Революционные
вихри повеяли вдруг над планетой: взорвали ближневосточный арабский
мир, встряхнули гордящиеся своей стабильностью страны европейской
цивилизации, чуть было не добрались до России. Ну и, естественно,
вызвали заинтересованное оживление в среде политологов и разного рода
экспертов.
При этом исключительно у всех на слуху
одни и те же непрерывно повторяемые заклинания: «оранжевая революция»,
«управляемый хаос», «мягкая сила», «ненасильственные методы
сопротивления», «мультикультурализм»… Разные авторы пытаются осмыслить и
интерпретировать их на ходу, выхватывая и перенося к себе из чужих
статей целые блоки текстов. Однако интуиция без прочной основы знаний
малопродуктивна, а специалисты-естественники (прежде всего математики, в
частности, школ И. Пригожина или В. Арнольда [1]), разработавшие теорию
катастроф (другие названия — теория детерминированного хаоса, теория
самоорганизации) и работающие в этой области, т.е. действительно
понимающие и разбирающиеся в предмете, видимо, мало интересуются тем,
что происходит в глобальной социальной системе. Ну и поскольку до сих
пор оценка ситуации не вышла за пределы интуитивных «прозрений» и
жонглирования туманными терминами, попробуем разобраться в причинах
возникших проблем самостоятельно.
Камни преткновения
В своих истоках все «цветные революции»,
сотрясающие мир вот уже на протяжении четверти века, основаны на
методологии а) тактики ненасильственных форм сопротивления власти; и б)
стратегии «управляемого хаоса». Первая является разработкой американца Дина Шарпа, систематизировавшего совокупность методик саботажа, с успехом применявшихся в течение ХХ века.
Однако несмотря на обширное и
структурированное многообразие описанных Шарпом приемов (аж 198 ! [2]),
отработанную технологию их использования [3] и четвертьвековую
апробацию, они тем не менее не представляют из себя что-то большее, чем
просто инструментарий, чья действенность жестко ограничена местом,
временем и характеристиками текущей ситуации. А вот создание таких
характеристик призвана решать концепция «управляемого хаоса», которую
один из ее главных популяризаторов, Стивен Манн, представляет ни больше
ни меньше как «стратегию глобального военно-политического доминирования
США».
Отчасти так оно и есть, так как в ее
основе лежит чисто военная разработка одного из научных центров
Пентагона. Последняя так приглянулась рафинированному гуманитарию С.
Манну, что его стараниями она была популяризована и «ненавязчиво»
перетекла в сферы дипломатии и международной политики. Поскольку обычно и
сам «пропагандист» концепции «управляемого хаоса» [4], и те, кто
берется его пересказывать, весьма упрощают ее суть и акцентируют
внимание на второстепенных признаках, необходимо сказать несколько слов о
том, на чем она основана.
В своей статье «Теория хаоса и
стратегическое мышление» [5] сам С. Манн отсылает к «экзотической теории
хаоса и самоорганизующей кризисности», то есть фактически, казалось бы,
к тем физическим и математическим дисциплинам, которые названы выше.
Однако понимает он их специфично, по-своему. Так, им постулируется, что:
1) «структура и стабильность находятся
внутри самой видимой беспорядочности и нелинейных процессов» (т.е. мир
изменчив, процессы хаотичны, структура случайна);
2) объектом управления являются
«динамические системы», т.е. системы, включающие в себя очень большое
число подвижных компонентов;
3) внутри таких непрерывно изменяющихся
систем обнаруживается непериодический порядок — внешне беспорядочная
совокупность данных может поддаваться упорядочиванию в разовые модели;
4) подобные «хаотические» системы
показывают тонкую зависимость от начальных условий — небольшие изменения
каких-либо условий на входе приводят к дивергентным диспропорциям на
выходе (очень вольная трактовка того, что в академической среде
определяется термином «детерминированный хаос» [6]);
5) кризисное состояние динамических
систем является для них перманентным, но не катастрофичным и проявляет
себя как самоорганизующее начало, «самоорганизующая кризисность» (т.е. понуждает систему трансформироваться из одного метастабильного состояния в другое [7]).
Собственно, из последнего положения у С.
Манна и следует вывод о том, что «посредством самоорганизующей
кризисности хаосом возможно управлять». И это управление состоит в том,
чтобы сначала оценить и понять структурные особенности системы,
намеченной к управляемой деструкции, потом выявить существующие в ней
внутренние напряжения [8] и, наконец, приложить к ней то самое «малое
усилие, которое вызовет значительные разрушительные последствия». При
правильном выборе оно же должно стать «точкой кристаллизации»: то есть
задать направление и матрицу будущего реструктурирования и
формообразования.
