Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Вторник, 14.05.2024, 00:59
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Геополитика

    Цели и интересы Китая и России в ШОС

    Цели и интересы Китая и России в ШОС






    Введение

    Одной из важнейших особенностей политического устройства мира после холодной войны стало формирование новых региональных процессов. Освобождение системы международных отношений от атмосферы двухполюсного ожесточенного идеологического противостояния периода холодной войны обусловило развитие регионального сотрудничества как по вертикали, так и по горизонтали. Евразийская геополитическая зона находится в числе тех регионов, на которые оказало значительное воздействие оказала новая обстановка, которая способствовала возникновению новых процессов в региональном сотрудничестве стран региона по самым различным направлениям. Среди различных региональных организаций, которые были созданы в этой зоне, Шанхайская Организация Сотрудничества в силу своей значительной влиятельности и постоянного совершенствования представляет собой яркую модель регионального сотрудничества на евразийском пространстве в период после холодной войны. С учетом того, что основополагающую роль в создании и развитии этой организации сыграли две страны - Китайская Народная Республика и Российская Федерация, в настоящей статье предпринимается попытка с использованием аналитически-описательного подхода оценить роль, цели и интересы этих двух стран в Шанхайской Организации сотрудничества в трех аспектах - политическом, военно­оборонном и экономическом, что позволило бы наилучшим и комплексным образом понять происходящие в рамках этой новой региональной организации процессы с точки зрения ее влияния на новую систему международных отношений и на евразийскую геополитическую зону.

    Перед распадом Советского Союза в 1986 году последний президент СССР Михаил Горбачев на совещании во Владивостоке высказался за нятие разногласий между Китаем и Россией. В мае 1989 г. во время исторического визита в Китай Горбачев и Дэн Сяопин подписали соглашение и приняли решение о нормализации отношений (Burles,1999:5-6). В сложившейся обстановке в 1990 г. между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой был заключен договор о сокращении военных баз и вооруженных сил в зоне китайско-советской границы и о принятии мер по созданию доверия в отношениях между двумя странами. Однако этот договор по причине развала СССР не был выполнен. Позднее, в 1995 году, на новом этапе двусторонних отношений между Россией и Китаем был подписан договор о дружбе и сотрудничестве. В числе важнейших положений этого договора предусматривались такие меры, как противодействие гегемонии США, демаркация 4370 км границы между двумя странами, а также передача и торговля военными технологиями, предоставление доступа к энергии и сырьевых товаров, противодействие растущей волне исламизации в Центральной Азии (Фиязи, 1388, 22-23).

    В сложившейся благоприятной обстановке 26 апреля 1996 г. пять стран - Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан на встрече руководителей этих стран в Шанхае приняли решение в целях укрепления доверия в военной сфере в пограничных районах создать структуру под названием «Шанхайская группа 5». Фактически впервые в истории Китай, Россия и страны Центральной Азии объединились в рамках соглашения о военном и экономическом сотрудничестве, договорившись о принятии мер по поддержанию стабильности и безопасности в регионе (Chung,2004:990). По прошествии времени, с учетом неплохих результатов работы, относительной успешности и расширения сферы деятельности «Группы 5», а также в соответствии с первоначальной договоренностью, в 2001 году появились предпосылки для преобразования «Группы 5» в региональную организацию под названием Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).

    С другой стороны, в этом же году Узбекистан стал шестым членом ШОС. Присоединение к этой организации в 2004 г. четырех стран - Ирана, Индии, Пакистана и Монголии в качестве наблюдателей обусловило повышенное внимание мирового сообщества к Шанхайской Организации Сотрудничества. В настоящее время страны- члены и страны-наблюдатели ШОС располагают широкими потенциальными возможностями. ШОС охватывает страны с территорией общей площадью 37 млн. кв. км, на которой проживает свыше 2,7 млрд. человек. На территории стран ШОС находится около 20% мировых запасов нефти и 50% мировых запасов газа. С точки зрения геополитического и геостратегического положения этот регион имеет большое значение. Учитывая прогнозы того, что во второй половине 21 века Азия займет особое экономическое и политическое место в системе международных отношений, поэтому и статус Шанхайской Организации Сотрудничества также повысится. В то же время Китайская Народная Республика и Российская Федерация в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН и в качестве великих держав современного мира играют значительно большую роль и оказывают особое влияние на формирование и развитие Шанхайской Организации Сотрудничества по сравнению с другими членами ШОС. При этом превалирующая роль этих двух великих держав в процессе деятельности и развития ШОС является важнейшей причиной того, что внимание мирового сообщества приковано к Шанхайской Организации Сотрудничества.

    Учитывая изложенное, возникает такой вопрос: в чем заключаются цели и интересы двух стран - Китая и России - в формировании и развитии Шанхайской Организации Сотрудничества? Иными словами, каким образом эти цели и интересы воздействуют на процесс эволюции этой региональной организации? Руководствуясь поставленным вопросом, в настоящей статье предпринимается попытка с использованием аналитически-описательного подхода оценить роль, цели и интересы двух стран - Китайской Народной Республики и Российской едерации - в отношении Шанхайской Организации Сотрудничества в трех аспектах - политическом, военно-оборонном и экономическом, что позволило бы наилучшим и более полным образом понять происходящие в рамках этой новой региональной организации процессы с точки зрения ее влияния на новую систему международных отношений и на евразийскую геополитическую зону.

    1. Этапы формирования и расширения Шанхайской Организации Сотрудничества

    Шанхайская Организация Сотрудничества, несмотря на то, что она существует очень недолгое время, получила значительное развитие, так что этот аспект стал одной из особенностей ШОС, что привлекло внимание специалистов. В целом с момента создания этой организации и до сегодняшнего дня ее цели и функции расширялись ступенчатообразным образом, и в этом процессе можно выделить три этапа.

    На первом этапе начиная с 1996 года (год создания) и до 2000 года основное внимание Шанхайской группы 5 было направлено на урегулирование пограничных проблем. С учетом незначительности противоречий между Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном по пограничным вопросам наибольшие усилия направлялись на урегулирование имеющихся пограничных проблем между указанными странами и Китайской Народной Республикой и заключению между ними соответствующих соглашений. В результате путем заключения соглашений с государствами Шанхайской группы 5 Китай сумел обезопасить свою границу с с Россией и странами Центральной Азии протяженностью около 7 тыс. кв. км.(Ваэзи, 1385, 9). Также, с учетом того, что общая граница Китая и России имеет протяженность 4370 км, эти две страны смогли, используя инструменты новой организации, урегулировать исторические пограничные споры. При этом были достигнуты важные договоренности о запрете проведения военных маневров на общей границе, о недопустимости военной агрессии друг против друга, о сокращении численности войск на границах, а также о приеме Узбекистана в качестве наблюдателя в 2000 году. Также в 2000 году Шанхайский договор пяти был переименован вШанхайскую пятерку, что сыграло важную роль в реформировании деятельности этой новой организации.

    Второй этап - с 2001 по 2004 гг.- характеризовался концентрацией деятельности на проблемах обеспечения безопасности и на вопросах экономики, и стал поворотным этапом в деятельности участников Договора Шанхайской пятерки. С учетом решения пограничных проблем страны- члены получили возможность обсудить на шестом саммите глав государств в Шанхае 14-15 июня 2001 года вопросы, связанные со структурой организации и ее развития, важнейшие региональные и глобальные международные проблемы, вопросы экономического сотрудничества и безопасности. По эти вопросам были подписаны важные документы. Одним из таких документов стало соглашение о борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и контрабандой наркотиков и оружия. На этом саммите с согласия пяти стран шестым членом организации был принят Узбекистан. В конечном счете результаты деятельности и относительная успешность Шанхайской пятерки создали предпосылки для превращения ее в региональную организацию, и в 2001 году официально было объявлено о создании Шанхайской Организации Сотрудничества (Там же, 10).

    На этом этапе члены ШОС приняли такие важные решения, как создание в Ташкенте антитеррористического центра, целью которого было противодействие обозначенным членами ШОС трем элементам зла - терроризму, экстремизму и сепаратизму. Это решение сыграло важную роль в деле укрепления оборонных механизмов и механизмов по обеспечению безопасности ШОС. Заслуживает внимания тот факт, что этот этап совпал по времени с событиями 11 сентября в США, а также агрессией США в Афганистане, опасениями в связи с распространением элементов Аль-Каиды и талибов в Центральной Азии. Именно в этот период Запад, в частности, США стали уделять этому региону особое внимание, что выразилось, в частности, в создании военных баз в Центральной Азии, что вызвало особое беспокойство стран-членов ШОС, особенно у Китая и России, в результате чего эти вопросы стали главным предметом обсуждения на нескольких саммитах ШОС. При этом следует отметить, что хотя борьба с терроризмом и экстремизмом была общей задачей как для ШОС, так и для США, однако, с учетом различия позиции ШОС по отношению к экстремизму и терроризму (позиция ШОС базировалась на проблемах обеспечения внутренней безопасности) и позиции США (которая базировалась на концепции угрозы для гегемонии либерал-демократии), даже в период наивысшего подъёма терроризма на практике обе стороны так и не смогли выработать общую стратегию борьбы с терроризмом.

