Евразийский план Владимира Путина - борьба за Россию, борьба за Центральную Азию
Опубликовано: 09.10.2011 11:57
«Возвращение» Владимира Владимировича Путина на
пост Президента РФ, которое он буквально через несколько дней «отметил»
статьей «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое
рождается сегодня» [1], стало предметом оживленного обсуждения у
политических элит Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Обсуждения
оживленного, но отнюдь не публичного. Впрочем, к непубличности в этих
странах (справедливости ради замечу, что Кыргызстан здесь все же
приятное исключение) любой аналитик уже привык. С одной стороны, это
создает определенные неудобства, вынуждая порой вступать на зыбкую тропу
«сомнений в виде версий», с другой – заставляет тщательнее отслеживать
«будни» центральноазиатской политики, запасать факты и высказывания
впрок, потому как в нужный момент они, внешне хаотичные и несвязанные,
все равно сложатся в понятную картину.
Изложенный в статье Путина план вполне понятен.
Задача-максимум: создание Евразийского союза - «мощного наднационального
объединения», которое «смогло бы стать одним из полюсов современного
мира». И задача-минимум: Евразийский союз должен послужить «своего рода
центром дальнейших интеграционных процессов»: «Мы приветствуем
присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества.
При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать».
Вот фраза о том, что «не собираемся торопить и
подталкивать» - это из области благопожеланий. Также к области
благопожеланий относятся заверения о том, что Евразийский союз не
собирается «ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять». При
всей дипломатической округлости формулировок, статья Путина – это
российский ответ на план «The New Silk Road», активно продвигаемый США
[2]. Одновременно – это альтернатива центральноазиатской «стратегии
Медведева», изложенной в докладе ИНСОРа «ОДКБ: ОТВЕТСТВЕННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ». И уж в любом случае – это план мягкого возвращения России
в Центральную Азию.
Разумеется, само появление этой статьи – уже повод
для оптимизма. Ведь к чему пришла Россия на пост-советском пространстве?
За двадцать лет, прошедших с момента распада СССР, политическая элита
РФ сделала все для того, чтобы оттолкнуть от себя постсоветский Кавказ и
постсоветскую Центральную Азию. Все разговоры о некоей интеграции
бывших советских республик так и остались разговорами, эти республики
уверенно двигались к все большей независимости от России, и Россия всем,
чем могла, способствовала этому движению. Все заявления первых лиц РФ о
приоритетности и первостепенности развития отношений с СНГ оказались
пустышкой, Москва демонстративно отказывалась инвестировать в создание
новых отношений.
Создавалось впечатление, что ориентированная на
Запад часть правящей российской элиты в отношении Центральной Азии
отказалась от проведения самостоятельной внешней политики. Гораздо
предпочтительнее для этой элиты было получение статуса «особого
партнера», который на принципах аутсорсинга осуществлял функции по
профессиональной поддержке и сопровождению интересов Запада в
Центральной Азии. Разумеется, не задаром, а в обмен на инвестиции в
«модернизацию». Более того, часть этой самой правящей элиты уже на
полном серьезе начало поговаривать о том, что исторической ролью России в
Центральной Азии может и должно стать привнесение на Восток западных
ценностей через структуры СНГ и ОДКБ[3].
Итогом такой политики стало то, что Россия
стремительно утрачивает не только политическую, но уже и культурную
привлекательность для населения бывших среднеазиатских республик.
Итогом стало то, что из-за деиндустриализации,
обвала высокотехнологичных и наукоемких отраслей (в первую очередь,
разумеется, речь о ВПК), снижении научного потенциала – сегодня России
практически нечего предложить своим центральноазиатским партнерам из
того, что не могли бы предложить им другие игроки в этом регионе в
большем объеме, лучшего качества и на более выгодных финансовых
условиях.
И, наконец, итогом этой политики стало то, что
интересы России в данном регионе свелись, по сути, к двум вещам -
обуздание наркотрафика и недопущение волны миграции, вызванной
дестабилизацией ситуации в регионе. Согласитесь, такие интересы – это
далеко не стратегический уровень, особенно в сравнении с интересами в
регионе США и Китая.
Как представляется, «Евразийский план Путина»
явился реакцией российской национально ориентированной элиты и
национально же ориентированного капитала на сложившееся положение дел. В
определенной степени – это попытка переломить ситуацию, остановить
процесс вытеснения России с ее геополитических рубежей и втискивания
страны в границы «Московского княжества».
