на том, что «подключить», а не создать новую
европейскую систему коллективной безопасности с участием России. В своем
интервью той же польской газете Генеральный секретарь альянса на вопрос
об инициативах Президента России Д. Медведева о
создании новой архитектуры безопасности в Европе отметил, что «в этом
отношении нам в Европе не нужны перемены – у нас есть структуры и
договоры. Сейчас речь идет о том, чтобы наполнить их конкретным
содержанием. Если НАТО и Россия согласились бы на сотрудничество в сфере
противоракетной обороны, оно бы как раз вписалось в новую
евроатлантическую архитектуру безопасности. Это был бы ответ на идею
Президента Медведева – не на бумаге, не посредством создания новых
договоров, а на практике».
В этой связи оценивая, предстоящий
саммит Североатлантического альянса, необходимо отметить, что Принятие
новой стратегической концепции альянса должно закрепить переход данного
военно-политического союза от выполнения оборонительных функций в
региональном масштабе к решению глобальных задач в интересах «ядра»
современной капиталистической мир-системы. На деле это будет означать
институализацию победы Запада в третьей мировой (холодной) войне –
победы, проявившейся уже в отказе от Ялтино-Потсдамской системы и создания функционального «заменителя» ООН».
В
своей аргументации Запад говорит нам, что мир стоит перед глобальными
угрозами – международный терроризм, наркотрафик, распространение ОМУ,
изменения климата, природных и техногенных катастроф, которые требуют
коллективного решения. Признавая все это – необходимо все-таки понимать,
что попытки увести нас от геополитического дуализма, снять образ
«стратегического противника» в лице того или иного государства или блока
государств – это попытка окончательно закрепить победу современного
Западного мира, лишить нас возможности сделать свой цивилизационный
выбор.
За несколько дней до открытия саммита НАТО в Лиссабоне, в котором примет участие и Россия, Президенты США и России Барак Обама и Дмитрий Медведев приветствовали улучшение отношений между альянсом и Москвой, сообщает
агентство AFP. Заявление было сделано 14 ноября 2010 года во время
проведения саммита стран Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС) в
японском городе Йокогама. В ходе контактов с российским коллегой,
Президент США заверил Дмитрия Медведева в том, что приложит все усилия,
чтобы провести новый Договор об ограничении стратегических
наступательных вооружений (СНВ) через конгресс.
Этот договор
предусматривает в течение семи лет после его утверждения сокращение
американских и российских стратегических вооружений до существенно более
низкого уровня. Обама опасается, что если Сенат не утвердит его на
последней сессии старого состава, то республиканцы, которые в будущем
году усилят в нем свои ряды, могут затормозить ратификацию договора.
Лидеры республиканцев хотят увеличения инвестиций в военную
промышленность страны, и президент ранее пообещал увеличит на 10
миллиардов долларов 10-летний объем инвестиций. Опасения вызывает то,
что на стадии подготовки СНВ-3 и при его подписании обе стороны заверяли
общественность: озабоченности Москвы по поводу американской ПРО в
Европе будут сняты. Теперь же получается, что нас приглашают стать
частью этой системы, которая фактически является воплощением плана
Вашингтона по созданию глобальной американской системы ПРО от Гренландии до Аляски.
16
ноября 2010 года завершилась трехсторонняя встреча России, Китая и
Индии, которая началась 14 ноября с.г. в китайском городе Ухань. Во
встрече принимали участие глава внешнеполитического ведомства Индии Соманахалли Малайа Кришна и министры иностранных дел Китая Ян Цзечи и России Сергей Лавров.
Развитие региональных и субрегиональных связей является важным
направлением внешней политики России. Трехсторонний формат Индия – Китай
– Россия находится на очень ранней стадии развития. В российских СМИ
взаимодействие этих государств назвали «треугольником Примакова».
Поначалу Китай и Индия не очень хотели, чтобы их ассоциировали с этим
объединением, ибо их отношения с США были вполне удовлетворительными. Но
сближение экономических интересов и насущная необходимость
сотрудничества стала цементом, благодаря которому объединение стало
рассматриваться правильным образом.
По оценкам индийского издания
(Russia-China-India Trilateral: Calibrating a Fine Balance), «с тех
пор, как зародился российско-индийско-китайский формат, многое
изменилось. Теперь в международных отношениях идет бурная деятельность, а
ключевыми словами стали не «сдерживание», а «задействование», не
«конфликт», а «сотрудничество». В этом трансформированном
геополитическом контексте тройка России, Китая и Индии должна по-новому
взглянуть сама на себя и заняться новыми проблемами, в частности,
разобраться с угрозой терроризма, глобального потепления, мирового
финансового кризиса и так далее. Кулуары подобных встреч тоже можно
конструктивно применить для двусторонних действий, предпринимаемых
нашими странами во имя региональной стабильности и процветания».
18
ноября 2010 года в Баку открылся саммит прикаспийских стран –
Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении. В сообщении МИДа
России говорится, что «будет продолжена работа групп, занимающихся
разработкой правового статуса Каспийского моря». На сегодняшний день
разграничение морского пространства - это одна из сложнейших проблем,
которая стоит перед прикаспийскими государствами. Россия, Казахстан и
Азербайджан ее между собой решили, а Азербайджан, Туркмения и Иран никак
не могут договориться о том, где должна проходить граница между их
секторами Каспийского моря. И решить эту проблему в ближайшее время
невозможно, потому что Иран претендует на 20 процентов всей площади
моря, что неприемлемо ни для Туркмении, ни для Азербайджана, ни для
других каспийских государств. Не решение данных вопросов чревато угрозой
возникновения межгосударственных конфликтов в данном регионе, что никак не отвечает интересам безопасности РФ. Накануне
второго Форума гражданского общества программы ЕС «Восточное
партнерство», который проходит в Берлине 18 - 19 ноября, немецкий Фонд
имени Генриха Бёлля (Heinrich-Böll-Stiftung) при
поддержке представительства Еврокомиссии в Германии организовал
дискуссию на тему «Что нам даст стратегия «Восточного партнерства»?
Вопросы и предложения от гражданского общества». Представители
гражданского общества Армении и Беларуси, эксперты Еврокомиссии и
немецкого фонда обсудили роль и формат участия «третьего сектора» в
политической жизни стран-участниц «Восточного партнерства», а также
результаты, достигнутые за полтора года существования программы.
Необходимо
напомнить, что «Восточное партнерство» — проект, созданный Европейским
союзом 7 мая 2009 года в Праге — столице председательствующей на тот
момент в ЕС Чехии — состоялась учредительная встреча в рамках программы
«Восточное партнерство». Главная цель проекта — сближение ЕС с 6
странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией,
Грузией и Белоруссией.
Такие государства как Германия и Франция
полагают, что Восточное партнерство будет неочевидно выглядеть, как
очередная небольшая ступенька к потенциальному членству в Евросоюзе для
государств-участников, особенно для Украины, хотя Польша и другие
восточноевропейские государства считают, что это именно так.
19 ноября в Лиссабоне открылся саммит НАТО. Мы следим за развитием событий.
Алексей Корнев Источник: 
|
| Категория: Геополитика | Добавил: newroz (03.12.2010)
|
| Просмотров: 389
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
| Поиск |
|
 |
|