    Третий этап - с 2005 г. по настоящее время- характеризовался приемом в Шанхайскую Организацию Сотрудничества членов-наблюдателей и расширением сферы деятельности ШОС, горизонтальным и вертикальным расширением Шанхайской Организации Сотрудничества. На этом этапе с целью укрепления и расширения сферы деятельности ШОС в нее в качестве наблюдателей были приняты четыре страны: Иран, Индия, Пакистан и Монголия. Этот шаг значительно увеличил объем регионального сотрудничества, потенциал и возможности Шанхайской Организации Сотрудничества. Эти изменения наряду с заявлениями лидеров Китая и России в кулуарах саммитов ШОС, выходящими за рамки региона (и которые в основном считаются неофициальной позицией ШОС), заметно усилили международную роль и значение Шанхайской Организации Сотрудничества. Саммит глав государств ШОС в Астане (Казахстан) в июле 2005 года можно назвать ярким проявлением этих изменений. В восьмистраничном заявлении лидеров Китая и России накануне проведения саммита были подвергнуты сильной критике односторонние усилия США по единоличному управлению международными кризисами, а в заключительной декларации саммита содержалось требование к США представить график вывода военных баз из Центральной Азии. На основании этого требования американские войска в конце 2005 года покинули военную базу Ханабад в Узбекистане. Западные СМИ назвали эти события результатом появления новой силы в регионе. (Однако, наряду с этими событиями Шанхайская Организация Сотрудничества на этом этапе переживала эволюцию с точки зрения структурных изменений и с точки зрения своей деятельности, в частности, были предприняты меры к расширению направлений сотрудничества между членами ШОС. Для большего ознакомления с процессом изменений на этом этапе необходимо остановиться на важнейших решениях саммитов ШОС.

    Саммит 2006 г. в Шанхае, Китай.

    • Разработка новых правил для секретариата ШОС;
    • Изменение названия высшего поста в ШОС с председателя на генерального секретаря;
    • Расширение полномочий генерального секретаря ШОС.

    Саммит 2007 г. в Бишкеке, Киргизия.

    • Утверждение плана обеспечения безопасности для международной безопасности;
    • Подписание соглашения в области культурного сотрудничества;
    • Принятие решения о проведении крупных антитеррористических учений армий ШОС в районе Челябинска, Россия, под названием «Операция мир-2007»

    Саммит 2008 г. в Душанбе, Таджикистан.

    • Соглашение в области создания в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия;
    • Расширение сотрудничества с другими региональными и международными организациями.

    Саммит 2009 г. в Екатеринбурге.

    • Предоставление Китаем займа в 10 млрд. долларов членам ШОС для обеспечения мер по противодействию последствиям мирового финансового кризиса;
    • Принятие плана действий в области многостороннего торгово-экономического сотрудничества между странами- членами ШОС.

    Саммит 2010 г., Ташкент.

    • Акцент на поддержание стабильности и спокойствия в Киргизии после произошедших там волнений;
    • Поддержка договоренности России и США о сокращении стратегических вооружений.

    Решения глав государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества в последние годы по организационным и практическим вопросам способствовали развитию еще большей динамичности этой организации. Помимо перечисленных проектов и решений в связи с ШОС происходили и другие события, некоторые из которых в силу их важности следует упомянуть:

    • отказ в 2005 г. принять в ШОС США в качестве наблюдателя;
    • проведение международной конференции «Шанхайская Организация Сотрудничества: достижения и мнения» (30 ноября 2006 г.);
    • предложение президента России Путина об образовании «Энергетического клуба Шанхайской Организации Сотрудничества» (2006 г.);
    • независимое участие Дэн Сяопина в качестве генерального секретаря ШОС в юбилейном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по случаю 60-летия образования ООН в качестве важного шага в деле международного признания
    • ШОС;
    • организация ежегодных встреч прокуроров стран-членов с целью обмена информацией и противодействия организованной преступности и контрабанде наркотиков;
    • проведение заседаний совета коммерсантов и банкиров;
    • проведение в Москве международной конференции по Афганистану при решающем участии ШОС (27 марта 2010г.);
    • принятие совместного заявления секретариата ШОС и ООН (5 апреля 2010 г.);
    • проведение оперативно-стратегических учений под названием «Саратов-антитеррор 2010» с 16 по 26 августа 2010 г. в г. Саратове, Россия.

    2. Деятельность Шанхайской Организации

    Сотрудничества на третьем этапе обусловила ее более влиятельное позиционирование на уровне региона и в глобальном плане. Таким образом, как можно было убедиться, Шанхайская Организация Сотрудничества со временем, с учетом внутренних, региональных и глобальных потребностей пришла к необходимости организационных и оперативных преобразований, и ее первоначальные задачи, ориентированные на вопросы обеспечения безопасности, постепенно были переориентированы на другие сферы, в частности, на экономические. Между тем, заслуживает внимания тот факт, что президент США Барак Обама высказал заинтересованность в сотрудничестве с ШОС в решении афганских проблем. Этот вопрос важен в том отношении, что Вашингтон всегда негативно воспринимал ШОС, а отказ в 2005 г. принять США в ШОС в качестве наблюдателя еще более усилил это пессимистическое отношение США к Шанхайской Организации Сотрудничества. Однако, с учетом многочисленных вызовов, стоящих перед США и НАТО в Афганистане, Вашингтон пришел к мысли об использовании возможностей ШОС, даже при том, что в этом отношении еще никаких практических шагов сделано не было (Иран шарги, 8 ордибехешта 1389 г.).

    В целом рассмотрение эволюции, проделанной Шанхайской Организацией Сотрудничества, свидетельствует о процессе динамического развития этой региональной организации. Это подтверждает и уделяемое этой организации внимание со стороны США (пусть даже на словах и показным образом) влиятельной роли этой организации в региональных и глобальных процессах. Между тем, главным фактором, обусловившим эти изменения и вызвавшим к ним внимание, является влиятельная и неоспоримая роль двух великих держав - Китая и России, как главных членов и основателей ШОС, которые и определяли процесс формирования и видоизменения Шанхайской Организацией Сотрудничества после 1996 года. При этом, как отмечалось выше, этот фактор определял и возросшее внимание мирового сообщества к этой новой организации. В этой связи понимание целей и интересов этих двух государств в деле создания и укрепления ШОС может способствовать лучшему пониманию причин видоизменения Шанхайской Организацией Сотрудничества и динамизма этого процесса.

    С учетом этого сначала мы коротко рассмотрим стратегическое партнерство двух государств - Китая и России, а затем отдельно проанализируем вопрос о том, какие цели и интересы преследуют Китайская Народная Республика и Российская Федерация, осуществляя изменения в Шанхайской Организации Сотрудничества, чтобы лучше и более полно понять, как меняется эта организация.

    3. Китайско-российские отношения: стратегическое партнерство

    Китайско - российские отношения в их нынешнем виде, как неоднократно заявляли стороны, имеют форму «стратегического партнерства», что рассматривается как высокий уровень двусторонних отношений. Общность позиций двух стран в отношении системы глобальных и региональных международных отношений, отсутствие разногласий и споров, противостояния и соперничества между двумя странами, а также наличие важных общих интересов обусловили стремление сторон к максимальному расширению и углублению связей. В отличие связей Китая с Евросоюзом, в которых важнейшим элементом является экономическая составляющая, китайско-российские отношения в основном формируются в области политики и безопасности. Это утверждение доказывают показатели объема торговли Китая с Россией в сравнении с товарооборотом Китая и странами Евросоюза. Товарооборот между Китаем и Россией за 10 месяцев 2010 г. немного превысил 45 млрд. долларов (Daily, December 10, 2010), тогда как за этот же период объем товарооборота между Китаем и Евросоюзом превысил 210 млрд. долларов (Beijing Review, October 18,2010). Иными словами, общие проблемы в связи с имеющимися угрозами, с одной стороны, и единые позиции по международным проблемам, как на региональном, так и на глобальном уровнях, с другой стороны, являются основными факторами, влияющими на формирование отношений межу двумя странами.

    Китай и Россия читают существующий однополюсный порядок в мире угрозой для своих интересов и для своей национальной безопасности, и стремятся направить развитие международной системы к многополюсному устройству. Поэтому обе страны начали укреплять региональные механизмы наряду с внутренней консолидацией с целью ослабления порядка, который хотели бы установить США. Особенно это касалось периода пребывания Буша на посту президента США (идея однополюсного мира). Фактически с самого начала насаждения американского плана нового порядка Китай и Россия не жалели усилий для того, чтобы любыми способами ослабить эту концепцию (Ta-chen,2000:718).

    На региональном уровне фактором сближения Китая и России считается равнонаправленная политика по отношению к Центральной Азии. Фактически после распада Советского Союза у Китая появилась благоприятная возможность для улучшения отношений с республиками Центральной Азии.