Называет С. Манн и источник такого усилия — идеологию,
которую сравнивает с компьютерным вирусом, реорганизующим конфликт
внутрисистемных напряжений в желательном для «управленцев» направлении:
«С этим идеологическим вирусом в
качестве нашего оружия, США смогут вести самую мощную биологическую
войну и выбирать, исходя из стратегии национальной безопасности, какие цели-народы
нужно заразить идеологиями демократического плюрализма и уважения
индивидуальных прав человека. С сильными американскими обязательствами,
расширенными преимуществами в коммуникациях и увеличивающимися
возможностями глобального перемещения, вирус будет самовоспроизводящимся и будет распространяться хаотическим путем. Поэтому
наша национальная безопасность будет иметь наилучшие гарантии, если мы
посвятим наши усилия борьбе за умы стран и культуры, которые отличаются
от нашей. Это единственный путь для построения мирового порядка...» - пишет Стивен Манн.
В более поздней работе [9] он уточняет,
что «для достижения подлинной глобальной кризисности... необходимы
следующие предпосылки: 1) эффективные средства транспорта; 2)
эффективные методы массового производства; 3) большая свобода
экономической конкуренции; 4) повышение экономических стандартов,
вытесняющих идеологию (когда борьба за выживание выиграна, для идеологии
не остается места); 5) эффективные массовые коммуникации; 6) повышение
ресурсных потребностей» [10]. Список представляет собой набор средств по
атомизации общества путем отрицания объединяющего начала национальных
идеологий через внедрение материально подкрепленной идеологии глобализма
и воинствующего индивидуализма. Параллели данного перечня с цитатой,
приведенной перед этим, очевидны.
Война и революция
То, что данная «стратегия доминирования»
произведена военными и для военных же целей, очевидно. Она в полной
мере отражает устремленность агрессора разрушить противника и поглотить
его ресурсы. Правда, можно поспорить с ее характеристикой именно как
стратегии, так как, вообще говоря, отсутствие стратегической цели,
подмененной перманентным движением из одной метастабильности в другую,
опускает значимость данной методологии скорее до уровня обобщенно
тактической. Однако для С. Манна, не очень понимающего то, о чем
говорит, это не существенно. И поскольку, по его собственному
утверждению, «политика — это продолжение войны лингвистическими
средствами» [5], он, ничтоже сумняшеся, продвигает разработку, кажущуюся
ему перспективной, как основу действий представляемой им корпорации на
международной арене.
Однако, как известно, незнание или
непонимание каких-либо законов не освобождает от последствий их
применения. А не понимает С. Манн вместе с военными экспертами, на
рекомендации которых опирается, весьма и весьма существенные вещи.
Во-первых, обращаясь к динамическим
системам (их еще называют диссипативными), он отбрасывает «за
ненадобностью» фундаментальнейшее свойство их существования —
удаленность от равновесного состояния. Другими словами, это движущиеся,
изменяющиеся системы, и это движение имеет направление, которое может
быть определено в терминологии первого и второго законов термодинамики:
а) в сторону понижения внутренней энергетики (внутренней напряженности)
систем и б) в сторону уменьшения их сложности. Или иначе, никакого
вечного перехода от одной метастабильности к другой не существует: хаос
накапливается и в конечном итоге приводит к полной деструкции системы,
то есть перенесение методологии войны в политику ведет к тому, что
политика превращается в «войну до победного конца».
Во-вторых, хаос с точки зрения теории, к
которой апеллирует С. Манн, это не только и не столько структурное
упрощение системы, сколько потеря предсказуемости поведения как ее самой
в целом, так и каждой из её составляющих в отдельности (потеря
информации о системе). Поэтому тактика, в которой накопление
хаоса сделано основой управления системой, в конечном итоге делает ее
полностью неуправляемой. Для войны, целью которой является уничтожение
противника, подобное приемлемо, для «глобальной политической стратегии» —
катастрофично, кем бы она ни осуществлялась.
В-третьих, кризис не является
инструментом управления самоорганизацией. Он возникает, когда
динамическая система, являющаяся открытой (т.е. существующей благодаря
материальному, энергетическому, информационному обмену с окружающей
средой), исчерпывает себя или оказывается лишенной источников
жизнеобеспечения. И чем значимее для нее эта потеря, тем глубже кризис.
Из этого состояния существует несколько
выходов. Во-первых, экстенсивный, т.е. распространение вовне путем
обнаружения другого такого же или похожего альтернативного внешнего
источника. Во-вторых, интенсивный, т.е. качественная внутренняя
трансформация, ведущая к продолжению существования, но в принципиально
изменённом виде, чтобы полностью исключить всё, связанное с возникшим
дефицитом. Правда, в этом случае выживет лишь небольшая часть системы,
оказавшаяся готовой к преобразованию, а остальная «выбракуется в
отходы». Ну и, наконец, в-третьих, когда первые два пути реализовать не
удается, наступают тотальный системный коллапс и деструкция.
Очевидно, что надежды на возможность
управления «самоорганизующей кризисностью» С. Манн и его коллеги
ошибочно связывают со вторым, описанным выше, вариантом. Однако то, что
они предлагают и реализуют — создание системного кризиса посредством
искусственной индукции внутри социальной системы ее антипода, с ней
конкурирующего, — на самом деле направляет развитие совсем по другому
руслу. Антисистема, включающая в себя лишь очень и очень незначительную
долю составляющих системы, становится конкурентоспособной только тогда,
когда опирается на внешний ресурс, сопоставимый по мощности с
общесистемным. Только в этом случае у нее появляется шанс перехватить
контроль над прочими социально-экономическими источниками
жизнеобеспечения общества и расшатать его структуры настолько, чтобы
можно было говорить об их критическом состоянии, близким к хаосу и
ведущим к трансформации.
Что происходит после того, как описанное
расшатывание целостной прежде системы оказывается успешным? Ее бóльшая
часть, как это уже сказано, в трансформацию «не вписывается»,
деградирует, становится «социальным отходом», люмпеном, лишенным средств
к существованию, нуждающимся как минимум в соцпайке, а в отсутствие
оного превращающимся в «источник революционной заразы» — бандитизма в
собственной стране и экспорта революции по всему миру (живое воплощение
реализованной «мечты» С. Манна). Ни к какому производству, кроме
разрушительного умножения хаоса, эта часть населения уже способна не
будет.
Оставшаяся часть социальной системы,
сумевшая найти себя в преобразовании, несмотря на свою численную
ничтожность, тоже окажется неоднородной. Наряду с группой «подсевших» на
информационно-идеологическую и материальную иглу коллег С. Манна
окажутся другие, которые в изменившихся условиях найдут для себя вполне
конкурентоспособный источник существования, полностью автономный от
того, что обусловило разрушение прежней системы. Собственно, вот эти
последние — доля от доли составляющих прежнего социума, взорванного по
методике «управляемого хаоса», — только и подходят под определение
самоорганизации как спонтанного системного ответа на внешнее возмущающее
воздействие.
Другими словами, «самоорганизующая
критичность» (по С. Манну) не приводит ни к какому сдвигу динамической
системы в сторону метастабильности, а ведёт дело исключительно к ее
распаду на антисистемные составляющие, т.е. фактически к производству и
умножению одного только хаоса. Но и это не все.
Если бы речь шла только о стратегии
военных действий между разделенными противоборством автономными силами
(как, вероятно, изначально и предполагалось), подобный подход был бы
оправдан: враг должен быть уничтожен, а его ресурс усвоен. Однако дело в
том, что в глобализованном мире социум в экономической и
идейно-политической сферах своего существования - это уже не открытая, а
закрытая система. И потому антисистемность, производимая в какой-то
одной из его частей, которой некто захотел посредством такой процедуры
управлять, в конечном итоге накапливается в ней во всей, обращая
разрушительный потенциал против тех, кто его пробудил.
По сути дела, стратегия
«управляемого хаоса», разработанная коллегами Стивена Манна и
распространённая им самим из чисто военной области в область
международной политики, является не чем иным, как стратегией
перманентной мировой революции в духе Л. Троцкого. Сегодня возникающую
при этом потерю устойчивости больших социальных систем можно воочию
наблюдать на примере всемирных последствий «арабской весны».
Кризис и Третья мировая
Вообще, преувеличивать значимость
манновской «стратегии» «управляемого хаоса» не стоит. Она, конечно,
значимый фактор, формирующий облик современного мира (в особенности,
если не забывать о могуществе тех сил, которые стоят за ее воплощением в
жизнь), но при этом фактор исключительно искусственный и субъективный.
Образно говоря, желая навязать свою волю попутчикам в лодке, Манн со
товарищи изо всех сил пытаются лодку раскачать, попутно захватывая
имущество тех, кто не удержался и вылетел. Однако подобное становится
возможным лишь в том случае, когда лодка сама по себе обладает невысокой
устойчивостью (или, во всяком случае, сопоставимой с раскачивающими
усилиями кризисоустроителей).
С точки зрения системного развития и
самоорганизации ленинское определение революционной ситуации,
сформулированное эмпирически-интуитивно, по-прежнему остается и верным, и
актуальным. Повышенная активность антисистемных масс является лишь
дополнительным субъективным фактором близости революционного переворота.
Объективно же необходимо, чтобы имел место кризис социальной системы и
не было возможности его преодоления путем возникновения дефицита
жизненно важного ресурса плюс невозможность его компенсации путем роста —
распространения системы вовне. В этом случае возникают острая
внутрисистемная конкуренция, поиски замены того, что и взять-то негде.
Тогда-то и появляется место для внедрения и развития антисистемы, т.е.
того, на что рассчитывают «стратеги» вроде Ленина, Троцкого и Манна, ибо
«по-старому» и «верхи уже не могут, и низы не хотят».
В чистом виде «оранжевые революции»,
«управляемый хаос» и практическое воплощение теоретических наработок С.
Манна востребованы и работают только там, где и без них социальная
система самостоятельно развилась до кризиса или как минимум тупика. Да
и, собственно, вся история человечества свидетельствует, что без
объективного существования в некотором обществе революционной ситуации
«воздействовать» на нее возможно лишь «экспортом интервенции», но никак
не революции, что, в частности, демонстрируют нынешние события в Ливии и
Сирии [11]. И нынешняя постоянная готовность «управленцев хаосом» и
«перманентных революционеров» подстраховать дающую сбои
«самоорганизующую кризисность» прямым военным вмешательством
(естественно, «во имя торжества демократии») выдает истинный смысл их
действий — передел власти и богатства в мире, зачистка чужой
собственности от ее хозяев, борьба за контроль над жизненно важным
ресурсом в условиях его критической ограниченности. А мутная вода
революционного или возникшего в результате военных действий хаоса для
этого самая что ни на есть благоприятная среда.
Востребованной и реализуемой на практике
методологию «самоорганизующей кризисности» сделало не «гениальное
прозрение» американских военных, а завершение процесса глобализации,
превратившего мировой социум и с хозяйственной, и с политической точек
зрения в закрытую систему с доминирующей внутри нее идеологией
потребительства. Внутренняя саморазъедающая конкуренция, борьба за
монопольное экономическое преобладание и политическое господство,
избавление от «лишних ртов» — вот далеко не полный перечень факторов,
делающих существование современного человечества неустойчивым,
благоприятствующим возникновению антисистем и провоцирующим новый
передел как всего мира в целом, так и каждого региона в отдельности.
При наличии хозяйственно-политических
предпосылок «самоорганизующая кризисность» индуцируется внутри
обреченных на дезинтеграцию национальных обществ посредством современных
коммуникационных и транспортных систем. Когда таких предпосылок нет, а
контроль над избранным регионом представляет стратегическое значение,
хаос генерируется опять же искусственно, но извне — прямой военной
агрессией, которая не только полностью опустошает военный, экономический
и политический потенциалы региона-жертвы, но и, «инфицируя кризисом», в
терминологии С. Манна, все вокруг, как в воронку, начинает втягивать в
конфликт все новых и новых участников, имеющих прямую ресурсную
заинтересованность в объекте агрессии. Так возникает очаг
антисистемности глобального масштаба.
На данный момент примером такого рода
является Иран. Ситуация вокруг Ирана раскручивается (практически
необратимо) до стадии прямого военного столкновения с самыми тяжелыми
последствиями не только для Ближнего и Среднего Востока, но и для всего
мира. Возникшая с началом боевых операций неустойчивость социальной
системы способна в дальнейшем принять масштабы, соответствующие Третьей
мировой.
Революция и Интернет
Следует оценить и настоящее значение
вклада современных технологий в то, как распространяется пожар
«самоорганизующей кризисности» по всему миру. Обычно и пропагандисты, и
апологеты «управляемого хаоса», и их критики выделяют как особый фактор
новейшие средства коммуникации и транспорта, в том числе Интернет. И в
целом подобная оценка является сильно преувеличенной.
Как и любые другие средства связи —
телефон, телеграф, почта и т.д., — «всемирная паутина» является не более
чем средой двусторонней передачи информации между людьми, в том числе
обеспечивающей управление. В кризисной ситуации такие системы
обслуживают взаимодействие между участниками противоборства каждой из
конфликтующих сторон. Чем быстрее осуществляется передача
информации и чем сложнее ее заблокировать, тем устойчивее структура и
тем успешнее ее действия. В этом смысле Интернет имеет значительные
преимущества перед всеми иными, бывшими до него средствами коммуникации
(по быстроте, оперативности, многоуровневости, широте охвата,
защищенности от сбоев). Кроме того, электронно-сетевая среда является
общей для противников и может быть использована для дезориентации
противной стороны, что, впрочем, характерно для военных действий в
принципе, даже если они ведутся по старинке, без современных
технологических изысков.
Однако какой бы совершенной с
технической точки зрения передача информации ни была, какой бы уровень
коммуникации она ни обеспечивала, в систему управления она превращается
только при существовании связываемых ею и согласованно взаимодействующих
друг с другом системных объектов. А возникновение тех, в свою очередь,
обусловлено наличием кризисного тупика в развитии экономики,
политической структуры или общества в целом. Другими словами, все «зло
Интернета» в плане производства социального хаоса сводится к тому, что
он обеспечивает очень высокую скорость информационного обмена и
затрудняет его блокировку прежними, традиционными, методами. Преодоление
кризисной ситуации изнутри и смена парадигмы обеспечения информационной
безопасности способны свести преимущества антисистемы в глобальной сети
на нет [12].
Настоящую же угрозу успешного
распространения «управляемого хаоса» несут в себе виртуально-медийные
технологии и наличие у агрессоров высокоточных и роботизированных
вооружений. Первые именно в таком своем качестве были предложены З.
Бжезинским в его «Технотронной эре» [13]. Их суть в том, что современный
человек, погруженный в виртуальную информационную среду (не только
компьютерно-сетевую и «всемирно паутинную», но и телевидение, радио,
видео, аудио, игровую продукцию), воспринимает мир даже не через призму
некоторой идеологической пропаганды, а как часть своего персонального
существования в виртуальной вселенной, которое может совпадать, не очень
совпадать или даже совсем не совпадать с тем, что имеется в реальности.
Иначе говоря, у очень большого количества людей разрушены
критерии различения кажущегося и существующего. А значит, они не в
состоянии оценить и действительность социального кризиса, и шансы
революции. С соответствующими последствиями своего участия в ней...
Угроза высокоточного и роботизированного
оружия была продемонстрирована в ходе ливийского мятежа, когда
немногочисленные и не слишком-то обученные «революционеры» успешно
действовали против превосходящих их в численности и вооружениях
правительственных войск под прикрытием беспилотных штурмовиков и
управляемых чуть ли не из-за океана ракет «устроителей хаоса». То есть
технологическое преимущество в военной сфере дает возможность
осуществлять вооруженные агрессии руками весьма незначительного числа
мятежников-аборигенов, усиленных группами наемников и откровенными
бандитами, выдавая всё это за «демократические революции» и
«национально-освободительное движение».
Сухой остаток
Вся сотрясающая ныне планету «цветная
круговерть» с подрывными рекомендациями в стиле «методов мягкой силы» и
«ненасильственного сопротивления», с псевдо-научными схемами создания
«управляемого хаоса» является не чем иным, как системой
оперативно-тактических, по сути, диверсионных мероприятий,
обеспечивающих скрытое осуществление прямой агрессии по отношению к
суверенным государствам. Под прикрытием демагогии об «открытом обществе»
глобальный гегемон, опираясь на свое подавляющее превосходство в
финансах и технологиях, использует критические уязвимости в общественных
системах национальных государств или создает их искусственно, чтобы на
волне возникшей социальной неустойчивости экспроприировать национальное
достояние того или иного народа и полностью перевести его под свой
непосредственный контроль.
Следует понимать, что в начавшейся войне
за передел — реструктурирование — мира, ставшей следствием глобального
хозяйственно-политического кризиса, объектом нападения являются уже не
правительства государств-жертв (которые вполне могут выступать на
стороне агрессора), а собственно нации, уничтожаемые не с помощью
каких-то новых достижений «стратегической» мысли, а исключительно по
евангельскому слову: «Всякое царство, разделившееся само в себе,
опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит»
[14]. И потому единственной правильной, единственно возможной тактикой
противодействия «управляемому хаосу» являются всемерное устранение
причин, порождающих кризис в обществе, и мобилизация нации против
агрессора.