Прогноз оптимистический
Военно-политическая обстановка в мире в 2012 году
Будущее невозможно предвидеть: события происходят
каждый день и каждое в той или иной мере влияет на облик того, что в
конце концов будет. Можно, однако, обозначить тенденции и прорисовать
различные возможные сценарии развития ситуации, а также ранжировать эти
сценарии по степени вероятности. Предлагаемые вниманию читателя короткие
заметки на большее и не претендуют.
2012 год, по-видимому, будет еще одним годом всеобщего мира на Земле.
Отношения между ведущими державами в военно-политической области –
Америкой, Китаем, Россией, Индией останутся в целом спокойными.
Президентские выборы в РФ и США, а также смена высшего руководства в КНР
пройдут на фоне безусловного приоритета внутренней – экономической,
социальной, политической – повестки дня. Та же ситуация характерна и для
Индии. Европа, до сих пор не ставшая самостоятельным стратегическим
игроком, едва ли не полностью сосредоточена на проблемах долгового
кризиса и судьбе общей валюты.
Отношения между великими державами
Сказанное не означает, что отношения на «высшем уровне» мировой
стратегической иерархии останутся без изменений. Уже в 2011 году
появились признаки роста напряженности между Вашингтоном и Пекином.
Соединенные Штаты серией заявлений и конкретных шагов – от
провозглашения новой тихоокеанской стратегии в статье госсекретаря
Клинтон и повышенной активности американской дипломатии в Азии до
решения о размещении контингента своих морских пехотинцев в Австралии –
дали понять Китаю, что они озабочены ростом военной, особенно
военно-морской мощи КНР и не приемлют перехода внешней политики Пекина в
более «мускулистую» фазу.
В то же время вывод о начале перехода американо-китайских отношений в
конфронтационную фазу был бы неверен или во всяком случае
преждевременен. В отличие от риторики вашингтонской администрации в
реальной политике США «поворот к Азии» был гораздо менее драматичным:
американцы не возвращаются в АТР, поскольку никогда оттуда не уходили.
Усиление группировки ВС США в регионе будет скорее относительным, чем
абсолютным: в условиях бюджетных ограничений Америка сокращает военное
присутствие на Ближнем и Среднем Востоке (Ирак, Афганистан) и в Европе,
сохраняя прежний уровень сил и средств на Тихом океане и в Восточной
Азии.
"
Даже в случае прихода в Белый дом республиканцев резкого поворота в российско-американских отношениях ждать не стоит
”
Со своей стороны пятое поколение руководителей Китая, которое будет
призвано на высшие посты осенью 2012 года на очередном съезде КПК, не
намерено резко менять внешнеполитический курс страны и тем более идти на
столкновение с США. Долгий спор по поводу разграничения исключительных
экономических зон в Южно-Китайском море, в котором КНР противостоит ряду
стран АСЕАН, прежде всего Филиппинам и Вьетнаму, вряд ли будет решен и в
2012-м, но и вряд ли приведет к серьезному вооруженному конфликту.
Очень важным событием, которое будет способствовать сохранению
спокойствия в регионе и между КНР и США, стало недавнее (в январе уже
начавшегося года) переизбрание Ма Инцзю президентом Тайваня. Г-н Ма
известен как активный сторонник развития тесных связей с материковым
Китаем.
В отношениях КНР с Индией и Японией сохранится нынешняя тенденция:
укрепление экономических связей при нарастании противоречий в
политической области. Нарастание противоречий станет главным образом
результатом дальнейшего подъема совокупной мощи Китая и усиления
опасений со стороны его соседей в отношении того, куда будет направлена
эта мощь. Но и в рамках этих двух пар отношений вооруженные столкновения
в 2012 году, даже небольшие пограничные инциденты маловероятны.
На этом фоне российско-китайские отношения будут по-прежнему
выглядеть превосходно. Внутренние проблемы этих отношений – это тема для
совсем другой статьи. На международной арене, например в Совете
безопасности ООН, РФ и КНР продолжат выступать с общих позиций. В
перспективе – уже за пределами 2012 года – Москва должна быть готова к
тому, что Пекин будет стремиться получить российскую поддержку в
усиливающейся конкуренции с США. Помимо этого, роль Китая в мировой
политике станет повышаться. Китайские руководители будут настаивать на
том, чтобы все значимые вопросы в мире решались с непременным участием
КНР и чтобы ни один вопрос не мог быть решен вопреки китайским
интересам.
Коллаж Андрея Седых
Выборный год отразится на отношениях между РФ и США. В Москве уже
набрали силу страхи по поводу американского вмешательства во
внутриполитические процессы России. В США республиканцы станут атаковать
демократическую администрацию за любые «послабления» российским
правителям. Вопрос о степени легитимности Владимира Путина, если он
будет избран, как практически все уверены, президентом РФ, станет
ключевым. Президенту Обаме, госсекретарю Клинтон и послу США в Москве
Макфолу придется активно маневрировать на обоих направлениях –
американо-российском и внутриамериканском. Это будет, конечно,
провоцировать ответную реакцию Кремля и МИДа.