    С одной стороны, Пекин осведомлен об особой чувствительности Москвы по отношению к региону, а с другой стороны Москва рассматривает Центральную Азию как свой «стратегический задний дворик» и стремится продолжать свою «политику ближнего зарубежья» (Olcott Brill,2000:375). Исходя из этого, Китай старается избегать сталкиваться с интересами России в Центральной Азии и уважает политическую и военную роль этой страны в регионе. С учетом этого обстоятельства обе стороны, формулируя общие интересы и общие угрозы, рассматривают присутствие США и НАТО в Центральной Азии, а также расширение НАТО на Восток в качестве угрозы для себя, и в целях противостояния этой угрозе формируют мягкий баланс с Западом, в частности, вооруженным силам США и НАТО в этом регионе. Кроме того, Россия и Китай осуществляют общую стратегию по отношению к таким проблемам, как рост исламизации, контрабанда наркотиков и борьба с вооруженными бандами и терроризмом.

    Поскольку страны Центральной Азии, а также Пакистан и Афганистан являются на юге соседями России и соседствуют с западными районами Китая, интересы обеих этих стран в связи с этим регионом тесно переплетены. При этом важнейшим беспокоящим фактором для обеих сторон является угроза экстремизма и нестабильности в результате экономического застоя в Центральной Азии (Эмами Мейбоди и Эсмаилии, 1387, 22). На уровне региона Шанхайская Организация Сотрудничества является главным воплощением стратегического партнерства двух стран. Фактически эти две страны являются главой платформой для формирования и развития ШОС, и при этом они стремятся использовать ШОС в качестве инструмента для создания приемлемого для себя порядка в регионе, в рамках которого существуют важные общие особенности. На глобальном уровне две страны являются стратегическими партнерами в Совете Безопасности ООН, в Совете директоров Международного агентства по атомной энергии и во многих других организациях. Общие позиции двух стран по Ираку, по ядерному вопросу Северной Кореи и Исламской Республики Иран и по многим другим вопросам подтверждают этот тезис. Кроме того, Россия является крупнейшим поставщиком оружия в Китай, оружия, которое имеет для Китая чрезвычайную важность, так как, с одной стороны, на поставки оружия в Китай западными странами (США и европейскими странами) наложено эмбарго, а с другой стороны, Китай в качестве своего главного приоритета в сфере национальной безопасности поставил задачу наращивания военной мощи и создания паритета по различным аспектам военного могущества. Значение вопроса наращивания военной мощи китайцами становится понятным, если учесть, что в Белой книге по вопросам национальной обороны, опубликованной в 2004 году, говорится о преодолении растущего отставания страны в военном отношении, возникшем в результате революции в военном деле, что рассматривается как одна из четырех важнейших угроз национальной безопасности страны, и поэтому делается акцент на необходимости преодолеть это отставание (White Paper,2004).

    В целом условия в двух странах в различных сферах требуют создания определенного стратегического альянса между двумя странами, поскольку без этого ни одна из двух стран не может решить свои острые проблемы. С другой стороны, при достижении согласия между двумя странами появится возможность вместо того, чтобы тратить силы на противостояние друг другу и противодействие усилению позиций Запада и открытию Западом нового фронта, направленного против обеих стран, каждая из них может служить стратегическим тылом для другой. Учитывая развитие международной обстановки и положение в регионе, интересы Китая и России требуют, чтобы в будущем предпринять шаги для создания своего рода регионального порядка, и, как минимум, превратить эту организацию в важный элемент обеспечения безопасности в регионе (Фиязи, 1388, 22-23), что может выразиться в создании и укреплении механизма Шанхайской Организации Сотрудничества. Поэтому, с учетом жизненно важной, влиятельной роли Пекина и Москвы в создании этого регионального механизма далее будет предпринята попытка рассмотреть по отдельности цели и интересы каждой из этих двух стран в связи с Шанхайской Организацией Сотрудничества.

    4. Цели и интересы Китайской Народной Республики

    Китайская Народная Республика в качестве одного из основателей Шанхайской Организации Сотрудничества сыграла важную роль в формировании и развитии этой организации. В этой связи понимание политики Китая в отношении Шанхайской Организации Сотрудничества может привести к лучшему и более реалистическому пониманию сущности этой организации. В следующем разделе статьи мы подвергнем анализу интересы и цели Пекина в связи с Шанхайской Организацией Сотрудничества в региональном и глобальном аспектах.

