Цели и интересы Китая и России в ШОС
Окончание
В рамках проекта стоимостью 16 млрд. фунтов 2 января 2011
г. была открыта первая очередь нефтепровода из Сибири в район Дацина на
северо-западе Китая, по которому может перекачиваться свыше 15 млн. т
нефти из России в Китай. В соответствии с проектом планируется к 2014
году завершить вторую очередь этого трубопровода протяженностью 4700 км
(Oil and gas News, January 2, 2011). Следует отметить, что этот
трубопровод имеет особую важность в связи с внутренними проблемами
Китая. Запад Китая по сравнению с его восточными районами менее развит с
социально-экономической точки зрения. В долгосрочной перспективе это
обстоятельство может привести к внутренней дестабилизации. Поэтому
поставки нефти из Казахстана на запад Китая в Синьцзян может стать
эффективной мерой в плане развития этого района. Для центрального
правительства Китая Синьцзян имеет стратегическое значение. В этой связи
китайское руководство намерено путем экономического развития этого
района предотвратить беспорядки и нестабильность. Трубопровод из
Казахстана в Китай наряду с другими многочисленными инфраструктурными
проектами, предложенными странами Центральной Азии, находятся в русле
стратегии Китая в отношении развития западных районов страны (Эммами
Мейбоди и Эсмаили, 1387, 25).
Перечисленные факты и соображения говорят о том, что весь
комплекс целей и интересов в сфере политики, обороны, безопасности и
экономики по поддержке китайским руководством Шанхайской Организации
Сотрудничества оказался достаточно эффективным. Усиление регионализма и
стремление к реализации идеи многополярного мира на политическом уровне,
противостояние внутренним угрозам безопасности, особенно сепаратистским
и экстремистским течениям в таких районах, как Синьцзян, создание
механизма региональной безопасности в Центральной Азии на уровне военных
структур и систем безопасности, расширение рынков потребления китайских
товаров и обеспечение энергетической безопасности путем расширения
импорта энергии из России и стран Центральной Азии и других
экономических мероприятий считаются важнейшими целями и интересами
Пекина, что сыграло решающую роль в сближении Китая с Российской
Федерацией и, в конечном счете, в создании и совершенствовании
Шанхайской Организации Сотрудничества.
5. Российская Федерация
Российская Федерация в качестве преемника одной из двух
сверхдержав эпохи холодной войны в новое время, и особенно после прихода
к власти Владимира Путина, неизменно стремилась играть влиятельную роль
в международных отношениях. Именно поэтому Россия предпринимала усилия
по укреплению связей и сотрудничества со странами, распложенными на ее
периферии. Именно поэтому в последние годы одной из характерных
особенностей внешней политики России стал акцент на регионализм, ярким
примером чего стало создание и укрепление Шанхайской Организации
Сотрудничества. Поскольку Россия в качестве одного из основателей этой
организации всегда играла определяющую роль в ее развитии и
совершенствовании, для лучшего и более реального понимания этой
организации в нижеследующем разделе рассматриваются цели и интересы
Москвы в связи с Шанхайской Организацией Сотрудничества в сферах
политики, обороны, безопасности и экономики.
5.1. Политические цели и интересы
Российская Федерация в качестве преемника одной из двух
сверхдержав эпохи холодной войны после распада СССР столкнулась с
многочисленными внутренними и внешними трудностями. В условиях
переходного периода от марксистской политической системы к новым
условиям российское общество испытало очень много политических,
экономических и социальных трудностей. В этот период один из
серьезнейших социальных вызовов для России заключался в проблемах
идентификации и выработке приемлемой формулировке подлинной российской
идентичности, на основе которой можно было бы сформировать направления
внутренней и внешней политики страны. В этой обстановке в 90-е годы
внутри российского общества возникли различные идейно-политические
движения. Так, в первые годы новой жизни Российской Федерации ярко
проявилось евроатлантическое движение (западничество), в рамках которого
представлялось, что Россия для осуществления экономических реформ и
развития демократии должна встать на сторону Запада. Эта тенденция
повлияла и на внешнюю политику Кремля, на первого президента России
Бориса Ельцина, а также на министра иностранных дел Андрея Козырева,
который был западником, и в результате они выбрали прозападный курс.
Однако, с учетом безнадежного положения в экономике и в социальной сфере
в России в начале 90-х годов, победы радикал-националистической партии
во главе с Владимиром Жириновским на парламентских выборах 1993 года во
внешней политике России заняла определенное место евразийская тенденция
(националистическая) с преимущественным преобладанием восточной
идентичности над западной с признанием того, что Россия не является
западной страной, и определенно действует отдельно от Запада.
В январе 1996 г. после отставки Андрея Козырева и
назначения бывшего руководителя КГБ Евгения Примакова на пост министра
иностранных дел Москва отошла от прозападного курса, и в повестку дня
российской внешней политики было включено восточное направление. При
проведении этой политики был применен новый подход к Китайской Народной
Республике, Индии, Японии, а также к территориям, отделившимся от
Советского Союза. Укрепление сообщества независимых государств с общими
интересами (СНГ) , заключение Договора о коллективной безопасности со
странами Центральной Азии, расширение политического и военного
присутствия на Кавказе, а также образование Шанхайской пятерки с
участием Китая и стран Центральной Азии нужно считать важнейшим
следствием взгляда на Восток во внешней политике Кремля в период работы
Примаков на посту министра иностранных дел (Каледжи, 1387, 80). Политика
обращения на Восток была еще более активно продолжена Владимиром
Путиным, одним из результатов чего стало повышение уровня Шанхайской
пятерки до Шанхайской Организации Сотрудничества в 2001 году. С учетом
этой стратегии следует проанализировать политические цели и интересы
Российской Федерации в связи с Шанхайской Организацией Сотрудничества в
двух аспектах - региональном и глобальном. На региональном уровне одна
из главных целей Москвы заключается в восстановлении мощи и влияния
России в регионе Центральной Азии, района, который русские в силу его
большой важности вместе с кавказским регионом считают ближним
зарубежьем.
В целом под воздействием господствовавших в российском
обществе условий в 90-е годы российская политика по отношению к
Центральной Азии как к ближнему зарубежью, прошла два этапа эволюции. На
первом этапе - с декабря 1991 по 1996 год - внешняя политика России
отражала евроатлантические, прозападные тенденции. Первоначальные
попытки создать славянский союз в отрыве от республик Центральной Азии
создали подходящую атмосферу для формирования первого этапа внешней
политики России. Эта политика означала полное пренебрежение Центральной
Азией, Кавказом и прилегающих районов, таких как Персидский залив, и в
то же время, напротив, означала необходимость создания связей с Западом.
На этом этапе вплоть до 1996 года главной особенностью российской
внешней политики было невнимание к региону. Невнимание России к региону
привело к конкуренции в этом регионе других игроков, включая США,
Пакистан, Турцию и Исламскую Республику Иран. Однако с середины 1996
года в политике России по отношению к Центральной Азии произошли
отчетливые изменения на платформе евразийства. На этот процесс оказали
влияние следующие факторы:
-
Взаимозависимость России и правительств Центральной Азии в сфере безопасности;
-
Иностранное проникновение и давление на государства
Центральной Азии и Кавказа в силу их экономической и политической
неустойчивости, неспособности самостоятельно защищаться от иностранного
давления;
-
Непрерывный рост влияния политически консервативных сил в
российском правительстве, в том числе претензии армии на занятие
главной роли в определении потребностей России в сфере безопасности (под
воздействием евразийских взглядов Ельцина и его коллег);
-
Непрерывно растущая обеспокоенность в связи с
национально-племенными проблемами, влияющими на безопасность стран СНГ, и
в первую очередь России, поддержка основных прав русского меньшинства и
возможность военного вмешательства в подобных случаях в других
республиках;
-
Требования некоторых правительств Центральной Азии о
создании коллективной системы безопасности с участием России (Сури,
1388, 210-211).
Результатом такого подхода можно считать усилия России в
деле образования Шанхайской пятерки вместе с Китаем в 1996 году.
Образование этого пакта с участием трех стран Центральной Азии -
Таджикистана, Казахстана и Киргизии - стало важным шагом на пути
восстановления силы и традиционного влияния русских в этом регионе.
Поднятие уровня Шанхайской пятерки до уровня Шанхайской Организации
Сотрудничества в 2001 году к которой присоединилась также еще одна
важная страна региона Центральной Азии, то есть, Узбекистан, привело к
дальнейшему усилению роли России в расстановке сил в этом регионе.
На глобальном уровне также следует проанализировать цели и
интересы России при создании и укреплении Шанхайской Организации
Сотрудничества в направлении проведения глобальной политики страны в
деле реализации идеи многополярного мира в период после холодной войны.
фактически после распада Советского Союза и конца двуполярного мира мир
оказался под влиянием превосходящей державы - США - единственной
сверхдержавы, сохранившейся после холодной войны, и которая стремилась
установить господство однополярной системы. Приход к власти в США
неоконсерваторов во главе с Джорджем Бушем в 200 году и события 11
сентября
2001 года, война в Афганистане и Ираке привели к тому,
что атмосфера в мире была поставлена в зависимость от проблем
безопасности и от проводимой Вашингтоном стратегии односторонних
действий.
В этой обстановке великие державы, включая Россию и Китай,
предприняли усилия по укреплению двусторонних и многосторонних
отношений в целях противодействия реализации целей США на международной
арене по созданию однополярной системы. Поэтому, наряду с поднятием
уровня отношений между Москвой и Пекином до степени стратегического
партнерства были приняты меры многостороннего характера, ярким
проявлением чего стало создание и укрепление Шанхайской Организации
Сотрудничества. Анализ выступлений участников и заявлений этой
организации, в особенности, высокопоставленных российских руководителей,
свидетельствует о том, что главной заботой и задачей российских
руководителей всегда была задача по противодействию однополярному миру и
по поддержке идеи многополярного мира. В целом, на глобальном уровне
Россия считает укрепление региональных инструментов, включая Шанхайскую
Организацию Сотрудничества, важной мерой в направлении постепенного
изменения нынешней господствующей системы отношений в мире и реализации
идеи многополярного мира. Этот вопрос является важнейшей задачей в деле
поддержки Москвой Шанхайской Организации Сотрудничества.
5.2. Цели и интересы в сфере безопасности и обороны
Одна из важнейших задач России в связи с укреплением
механизма Шанхайской Организации Сотрудничества является реализация ее
задач в области обороны и безопасности. На первом уровне Москва путем
создания и укрепления ШОС стремится сохранить национальное единство и
территориальную целостность. Наличие мощных сепаратистских движений
среди разных народностей и экстремистски настроенных элементов в разных
регионах России, особенно в приграничных районах и на Северном Кавказе
считается важнейшей угрозой для национальной безопасности России. По
причине широкой связи этих течений с процессами за рубежами России
Москва для противоборства с этими угрозами избрала путь укрепления
многосторонних связей в рамках региональных организаций. Именно это
стало побудительным мотивом для образования Шанхайской пятерки, а затем и
Шанхайской Организации Сотрудничества перед которой была поставлена
задача борьбы с тремя элементами зла - терроризмом, экстремизмом и
сепаратизмом. Кремль стремился воспользоваться этим региональным
инструментом для подавления и контролирования сепаратистских и
экстремистских движений в районах, прилегающих к Центральной Азии и
Северному Кавказу.
На региональном уровне одной из важнейших задач Москвы при
создании и укреплении механизма Шанхайской Организации Сотрудничества
стало формирование устойчивой и мощной системы по обеспечению
безопасности и обороны в регионе Центральной Азии (в качестве части
территории ближнего зарубежья). Наличие в Центральной Азии властных и в
то же время неустойчивых политических систем, возникновение
антироссийских течений в регионе, в особенности в ходе так называемых
цветных революций, столкновения в Киргизии, непосредственное военное
присутствие США в регионе после захвата Афганистана, создание
американских военных баз в Манасе в Киргизии и в Ханабаде в Узбекистане,
расширение деятельности террористических и экстремистских религиозных
группировок, в особенности Алькаиды и талибов на пространстве
Центральной Азии, а также такие проблемы, как наркотики, контрабанда
оружия и торговля людьми относятся к важнейшим вызовам в сфере
безопасности и обороны, стоящим перед Россией в регионе Центральной
Азии.
Нарастание перечисленных проблем происходило в настолько
широких масштабах, что Россия не была в состоянии решать их в одиночку.
Малоуспешный опыт деятельности таких механизмов, как Союз Независимых
Государств и ОДКБ, наглядно демонстрирует, что некоторые отделившиеся от
СССР страны в силу исторического менталитета не проявляли стремления
работать в составе организации, которая находится под контролем России. В
этой связи Россия предприняла усилия по преодолению вызовов в сфере
безопасности в Центральной Азии путем действий в рамках новой
региональной организации под названием Шанхайская Организация
Сотрудничества. Деятельность Шанхайской Организации Сотрудничества по
этому направлению была очень успешной. Эта организация смогла путем
выработки совместной политики в области обороны и безопасности создать
антитеррористическую структуру в Узбекистане, остановить деятельность
баз в Ханабаде и в Манасе (созданные для размещения американских войск
после нападения на Афганистан), что расценивается как успешное решение
задач, поставленных перед Шанхайской Организацией Сотрудничества,
позволивших осуществить значительную часть замыслов России в области
обороны и безопасности.
Также заслуживают рассмотрения цели и интересы России
глобального характера в связи с Шанхайской Организацией Сотрудничества с
точки зрения противостояния глобальной угрозе безопасности со стороны
мира Запада. Ускоренное и безостановочное расширение Организации
Североатлантического Договора (НАТО) на Восток и в регион Кавказа,
разработка и реализация этим блоком различных проектов и планов со
странами Центральной Азии и Кавказа, в том числе плана Партнерства ради
мира, а также проведение совместных военных учений, нападение США на
Афганистан и пребывание американских войск и войск коалиции в
Афганистане, план создания системы противоракетной обороны в Восточной
Европе и поддержка Западом антироссийских настроений на периферии
России, особенно во время цветных революций в Украине, Грузии и
Киргизии, и, наконец, военное столкновение России с Грузией из-за
стремившихся к отделению Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 г. - все
эти события относятся к числу важнейших угроз для безопасности и обороны
России со стороны Запада на протяжении последних двадцати лет.
Серьезность и масштабы этих угроз, которые возникли в
результате образования вакуума силы после распада Советского Союза и
Варшавского военного договора, заставили Россию создать Шанхайскую
Организацию Сотрудничества с участием другой великой державы под
названием Китай, который также сталкивался со многими из этих угроз,
имея в виду, что таким образом будет заполнен вакуум силы и воссоздан
баланс политических сил в противовес Западному миру. Антизападные
направления политики Шанхайской Организации Сотрудничества в противовес
угрозам безопасности со стороны Западного мира, которые проявились в
ходе масштабных военных учений, а также в подписании многочисленных
военных и оборонительных договоров, заставили многих аналитиков
применить к Шанхайской Организации Сотрудничества такие определения, как
«Восточная НАТО», а ситуацию называть «Новая холодная война» после
холодной войны. Конечно, эти определения являются пессимистическими и
экстремистскими, поскольку ни один из членов Шанхайской Организации
Сотрудничества не употреблял подобных выражений. Более приемлемым будет
сказать, что ШОС и особенно ее два главных участника, т.е. Россия и
Китай, преследуют цель установления политического баланса в противовес
целям и действиям США и НАТО в регионе. В целом одной из важнейших задач
Москвы в сфере усиления Шанхайской Организации Сотрудничества следует
считать противостояние угрозам безопасности со стороны США и НАТО и
воссоздания баланса политических сил в противовес Западному миру, что
сыграло важную роль в процессе развития этой организации.
5.3. Экономические цели и интересы
В период после распада СССР и создания Российской
Федерации и в переходный период в результате проведения неверной
экономической политики правительства Ельцина показатели экономики страны
существенно снизились, экономика пришла в очень плохое состояние. После
изменения политики в конце периода пребывания Ельцина у власти и
прихода правительства Путина официальная статистика свидетельствовала,
что за период с 1998 по 2007 гг. в течение восьми лет экономика страны
демонстрировала приемлемые темпы роста. Среднегодовые темпы прироста
составили 6,7% , что говорит о значительных достижениях российской
экономики, особенно после финансового кризиса 1998 года. В этот период
важнейшую роль для спасения России из экономического спада времен
переходного периода сыграли огромные доходы от нефти в результате
значительного роста цены на нефть на мировых рынках. Так, например, в
результате роста доходов от нефти золотой запас России вырос с 12 млрд.
долларов в 1999 году до 315 млрд. долларов в 2006 году (Балесини, 1387,
3-5).Эта тенденция продолжилась, и в октябре 2010 года доходы России от
нефти превысили 501 млрд. долларов, что свидетельствует о значительном
росте валютных запасов страны (Chinability, 2010).
В процессе заметного роста экономики России Шанхайская
Организация Сотрудничества постепенно перешла от сотрудничества в
области безопасности к сотрудничеству в сфере экономики, в результате
чего в области экономики появились новые перспективы в связи с развитием
экономического сотрудничества в регионе. В ходе этого процесса Москва
предприняла усилия для осуществления части своих целей и интересов за
счет появившихся в этой связи потенциальных возможностей. При том, что
экономическое сотрудничество России с другими странами-членами
Шанхайской Организации Сотрудничества ведется по разным направлениям,
вне сомнения, важнейшей сферой экономического сотрудничества России
является энергия.
В настоящее время Россия третьим производителем и вторым
крупнейшим в мире экспортером нефти и газа. По запасам нефти Россия
находится на седьмом месте в мире, а по запасам газа - на первом месте. В
этой связи стратегия России по отношению к Шанхайской Организации
Сотрудничества строится на особой роли энергии. В принципе основные
ресурсы энергии Евразии сконцентрированы в России. По данным
Энергетического агентства США, доказанные запасы нефти этой страны на
начало 2010 г. оценивались в 60 млрд. баррелей. При этом в 2009 году
добыча нефти в России достигла 9,9 млн. баррелей в сутки, а экспорт
нефти в этом году превысил 7 млн. баррелей в сутки (BBC News, January
2,2011). Кроме нефти Россия располагает крупнейшими в мире запасами
газа, и находится на лидирующем месте среди производителей и экспортеров
газа в мире. Эти факторы определяют высокий статус России на мировом
энергетическом рынке. Запасы газа в России в 2010 г. оценивались в 1680
млрд. куб. футов, что составляет примерно 25% всех доказанных запасов
газа в мире. В 2009 году добыча газа в России составила 19003 млн. куб.
футов, и таким образом по этому показателю страна находилась на втором
месте в мире после США, где производство газа составило 21 млрд. куб.
футов (US Energy Information Administration, 2010).
При наличии такого потенциала после распада Советского
Союза в период пребывания Путина на посту президента появились первые
изменения в энергетической политике России, которые были отражены в
опубликованной 28 мая 2002 года «Энергетической стратегии России на
период до 2020 года». Этот документ в скорректированном виде был
утвержден российским правительством в мае 2003 года, и содержит
изложение энергетической стратегии и ключевые цели России. Эта стратегия
предусматривает цели и задачи энергетической политики страны по
отношению к зарубежным государствам, включая необходимость укрепления
позиций России на мировом рынке энергии путем доведения возможностей по
экспорту энергии до максимального уровня, гарантирования равного доступа
российских компаний к финансовым ресурсам, технологиям и зарубежным
рынкам. Экспортная инфраструктура должна быть диверсифицирована, чтобы
обеспечить экспорт по всем направлениям, а также обеспечить возможность
использования энергии внутри страны. Исходя из изложенного, энергия
рассматривается в качестве основного элемента российской дипломатии.
Именно в таком контексте рассматривается и дипломатическая поддержка
интересов российских энергетических компаний за рубежом, активного
диалога со странами СНГ, Европейским экономическим сообществом, странами
Северо-Восточной Азии, Евросоюзом, а также с США и другими странами и
международными организациями (Асадикия, 1386, 56-60). Активное участие
России в Шанхайской Организации Сотрудничества и выдвинутое Россией
предложения о создании энергетического клуба ШОС говорит об особом
взгляде кремлевских лидеров на роль и место энергии. Причины такого
особого внимания можно кратко сформулировать следующим образом:
- Доходы от продажи энергии играют жизненно важную роль в плане
политического возрождения России и поднятия ее места в структуре
международных отношений. Именно поэтому кремлевские политики не
допускают в энергетическую сферу частный сектор, осуществляют жесткий
государственный контроль над энергетическим сектором через такие крупные
государственные компании, как «Газпром», «Роснефть» и «Транснефть» и
таким образом обеспечивают строго политизированную стратегию в области
энергии. Поэтому разработку и реализацию различных программ, включая
идею создания энергетического клуба, следует расценивать как мероприятия
в плане осуществления долгосрочной стратегии России в области энергии,
чтобы гарантировать активное участие России и приток огромных доходов
для восстановления потенциала и статуса России в мире.
- Присутствие России в регионе Центральной Азии, который относится
русскими к части знаменитого ближнего зарубежья. Фактически отсутствие
долгосрочной программы в области энергии Центральной Азии, в которой
было бы предусмотрено активное участие России, в последние годы являлось
беспокоящим вопросом для кремлевского руководства. В этой связи русские
утвердили документы под названием «Концепция долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации в Центральной
Азии до 2020 года», а также «Концепция обеспечения национальных
интересов России в Центральной Азии» . Эти документы предусматривают
широкие мероприятия в области разведки, эксплуатации, создания
инфраструктуры и трубопроводов и осуществление инвестиций в районе
Центральной Азии. Идея создания энергетического клуба делает более
надежной возможность такого присутствия в рамках региональной
организации.
- Острая необходимость в модернизации Восточных областей России. Ввиду
огромной протяженности территории России по географической широте, а
также реализации в советский период несбалансированных программ
социально-экономического развития восточные районы России существенно
отстают от западной части страны. В этой связи кремлевские лидеры
стремятся добиться сбалансированной в этом отношении. Одним из рычагов
для осуществления такой задачи может стать эксплуатация огромных
энергетических ресурсов на Востоке страны, включая остров Сахалин и
газовое месторождение в районе Ковыкты и Иркутстка. Кроме внутреннего
развития русские планируют расширение экспорта на восток и северо-восток
Азии, и полагают, что эти планы не могут быть реализованы без участия
Китая. В этой связи, начиная с 1999 г., Россия и Китай занимаются
развитием газоконденсатного месторождения Ковыкта и строительством
экспортного газопровода, который сыграет важную роль в промышленном
развитии восточных районов России и обеспечит экспорт в Китай и в
серо-восточные районы Азии (Каледжи, 1388, 85).
- Это обстоятельство, возможно, является важнейшим в вопросе
использования Россией энергии в качестве рычага для оказания
политического давления в рамках политики силы, что играет значительную
роль в достижении Москвой своих целей и укрепления сближения с Западным
миром. В этой связи Путин говорит: Некогда царь посылал в наступление
войска и завоевывал Запад, однако, сегодня мы делаем то же самое с
помощью газа и газопроводов. Наглядным примером такой политики служит
позиция Москвы в отношении энергетической хартии Евросоюза. Этот
документ был утвержден странами-членами Евросоюза в 1991 году, и тогда
же этот документ подписала и Россия. В энергетической хартии
подчеркивается, что партнерство в энергетической сфере между Евросоюзом и
Россией должно строиться на основе принципов отсутствия дискриминации,
быть прогнозируемым и обеспечивать безопасность в области поставок газа
на протяжении длительного периода времени, обеспечивать возможности для
взаимных инвестиций при уважении правил конкуренции и Энергетической
хартии (Вахиди, 1385, 82). Однако Россия, несмотря на подписание этого
договора, все еще воздерживается от его ратификации в Государственной
думе, и более того, в декабре 2006 года Россия заявила, что ввиду
предусмотренного в документе права доступа третьих сторон к
трубопроводным сетям России подписание такого документа невозможно.