Разумеется, что подобный курс вызовет яростное
сопротивление и внутри страны, и на Западе. Ну, рассуждения Запада об
«изначальной агрессивности и экспансионизме России» - дело привычное и
обыденное. Любой шаг России, кроме одностороннего отказа от ядерного
оружия и предоставления в один день суверенитета всем своим территориям –
добрых слов на Западе не заслужит. Carthago delendam esse, Карфаген
должен быть разрушен…
Гораздо интереснее те силы, которые нерушимой
стеной встанут на пути «ЕвразПлана» в России. И речь здесь не о вечно
правых, вечно оппозиционных, которые по примеру того же Запада любое
действие государства будут трактовать как наступление тоталитаризма и
грядущую смерть всевозможных свобод. Они существуют лишь тем, что к их
телодвижениям приковано внимание СМИ, а это будет продолжаться до
бесконечности, как-никак «витрина демократии и либерализма», наш отчет
Западу. Противостоять Путину будут силы гораздо более серьезные и менее
публичные. На борьбу с Евразийским Союзом поднимется
западноориентированный российский капитал. И будет иметь для этого все
основания.
Во-первых, как уже говорилось, политика создания
Евразийского Союза вызовет противодействие Запада, от которого этот
капитал зависим. Любой конфликт с Западом для этого капитала смертелен,
потому как разрушает основу его существования – получение сверхприбыли
от безоглядной распродажи ресурсов. Создание Евразийского Союза
потребует от России шагов, в представлении Запада преступных. Ночным
кошмаром Вашингтона является укрепление регионального сотрудничества
России (а в перспективе – Е-Союза) с Китаем и Ираном и включение в это
сотрудничество Пакистана. Уже сегодня США пытаются противостоять
возможности такого блока, достаточно успешно создавая «особые отношения»
с Индией и стремясь включить ее в стратегическое партнерство по
Афганистану. Именно так следует расценивать соглашение о стратегическом
партнерстве Индии и Афганистана, подписанное Карзаем и Сингхом в этот
вторник, 4 октября [4]. И если правительство Израиля требует от
представителей российского Еврейского Конгресса оказать давление на
руководство РФ в целях ужесточения позиции России по Ирану, то можно
себе представить, какого уровня будет давление на зависимый от Запада
российский бизнес в деле реализации «ЕвразПлана».
Во-вторых, что, на мой взгляд, гораздо более важно,
реализация идеи Е-Союза потребует наращивания внешнеполитического
потенциала России, то есть – расходов на проведения внешней политики,
включая себя и расходы на оборону. Единственный источник финансирования
здесь, как бы ни пытались уверить нас в обратном, – ограничение
сверхдоходов российского капитала, в первую очередь – завязанного на
экспорт сырья и энергоресурсов. Что происходит, когда кто-то пытается
покуситься на святое, на доходы олигархических структур – думаю, что
никому объяснять не надо.
И, наконец, в-третьих. Российский бюрократический
аппарат устроен таким образом, что положительно воспринимает только
увеличение штатов и расширение полномочий в
разрешительной/запретительной сфере. Справедливости ради замечу, что так
устроен любой аппарат. Но не в каждом государстве он обладает такими
возможностями для бесконтрольного саботажа решений Президента и
правительства. И ладно бы полномочия, проект Евразийского Союза, помимо
выдвижения требований к качеству работы этого аппарата еще и ведет к
снижению его доходов, получаемых в ходе реализации права запрещать либо
разрешать.
Спешу сообщить, что это лишь контуры
антипутинского, антиЕ-Союзного блока внутри страны. Но есть и более
важное обстоятельство. Реализация столь амбициозного плана, фактически –
создания новой страны, потребует мобилизации всего общества, в первую
очередь – вокруг реиндустриализации. Российские сторонники
интеграционных процессов зачастую забывают, что объединение возможно
только тогда, когда экономика страны, являющейся ядром объединительных
процессов, успешна и динамично развивается. Когда страна-объединитель
становится привлекательной в технологическом, научном, социальном и
культурном аспекте. Собственно, создание Евразийского Союза невозможно
без глубоких преобразований внутри России. Готова ли она к этому –
большой вопрос, рассмотрение которого вне рамок данной статьи.
Существует ли план таких преобразований, причем, план не на уровне
деклараций, а как программа действий для всего государства? Для меня это
вопрос открытый…
***
В самом начале статьи я уже говорил, что фраза о
том, что во внешней политике Евразийский Союз не собирается «ни от
кого отгораживаться и кому-либо противостоять» - не более чем
благопожелание. Противостоять придется – и в первую очередь,
противостоять придется политическим элитам некоторых
центральноазиатских государств. Задача эта, по своей масштабности и
сложности мало чем уступает противостоянию на внутрироссийских фронтах
борьбы за Евразийский Союз.
(окончание следует)
[1] «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», Известия, 3 октября, 2011 | http://www.izvestia.ru/news/502761
[2] The United States' "New Silk Road" Strategy: What is it? Where is it Headed? Sept. 29, 2011 | http://www.state.gov/e/rls/rmk/2011/174800.htm
[3] «ОДКБ: ОТВЕТСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» http://www.insor-russia.ru/files/ODKB-0709.pdf
[4] «Karzai Sets Closer Ties With India on Visit»,
By Tom Wright & Margarita Stancati, The WALL STREET JOURNAL, Oct.5,
2011 | http://online.wsj.com/article/SB10001424052970203791904576610923980017098.html
Источник:
|