По сравнению с российскими выборами-2012 американские представляются
скорее рядовыми. Тем не менее если в РФ речь не идет о передаче власти,
которую Владимир Путин никогда, собственно, не выпускал из рук, то в США
смена президента в принципе возможна. На момент написания этой статьи
переизбрание на второй срок Барака Обамы выглядит более вероятным, но
впереди еще девять месяцев борьбы и много неожиданностей. Однако даже в
случае прихода в Белый дом республиканцев во главе с их нынешним
фаворитом Миттом Ромни резкого поворота в российско-американских
отношениях ждать не стоит.
2012-й скорее всего окажется – в лучшем случае – годом консолидации
достижений «перезагрузки», чем ее дальнейшим развитием. В середине года
РФ официально станет членом Всемирной торговой организации, но усилия
администрации Обамы по снятию поправки Джексона – Вэника вряд ли
принесут успех без очень серьезного лоббирования со стороны американских
деловых кругов. В условиях кризиса, однако, бизнес США не особенно
заинтересован в инвестициях в России и не будет лоббировать достаточно
активно. В перспективе эту поправку, ограничивающую
российско-американские экономические отношения, вероятно, не снимут
«вчистую», а заменят какой-то новой – типа списка Магнитского.
Соглашения между РФ и США/НАТО о сотрудничестве в области
противоракетной обороны в 2012 году достичь вряд ли удастся. Американцы и
их союзники официально определятся с архитектурой ПРО НАТО на саммите
альянса в Чикаго в конце мая. Саммит РФ – НАТО в эти же дни возможен,
так как президент России, вероятно, будет принимать участие в чикагской
встрече «Восьмерки», но этот саммит окажется скорее проходным, чем
прорывным. С другой стороны, практические действия США и их союзников по
выстраиванию системы ПРО в Европе в течение нескольких ближайших лет
еще не будут непосредственно затрагивать интересы безопасности России и
время договориться по ПРО у сторон есть.
Ближний и Средний Восток
Наиболее опасным с военно-политической точки зрения регионом мира и в
2012 году будет оставаться Ближний и Средний Восток (БСВ). Речь идет
прежде всего об Иране, Сирии, Афганистане и Пакистане.
Коллаж Андрея Седых
Холодная война между Ираном с одной стороны и США, а также Израилем и
Саудовской Аравией – с другой в 2011-м переросла в войну диверсионную.
Есть вероятность, что в 2012-м могут последовать прямые вооруженные
столкновения. Иранская ядерная программа развивается, несмотря на
диверсии и засылку компьютерных вирусов, и параллельно с этим
руководство Израиля приближается к порогу терпения. Оказавшись рядом с
этим порогом, например, после выборов в США, Израиль может нанести удар
по иранским ядерным объектам. Политическими средствами США не смогут
помешать этому удару, а военными будут вынуждены поддержать своего
протеже.
Результатом в этом случае станет новая война на БСВ, в которую так
или иначе окажутся втянутыми многие государства региона, включая
Саудовскую Аравию и арабские страны Залива. Поле противостояния
расширится до палестинской Газы и ливанской долины Бекаа, а также
охватит Персидский залив, Ирак и некоторые районы Афганистана. Выдержав
израильско-американский удар и не опасаясь наземного вторжения и
оккупации, Иран возьмет курс на создание ядерного оружия, а не только на
приобретение способности к его созданию. Война с Ираном расколет
международное сообщество, углубив разрыв между США с одной стороны и
Китаем, Россией и, возможно, Индией – с другой.
Одна из причин желания США, их европейских союзников, а также Турции
способствовать уходу президента Сирии Башара Асада состоит в их
стремлении лишить Иран единственного крупного союзника в регионе,
расположенного к тому же в непосредственной близости от Израиля. В
течение 2012 года Асад, по-видимому, вынужден будет уйти – так или
иначе. Компромисс между властями и оппозицией уже вряд ли достижим,
военный переворот стал менее вероятным с увеличением числа жертв. Все
более возможной становится полномасштабная гражданская война в Сирии с
перспективой международного (арабского, турецкого, западного) военного
вмешательства. Конфликт вполне может перекинуться на соседние страны –
Ливан, Ирак, Иорданию, а также затронуть Израиль.
Ситуация в Афганистане в 2012 году будет развиваться скорее всего в
направлении сокращения, а затем ухода иностранных войск, дальнейшего
ослабления правительства Карзая и усиления влияния талибов. Переговоры
между последними и США напоминают «политику национального примирения»,
проводившуюся просоветским режимом Наджибуллы. С американцами талибы
будут реально договариваться в основном об условиях их ухода из страны,
судьба Карзая решится не за столом переговоров, а в ходе боевых
действий. Без поддержки извне Карзай способен продержаться меньше, чем в
свое время Наджибулла.
Наиболее опасной страной региона с точки зрения проблем внутреннего
развития останется Пакистан. Очевидная слабость гражданского
правительства создает вакуум власти. В центре этот вакуум будут
вынуждены заполнять военные, но на местах может вырасти влияние
различного рода радикальных элементов. К счастью, Пакистан как
государство более устойчив, чем многие в мире полагают, но слабость
власти, религиозный радикализм, ядерное оружие и периодически
обостряющийся конфликт с соседней Индией делают эту страну опасной и для
себя самой, и для соседей.
Арабские страны – и те, где произошла в 2011 году смена власти, и
остальные будут поглощены в основном внутренними проблемами. Ряд
арабских монархий – Бахрейн, Иордания, Марокко находятся в неустойчивом
состоянии. Ираку в 2012-м угрожает гражданская война и во всяком случае
фактический распад на три части. Призрак гражданской войны поселился и в
Йемене. Египет, потенциальный лидер арабского мира, будет занят
формированием парламента, подготовкой к выборам президента и
составлением новой конституции. Мир между Египтом и Израилем вряд ли
нарушится в 2012 году, но отношения с Израилем и, возможно, с США станут
более напряженными. Напротив, Саудовская Аравия будет играть все более
активную роль в регионе, укрепляя режимы стран Залива, противодействуя
Ирану на разных площадках и выстраивая взаимодействие с другой все более
влиятельной региональной силой – Турцией.
Остальной мир
Смена власти в Северной Корее в декабре 2011 года прошла на удивление
многих спокойно, не вызвав не только войны на Корейском полуострове или
коллапса пхеньянского режима, но и серьезного скачка напряженности. Это
во многом заслуга покойного Ким Чен Ира, хорошо подготовившего
престолонаследие. Новый вождь Ким Чен Ын пока нуждается в поддержке
регентов – родной тети и ее мужа – для упрочения своей власти. В
дальнейшем от него можно ожидать не только самостоятельной политики, но и
нового курса, направленного на укрепление Северной Кореи на основе
«социалистического рынка» – пути, по которому давно и успешно идут Китай
и Вьетнам. КНДР не откажется от своих ядерных наработок и ракетного
арсенала и будет стремиться наращивать и то, и другое, но войны в Корее в
обозримом будущем ожидать не приходится.
В 2012 году будут происходить многочисленные конфликты,
преимущественно внутри отдельных государств. Особенно серьезные
последствия такие конфликты могут иметь для крупнейшей по населению
страны Африки – Нигерии, самой большой африканской страны по размерам
территории – Конго, а также для самого молодого государства этой части
света – Южного Судана.
Соседи России
В 2012-м, как и в предыдущие три года, вероятность нового
вооруженного конфликта между Россией и Грузией останется низкой.
Напротив, напряженность вокруг Нагорного Карабаха, выросшая в 2011 году,
может усилиться. Возобновление войны после почти 18 лет перемирия
представляется не очень вероятным, но полностью исключать возможность
такой войны не следует. Слабыми по-прежнему остаются шансы на достижение
армяно-азербайджанского соглашения по Карабаху. Поскольку Кавказ с
точки зрения безопасности представляет собой во многом единый комплекс
проблем, к сказанному приходится с сожалением добавить, что российский
Северный Кавказ и в 2012-м останется очагом нестабильности и районом
действий вооруженных групп, орудующих методами террора и диверсий.
Ситуация в Казахстане и странах Средней Азии характеризуется ростом
социальной напряженности, остающейся в основном пока под спудом. Тем не
менее декабрьские волнения в западном Казахстане позволяют представить
себе масштабы недовольства. В ряде случаев – как, например, в 2010 году в
Киргизии – это недовольство обращается на соседей, принадлежащих
соседнему этносу. В 2010–2011 годах Киргизии – на удивление многих, в
том числе в Москве – удалось сравнительно беспроблемно сменить
президентскую форму правления на парламентскую, обеспечивающую более
равномерное представительство различных клановых групп во власти. Другие
страны региона, и прежде всего две ведущие – Казахстан и Узбекистан,
приближаются к моменту передачи власти от «отцов-основателей» этих
государств новым лидерам. Скорее всего состояние здоровья позволит и
Нурсултану Назарбаеву, и Исламу Каримову остаться у власти в течение
всего 2012 года, но час испытаний и для той, и для другой страны
приближается.
Для самой России, где накануне 2012-го неожиданно для большинства
наблюдателей возродилась политическая борьба, час испытаний уже
наступил. Очень многое зависит от того, сумеют ли политические лидеры и
стоящие за ними активные участники вновь пошедшего «процесса»
совместными усилиями реформировать политическую систему РФ так, чтобы
она отвечала современным реалиям. В противном случае внутрироссийский
календарь 2012 года можно будет сравнивать с календарем 1912-го, а
дальше – 13-го и нескольких последовавших за ним годов. Пока что, как и
ровно сто лет назад, время еще есть, хотя и немного.
Источник:
|