В августе 2009 г. Москва официально сообщила
стране-депозитарию договора, т.е. Португалии, о том, что готова
выполнять договор временно и при определенном условии, что вошедший в
силу 18 октября 1999 г. прилагаемый к нему протокол действовать не
будет. Ясно, что ратификация и выполнение такого договора будет
равносильно потере важнейшего рычага российской силы в отношении
западных потребителей, и поэтому сегодняшнее поколение российских
лидеров никогда на это не пойдет (по крайней мере, в краткосрочной
перспективе).
Фактически главной причиной тупика на саммите глав
государств НАТО в Бухаресте в 2008 году по вопросу присоединения к НАТО
Грузии и Украины, а также отсутствие согласия на саммите Евросоюза после
абхазского и южноосетинского кризиса по вопросу введения санкций против
России стало то, что Германия зависит от поставок российского газа на
35%, Италия - на 36%, а Франция - на 24%.
Можно полагать, что Москва по-прежнему будет использовать
этот рычаг для регулирования своих отношений с Европой. Поэтому русские в
целях поддержания и сохранения своего более выгодного положения по
сравнению с Европой начали скоординированное и всеохватывающее движение в
целях создания единого энергетического блока, в частности, в газовой
сфере. Еще до выдвижения предложения о создании энергетического клуба
Путин, начиная с 2002 года, постоянно пытался продвинуть идею создания
газового картеля между странами СНГ.
Нынешние условия совершено очевидно предполагают, что
Россия стремится укрепить свой газовый картель путем присоединения
Туркмении, Казахстана и Узбекистана, имея в виду, что при этом они не
смогут независимо добывать и продавать газ. Фактически Россия
последовательно стремится взять на себя монопольную роль на рынках Азии и
Европы (Blank,2006:4). В этом направлении Россия сумела в последние дни
2008 года создать газовый ОПЕК и сделать еще один шаг на пути к своей
цели.
Изложенные соображения показывают, что в связи с созданием
Шанхайской Организации Сотрудничества для обеих главных стран-
основателе - России и Китая- важнейшим фактором был весь комплекс
политических целей и интересов, вопросов обороны, безопасности и
экономики, особенно в области энергии, что и определило поддержку этой
организации со стороны лидеров указанных стран.
Усиление регионального подхода в рамках взгляда на Восток и
стремление к осуществлению идеи многополярного мира и противодействия
односторонней политике Вашингтона, противодействие угрозам безопасности
внутри страны, и особенно сепаратистские и экстремистские движения в
районах, приграничных Центральной Азии и Северному Кавказу, создание
механизма региональной безопасности в Центральной Азии и противодействие
угрозам безопасности со стороны западного мира, в частности, в области
расширения НАТО на Восток, а также непосредственное военное присутствие
США в Афганистане и в Центральной Азии с сфере обороны и безопасности,
расширение экономических рынков и увеличение экспорта энергии в Китай и в
Восточную Азию - все это входит в число важнейших общих целей и
интересов, что сыграло важнейшую роль в сближении Российской Федерации и
Китайской Народной Республики и в конечном счете в создании Шанхайской
Организации Сотрудничества.
Выводы
В результате распада СССР и прекращения идеологического
соперничества между Китаем и Россией возникли благоприятные предпосылки
для сотрудничества между двумя странами, несмотря на то, что присутствие
в руководстве внешней политикой России в первой половине 90-х годов
сторонников атлантизма замедлило этот процесс. Однако уже во второй
половине 90-х годов с приходом евразийцев и особенно благодаря решающей
роли пришедших к власти в России таких людей, как Евгений Примаков и
Владимир Путин, процесс сближения России и Китая наладился, и таким
образом были созданы предпосылки для образования Шанхайской Организации
Сотрудничества. Эта организация под воздействием внутренних,
региональных и глобальных факторов, а также благодаря совпадению целей и
интересов России и Китая стала быстро развиваться как по горизонтали
(прием новых членов), так и по вертикали (формирование целей и задач и
различных функций). Уже сегодня эта организация являет собой образец
успешного регионального сотрудничества на евразийском пространстве. При
этом ШОС считается одной из самых динамичных региональных организаций в
мире. Шанхайская Организация Сотрудничества с момента создания и до
сегодняшнего дня по восходящей модели совершенствования формулировала и
осуществляла поставленные задачи, и на каждом этапе в соответствии с
новыми требованиями включала в повестку дня работы новые задачи,
расширяла число членов и углубляла сотрудничество. Эта организация
сначала была создана с целью налаживания доверия на общих границах между
Россией, Китаем и тремя государствами Центральной Азии, а на следующем
этапе в задачи организации были уже включены такие вопросы, как борьба с
терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом. Одновременно в
члены организации был принят Узбекистан, которому в наибольшей степени
по сравнению с другими странами Центральной Азии угрожали сепаратистские
движения.
На нынешнем этапе с учетом того, что в ШОС на правах
наблюдателей вступили четыре страны - Монголия, Исламская Республика
Иран, Индия и Пакистан, задачи организации, которые до того
концентрировались больше на географических аспектах и главным образом на
проблемах Центральной Азии, расширились. Сейчас в число ее зада вошла
проблема создания региона без напряженности и, возможно, без военного
присутствия США в развитой восточной части и полной напряженности
западной части Азии. Вместе с тем, в нынешних условиях представляется
преждевременным говорить о превращении ШОС в военнополитическую
организацию мирового масштаба или организацию целиком экономической
направленности, что объясняется различным политическим устройством
государств-членов ШОС и различиями в уровне экономического развития, а
также условиями с точки зрения безопасности. Вместе с тем, в случае
такого развития есть большая вероятность того, что задачи и функции
организации, как уже говорилось выше, будут в основном концентрироваться
в первую очередь вокруг интересов Китая, и во вторую очередь - вокруг
интересов России. Фактически совпадение целей и интересов Китая и России
в сфере политики, обороны и безопасности и экономики в последние
двадцать лет главным образом и обусловили создание и развитие Шанхайской
Организации Сотрудничества.
В политическом плане совпадение целей двух стран сыграли
важную роль в развитии Шанхайской Организации Сотрудничества и ее
направленности на усиление региональной стратегии, противодействие
политике однополярного мира и односторонней политике США в эпоху после
холодной войны путем выработки стратегии политического баланса и, в
конечном счете, реализации идеи многополярного мира. В сфере обороны и
безопасности также совпали интересы двух стран с точки зрения
противодействия сепаратистским движениям и экстремизму внутри стран и
понимания необходимости создания механизма по обеспечению региональной
безопасности, особенно в регионе Центральной Азии, необходимого для
противодействия таким угрозам, как терроризм, и на глобальном уровне
противодействия угрозе расширения НАТО на Восток, проблеме оккупации
Афганистана и непосредственному военному присутствию США на пространстве
Центральной Азии. Эти факторы обусловили возникновение общего понимания
руководителями двух стран - Китая и России - важности обеспечения
безопасности, которые приняли решение о создании и развитии Шанхайской
Организации Сотрудничества в течение очень короткого временного периода.
Экономическом плане интересы двух стран также совпадают,
особенно в энергетической сфере, что сыграло важнейшую роль в процессе
развития Шанхайской Организации Сотрудничества. Россия в качестве одного
из крупнейших в мире производителей и экспортеров нефти и газа и Китай в
качестве второго в мире крупнейшего потребителя энергии имеют общие
взаимные интересы в развитии сотрудничества в области энергии, и
Шанхайская Организация Сотрудничества стала одной из наиболее
благоприятных форм реализации этих интересов. В целом опыт 14 лет
существования Шанхайской Организации Сотрудничества свидетельствует о
периферийной роли стран Центральной Азии, а также стран-наблюдателей в
процессе видоизменения этой организации, и наоборот, главной причиной
возникновения и развития этой организации следует считать совпадение
интересов и глобальных политических, военно-оборонительных и
экономических целей двух великих держав - России и Китая. Как
представляется, пока эти интересы будут совпадать, будет продолжаться и
процесс развития и расширения Шанхайской Организации Сотрудничества.
Источники и литература
- Асадикия, Бехназ (1386), Россия - энергетическая сверхдержава.
Научный журнал по вопросам энергии Евразии. Институт стратегических
исследований, группа изучения внешней политики, 1386
- Эммами Мейбоди, Али и Эсмаили Башир (1387), Китай и энергетические
ресурсы Каспийского моря, Исследования Центральной Евразии, первый год,
№2
- Амини, Армин (1387), Воздействие китайской доктрины стратегической
безопасности на план «Большого» Среднего Востока, Ежеквартальный журнал
оборонительной стратегии, № 22
- Балесини Асгар, (1387), Экономический подход к иранороссийским
отношениям. Тегеран, Институт исследований экономических инициатив
- Цзян Янг (1386), Возникновение азиатского регионализма и изменения
международной системы: Научные мысли и взгляды Китая. Тегеран,
Издательство министерства иностранных дел.
- Сури, Амир Мохаммад (1388), Экономическая политика России в
Центральной Азии и на Кавказе. Журнал исследований экономической
дипломатии, Тегеран, Институт стратегических исследований, группа
изучения внешней политики
- Шариати Ния, Мохсен (1387), Китай, энергетическая безопасность
внешняя политика. Журнал исследований Азии и энергетической
безопасности. Тегеран, Институт стратегических исследований Аму-дарья
- Ширази, Хабиболла Абульхасан и Карими, Атефе (1388), Политика Китая и
России по обеспечению региональной безопасности в рамках Шанхайской
Организации Сотрудничества. Квартальный журнал политических наук и
международных отношений, Открытый исламский университет, Тегеранское
отделение (Центральное), второй год, № 2
- Фиязи, Мохсен (1388), Шанхайская Организация Сотрудничества,
возможности для партнерства Китая и России. Исследования Центральной
Азии и Кавказа, №68, зима.
