Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Пятница, 13.12.2024, 10:56
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Геополитика

    «Окна безопасности» закрываются

    «Окна безопасности» закрываются

    Удастся ли нашей стране удержать контроль над негативно развивающейся геополитической ситуацией?

    // Анатолий Жарский

    Сформировавшееся после Второй мировой войны мироустройство зиждилось на двух планетарных центрах могущества. После распада Советского Союза геополитическая система, основанная на противоборстве двух полюсов силы, прекратила свое существование, уступив место монопольному доминированию США и их союзников. Однако оно оказалось недолговечным.

    Вместе с тем и современное военно-политическое положение нашей страны никак нельзя назвать стабильным. Военные угрозы РФ нарастают по всем стратегическим направлениям. Еще в середине 90-х годов прошлого века маршал Российской Федерации И. Д. Сергеев отмечал, что так называемые окна безопасности для России могут закрыться: на западе – в середине второго десятилетия, на востоке – к концу 20-х годов XXI века. Эти сроки определяются переоснащением войск и флотов стран НАТО, ускоренной модернизацией Народно-освободительной армии Китая (НОАК), включающей развертывание современных систем оружия, в том числе ракетно-ядерного.

    Соперники

    По оценке экспертов ООН, устойчивое внутреннее положение в Китайской Народной Республике возможно при численности населения до 750 миллионов. Сегодня граждан КНР – более 1 миллиарда 200 миллионов. Ежегодно этот показатель увеличивается еще на 14 миллионов человек. По различным оценкам, активный мобилизационный потенциал Китая достигает 40 миллионов резервистов. Причем страна остро нуждается в ресурсах – энергетических, водных, продовольственных, сырьевых. Они есть на территориях слабо освоенных и малонаселенных российских регионов Восточной Сибири и Приморья.


    В настоящее время в политике и военной доктрине КНР господствует тезис, согласно которому по мере роста комплексной мощи государства будет реализовываться концепция стратегических границ и жизненного пространства. Эти границы должны перемещаться адекватно росту комплексной мощи до рубежей, в пределах которых Поднебесная с помощью военной силы может реально отстаивать свои интересы. Прежде всего по тем направлениям, где те или иные государства окажутся наиболее ослабленными. Недавно в Китае осуществлен запуск пилотируемого космического корабля, а также баллистической ракеты с разделяющимися боеголовками. Технологический и военный разрыв между КНР и РФ быстро сокращается.

    В числе угроз с Дальневосточного стратегического направления – и военный потенциал Японии. Он уже сопоставим с российским в области обычных вооружений.

    На Западном и Северо-Западном стратегических направлениях находятся государства – члены НАТО. Сухопутные войска, ВВС и ВМС многих из них превосходят Вооруженные Силы РФ во владении инновационными технологиями ведения боевых действий, включая бесконтактные формы и способы боевого применения новейших технических и специальных средств. Вдобавок альянс обладает подавляющим перевесом в живой силе и обычных вооружениях.

    Не забудем также, что и на востоке, и на западе имеются страны, провозгласившие территориальные претензии к Российской Федерации основополагающим принципом внешней и, следовательно, военной политики.

    И наконец, о главном геополитическом сопернике России – США. Прекратилось ли наше противостояние с Соединенными Штатами после окончания холодной войны? Судя по риторике американского руководства, публикациям заокеанских геостратегических идеологов, можно с уверенностью сказать: нет. Из идеологической оно перешло в плоскость межцивилизационной борьбы, то есть противостоянию двух моделей мироустройства – однополярной евро-атлантической и многополярной континентальной, предлагаемой Россией. Американская директива в области обороны предусматривает, что США будут стремиться не допустить появления на территории бывшего Советского Союза нового соперника.

    Принцип домино

    Угрозы с Южного и Юго-Западного стратегических направлений связаны с высокой вероятностью локальных вооруженных конфликтов различной интенсивности. Именно там пролегает так называемая дуга напряженности, определяемая тлеющими очагами межнациональных и межгосударственных конфликтов, доставшихся Российской Федерации от распавшегося СССР. На южных рубежах Россию явно испытывают на прочность. Нет оснований ожидать, что эти процессы затухнут сами собой. И неудивительно, что существует множество мрачных сценариев неблагоприятного развития ситуации.

    Так, в случае эскалации вооруженного конфликта в Афганистане боевые действия могут распространиться на Таджикистан. Далее сработает принцип домино: на очереди окажется Узбекистан, а затем – южные области Казахстана. Территории этих республик явятся лишь промежуточным плацдармом для последующего мощного агрессивного движения исламского экстремизма на север, в Россию. При этом вспомогательную роль будут играть разжигаемые извне вооруженные конфликты на Северном Кавказе. В перспективе векторы данных угроз нацелены на то, чтобы соединиться в бассейне Нижней Волги и в дальнейшем двинуться вверх по течению реки и расчленить РФ на две части – западную и восточную. Если экспансия агрессивного фундаментализма выполнит эту задачу, западная часть России в границах до эпохи Ивана Грозного окажется неспособной к самостоятельному существованию, поскольку почти полностью лишится основных сырьевых ресурсов.

    Восточная часть расколотой на-двое России изначально будет очень слабым территориальным образованием, не обладающим ни многочисленным населением, соизмеримым с его пространствами, ни адекватной, экономико-социальной структурой. Граничащая на юге и юго-востоке с мощными соседями, эта, условно говоря, Восточная Россия обречена исчезнуть с географической карты.

    Мягкое выдавливание

    Внешние угрозы РФ распространяются и на богатую ресурсами Арктику. Даже далекий от Приполярья Китай год от года увеличивает объемы и направленность арктических исследований.

    Если российско-норвежский договор, ставший значимым достижением нашей дипломатии, отчасти приглушил остроту разногласий о разграничении акватории Баренцева моря, то в северо-восточной зоне Арктики до настоящего времени сохраняется конфликтный потенциал. Свершившимся фактом стало наращивание военных группировок США и Канады, они начали ускоренную подготовку к операциям в районах Заполярья. Уже не один год вооруженные силы этих стран проводят разновидовые маневры и штабные учения, на которых отрабатываются боевые действия в прибрежных арктических районах.

    Применяемая государствами НАТО тактика мягкого выдавливания России из региона несет потенциальную опасность локального вооруженного конфликта, а разногласия в определении морских границ в Арктике продолжают оставаться потенциальным источником международных конфликтов и серьезным препятствием на пути к сотрудничеству между странами, принимающими или желающими принять участие в освоении Арктики.

    Говоря о внешних угрозах России, следует обратить внимание на своеобразный дрейф в сторону НАТО нейтральных стран – Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и Ирландии. Такие же тенденции открыто проявляются во внешней политике Азербайджана, Грузии. Усиливаются и внешние угрозы невоенного характера, связанные с качественно новыми средствами экономической, технологической, этнической, конфессиональной, информационной и другими формами экспансии.

    Жизненно важные задачи

    Сегодня Российская Федерация хоть и значительно ослаблена экономически, однако продолжает оставаться самым большим государством мира площадью 17,075 миллиона квадратных километров, что почти вдвое превышает размеры США (9,36 млн кв. км). Пока еще РФ считается одной из держав – лидеров в военном отношении, имеет непосредственный выход к морям, входящим в акватории Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов, занимает центральное положение не только в постсоветском, но и в евразийском пространстве, находясь в соприкосновении с крупнейшими цивилизациями Старого Света.

    Ныне Россия – пожалуй, единственная в мире самодостаточная страна. Примерно 45 процентов мировых запасов сырьевых ресурсов сосредоточены на ее территории. США и другие страны мира эту самодостаточность в результате сверхпотребления давно утратили. Анализ ряда источников позволяет надеяться, что при условии использования вышеперечисленных геополитических преимуществ и успешного решения первоочередных жизненно важных геополитических задач РФ удастся выйти из затяжного кризиса, сохранив и укрепив свое место в мировом сообществе.

    О каких же задачах идет речь? Это, во-первых, внутренняя стабилизация, существо которой состоит в выработке геополитической идеи развития России, признания этой идеи народом и консолидации на ее основе общества. Во-вторых, постепенное восстановление геополитического контроля над государствами ближнего зарубежья, борьба за влияние в прилегающих к РФ странах Европы и формирование основ континентального геополитического блока в противовес НАТО.

    В дальнейшем Россия не должна исключать осуществления глубоких геополитических прорывов на отдельных направлениях в целях структурного расчленения Атлантического блока. Так, в настоящее время слабым местом в военно-политическом аспекте сложившейся геополитической структуры является Южное стратегическое направление, где Россия, опираясь на дружественную позицию Индии и Ирана (при неопределенной ситуации в Афганистане), имеет наибольшие возможности для выхода к внутренним областям региона, омываемого Индийским океаном. В случае успеха такого геополитического прорыва Россия могла бы оказывать давление на вероятных противников в Азии, наиболее динамично развивающейся части планеты. Это вынудит их перераспределить свои силы и снизить геополитическое давление на РФ. В этих же целях не следует отказываться от концепции энергосырьевого давления с опорой на силовой баланс, существо которой состоит в повышении за счет экономических и политических мероприятий степени зависимости некоторых государств от России в энергетическом и сырьевом отношении.

    Однако ни одну из указанных и иных задач не удастся решить без весомых реальных аргументов – политических, экономических и военно-силовых. Поэтому сведение военного потенциала к необходимому минимуму, при опоре лишь на прикрытие силами стратегического ядерного сдерживания может оказаться ошибочным.

    В тех случаях, когда наша страна уверенно следовала своему геополитическому статусу континентального центра силы, ее развитие имело позитивное направление, она усиливалась, благополучие ее граждан повышалось, росло ее влияние в мире. Иначе было, когда Россия отходила от своей геополитической линии, когда в ее руководстве начинали доминировать прозападные идеи.

    В сложившихся условиях РФ должна иметь ясные стратегические цели, рассчитанные на долгосрочную перспективу, и как следствие – определить государственные, общенациональные, в том числе и военные инструменты для их достижения.

    Анатолий Жарский,
    член-корреспондент РАРАН, кандидат военных наук




    Источник: 
           








    Категория: Геополитика | Добавил: newroz (30.08.2012)
    Просмотров: 290
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz