УКРАИНА В НОВОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ МИРА
Владимир Дергачев
Международные общественные слушания «Украина в новых
геополитических реалиях» (Киев, пресс-центр телекомпании РБК-Украины,
12 ноября 2010 г.). Выступления транслировались в режиме онлайн.
Видеозапись см. на http://press.rbc.ua/online/id/275/. Продолжительность видеозаписи 05.00.55, выступление
профессора Дергачева начинается с интервала 03:07:25. Рекомендуем
прослушать выступление профессора Игоря Панарина (02:42:55) и директора
института «Русского зарубежья» Сергея Пантелеева (03:22:25).
В основу доклада положен проект «Новая геополитическая
архитектура Евразии от Атлантики до Тихого океана», реализуемый
интернет-порталом «Институт геополитики»1 с 2006 года на основе систематических мониторинговых поездок по зарубежным странам Европы и Азии.
Основные черты новой геополитической архитектуры
Формирование новой геополитической архитектуры преподнесло миру неожиданный сюрприз.
После распада СССР Запад не смог обеспечить свое монопольное мировое
господство. Вашингтон безуспешно демонстрирует «безграничную
справедливость» на основе американской доктрины «демократической петли
Анаконды». Не будет и биполярного мира двух сверхдержав – Соединенных
Штатов и Китая, который не собирается повторять ошибок Советского
Союза, взвалившего на себя ответственность за все «прогрессивное
человечество».
В связи с дискуссией о будущем НАТО и границах продвижения на
Восток уместно вспомнить, что шесть десятилетий назад советское
руководство обратились в НАТО с предложением о включении СССР в
создаваемый «миролюбивый» блок. И только после отказа в мае 1955 года
была создана военно-политическая Организация Варшавского договора (ОВД)2.
Европа была поделена на два военно-политических блока, закрепивших
геополитический раскол Европы.После распада ОВД и СССР началась
геополитическая трансформация на европейском континенте, которая еще не
завершилась. Парижская хартия об образовании новой свободной и
безблоковой Европы (ноябрь 1990 г.), бездумно подписанная первым и
последним советским президентом, явилась крупных геополитических
поражений Кремля.
В 1996 г. под давлением Вашингтона НАТО приняло решение о
расширении на Восток, игнорируя ранее принятые обязательства после
падения «Берлинской стены» и объединения Германии. За короткий срок
членами НАТО стало большинство стран бывшего восточноевропейского
«социалистического лагеря» и три бывших союзных республик Прибалтики.
Настала очередь Украины и Грузии. И хотя после Бухарестского саммита
НАТО в апреле 2008 года процесс этот процесс был временно замедлен, для
Соединенных Штатов Черноморье с Крымом остаются главным призом за все
неудачи на евразийской шахматной доске.
Все попытки создать вооруженные силы Объединенной Европы не
выходят из области деклараций. А мировой финансовый кризис лишил и
последних надежд по этой проблеме. Создание европейских вооруженных сил
означает увеличение военных расходов и снижение уровня и качества
жизни. На что европейцы, отвыкшие от дискомфорта, пойти не могут и
политические партии и лидеры, выступающие за создание военной мощи,
будут сметены с политического Олимпа.
В агрессии против Афганистана под «ангельским» флагом НАТО
польза американцам от европейских государств (членов блока), была как от
«козла молока». Поэтому Соединённые Штаты, переживающие не лучшие
времена, пересмотрят в ближайшем будущем свое доминирующее участии в
финансирование содержания жиреющих натовских генералов в Брюсселе.
Здесь как нельзя, кстати, для штаб-квартиры НАТО в Европе наметилась
дружба с угасающей былого величия России. Российский кремлёвский соловей
в последние годы все чаще подпевает и Китаю и Западу ради собственной
легитимности.
Зависимость от ядерного зонтика США и энергетических ресурсов
России не позволяет ЕС идти на конфронтацию с Кремлем ради
«демократической» Украины. Европейский Союз и возрождение Большой
России могут стать гарантами безопасности на континенте. Европейский
Союз строит свои отношения с Украиной в контексте своих отношений с
Россией, остающейся крупнейшей ядерной и энергетической державой на
континенте.
Европейский Союз утрачивает статус привилегированного
партнерства с Соединенными Штатами и не способен в ближайшем будущем
играть самостоятельную роль в мировой политики из-за отсутствия
консолидированной военно-политической мощи и уже сложившегося под
американским ядерным зонтиком вассальной психологии. В результате
головокружения от успехов возникли проблемы в связи с поспешным
расширением ЕС на восток3.
Новая геополитическая архитектура формируется на основе Больших
геополитических пространств. Одним из таких пространств является
Восточная Европа, ассоциируемая с цивилизацией, в прошлом с СССР, а в
геополитике с Хартлендом. В центре геополитической трансформации в
Восточной Европе находятся российско-украинские отношения и проблема
Крыма.
Трансформация геополитического кода
Украина — государство коррумпированной демократии, утратившее за годы независимости статус ядерной державы. В геополитическом коде Украины выделяются внешние и внутренние векторы, обеспечивающие баланс национальных интересов. Генеральным
направлениям Запад (Европейское Сообщество), Восток (Россия) и Юг
(Средиземноморье) соответствует внутренний код, отражающий
особенности Западной, Восточной и Южной Украины. Утрата одного из
внешних направлений ведет к разрушению многомерного коммуникационного
пространства государства. Уникальность Украины заключается в том, что
здесь процессы становлению государственности совпали с необходимостью
перехода к рыночным отношениям. Поэтому целенаправленно начал
разрушаться восточный (российский) вектор, в надежде на ускоренное
продвижение на европейский Запад. Однако вместо этого, произошла
цепная реакция. Был разрушен южный (морской) вектор, создаваемый
последние два столетия в российском геополитическом пространстве и
усилилось дистанцирование от Запада4.
Стало очевидным, что на Украине в результате последовательного
разрушения основных геополитических векторов наблюдается не очередной
политический кризис, а кризис украинской государственности5.
После распада Советского Союза Украина была третьей ядерной
державой мира, обладая 1240 ядерными боеголовками. Это больше, чем
Франция, Китай и Англия вместе взятые. Кроме того на вооружении было
133 ракет СС-19, 46 ракет СС-24, 564 крылатых ракет для
бомбардировщиков и примерно 3 тыс. единиц тактического ядерного оружия.
Всего Украине досталось вооружений на сумму в 90 млрд. долларов, под
штыком было около 1 млн. военнослужащих. После того как большую часть
военного потенциала Украина растранжирила, националисты начали вести
страну в НАТО. Соединенные Штаты и Западная Европа не готовы защищать
страну, не представляющую интереса для их безопасности.
Украинская армия после провозглашения независимости была
первой по численности военнослужащих в Европе. К настоящему времени
армия сократилась с 700 до 200 тыс. (не считая гражданских служащих),
но остается второй после российской по численности в Европе.
Ежегодный реальный бюджет армии по масштабам НАТО недостаточен для
содержания двух дивизий и в полтора раза меньше, чем в Объединенных
Арабских Эмиратах. Из-за хронического недофинансирования военного
бюджета армия имеет ограниченную боеготовность. Украина не
располагает финансовыми средствами для модернизации и перевода армии
на контрактную основу.
Украине достались от Советского Союза высокотехнологичные флагманы ВПК,
способные производить конкурентоспособную продукцию. Производственное
объединение «Южный машиностроительный завод» (Днепропетровск) являлся
лидером советского ракетостроения для военно-космического комплекса.
До распада СССР Украина занимала лидирующее положение в мировом
ракетостроении. Разрушительный удар по технологической пирамиде был
нанесен, когда Украина отказалась от статуса ракетно-ядерной державы
(третье место в мире после США и России) и уничтожила пусковые
установки с баллистическими ракетами и стратегические
бомбардировщики.
Участие самостийной Украины в проекте «Морской старт» с лучшей
в мире советской ракетой «Зенит» способствовала бесплатной передаче
западным компаниям уникальных ракетных технологий. Россия перестал
видеть в Украине надежного партнера, и стала восстанавливать
собственный полный технологический цикл. Не оправдались
романтические надежды на тесное военно-техническое сотрудничество с
Западом, тогда как было осуществлено запрограммированное разрушение
военно-промышленной кооперации с Россией.
Среди украинских «патриотов» гуляет миф, что Украина
отказалась от статуса ядерной державы во имя альтруизма — любви ко всему
человечеству. А неблагодарный Запад за это мало заплатил. Сермяжная
правда в том, что прагматичный Запад позволил обменять отказ от
ядерного оружия на легитимность украинской власти, присвоил ей
временное звание «последних оплотов демократии» и разрешил еще раз
ограбить украинский народ и создать «семейный бизнес».
Два десятилетия украинская власть декларирует европейский
выбор. Но желание стать частью богатого «пуза» Западной Европы не
подкрепляется реальными делами. Брюссель не знает, что он получит от
государства коррумпированной демократии, кроме головной боли. Кроме
того, европейская интеграция Украины уже завершилась для национальной
«элиты в законе» по сантехническим стандартам. И она не стремится в
Европу вместе со всей страной, чтобы избежать вопросов о происхождении
капиталов. И многие граждане Украины уже интегрировались в ЕС и Россию,
правда, по стандартам гастарбайтеров. В обозримом будущем Украина не
будет членом ЕС, но стремиться к светлому европейскому будущему
необходимо. Европейский опыт должен найти свое место в использовании
европейского принципа субсидиарности в региональной политике,
политико-административной реформе, транспортной политике и многом
другом.
Украина из-за утраты военной и экономической мощи превратилась
в страну внешнего управления. Во время правления «оранжевой власти»
сформировалось три центра внешнего управления и все американские — МВФ,
финансовый спекулянт Сорос и Посольств США в Киеве. После падения
оранжевого режима осталась зависимой как от России (по
энергоносителям), так и от Запада (США, МВФ).
После распада СССР и провозглашения самостийности украинские
националисты решили мирным путем «захватить» всю Украину. Но за полтора
десятилетия самостийности они пришли к заключению, что не смогут решить
эту задачу демократическим путем без помощи Запада. И такой верный
союзник в лице Соединенных Штатов нашелся. Сложилось ошибочное
представление, что после президентских выборов 2010 года Соединенные
Штаты предали бедную Украину. США никуда не ушли из Восточной Европы и в
отношении региона делаю акцент на геополитику «мягкой силы».
Черноморский регион и Украина остаются последними форпостом США в
Евразии, после неудач во Вьетнаме, Ираке и Афганистане.
Крым занимает уникальное геополитическое положение и в
классической геополитике рассматривается как один из геополитических
полюсов Евразии. Кто владеет Крымом, тот контролирует Восточную Европу,
Черноморье и значительную часть Евразии. Хотя Крым для России уже был
потерян де-юре после Беловежского сговора, приход американцев в Крым и
Севастополь стал бы огромным психологическим ударом по России, Если
бы Крым превратился в «непотопляемый» броненосец американской
геополитики в Евразии, это стало вершиной окончательного унижения России
после распада Советского Союза. Поэтому долгосрочное продление
Договора о пребывания российского Черноморского флота в Крыму служит
не только политической стабильности на полуострове и предпосылкой для
привлечения иностранных инвестиций, но гарантом региональной
безопасности в Восточной Европе.
Среди украинских националистов есть сторонники ориентации
вместо России и США на Китай. Но учитывая, что Китай применяет смертную
казнь против коррупции, украинская «элита в законе» с характерным
стремлением к казнокрадству может быть обезглавлена в результате такого
вассального «братания».
Новую президентскую власть на Украине нельзя считать
пророссийской. На выборах и у «оранжевых» и у «синих» использовались
американские политтехнологи, для того чтобы победить отечественный
электорат. Подписанный в Харькове украинско-российское соглашение по
Черноморскому флоту незаслуженно приписывают как успех президентской
власти и Партии регионов. Увязать чисто экономическое соглашение по
цене на природный газ с геополитической проблемой стало возможным
благодаря оранжевой власти, её последовательной политики нацификации и
русофобии. После того как Украина преподнесла очередной подарок США в
виде обогащенного урана, прагматики из американской администрации
несомненно будут ассоциировать Партию регионов как очередной оплот
украинской демократии. Как это американцы раньше делала в отношении
украинских президентов из бывшей коммунистической номенклатуры (отказ
от статуса ядерной державы) и «оранжевых» националистов.
Трансформация геоэкономического кода
За годы независимости Украина разрушила сложившийся
геоэкономический код и превратилась в одно из самых бедных европейских
государств. Добровольный отказ от статуса ядерной державы не был
подкреплен международным соглашением о возможном «плане Маршалла» или
других компенсационных программах, позволяющих сохранить
научно-технический потенциал в области высоких технологий. По этому
сценарию Украина под нажимом Запада закрыла Чернобыльскую АЭС, не
компенсировав утраченные мощности с зарубежной помощью. В экономическом
отношении Украина обладает ограниченным суверенитетом.
Из среднеразвитой страны Украина превратилась в маргинала
мировой политики и по макроэкономическим показателям стала вместе с
Молдовой беднейшей страной Европы. ВВП на душу населения стал меньше,
чем во всех соседних странах, за исключением Молдавии. Неопределенность
с внешнеполитическим и внешнеэкономическим курсом из-за неудач с
евроатлантической и европейской интеграцией не способствуют успешной
мирохозяйственной интеграции. Украина входит в группу
стран-аутсайдеров, которая в девяностые годы в мирное время обеспечила
снижение ВВП в три раза. За счет снижения качества жизни, включая
сокращения продолжительности жизни и рождаемости, демографические
потери Украина составили за годы независимости 6 млн. человек.
Два десятилетия украинская власть декларирует европейский
выбор. Европейская интеграция Украины предусматривает создание зоны
свободной торговли, возможность безвизового пространства для граждан
Украины, создание общего авиационного пространства и интеграцию в
европейский энергетический рынок, присоединение к рамочной программе
ЕС по науке и технологиям. Но желание стать частью богатого «пуза»
Западной Европы не подкрепляется реальными делами. Брюссель не знает,
что он получит от государства криминально-коррумпированной демократии,
кроме головной боли. Кроме того, европейская интеграция Украины уже
завершилась для национальной «элиты в законе» по сантехническим
стандартам. И она не стремится в Европу вместе со всей страной, чтобы
избежать вопросов о происхождении капиталов. И многие граждане Украины
уже интегрировались в ЕС и Россию, правда, по стандартам
гастарбайтеров. В обозримом будущем Украина не будет членом ЕС, но
стремиться к светлому европейскому будущему необходимо. Европейский опыт
должен найти свое место в использовании европейского принципа
субсидиарности в региональной политике, политико-административной
реформе, транспортной политике и многом другом.
После провозглашения независимости продолжалось падение ВВП,
который в 1999 году опустился до уровня 40, 8 % от 1990 года).
Наступившая относительная политическая стабильность в стране в начале
нового века позволила к 2004 году выйти по темпам экономического роста
(12,1 % ВВП) в лидеры среди стран СНГ. Однако новому «европейскому
тигру» (как называли Украину) «ангелы» оранжевой революции обломали
ноги. Уже в 2005 г. были зафиксированы самые низкие темпы роста (2,7
%). ВВП Украины к началу мирового финансового кризиса составлял 75 % от
показателя 1990 г. В 2009 году ВВП упал на 15 % по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года и составил примерно 60 % от
уровня 1990 года. Тогда как мировой ВВП вырос за этот период на 40 %. По
данным Центрального разведывательного управления США ВВП Украины (по
ППС) на душу населения составил $7,8 тыс. (97 место в мире после
Сербии) 6.
Россия занимает 58 место, Белоруссия и Казахстан, соответственно, —
74 и 75 место. В результате «оранжевого» прорыва размер теневой
экономики превысил 50 % ВВП Украины.
Макроэкономические и социальные показатели опровергают
многочисленные декларации об устойчивом развитии Украины. Экономический
рост за счет «инерционного воспроизводства архаики» (без обновления
основных фондов)7 и депопуляции ведет к еще большей отсталости.
Основу роста ВВП составляют денежные переводы трудовых
мигрантов (гостарбайтеров), превышающий доход от транспортировки
российского газа. За годы независимости рост ВВП осуществлялся так же
за счет сокращения продолжительности жизни (высоких темпов вымирания)
населения. По данным международной организации CIAWorldFactbook Украина
«вышла» на второе место в мире (после Ботсваны) по естественной убыли
населения из расчета на 1000 человек в год (5,57). Численность
населения страны за годы независимости сократилась на 6 млн. человек.
Украина занимает 98 место в мире по качеству жизни среди 111 стран.
Сокращение средней продолжительности жизни на один год дает прирост ВВП в
1% (по данным голландских ученых). Таким образом, сокращение
продолжительности жизни Украине за период 1990-2007 гг. с 70 до 65 лет
дало примерно прирост ВВП в 5 %.
Экономика страны зависит от поставок преимущественно российской
нефти и газа. Украина — крупнейший потребитель российского газа в
Европе, занимает по потреблению природного газа шестое место в мире
и по импорту — третье место (после США и Германии). Газотранспортная
система (ГТС) Украины имеет исключительное геостратегическое положение,
являясь своеобразным «газовым мостом» между крупнейшими в мире
газодобывающими регионами России и Западом. Однако в результате газовой украинско-российской войны Киев
теряет роль надежного транзитера природного газа, создаются новые
коммуникации в обход Украины. Если в России экспорт газа является
важной составляющей государственной политики, то в Украине — контроль
за транзитом газа служит одним из самых выгодных «бизнесов» на государственных ресурсах, приносящих политические и материальные дивиденды.
Осуществленная самостийной Украиной при
попытках создания националистического государства деиндустриализация и
деинтеллектуализации страны без ощутимых результатов в
социально-экономической сфере, окончательно разрушенные доставшиеся в
наследие верхние высокотехнологические «страты» советской
технологической пирамиды, утрата значительного транзитного потенциала
страны позволила Украине занять «достойное» место на мировой периферии
среди беднейших стран мира.
Несмотря почти на два десятилетия самостийности на Украине так
и не сложилась политическая элита, ставящая проблемы государственности
и национальной безопасности выше собственных «шкурные интересов».
Иногда складывается впечатление, что именно на Это в Украине хронически
не хватает бюджетных средств. Тогда как каждый украинский чиновник с
полномочиями немного выше плинтуса, считает своим священным долгом
разъезжать по разбитым украинским дорогам на автомобиле
представительского класса, приобретенного на деньги налогоплательщиков.
И одновременно, любопытно наблюдать, как конференции и круглые столы
по проблемам национальной безопасности финансировались в последние годы
за счет преимущественно западных фондов. Где часто и тональность
обсуждения задают иностранные гости, а местные «казаки» млеют от их
слов, забывая об установленном регламенте для выступающих.
На Украине исключительно слабое экспертное сообщество
системных аналитиков, хотя оно и заполнено физическими лицами от
ведущих политических сил с низкими профессиональными качествами.
Несмотря на ренессанс геополитики в мире, на Украине эта наука
отсутствует.
Украине нужна новая светская идеология, мобилизующая национальная идея, где духовное выше материального. Будущее Украины
зависит от создания геополитического баланса внешнеполитических и
внешнеэкономических векторов. Украине необходимо восстановить
разрушенный баланс основных внешнеэкономических векторов: Запад
(Европейский Союз), Восток (Россия) и Юг (Средиземноморский). Это
становится возможным при нейтральном статусе и устойчивых и
добрососедских отношениях с Европейским Союзом и Россией, исходя не
из политической конъюнктуры, а экономической целесообразности.
Необходимо рассмотреть эффективность вхождения в зоны свободной
торговли (ЗСТ) с Европейским Союзом и в таможенную зону Евразийского
экономического сообщества (ЕврАзЭС) с позиций расширения
потребительского рынка Украины. В связи с появлением на Ближнем Востоке
новой региональной державы — Турции, необходимо обратить внимание на
многопартнерскую геополитику Анкары, позволившую осуществить
модернизацию страны.
Позитивные изменения в Украине возможны только на основе
профессионального принципа управления страной и ужесточение
законодательства в отношении должностях лиц, имитирующих
действительность и способствующих вывода капитала за границу.Когда на
смену самостийной «элиты в законе» придет меритократия (элита
качества), когда престижной профессией станет профессия учителя,
педагога высшей школы и ученого, можно будет обсуждать европейский выбор
и инновационный путь развития страны. Но как уже показала новейшая
история, эгоизм и корпоративные интересы организованных партийных
группировок (ОПГ) остаются превыше всего.
Как легко дойти до самодовольства, повторяя, что «дюже гарна»
Украина – пуп земли – здесь расположен географический центр Европы и
высоко в облаках парят буревестники демократии. Но все это пустая
болтовня, если не приведено в соотнесение с европейскими ценностями,
отсутствует понятие цивилизованной формы. Необходимо время,
стратегическое видение и политическая воля для государственного
строительства. Украина не хуже и не лучше другой Европы. Чтобы
обустроить собственный дом, надо жить своим умом.
1 Аналитический и образовательный портал «Институт геополитики профессора Дергачева» — www.dergachev.ru
2
Когда автор учился в Московском университете преподаватель истории,
доцент Зоя Петровна Игумнова (жена бывшего зам. министра иностранных
дел и члена Оргбюро ЦК ВКП(б) в 1946/52 гг.) Василия Василевича
Кузнецова) рассказывала со слов мужа историю с НАТО. После создания
Североатлантического военного блока Иосиф Сталин послал телеграмму о
возможном принятии СССР. И только после отказа было приято решение о
создании военного блока страна Варшавского договора.
3 Владимир Дергачев Роковые рубежи Европы. — Вестник аналитики, 2009, №1 http://dergachev.ru/analit/11.html
4 Дергачев В. Геополитическая трансформация Украины. — Вестник аналитики, 2006, № 2.
5 Дергачев В. Кризис украинской государственности. — Вестник аналитики, 2007, № 4.
6 Список стран по ВВП (ППС) надушу населения. — http://ru.wikipedia.org/
7 Юрий Пахомов Возьмут ли Украину в ЕС? — www.rosbaltnord.ru/2007/12/07/4383383/html
Источник: http://www.dergachev.ru/geop_events/201110.html
|