- Кузегар Каледжи, Вали (1387), Оценка южноосетинского кризиса и
вторжения России в Грузию. Политические и экономические известия, 22-й
год, № 251-252
- Кузегар Каледжи, Вали (1388), Размышления по поводу проекта
энергетического клуба в Шанхайской Организации Сотрудничества.
Квартальный журнал вопросов стратегии, Институт стратегических
исследований, № 51
- Моради Манучехр и Моаззами Гударзи, Парвин (1386), Сборник статей
Шанхайской Организации Сотрудничества: перспективы, Тегеран,
Издательство министерства иностранных дел
- Ваэзи Махмуд (1385), Изменения Шанхайской Организации Сотрудничества
и членство Ирана. Исследования Центральной Азии и Кавказа, №53.
- Вахиди, Мусса Альреза (1385), Энергия как фактор расширения раскола
между Россией и Евросоюзом, Исследования Центральной Азии и Кавказа, №56
- Ираншарги, Краткий обзор деятельности Шанхайской Организации
Сотрудничества в связи заседанием министров обороны этой организации в
Москве. Бюро исследований и изучения Ирана и Центральной Азии, 8
ордибехешт
- Blank, Estephen (2006), "The Shanghai Cooperation Organization as an Energy Club", the Issue of the CACI Analyst.
- Buries, Mark (1999), "Chinese Policy toward Russia and the Central Asian Republics ", Santa Monica, CA:RAND, 1999.
- Chung, Chien-Peng (2004), "The Shanghai Cooperation Organization:
China's Changing Influence in Central Asia", The China Quarterly, Vol.
4, December.
- Pannier, Bruce(2006), "Eurasia: Shanghai Cooperation Organization
Marks 10 Years", April 26, 2006. (Available at: www .rferl
.org/content/article/1067968.html.
- Ta-Chen, Jua (2000), "Thoughts on Issues of Sino-Russian Economic
and Trade Cooperation Facing the 21st Century", Ta Kung Pao, July 18, ,
in FBISCHJI-2000-0718.
- Olcott Brill, Martha (2004), "Russia-Chinese Relations in a Changing
Asia", Washington DC, Carnegie Endowment for International Peace.
- Goldstein , Avery (2001), " The Diplomatic Face of China's Grand
Strategy: A rising Power 's Emerging Choice", The China Quarterly, Vol.
168, December 2001.
- Eshanova, Zamira, (2002),"Are Radical Groups Joining Forces?", RFE/RL, October 8, 2002.
- Arkhangelkiy, Alexander (2008), "Prospects for Energy Integration
Within the SCO", Central Asia and Caucasus Journal of Social and
Political Studies, CA & CC Press, Publishing House, Sweden.
- Morozov, Yuri (2008), " Russia, the West and the SCO Countries in
the Central Eurasia Energy Prospects", Central Asia and Caucasus Journal
of Social and Political Studies, CA & CC Press, Publishing House,
Sweden.
- "China 2010 Crude Oil Imports Set to Rise 9.1%" ?Business Spectator, February, 2010, Available at: http://www.businessspectator.com.au/bs.nsf/Article/UPDATE-1-China-2010-crude-oil-imports-to-rise-91-p-2C62J!OpenDocument&Click=.
- "China's Foreign Exchange Reserves, 1977-2010”, Chinability, 2010, Available at: http://www.chinability.com/Reserves.htm.
- "CNPC Announces Kenkiyak-Kumkol Section of Kazakhstan- China Oil
Pipeline Becomes Operational”, Oil & Gas News, January 2, 2011,
Available at:http://www.youroilandgasnews.com/cnpc+announces+kenkiyak- kumkol+section+of+kazakhstan- China+oil+pipeline+becomes+operational_35798.html.
- "Eurasian Exchanges” (2010), Beijing Review, October 18, Available at: http://www.bjreview.com.cn/world/txt/2010- 10/18/content 304357.htm.
- "Fueling the Dragon: China's Race into the Oil Market", the
Institute for the Analysis of Global Security (IAGS), 10 December, 2010,
Available at: http://www.iags.org/china.htm.
- "Russia-China Oil Pipeline Opens", BBC News, 2 January 2011, Available at: http://www.bbc.co.uk/news/world-asia-pacific- 12103865.
- "Sino-Russian Trade Bounces back in 2010", China Daily, December 10, 2010, Available at: http://www.cdeclips.com/en/business/fullstory.html?id=56693.
- "Top Proven Natural Gas Reserves Holders (2010), US Energy Information Administration, Available at: http://www.eia.doe.gov/cabs/russia/NaturalGas.html.
- Oil market Report (2010), " International Energy Agency (IEA)", Available at: http://omrpublic.iea.org/.
- White Paper of China Government (2004) , Available at: www.china.org.cn/e-white/index.htm.
http://www.ipis.ir/pdf/amudarya37-38/3.pdf
Источник:
|