    4.1. Политические цели и интересы

    Вслед за распадом СССР и концом двуполярного мира в начале 90х годов внешняя политика Китая претерпела значительные изменения. Политика открытых дверей Дэн Сяопина получила более активную реализацию при руководителях третьего поколения (под руководством Цзян Дземина) и при руководителях четвертого поколения (под руководством Худзинтао). Китай отошел от идеологических принципов прошлых десятилетий, отдав предпочтение во внешней политике практицизму. Вместе с тем, глобальные взгляды Пекина на международную систему претерпели множество достаточно значительных взлетов и падений. Пекин в первый период после распада СССР преследовал идею создания многополярного мира, в котором существовало бы множество независимых центров силы, в том числе Китай. Однако постепенно, что наиболее ярко проявилось в конце 90-х годов, китайские руководители перестали настаивать на идее усиления мировой децентрализации и начали придерживаться концепции демократизации международных отношений. До этого периода Китай не проявлял интереса к сотрудничеству с региональными организациями. В порядке реализации этой задачи китайские специалисты в области международных отношений стали больше склоняться к западной концепции, такой, как региональная идентичность, новый регионализм и т.п. (Янг, 1386, 23). Поэтому в качестве приоритета внешней политики Китая была поставлена задача создания долгосрочных и прочных связей с мощным стратегическим партнером, что позволило бы обеспечить его национальные интересы (Goldstein,2001:844- 6). На основе этого курса регионализм стал одной из важнейших целей во внешнеполитической стратегии Китая и в деятельности политиков этой страны. В целом внешняя политика Китая, ориентированная на регионализм, базируется на четырех основных нижеследующих принципах:

    • участие в региональных организациях;
    • расширение и углубление стратегического двустороннего сотрудничества с региональными державами;
    • расширение экономических связей;
    • снижение уровня недоверия и обеспокоенности в регионе (Моради и Моаззами Гударзи, 1386, 279).

    Руководствуясь таким подходом, Пекин начиная с середины 90-х годов стал пытаться реализовать свои глобальные региональные устремления и глобальные цели на международной арене, то есть, усиления децентрализации и демократизации международных отношений путем активного участия в таких организациях, как ОПЕК, АСЕАН (в качестве наблюдателя), а также в Шанхайской Организации Сотрудничества (в качестве основного участника и основателя).

    4.2. Цели и интересы в области безопасности и обороны

    Цели и интересы в области безопасности и обороны определяют заинтересованность Пекина в существовании Шанхайской Организации Сотрудничества. Корни этой заинтересованности лежат в противостоянии Китая целому комплексу традиционных и нетрадиционных угроз на пространстве после холодной войны. В целом цели и интересы Китая в области безопасности и обороны, связанные с Шанхайской Организацией Сотрудничества, можно подразделить на три уровня:

    Первый уровень - создание гарантий для территориальной целостности и национального единства Китая. Наличие сепаратистских тенденций в некоторых районах Китая, в таких как Тибет, Синьцзян, и, конечно, Тайвань, который пользуется поддержкой США, - это одни из важнейших факторов, угрожающих территориальной целостности и национальному единству Китая. При этом район Синьцзяна представляет для Китая большое значение с точки зрения природных ресурсов, а также ввиду национальных и религиозных особенностей и наличия сепаратистских тенденций. Также имеет значение то, что эта населяющие эту провинцию народности имеют национальную, религиозную и языковую общность с некоторыми народами стран Центральной Азии. Это обстоятельство может стать источником усиления нестабильности и волнений в северо­западных провинциях Китая, в частности, в Синьцзяне.

    Шанхайская Организация Сотрудничества дала Китаю, а также России, возможность в рамках институциональной организации, в составе которой имеется четыре центральноазиатских страны, проводить согласованную политику по обеспечению контроля и подавления сепаратистских и националистических тенденций. Иными словами, близость между правительствами, занимающимися межнациональными и сепаратистскими конфликтами в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, дает членам этой организации возможность использовать возможности друг друга для противостояния этим угрозам и, вырабатывая интегрированную между собой политику, ограничивать поддержку сепаратистских группировок внутри своих стран. Это дает Китайской Народной Республике весьма ценный шанс противостоять одной из серьезнейших внутренних угроз для своей безопасности путем коллективных усилий в рамках одной региональной организации.

    Второй уровень - это решение пограничных проблем с Россией. С исторической точки зрения граница между Китайской Народной Республикой и бывшим Союзом Советских Социалистических Республик всегда была источником и местом обширных конфликтов между двумя странами. В 1969 году даже произошло вооруженное столкновение из-за острова Чженьбао (Даманский). В конечном счете этот конфликт в 1991 году был разрешен путем признания юрисдикции Китая гад этим островом. Однако сохранение недоверия между Москвой и Пекином привело к размещению вооруженных сил и усиления военных баз с обеих сторон границы. После 1989 г. Россия и Китай в целях установления доверия между двумя странами приступили к сокращению численности войск на границе. Однако, в результате распада СССР и возникновения независимых государств в Центральной Азии пограничные проблемы Китая возросли. В результате распада СССР граница между двумя странами протяженностью более 7 тысяч километров превратилась в границу между Китаем и Казахстаном длиной 1533 км, между Китаем и Таджикистаном (414 км), Китаем и Киргизией (858 км) и Китаем и Россией (4370 км) (Щирази и Карими, 1388 г., 30­34). В этой обстановке в начале 90-х годов Китай заключил целый ряд двухсторонних и многосторонних соглашений с Москвой и таким образом сумел преодолеть проблемы безопасности в пограничной сфере. В результате создания группы Шанхайской пятерки Китай предпринял важный шаг в направлении укрепления обстановки доверия в военной сфере на своей границе. Практически Китай в связи с проблемами безопасности в южных и восточных районах смог создать буферную зону и преграду на пути проникновения на западе страны, а на последующих этапах китайцы смогли сделать других членов ШОС своими партнерами по решению своих трансрегиональных проблем (Eshanova,2002).

    Третий уровень относится к принятию жестких мер по противодействию транснациональной преступности и установлению социальной стабильности и безопасности. Фактически китайцы полагают, что в период после холодной войны снизилась вероятность столкновения между великими державами, применения ядерного оружия, а также столкновений в результате геополитических противоречий, однако, возникли угрозы другого типа в нематериальной сфере (Амини, 1387, 135). Исходя из этого, Китай путем развития региональных связей и интеграции с соседними странами начал заниматься решением других проблем, связанных с совместной безопасностью, таких как терроризм, контрабанда наркотиков, международная преступность, загрязнение окружающей среды, незаконная миграция, СПИД и инфекционные заболевания, такие как САРС, и т.п. Инициатива Китая в деле основания Шанхайской Организации Сотрудничества является успешным примером создания регионального институционального инструмента для противоборства с нетрадиционными угрозами в сфере безопасности (Ширази, 1388, 34).

    4.3. Экономические цели и интересы

    Одним из крупнейших событий в период после холодной войны стал беспрецедентный экономический рост Китайской Народной Республики. Торгово-экономические вопросы превалируют во внешних связях Китая в такой степени, что можно говорить о том, что Китай применяет в этой сфере понятие внешнеполитического экспансионизма. Продолжение политики открытых дверей и процесса разрядки во внешней политике, принятие принципов рыночной экономики внутри страны и за рубежом, налаживание широких торгово-экономических связей с развитыми странами и международными торгово­экономическими организациями, включая ВТО, создали предпосылки для экономического роста Китая в течение последних двадцати лет. При этом активное участие Китая в региональных организациях стало одним из стратегических направлений деятельности Пекина в целях поддержания и наращивания своего экономического потенциала. Активное членство Китая в региональных организациях является наглядным примером этой стратегии.

    Формирование Шанхайской Организации Сотрудничества дали китайским руководителям новую возможность для того, чтобы наряду с сотрудничеством в сфере обороны и безопасности продолжить дальнейшее расширение торгово-экономического сотрудничества. Участие Китая в этой организации позволило растущей экономике страны получить в распоряжение большие потребительские рынки стран-членов ШОС для экспорта китайских товаров, и, с другой стороны, создать дополнительные предпосылки для ускорения экономического роста. При этом значительный объем экономических связей Китая со странами-членами ШОС приходится на энергию. Это объясняется большими потребностями Китая в импортной энергии.

    Фактически быстрый экономический рост Китая в последние годы обусловил большой рост потребления энергии в стране. Например, потребление нефти в стране за период с 1995 по 2005 гг. выросло в два раза, достигнув 6,8 млн. баррелей в сутки. Рост потребления Китаем был настолько быстрым, что в 2003 году он обогнал Японию и занял второе место в мире по потреблению нефти. По данным МЭА, потребление нефти в Китае в 2009 г. достигло 4,1 млн. баррелей в сутки, а в 2010 г. составило 4,5 млн. баррелей в сутки (IEA,2010).

    По некоторым оценкам, потребление нефти в Китае к 2020 г. достигнет 12 млн. баррелей в сутки, а к 2030 г. - 16 млн. баррелей в сутки, тогда как импорт нефти возрастет к 2020 г. до 7 млн. баррелей и к 2030 г. - 11 млн. баррелей в сутки. В течение двадцати ближайших лет темпы прироста потребления нефти в Китае составят таким образом около 4,5%, что в два раза превысит среднемировые и в четыре раза средние темпы прироста потребления нефти в развитых странах мира (Шариати Ния, 1387, 16-17). Потребление природного газа в Китае в последние годы также быстро росло, что обусловило и рост импорта газа по трубопроводам. Увеличился и импорт сжиженного природного газа.

    По данным Национальной нефтяной компании Китая импорт газа в Китай в 2009 г. составил порядка 8,3 млрд. куб. м, а уже через год, в 2010 году этот показатель превысил 10 млрд. куб. м. (Business Spectator, 2010). Однако, как отмечают китайские специалисты, наибольшее беспокойство в области обеспечения страны энергией вызывает небольшое количество источников импорта нефти. В настоящее время около 50% импортируемой Китаем нефти поставляется из региона Среднего Востока, причем к 2015 г. удельный вес средневосточной нефти в китайском импорте вырастет до 70% (The Institute for the Analysis of Global Security,10 December, 2010). Это беспокойство усиливается в связи ростом уязвимости этого региона от расширяющихся военных конфликтов. В этой связи Китайская Народная Республика намерена освободиться от зависимости от этого региона (Arkhangelkiy,2008:3).

    Обеспокоенность Китая в связи с поставками нефти из стран Среднего Востока схожа с обеспокоенностью США, которые также импортируют нефть из этого региона, и обеспокоенностью Европы из-за зависимости от поставок энергии из России. Общим моментом для всех трех примеров является зависимость от одного определенного региона. актически Китай в своей нефтяной дипломатии стремится действовать по трем направлениям:

    1. Cнизить свою зависимость от региона Персидского залива как района, находящегося под влиянием США; 
    2. Китай стремится установить отношения с группой нефтедобывающих стран, которые в меньшей степени подвержены воздействию политики США. Это позволит снизить влияние США на процесс поставок энергии в Китай.

    Третье направление - Китай стремится установить двусторонние связи с производителями нефти, чтобы в меру возможности оградить себя от колебаний производства нефти. Четвертое - Китай предпринимает усилия для обеспечения поставок нефти для своих потребностей из стран Центральной Азии и России. Это имеет преимущество ввиду того, что поставки из этих стран осуществляются по наземным маршрутам, и в этой связи они остаются вне досягаемости США, которые контролируют морские пути (Эммами Мейбоди и Эсмаили, 1387, 20). Кроме того, в последние годы между Китаем и Россией сформировалось очень широкое сотрудничество в энергетической сфере. Сегодня Российская Федерация занимает пятое место среди крупнейших экспортеров энергии в Китай. Сотрудничество в области энергии является одним из важнейших направлений торгово-экономических связей двух стран. Интересы Китая и России в некоторых сферах как бы дополняют друг друга. Россия должна развивать свои восточные районы за счет развития энергетической сферы, а Китай стремится получить доступ к альтернативным источникам поставок нефти, которая в основном идет из стран Среднего Востока, несмотря на многочисленные кризисы в этих странах. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся разнообразные возможности и общую границу, поставки российской нефти в Китай по-прежнему осуществляются по железной дороге.

    Кроме усилий в направлении обеспечения альтернативных источников для импорта, подобно тому, как Россия думает о развитии своих восточных районов, китайцы серьезным образом занимаются решением вопросов развития северо-западных районов страны, в частности, региона Синьцзяна. Фактически в результате совпадения интересов России в развитии восточных районов и интересов Китая в развитии северо-западных районов в декабре 2004 г. тогдашний премьер-министр России Михаил Фрадков подписал с китайским руководством договор о проектировании и строительстве нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан. Вслед за этим российская компания «Транснефть» занялась проектом завершения к 2020 г. строительства нефтепровода Тайшет-бухта Перевозная. Затраты в этот проект оцениваются в 16 млрд. долларов. Нефтепровод предназначается для экспорта 80 млн. тонн российской нефти в страны Восточной Азии, из которых 30 млн. тонн планируется поставлять в Китай (Morozov, 2008:5). Кроме того, что Россия получит значительный доход за транзит российской нефти на рынки Восточной Азии, этот проект будет способствовать экономическому росту страны и развитию ее внутренних районов. Также, в соответствии с протоколом, подписанным между российской компанией «Транснефть» и Национальной нефтяной компанией Китая стороны ведут работу по проектированию и строительству нефтепровода до пункта Сковородино на границе с Китаем. Также российский банк Внешэкономбанк принял на себя обязательства по финансированию трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан.

    С другой стороны, в 2006 г. был введен в эксплуатацию нефтепровод от Атасу в Казахстане до Алашанкоу в Китае. Протяженность этого нефтепровода составляет 962,2 км, проектная мощность - 20 млн. т в год. В перспективе этот нефтепровод может быть подсоединен к Каспийскому морю.


    http://www.ipis.ir/pdf/amudarya37-38/3.pdf


    Источник:     
       


    Категория: Геополитика | Добавил: newroz (10.11.2011)
    Просмотров: 7020
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz